Гражданственность как условие социальной направленности деятельности должностных лиц органов местного самоуправления: признаки и основные направления развития.
Социокультурные качества отражают уровень гражданственности государственного гражданского служащего как социокультурной готовности к конструктивной реализации прав и выполнению обязанностей гражданина РФ. Гражданственность является отличительным признаком организационной культуры органа государственного управления, а уровень гражданственности конкретного сотрудника напрямую влияет на сдерживание коррупционной мотивации его деятельности.
Социальный компонент модели компетентности представлен качествами государственного служащего как гражданина страны и гражданственностью как его готовностью к конструктивной реализации своих прав и выполнению обязанностей (Таблица). Уровень гражданственности, является одной из важнейших характеристик профессиональной деятельности государственного гражданского служащего.
Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений, которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны - сильную социальную солидарность, которая выражается в участии человека в жизни общества.
№
п/п
| Вид деятельности
| Социальные навыки и умения
| Качества
гражданина
|
1.
| Профессионально-образовательная
| – умение определить личностные возможности к освоению какой-либо профессиональной сферы;
– умение определить цели и траекторию своего профессионального образования;
– умение самоорганизовать процесс подготовки к поступлению в профессиональных учебные заведения различного уровня
| Образовательная конкурентоспособность
|
– умение постоянно повышать свой образовательный уровень, обеспечивающий личностное и профессиональное развитие;
– умение осваивать разнообразные смежные направления деятельности, обеспечивающие вариативность выбора сферы профессиональной самореализации;
– умение творчески решать образовательные задачи
| Образовательная мобильность
|
2.
| Социально-экономическая
| – уметь использовать свои способности для эффективного управления государственными экономическими ресурсами;
| Предприимчивость
|
– уметь развивать ценностное отношение к труду, как основному источнику материального и морального благополучия;
– уметь развивать свои личностные и профессиональные навыки, обеспечивая более качественное выполнение социальных и профессиональных задач
| Трудолюбие
|
2.3.
| Социально-культурная
| – умение диагностировать и развивать свои личностные потенциалы;
– умение определять положительные качества другого человека как основу для конструктивного сотрудничества с ним;
– умение находить взаимопонимание с другими людьми
| Гуманность
|
– уметь постоянно повышать свой культурный уровень;
– уметь заботиться о сохранении исторического и культурного наследия своей страны, беречь памятники истории и культуры
| Общая культура
|
– уметь соблюдать запрет на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
– умение уважительно относиться к представителям других культур;
– умение организовывать конструктивное межкультурное взаимодействие
| Толерантность
|
– умение реализовывать право на свободу совести и свободу вероисповедания;
– умение соотносить свои поступки и направленность деятельности со своими религиозными убеждениями;
– уметь противостоять различным формам и методам религиозной агрессии
| Духовность
|
2.4.
| Социально-
правовая
| – умение сознательно выполнять законы и другие нормативные акты;
– умение при защите своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц
| Законопослушность
|
2.5.
| Социально-
политическая
| – умение самоопределяться в идеологическом и политическом многообразии взглядов и идей политических партий и общественных движений;
– умение проявлять политкорректность в ходе социального и политического взаимодействия с другими людьми
| Политическое самоопределение
|
| | – умение гармонизировать личностные, социальные и государственные интересы в процессе социальных взаимоотношений;
– умение рассматривать социальные и государственные цели как личностно значимый ориентир собственной деятельности;
– умение гордиться символами государства, его историей, современными достижениями и успехами;
– готовность к защите Отечества
| Патриотизм
|
– готовность к волонтерской деятельности, социальной помощи и поддержки нуждающимся людям;
– умение реализовывать свои избирательные права
| Общественная активность
|
2.6.
| Социально-
коммуникативная
| – обладать навыками использования современных информационных ресурсов для решения актуальных личностных и социальных задач;
– уметь выбирать и реализовывать адекватно социальной ситуации язык, вид и стиль общения;
– уметь убеждать собеседника
| Информационная культура
|
2.7.
| Экологическая
| – уметь получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
– уметь сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
| Экологичность
|
2.8.
| Семейная
| – уметь организовывать свою деятельность с учетом семейных ценностей и традиций;
– умение уважительно относиться к старшим, проявлять о них заботу;
– умение сохранять и защищать семью, достигать гармонии в семейных взаимоотношениях
| Семейная гармоничность
|
Развитие гражданственности возможно через институты социализации, к которым можно отнести:
- Образовательные учреждения, в том числе высшие учебные заведения. Образованность человека в области права, истории, культуры влияет на осознание гражданственности.
- Волонтёрские движения. Волонтёрская деятельность позволяет раскрыть лучшие гражданские и человеческие качества, демонстрирует зрелость личности и приносит пользу обществу.
К основным функциям гражданственности можно отнести следующие:
- Мобилизирующая: гражданственность формирует у людей активное отношение к происходящему вокруг них, способствует формированию и развитию гражданского общества;
- Направляющая: гражданственность связана с целеполаганием, придаёт устойчивость действиям личности и гражданских объединений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.