ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
1. УОРД Л. (1841-1913)
Лестер Франк Уорд – один из первых американских социологов, геолог по специальности, вышел из бедной семьи, участвовал в гражданской войне в США. К вопросам социологии обратился уже в зрелом возрасте. В 1906 году был избран президентом Американского социологического общества. Автор работ: «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898) и многих других. Он создал свою философскую концепцию, согласно которой, все состоит из взаимоотношений между частицами вещества. Эволюция этих взаимоотношений проходит в три этапа: генезис материи, генезис органических форм, генезис общества. Уорд вводит понятие «синергия». Синергия – это процесс, суть которого состоит в действии прямо противоположных сил, которые и приводят к все возрастающей сложности структур. В отношении общества он вводит концепцию «телезиса», которое он отличает от концепции «генезиса», ибо, по его мнению, общество не только процесс генезиса, основанного на слепой адаптации, а целенаправленной адаптации. В своих работах Уорд обосновывает точку зрения, согласно которой первичной социальной силой являются «желания»: голод, жажда, половые потребности. На основе этих первичных желаний формируются более сложные: интеллектуальные, моральные и эстетические желания. Таким образом происходит постепенное улучшение общества, которое прогрессивно движется по этому пути «мелиоризма» (от лат. melior – лучший) Но это не означает, что мир меняется кардинально в этом процессе «мелиоризма» - мир построен не на разумных основаниях, в нем царствуют страсти и желания, только немного облагороженные культурой. Уорд пишет: «..способность к выживанию в борьбе за существование основывается не на уме, а на хитрости, которая может сопровождаться очень небольшим умом» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.146) Тем более, что в обществе и не действуют законы справедливости, везде плутовство и обман, желание господства, движущими мотивами являются не Разум и интеллект, а лишь желания, которые реализуются любыми способами – коварство и обман здесь выступают главными орудиями их реализации: «…принцип обмана играет преобладающую роль в ряду различных средств, которыми люди добиваются своей цели в обществе» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.150) Сам язык людей - это система обмана и каждое слово, взгляд и поступок никогда не естественны, а искусственны, лживы, созданы для обмана. Все эти облагороженные желания лишь субституты тех первичных желаний, на которых они основаны: «Животная хитрость заменяется человеческой проницательностью, и интуитивное восприятие переходит в интуитивный разум. Оба эти свойства принадлежат к нормальной и первичной умственной способности, оба включают в себя принцип обмана, который составляет сущность всего процесса» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.154)
2. СМОЛЛ А.
Альбион Смолл
3. САМНЕР У. (1840-1910)
Уильям Самнер, профессор Йельского университета, был некоторое время священником Епископальной церкви, возглавлял приходы в Нью-Йорке и Морристауне (штат Нью Джерси). Его взгляды сформировались под воздействием социологии Г. Спенсера. Основой мировоззрения У. Самнера было утверждение о том, что формирование общества есть стихийный процесс, который определяется естественным отбором и борьбой за существование. Но, тем не менее, Самнер отходит от этого в сторону изучения нормативных установлений в общественной жизни. Основой общественной регуляции. Самнер считал нравы и народные обычаи, под которыми он понимал общие принципы мышления и поведения индивидуумов в обществе. В его основной работе «Народные обычаи» (1907) он утверждал, что народные обычаи – это продукт многовекового бессознательного творчества, а потому любая попытка посредством каких-либо установлений, сознательно выработанных норм изменить эти народные обычаи, обречена не только на неудачу, но и может привести к дисгармонии общественного устройства. Тут он не оригинален, рассуждая в русле теорий исторической школы права. Считал, что общество основывается изначально на принципах соперничества и борьбы за существование, вот именно обычаи есть стихийно складывающиеся правила этой борьбы между людьми и людей с окружающей природой. Основными мотивами при этом, естественно у него выступали «страсти» и «потребности»: голод, желание секса, честолюбие и страх. Положил начало теории норм, которая может получить «второе дыхание» в связи с будущим созданием теории традиции.
