Здавалка
Главная | Обратная связь

Порядок выборов и основания досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования.



Согласно ст. 34 рамочного Закона № 131-ФЗ в системе органов местного самоуправления в обязательном порядке должна вводиться должность Главы муниципального образования как высшего должностного лица местного самоуправления, который должен избираться населением муниципального образования на муниципальных выборах двумя способами:

1. выборы Главы муниципального образования путём организации и проведения прямых муниципальных выборов и на основе требования мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства голосов;

2. назначение и проведение косвенных муниципальных выборов Главы муниципального образования из числа депутатов на заседании представительного органа муниципального образования.

В том случае, если Главы муниципального образования избирается на свой пост в результате проведения прямых муниципальных выборов непосредственно всем населением муниципального образования, то избранным считается тот кандидат, за которого проголосовало более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50%+1 голос).

В том случае, если ни один из предоставленных кандидатов на муниципальных выборах не был избран на должность Главы муниципального образования, то обычно через 15 дней назначается второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. И в этом случае победитель определяется простым большинством голосов по отношению к другому кандидату.

Несколько упрощенной по своему юридическому содержанию является процедура выборов Главы муниципального образования на заседании Представительного органа местного самоуправления, которая обычно включает в себя такие основные стадии:

1. выдвижение кандидатов на пост Главы муниципального образования;

2. выступление кандидатов на должность Главы муниципального образования со своей предвыборной программой;

3. обсуждение предложенных кандидатур на пост Главы муниципального образования;

4. голосование;

5. подсчёт и установление официальных результатов выборов.

По общему правилу любой из присутствующих на заседании представительного органа муниципального образования депутатов вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве Главы муниципального образования и тем самым фактически действует процедура самовыдвижения.

Затем всем выдвинутым кандидатам на пост Главы муниципального образования предоставляется возможность выступить перед другими депутатами с изложением основных положений своей предвыборной программы. В дальнейшем, на заседании представительного органа муниципального образования происходит обсуждение предложенных кандидатур на должность Главы муниципального образования с оценкой их профессиональных, деловых и личностных качеств.

Процедура голосования по предложенным кандидатурам на пост Главы муниципального образования всегда происходит в тайной форме путём заполнения избирателем бюллетени.

По этой процедуре обычно считается избранным тот кандидат, за который проголосовало не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образовании.

В том случае, когда ни один из предложенных кандидатов не был избран на должность Главы муниципального образования, то назначается 2ой тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов депутатов. И тогда уже победитель определяется простым большинством голосов по отношению к другому кандидату (мэр г. Северска, мэр г Асино).

Таким образом, вновь избранный в результате проведения муниципальных выборов Главы муниципального образования вступает в свои юридические обязанности путём принесения торжественной клятвы в присутствии депутатов представительного органа муниципального образования, представителей органов государственной власти субъекта РФ и представителей общественности. С этого момента он официально считается вступившим в свою должность (процедура инаугурации).

Рассматривая вопрос о юридических основаниях и порядке досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования, необходимо отметить, что они в основном совпадают с аналогичными основаниями и процедурами, действующими в отношении депутатов представительного органа муниципального образования, за исключением только 2х особых случаев:

1. отрешение от должности Главы муниципального образования;

2. удаление в отставку Главы муниципального образования, которое можно рассматривать в качестве своеобразной меры юридической ответственности в муниципальном праве высшего должностного лица местного самоуправления перед органами государственной власти субъекта РФ и представительным органом муниципального образования.

В частности, согласно ст. 74 Закона № 131-ФЗ к числу оснований отрешения от должности Главы муниципального образования могут относиться такие конкретные обстоятельства:

1. издание Главой муниципального образования нормативно-правового акта, нарушающего Конституцию РФ, акты федерального и регионального законодательства и Устав муниципального образования;

2. издание им ненормативного правового акта, влекущего за собой массовые нарушения прав свобод человека и гражданина, подрывающего единство экономического и правового пространства РФ, её территориальной целостности, либо ущемляющего, подрывающего интересы обороноспособности и безопасности РФ;

3. факты нецелевого использования Главой муниципального образования выделенных средств из федерального и регионального бюджетов в форме субвенции на осуществление переданных отдельных государственных полномочий.

Все эти вышеперечисленные факты в обязательном порядке должны быть подтверждены судебным решением, в котором Главе муниципального образования устанавливается срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, а именно – не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Если Главы муниципального образования не принимает необходимых мер именно по исполнению вынесенного решения суда, то высшее должностное лицо субъекта РФ вправе издать специальный правовой акт об отрешении от должности Главы муниципального образования в сроки, установленные Законом № 131-ФЗ, именно не ранее 1 месяца и не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

После издания официального акта об отрешении от должности Главы муниципального образования последний вправе обжаловать действия высшего должностного лица субъекта РФ через суд в течение 10 дней со дня официального издания такого акта; и тогда такое решение суда уже носит окончательный характер.

Еще одним основанием является удаление в отставку по решению представительного органа муниципального образования. Согласно Закону № 131-ФЗ Глава МО может быть удален в отставку при наступлении следующих случаев:

1. систематическое неисполнение им своих должностных полномочий в течение 3х и более месяцев без уважительных причин;

2. издание Главой муниципального образования муниципально-правовых актов, которые влекут за собой возникновение просроченной муниципальной задолженности по выполнению муниципальным образованием своих бюджетных и иных финансовых обязательств, в том числе превышающую предельный размер дефицита местного бюджета, а именно – 30 % от собственных доходов бюджета муниципального образования или если такая просроченная муниципальная задолженность превышает 40% выделенных бюджетных ассигнований в отсчётном финансовом году средств местного бюджета;

3. нецелевое использование им финансовых средств, выделенных из федерального, регионального бюджетов в форме субвенций;

4. объявление неудовлетворительной оценки деятельности Главы муниципального образования более 2 раз подряд по итогам его ежегодного отчёта перед представительным органом муниципального образования.

В таких вышеперечисленных случаях инициатива об удалении в отставку Главы муниципального образования может исходить от самого представительного органа муниципального образования, если она поддержана не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов, либо такое предложение может исходить от высшего должностного лица субъекта РФ, о чём незамедлительно уведомляется Глава муниципального образования, который приглашается на заседание представительного органа местного самоуправления.

В свою очередь, решение об удалении в отставку Главы муниципального образования считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. И затем оно подлежит официальному опубликованию в течение 5-ти дней со дня его принятия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.