«Будучи профессором экономики, Самнер был последовательным защитником индивидуализма и принципа laisser-faire, неустанно критиковал регулирующее вмешательство государства и движения, направленные на социальные реформы. Он доказывал, что политический, экономический, социальный миры должны управляться собственными естественными закономерностями. Согласно этим закономерностям, соревнование является результатом борьбы за существование, выживает самый приспособленный в социальном мире, так же как и в природе» (Култыгин В.П. Классическая социология. М., Наука. 2000. С.310)
6. ИНСТИНКТИВИЗМ У. МАК - ДАУГАЛЛА (1871-1938)
Наиболее яркий представитель того времени, который занимался теорией инстинкта, Л. Морган так понимал инстинкт: «Истинное инстинктивное действие … характеризуется известными определенными признаками, которые наследственны, врождены, а не приобретены отдельной особью в течение её жизни. Привычка же, как таковая, в том ограниченном значении, какое мы придали ей вначале, не может считаться наследственной. Это – результат личного упражнения, который становится стереотипным вследствие повторения в течение жизни организма, обнаруживающего данную привычку» (Л. Морган Привычка и инстинкт. Спб.,1899. С.15)
К унаследованным он относил именно те действия, которые являются инстинктивными, природными способностями. К ним он относил способности ассоциации, наследственную восприимчивость к удовольствию и страданию. К приобретенным же он относил те, которые приобретаются посредством обучения, которое сопровождается подавлением инстинктов, они являются привычками.
Уильям Мак-Даугалл – родился в Англии, медик по образованию, крупнейший представитель инстинктивизма. В 1920 году, переехав в США, становится профессором Гарвардского университета, сменив на этом посту У. Джеймса – одного из основоположников прагматизма. В Гарварде он развернул борьбу против бихевиоризма Дж. Уотсона. В 1927 г. он переходит в университет Дьюк, где много времени посвящает парапсихологии. Одна из главных работ- «Введение в социальную психологию» (1908)
Мимо этого направления пройти нельзя, ибо оно сыграло большую роль в ментальности европейского общества того времени, да и имеет тенденцию периодически возрождаться в среде «интеллигенции». Его работы пользовались успехом, его идеи имели множество последователей. Английский врач У. Троттер (1872-1939) выпускает ставшую популярной книгу, в которой утверждает, что все социальные явления объясняются в конечном счете «стадными инстинктами». Его соотечественник социалист Г. Уоллас (1858-1932) распространяет инстинктивизм анализ на сферу политики. «Инстинктивистский» редукционизм проникает во все области социальных наук. Все социальные явления начинают объясняться через тот или иной «инстинкт». В теоретическом плане несерьезен и бесполезен, ибо объяснение поведения человека не сознанием, а инстинктами, ничего не прибавляет к выяснению сути поведения. Вот что писал Мак-Дауголл: «..инстинкты являются первыми двигателями человеческой деятельности. Путем двигательной или импульсивной силы какого-либо инстинкта или навыка, вытекающего из инстинкта, всякий ход мысли, как бы он ни казался холодным и бесстрастным, развивается в известную сторону, зачинается и поддерживается всякая деятельность. Инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности и доставляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению той цели, только оружием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления, между тем как удовольствие и страдание помогают им делать выбор средств. Удалите эти инстинктивные организации с их сильными импульсами, и организм утратит всякую способность действовать. Он станет инертным, неподвижным, как часовой механизм без пружины или паровая машина без огня. Эти импульсы представляют духовные силы, которые поддерживают и формируют жизни индивидов и обществ. Они приводят нас к главной задаче жизни ,ума и воли» (У.Мак-Дауголл «Основные проблемы социальной психологии»М.,1916. С.31-32)
«Успех книги Мак-Даугалла, которая многократно переиздавалась, способствовал появлению у него многочисленных последователей.
«Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о человеке тем, что привлек внимание к неосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой.По замечанию Питирима Сорокина, инстинктивистские концепции представляли собой род «рафинированного анимизма»: «Позади человека и его деятельности они помещают некоторое число духов, называя их инстинктами, и интерпретируют все явления как проявления этих инстинктов-духов»
6. ГИДДИНГС Ф. (1855-1931)
Франклин Генри Гиддингс (1855 – 1931) – один из первых американских социологов. В 1894 г. стал первым профессором социологии США.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: крит. анализ. Минск., 1990 2. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. 124437
3. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛП
1. СИГЕЛЕ С.
«Мы знаем, что общество не представляет собой чего-нибудь однородного и равного в каждой из своих частей, а скорее есть «ряд наслоений ила, медленно образовавшийся из бренных остатков бесконечного ряда существ», организм который, как тело животного, обладает тканями различного строения и различной чувствительности. Эти ткани, наслоения, или социальные группы, образовавшиеся постепенным и постоянным прогрессивным переходом простого в более сложные, однородного в разнородное, в чем и состоит закон эволюции, -эти ткани, как и ткани различных животных и растений, обладают присущими каждой из них органическими и психическими свойствами, которые воспроизводят специальные свойства отдельных, неделимых, входящих в состав подобных групп» (1.6-7)
«Итак, если мы вообще не ошибаемся, между всеми поименованными обществами людей, более или менее неоднородными и неорганизованными, как присяжные, съезды, публика театров, случайные сборища всякого рода, толпа, без всякого сомнения, прежде всего должна быть изъята из ведения законов социологии и подчинена законам коллективной психологии.»(1.20)
«Мы мыслим не только мозгом, но всей нашей нервной системой и образ, с вытекающими из него представлениям, сразу захватывает органы обыкновенно соответствующие представлению, неизбежно вызывает в них приспособленные движения, которые могут быть подавлены только энергичным противодействием воли» (1.49)
«…сотня, тысяча людей сообща способны совершить поступки, которые не один из сотни или тысячи, будучи одинок, не совершил бы никогда. Эти неожиданности, впрочем, почти всегда прискорбного свойства. Соединение хороших людей, почти никогда не дает превосходного результата, иногда получается посредственный ,в иных случаях даже очень плохой. Толпа является средой, где микроб зла развивается чрезвычайно легко, тогда как микроб добра почти всегда погибает, не находя условий для развития» (1.54)
«..нет большей опасности, как* великая мысль запавшая в неразвитый мозг, сказал Тэн, и несомненно, что величие стремлений социалистов могло благоприятствовать потере умственного и нравственного равновесия у многих из тех, которые, не обладая никакими или очень малыми знаниями и терпя сильную нужду, кажется с воодушевлением принимают какую - бы то ни было теорию, сулящую им материальное благополучие в более широких размерах, чем другие» (1.73-74)
«Во многих случаях смелости и геройства можно найти подкладку преступника. Ричард Львиное Сердце не пробовал- ли он мяса Сарацин и не находил- ли он его нежным и мягким?» (1.105)
2. ЛЕБОН Г. (1841-1931)
Гюстав Лебон – французский социолог, медик по образованию.
Литература:
«Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологической теорией Иоганна Фридриха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус(1824-1903) и Хейман Штейталь (1823-1899) провозгласили в 1860 году создание новой программы –«психологии народов» .Хотя они не смогли выполнить этой программы, их идея была подхвачена и развита Вильгельмом Вундтом.
3. МОСКОВИЧИ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Московичи С. От коллективных представлений к социальным|| Вопросы социологии Т.1 №2 1992 2. Сигеле С. «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» Новгород 1893 (95067). 3.
ТЕОРИЯ ЭЛИТ
Большое место в истории европейской мысли имеют элитарные теории, истоком их можно считать Гереклита и Платона. Особо выразились элитарные теории в итальянской социологии, которая имеет в своей традиции одну из самых ярких проявлений элитаризма – учение Макиавелли. Итальянская социология обладает рядом специфических черт. Это обусловлено тем, во времена формирования и институализации социологии центральным местом в общественной жизни Италии были проблемы достижения национального единства, к тому же Италию постоянно потрясали политические кризисы. Все это обусловило общую тональность итальянской социологов, их интерес прежде всего в политическим проблемам. Слова «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere и французского elite – лучший ,отброный, избранный.
ПАРЕТО В. (1848-1923)
Вильфредо Парето – итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в социологии. Получил образование инженера, работал в руководстве Общества железных дорог. С 1893 году стал профессором Лозаннского университета, руководителем кафедры экономики. В 1898 году он получает наследство своего дяди и переезжает в Швейцарию, где отдается целиком теоретической работе. Незадолго до своей смерти был избран членом сената итальянским фашистским правительством. Основные работы: «Курс политической экономии» (1896-1897. Т.1-2), «Социалистические системы» (1902-1903), «Трактат по общей социологии» (1916). Социология В. Парето, хотя и переходит уже в иной период европейской культуры, но тем не менее, следует общий «тональности» традиции психологизма. Включение его взглядов в эту традицию обусловлено еще и тем, что в нем присутствует типичная черта мыслителей второй половины XIX века – это стремление создавать какие-то «новые» системы, употребляя искусственные схемы мышления, не имеющие основы в реальности, не базирующиеся на фактическом материале истории и этнографии. Это априористское «системотворчество» видимо еще было обусловлено не только следованию этой традиции, а еще и тем, что в его работах явно прослеживается, хотя талантливый, но дилетантизм. Большое влияние на Вильфредо Парето оказали идеи французского теоретика анархосиндикализма Жоржа Сореля (1847-1922), особенно его теория насилия и отождествления революционных принципов с религиозными мифами, а также концепция Гаэтано Моска универсальности деления общества на два класса- господствующий и подчиненный. Парето типичный позитивист – он считал, что все философские, моральные и политические оценки должны быть исключены из социологии. В своих исследованиях он в основу угла ставит наблюдение и опыт. В области социальной жизни он отдавал предпочтение экономике, которая и составляет объективную реальность культуры; социологию он считал наукой о феноменах, которые выходят за пределы экономики и составляют анализ жизни надстроечных систем общественной жизни.
1.СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Человек, по Парето, существо иррациональное, которое мало приспособлено к тому, чтобы действовать рационально. Логические поступки, когда человек четко знает цель своего поступка и применяет осознанные средства его достижения составляют очень малую долю. Они свойственны лишь для производственно- технической деятельности, для экономической сферы культуры. Логичными поступками может считаться деятельность инженера, который имеет четко заданную цель – спроектировать какой-то механизм, и использует при этом четко определенные средства – материалы, расчеты и т.д. К этому же классу поступков можно отнести и действия экономиста, который имеет определенную цель – получить прибыль и изыскивает для этого рациональные способы её достижения. Основное же количество поступков, совершаемое в социальной и ментальной сфере жизни культуры нелогично. Человек не понимает объективной основы своих действий, не знает ни своих целей, ни эффективных средств достижения их. Его поступки нелогичны. Первый тип нелогичных поступков – это крайний случай нелогичного поступка, когда поступок нелогичен и объективно и в сознании. Но человек редко действует таким образом, даже когда он действует объективно нелогично, он всегда старается придумать какое-то субъективное, часто абсолютно абсурдное обоснование логичности своего поступка, его целей и средств. Именно этот второй тип нелогичных поступков очень распространен в социальной жизни. Есть еще третий тип нелогичных поступков, когда человек действует объективно верно, но его не осознает. Это разного рода инстинктивные действия, но он более распространен среди животных. Есть еще четвертый тип нелогичных поступков, когда человек осознает свои действия, обосновывает их теоретически, но объективно эта теория поведения не соответствует объективному порядку вещей, хотя иногда бывает, что при этом способе действия достигается определенный результат. Такой способ действия присущ ошибочному действию инженера или ученого, но более всего свойственен политикам и революционерам, которые движимые часто благими намерениями, приходят в конце концов к совершенно другому результату. Как говорится: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Наиболее распространенными в обществе являются не первый тип абсолютно абсурдного поведения, ни третий тип инстинктивного поведения, а второй и четвертый. Т. е. нелогические поступки, которые субъективно осознаются неадекватно, эти поступки либо совершаются достаточно бессмысленно, хотя и обосновываются какими-то произвольными теориями; либо совершаются сознательно, но само обоснование поступка ошибочно и приводит к другому результату, чем предполагался согласно принятой точки зрения на поведение, на цели и средства её достижения..
2. ТЕОРИЯ НЕЛОГИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ
Согласно В. Парето социальная система состоит из трех компонентов-переменных: «остатков» – т.е. человеческих эмоций; «интересов» – объективных условий удовлетворения своих потребностей; «производных» – предписаний и рациональных объяснений, которые изобретаются людьми для легитимации своих «страстей-остатков» и «интерсов-потребностей». (с Штомпки).
Персонажи: в военно-политической сфере – львы и лисы; в экономической – рантье и спекулянты, в идеологической – священники и скептики.
Насколько ясно, согласно В. Парето, нелогичное поведение составляет основу поведения и принцип жизни человеческого общества. Само поведение состоит из поступков - действий и эмоциональных выражений этих поступков-действий. Само эмоциональное выражение определяется психической организацией человека (которое является предметом психологического, а не социологического исследования) и теми верованиями- культами или теориями, которое исповедует субъект действия-поступка. Отношение между поступками и их эмоциональным выражением обладает постоянной частью – склонностями людей к отождествлению тех или иных символов и реальных явлений; а также переменной частью – это разными объяснениями и обоснованиями, к которым прибегают люди для объяснения соотношения «идей» и «вещей». Эта переменная часть составляет «остатки» и «производные». «Остатки» - это чувства или аффекты, но только те, которые имеют отношение к систематизирующей и объяснительной способности; «производные»- это теории обоснования, оправдания и защиты поведения, которые базируются на «остатках», которые имеют много схожего с инстинктами. По Парето существует шесть классов «остатков»: 1) «инстинкт комбинаций»- это склонность человека к установлению связей между идеями и вещами, и извлечению следствий из провозглашенного принципа. Важным является то, что этот «инстинкт» включает «потребность в логическом развитии», что напоминает «потребность в мысли» П. Лаврова. Именно благодаря этой потребности и происходит развитие наук и совершенствование техники. 2) инстинкт «незыблемости агрегатов» – это стремление человека к сохранению верований и привычек, он противоположен первому «инстинкту комбинаций», и во многом может идентифицироваться как традиция. Оба этих первых инстинкта составляют пару, первый – стимулирует мысль, второй сохраняет достижения мысли. 3) «потребность проявления чувств во внешних действиях» –демонстрации согласия -аплодисменты, демонстрации. 4) остатки, относящиеся к социальности - дисциплина 5) целостности индивида и его зависимостей 6) сексуальные остатки. «Производные» –это переменные элементы системы, образуемой поведением человека и его словесным сопровождением. Существует четыре класса «производных»: простые утверждения; убеждение авторитетом; убеждение в согласии с чувствами или принципами; вербальные доказательства. Парето считал, что теории и верования – это лишь оболочки чувств-эмоций, теории – это язык чувств-эмоций. Верования, которые и определяют реальное поведение людей, основаны на чувствах-эмоциях, а потому невозможно обнаружить их логичность. Роль теории состоит тут в том, чтобы теориями не обосновать свое поведение, а только оправдать его. Даже если это оправдание «шито белыми нитками», то они все равно действуют не сообразно логике, а сообразно своим верованиям-убеждениям.
3. ЗАКОН ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ
В начале XX века элитарный подход становится популярным. Буржуазия получила свое, теперь для нее было вполне естественным закрепить свое положение идеологически посредством какого-либо символического конструкта. Есть спрос – есть товар. В принципе теория элит ведет начало еще со времен Гераклита – «обиженного» аристократа и такого же представителя «голубой» крови Платона. За всеми идеологическими перегибами тем не менее есть определенная доля истины в этой теории, потому она и постоянно возрождается в те или иные периоды истории. Действительно, в любых социальных группах особей всегда существует управляющий центр, ибо, в противном случае, социальная группировка неуправляема, не может осуществлять целерациональное действие. В начале XX века была создана социологическая теория элитаризма, связанная с именами В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса. С именем В. Парето связан закон циркуляции элит. Суть этого закона состоит в том, что элиты, формируясь из низших слоев общества в ходе борьбы поднимаются в высшие, расцветают, а затем вырождаются, освобождая место новым элитным группировкам. В этой циркуляции элит и состоит правда истории человеческого общества. Динамика общества – это динамика смены элит. По Парето, существуют две разновидности элитных группировок, которые во временной последовательности сменяют друг друга. Первый тип элиты – это «львы», для которых характерны силовые метода легитимации своего господства; второй тип – это «лисы», которые достигают господства путем обмана, политических интриг. Стабильность общественного устройства характерна для общества, которое имеет правящую элиты «львов», так считает Парето. Хотя, как известно, деспотические режимы довольно неустойчивы. Но разве можно остановить буйство фантазии Парето и такого рода мыслителей реальными фактами истории? Революция, по Парето, как раз есть смена элит. Общество, где преобладает элита «львов» – застойно и неподвижно, представители элиты «львов» склонны вкладывать капиталы в ренту. Элита же «лис» более динамична, которая извлекает прибыль из колебаний конъюктуры. Общество стабильно, когда обеспечивается постоянный приток и тех и других типов элит. Когда же это отсутствует, то возникает социальное напряжение.
МОСКА Г. (1858-1941)
Гаэтано Моска родился в Сицилии в Палермо. Закончил факультет права в Плермо. Был зав. Кафедрой Туринского университета, затем преподавал в Миланском университете Бокони, в Римском университете, где заведовал первой в Италии кафедрой политических институтов и доктрин. Вел активную политическую деятельность, был консерватором. В общем, был известной и авторитетной личностью в Италии того времени. Наиболее полно его концепция была изложена в его работе «Правящий класс» (1896). На него оказал большое влияние И. Тэн.
Такие же мысли развивает Гаэтано Моска(1858-1941) - создатель теории политического класса. По его мнению, существует во все времена два класса - правящий класс и управляемый класс. Тут он ничего особого не открыл. Самое главное, что он считал, что главным фактором динамики общественных изменений является политическая сфера жизни общества, в данном случае он совершенно неоригинален. Г. Моска писал: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникают два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят» (Mosca G. The Ruling Class. N.Y. 1939. P.50) Моска утверждал, что фундаментом общественного развития служит не экономика, а политика.
МИХЕЛЬС Р. (1876-1936)
Роберт Михельс родился в Кельне, начал свою политическую и научную деятельность в Германии, где он состоял активным членом СДПГ. В 1925 году переезжает на постоянное жительство в Италию, где становится зав. Кафедрой Римского университета. С 1928 года он профессор университета в Берудже.
Известен своей статьей «Демократия и железный закон олигархии» (1910), где он утверждает свой знаменитый «железный закон олигархических тенденций»
Основной теоретический труд – «К социологии партии в условиях современной демократии» - основной идеей которой было перенос акцента с классовой борьбы на борьбу наций. Главный лозунг – это освобождение «пролетарской нации» от гнета «плутократической нации». Главный вывод состоит в том, что движущая сила истории – это элиты «пролетарских наций».
Михельс в своей работе «Политические партии» показывает процесс изменения социал-демократической партии, когда она становится достаточно организованной. Он выводит «фундаментальный закон олигархических тенденций», который состоит в том, что демократия, создавая какую-либо организацию, создает органы управления ею, тем самым формирет элиту, в результате упрочения этой элиты получается парадокс- демократия перерождается в олигархию, в господство этой элиты. В общем, все подчеркнуто верно.
Во второй половине 20-х годов Михельс переходит на позиции фашистской идеологии, видя в Муссолини спасителя Италии.
БЕНТЛИ А. (1870-1957)
Теория заинтересованных групп. Лассуэлл, Бернхем
Имеются многочисленные последователи этой традиции в современности. В частности американский элитарист Г. Медзинд. Он делит общество на три части – массу, элиту и сверхэлиту.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Арон Р. Этапы развития экономической мысли М.,1993 2. Ашин Г.К. Элитология. М 19 3. Бернхем Менеджерская революция 4. Ландберг Ф. Богачи и сверхбогачи. М.,1971 5. Милс Р. Властвующая элита. М.,1959. ГЛАВА 7 ЭТНОГРАФИЯ
Начало этнографической науки можно вести с Шарля де Бросса. Шарль де Бросс в «Трактате о богах-фетишах (1760) изложил верования народов Западной Африки. Он выдвинул тезис, что фетишизм является первой формой религии, основываяя вывод на том, что следы фетишизма видны в религиях Египта и Греции. Это положение было господствующим вплоть до выхода работы Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871), где он развивал теорию анимизма. Зачатки этнографической науки идут еще с школы сравнительной мифологии. ТЕЙЛОР Э. (1832-1917)
«В те времена была популярна теория «деградации», которая была выдвинута писателями –публицистами Шатобрианом и де Местром. Смысл теории деградации в том, что Адам и его потомки уже обладали высокой культурой, но одни народы пошли по пути прогресса. А другие деградировали. Она особенно поддерживалась церковниками, в частности английским архиепископом Уэтли, и считалась авторитетной в то время. Против этого выступил Тайлор.
ФРЕЗЕР МОРГАН Л.Г. (1818-1881)
Льюис Генри Морган. Выход «Лиги ирокезов» (1851) можно считать годом рождения этнографической науки. Успех эволюционистстких концепции связан с сильным влиянием эволюционизма Г. Спенсера. Эта концепция стала основной в следующем фундаментальном труде Моргана «Древнее общество».
«Стоит несколько особняком, но вклад которого значительно превышает все то, что внесли в этнографию современники. Организовал общество «Великий орден ирокезов»(1840) Вышедшая в 1851 г. «Лига ирокезов» была первой большой работой еще молодого Л.Г.Моргана.Оценивая значение этой работы Моргана, А.Гольценвайзер назвал 1851 г. годои рождения этнографической науки. Успех эволюционизма в этнологии Америки и Европы в конце 19 века был во многом связан не с модой на эволюционные учения Г.Спенсера,Э.Тайлора и др.,сколько с учением о первобытности в труде Моргана «Древнее общество».
Ближайший друг и ученик Моргана А.Ф.Банделье (1840-1914) Далее Дж.У Пауэлл основал вашингтонскую школу этнографии.
БРАЧНЫЙ ВОПРОС
Генрих Кунов (1862-1936) Эрнст Гроссе Генрих Шурц(1863-1903) Занимался исследованием тайных мужских союзов В Франции: Шарль Летурно(1831-1902) писал популярнуе книжки.
Известно, что проблемы феминизма занимали умы общества второй половины XIX века. Это нашло отражение в этнографии, которая уделила в то время повышенное внимание к первобытным формам брака. Известен Эдуард Вестермарк (1862-1939), который издал, ставшую знаменитой книгу «История человеческого брака». Особый интерес сыграли идеи Бахофена, автора книги «Материнское право» (1861), который создал теорию материнского права. По Бахофену, матриархат – это исходный принцип жизни. Его идеи были подняты на щит социалистами – Марксом, Энгельсом и Бебелем. Работы Бахофена во многом стали популярны именно благодаря ф. Энгельсу Бахофен считал религиозность отличительной чертой матриархата и ментальности женщины Патриархат – это ментальность освобожденная от природной детерминации, основанная на примате духовности неад телесным. ДИФФУЗИОНИЗМ
Фридрих Ратцель(1844-1904) Ведущий представитель антропогеографической школы
Фробениус, Аго (1873-1928) Культурная мифология. Фробениус: «Я утверждаю, что каждая культура развивается как живые организмы,она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает.» «Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека.. Культура растет сама по себе, без человека, без народа.» Позднее Фробениус логично пришел к выводу, раз культуры живые организмы, то они должны быть разного пола-мужская(теллурическая) и женская(хтоническая).
Фриц Гребнер (1877-1934) Создатель кельнской школы и теории «культурных кругов».
В.Шмидт Создатель венской школы и теории «прамонотеизма».
«Панегиптизм» Эллиота-Смита и Перри.
ВУНДТ В. (1832-1920)
Вильгельм Вундт был ассистентом Гельмгольца в Гейдельберге, затем профессором в Цюрихе, а в октябре 1875 г. возглавил кафедру в Лейпциге. В 1879 г. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии. Ее прославили своими именами Кюльпе, Крепелин, Леман, Бехтерев, Кеттель, Стенли Холл, Уоррен, Стрэттон, Титченер и др. Считается, что он является «отцом» современной психологии – это действительно так. В результате его теоретической и практической деятельности психология оформилась в научную дисциплину. До этого она носила, как мы видели ранее общим «идеологическим» фоном европейской ментальности, производились лишь первые опыты, шел процесс накопления материала. Но этим не огранивается его творчество. Он достаточно грамотный философ, его труды по философии не блещут оригинальностью, но кто сказал, что это обязательное условие философствования? Он создатель отличного курса по философии, достаточно объемного и охватывающего все регионы философствования того периода. По крайней мере, когда читаешь его «Систему философии» (1889) мысль отдыхает и систематизируется. В основу своего труда он во многом берет методологические идеи кантовой философии, но перерабатывает их в соответствии с накопленным опытом есетественнонаучных достижений его времени. В свое время выход его «Системы философии» был крайне благоприятно принят, считался одной из самой наиболее серьезных работ по философии, что совершенно обосновано.
СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЯ
Вундт, в отличие от популярного в те времена мнения, считает, что метафизика не исчезла. Вундт придерживается мнения, что метафизика необходима для того, чтобы она помогала решать науке её проблемы. Философию В. Вундт не считает «поэзией понятий», ни как априорную, оторванную от реальности, конструкцию из понятий. Для него философия это связь фактов согласно принципу основания и следствия, который уже применяется в науках. Философия также должна опираться на опыт, но берет этот опыт в максимальном обобщении и многообразии, используя при этом данные частных наук. Философия, по его мнению, занимала положение между религией и частными науками. Цель её: «.. в объединении наших отдельных познаний в воззрении на мир и на жизнь, удовлетворяющее требованиям рассудка и потребностям сердца» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.5). философия для него – общая наука «.. которая должна объединить в свободную от противоречий систему общие познания, доставляемые отдельными науками» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.14)
«Религия формирует свое мировоззрение, исходя из этических желаний и требований. Для нее потребности сердца стоят безусловно выше интересов рассудка. Но первоначально в ней, без отчетливого разграничения,* играют роль два мотива. Не ограничиваясь стремлением к достижению достижению конечной мировой цели, дающей прочную ценность человеческой жизни, религия пытается также построить внешнее изображение мира, которое делало бы понятной связь естественных событий. Потому на первых порах всякая религия переплетается с натурреалистической мифологией, и мифические боги являются одновременно воплощениями нравственного мирового порядка и миродвижущими силами природы. Философия возникает только в тот момент, когда начинается обособление интересов теоретического от практического, интеллектуального от религиозного. Поэтому всякая философия начинает с борьбы против мифологии народной религии. Грубое объяснение природы посредством человекоподобных двигателей философия заменяет попыткой объяснить космос при посредстве понятий» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.5-6). Вообще отношение к религии, считал В. Вундт, должно быть не критическое, а отношение к ней как к факту.
Философия Генетическая Систематическая
Учение о познании Учение о принципах
Формальные Реальные Общее Специальные: Логика Теория познания Метафизика Методология 1. Философия природы: Космология Биология Антропология 2. Философия духа
Он делит направления философии на три типа: материализм (дуалистический или монистический), реализм (монистический, трансцендентальный, имманентный) и идеализм (объективный, субъективный и абсолютный).
В. Вундт подчеркивал факты, в которых взаимодействие философии и наук происходит наиболее явственно: 1. Философия заимствует отдельные идеи от наук, затем распространяя их на все; 2. Философия, заимствуя научные идеи, открещиватся сама от науки. Эти два факта недопутимы?????? ТЕОРИЯ ЗНАНИЯ
«Мышление есть не что-либо покоящееся, а непрерывный процесс, и при этом – наиболее личное из переживаемых событий (eigenstes Selbsterlebniss)» (Вундт В. Система философии. Спб.,1902. С.25) «Но мышление есть не единственный факт, представляющий нам вышеупомянутый признак самолично внутренне пережитого. Тоже как субъектиные деятельности мы рассматриваем и наше представление, чувствование, хотение. Тем не менее, эти деятельности и мышление – процессы не одного и того же порядка; это те элементарные функции, из которых формируется всякое мышление. Нет мышления без содержания представлений, нет содержания представлений без возбуждения чувства, нет возбуждения чувства без направления воли» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.25) «.. внимание есть предварительное условие мышления: мышление и внимание – функции однородные, но различные по степени» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.28)
«Мышление есть субъективная деятельность по отношению к наиболее общему различению содержаний опыта, стало быть, в противоположность тем составным частям опыта, которые рассматриваемы как объекты. По отношению к волевой стороне нашего опыта мышление есть самосознательная деятельность. Наконец, по отношению к своим содержаниям мышление оказывается деятельностью соотносящей» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.29)
«Требовать от мышления, раз достигнувшего ступени рефлексии, чтобы оно опять вернулось к наивному пониманию, значило бы, конечно, желать невозможного» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.60) «Мыслящее и мыслимое образуют единое связное (zusammengehőrige) содержание сознания, составные части которого всюду отличаются одна от другой только относительными, ни в коем случае не абсолютными признаками. В каждом отдельном познавании можно констатировать наличность изменчивого содержания представлений и постоянного восприятия собственной деятельности. Поэтому всякий познавательный акт одновременно бывает и данным и произведенным» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.62)
Вильгельм Вундт считал, что основой науки является упорядочивание фактов на базе логических суждений и умозаключений. Но, с другой стороны, он считал, что не было бы науки, если не было гипотез. Принцип связности знания реализуется в двух принципах: принцип причинности и телеологии (целевой) связи между явлениями. Он сопоставляет механику и энергетику.
Витализм существенен тремя чертами: самосохранением и размножением, регенерацией, развитием.
ПСИХОЛОГИЯ
1. ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Традиция считает его первым серьезным психологом - экспериментатором. Но его метод «интроспекции» вызывает сомнение в этом утверждении. Он совершенно верно был впоследствии признана несостоятельным в методологии научной психологии. Хотя потом с успехом получил распространение в «ненаучной» философии, перейдя через Ф. Брентано, ученика В. Вундта в феноменологию Э. Гуссерля.
2. ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
Ему вторит один из основоположников психологии Вильгельм Вундт: «.. познание животных отличается от познания человека только степенью своего развития. Между человеком и животным нет разницы более глубокой, нежели такая существует и между различными животными. Все одушевленные организмы образуют непрерывную цепь однородных существ, везде представляющую связь и нигде не имеющую промежутка» (Вундт В. Душа человека и животных. Спб., 1865. с.561)
«Феномен Маугли»- опровергает биологическмий редукционизм. О мальчике по имени Паскаль.
3. ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
Основателями направления «психология народов» были немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и Х. Штейнталь (1823-1899). Но наиболее плодотворен в развитии этого направления В. Вундт, который двадцать лет своей жизни посвятил написанию десяти томов «Психологии народов». Ведущей мыслью этого труда был тезис о том, что мышление и психика людей есть прежде всего продукт историко-культурного развития общества. Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологической теорией Иоганна Фридриха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус(1824-1903) и Хейман Штейталь (1823-1899) провозгласили в 1860 году создание новой программы –«психологии народов» .Хотя они не смогли выполнить этой программы, их идея была подхвачена и развита Вильгельмом Вундтом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|