Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ



 

1. УОРД Л. (1841-1913)

 

Лестер Франк Уорд – один из первых американских социологов, геолог по специально­сти, вышел из бед­ной семьи, участвовал в гражданской войне в США. К вопросам со­циологии обратился уже в зрелом воз­расте. В 1906 году был избран президентом Аме­риканского социоло­гического общества. Автор работ: «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898) и многих других.

Он создал свою философскую концепцию, согласно которой, все состоит из взаимоот­ношений между частицами вещества. Эволюция этих взаимоотношений проходит в три этапа: генезис материи, генезис органических форм, генезис общества. Уорд вводит понятие «синергия». Синергия – это процесс, суть которого состоит в действии прямо противоположных сил, которые и приводят к все возрастающей сложности структур.

В отношении общества он вводит концепцию «телезиса», которое он отличает от кон­цепции «генезиса», ибо, по его мнению, общество не только процесс генезиса, осно­ванного на слепой адаптации, а целенаправленной адаптации.

В своих работах Уорд обосновывает точку зрения, согласно которой первичной социальной си­лой являются «желания»: голод, жажда, половые потребности. На основе этих первичных же­ланий формируются более сложные: интеллек­туальные, мораль­ные и эстетические желания. Таким образом происходит постепенное улучшение общества, которое прогрессивно движется по этому пути «мелиоризма» (от лат. melior – лучший)

Но это не означает, что мир меняется кардинально в этом процессе «мелиоризма» - мир по­строен не на разумных основаниях, в нем царствуют страсти и желания, только не­много обла­гороженные культурой. Уорд пишет: «..способность к выживанию в борьбе за существование основывается не на уме, а на хитрости, которая может сопровож­даться очень небольшим умом» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.146)

Тем более, что в обществе и не действуют законы справедливости, везде плутовство и обман, желание господства, движущими мотивами являются не Разум и интеллект, а лишь желания, которые реализуются любыми способами – коварство и обман здесь вы­ступают главными ору­диями их реализации: «…принцип обмана играет преобладаю­щую роль в ряду различных средств, которыми люди до­биваются своей цели в обще­стве» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.150)

Сам язык людей - это система обмана и каждое слово, взгляд и поступок никогда не ес­тественны, а искусственны, лживы, созданы для обмана. Все эти облагороженные же­лания лишь субституты тех первичных желаний, на которых они основаны: «Животная хитрость за­меняется человеческой проницательностью, и интуитивное восприятие пе­реходит в интуитивный разум. Оба эти свойства принадлежат к нормальной и первич­ной ум­ственной способности, оба включают в себя принцип обмана, который состав­ляет сущность всего про­цесса» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.154)

 

2. СМОЛЛ А.

 

Альбион Смолл

 

3. САМНЕР У. (1840-1910)

 

Уильям Самнер, профессор Йельского университета, был некоторое время священни­ком Епископальной церкви, возглавлял приходы в Нью-Йорке и Морристауне (штат Нью Джерси). Его взгляды сформировались под воздействием социологии Г. Спенсера. Основой мировоззрения У. Самнера было ут­верждение о том, что формирование обще­ства есть стихийный процесс, который опре­деляется естественным отбором и борьбой за существование. Но, тем не менее, Самнер отходит от этого в сторону изучения нор­мативных установлений в общественной жизни. Основой общественной регуляции. Самнер считал нравы и народные обычаи, под которыми он понимал общие принципы мышления и поведения индивидуумов в обществе. В его основной работе «Народные обычаи» (1907) он утверждал, что народные обычаи – это продукт многовекового бес­сознательного творчества, а потому любая попытка посредством каких-либо установ­лений, сознательно выработанных норм изменить эти народные обычаи, обречена не только на неудачу, но и может привести к дисгармонии общественного устройства.

Тут он не оригинален, рассуждая в русле теорий исторической школы права. Считал, что общество основывается изначально на принципах соперничества и борьбы за суще­ствование, вот именно обычаи есть стихийно складывающиеся правила этой борьбы между людьми и лю­дей с окружающей природой. Основными мотивами при этом, ес­тественно у него выступали «страсти» и «потребности»: голод, желание секса, често­любие и страх. Положил начало теории норм, которая может получить «второе дыхание» в связи с будущим созданием теории традиции.

 

«Будучи профессором экономики, Самнер был последовательным защитником индиви­дуализма и принципа laisser-faire, неустанно критиковал регулирующее вмешательство государства и движения, направленные на социальные реформы. Он до­казывал, что по­литический, экономический, социальный миры должны управляться собственными ес­тественными закономерностями. Согласно этим закономерностям, со­ревнование явля­ется результатом борьбы за существование, выживает самый приспособленный в соци­альном мире, так же как и в природе» (Култыгин В.П. Классическая социология. М., Наука. 2000. С.310)

 

6. ИНСТИНКТИВИЗМ У. МАК - ДАУГАЛЛА (1871-1938)

 

Наиболее яркий представитель того времени, который занимался теорией инстинкта, Л. Морган так понимал инстинкт: «Истинное инстинктивное действие … характеризуется известными оп­ределенными признаками, которые наследственны, врождены, а не при­обретены отдельной особью в течение её жизни. Привычка же, как таковая, в том огра­ниченном значении, какое мы придали ей вначале, не может считаться наследственной. Это – результат личного упражнения, который становится стереотипным вследствие повторения в течение жизни организма, обнаруживающего данную привычку» (Л. Морган Привычка и инстинкт. Спб.,1899. С.15)

 

К унаследованным он относил именно те действия, которые являются инстинктив­ными, при­родными способностями. К ним он относил способности ассоциации, наследственную восприимчивость к удовольствию и страданию. К приобретенным же он относил те, которые приобретаются посредством обучения, которое сопровождается подавлением инстинктов, они являются привычками.

 

Уильям Мак-Даугалл – родился в Англии, медик по образованию, крупнейший представитель инстинктивизма. В 1920 году, переехав в США, становится профессо­ром Гарвардского университета, сменив на этом посту У. Джеймса – одного из осново­положников прагматизма. В Гарварде он развернул борьбу против бихевиоризма Дж. Уотсона. В 1927 г. он переходит в университет Дьюк, где много времени посвящает па­рапсихологии. Одна из главных работ- «Введение в социальную психологию» (1908)

 

Мимо этого на­правления пройти нельзя, ибо оно сыграло большую роль в ментально­сти европейского общества того времени, да и имеет тенденцию периодически возрож­даться в среде «ин­теллигенции». Его ра­боты пользовались успехом, его идеи имели множество последователей. Английский врач У. Троттер (1872-1939) выпускает став­шую популярной книгу, в кото­рой утверждает, что все со­циальные явления объясня­ются в конечном счете «стадными ин­стинк­тами». Его соотечествен­ник социа­лист Г. Уоллас (1858-1932) распространяет инстинктивизм анализ на сферу поли­тики.

«Инстинктивистский» редукционизм проникает во все области социальных наук. Все социальные явления начинают объясняться через тот или иной «инстинкт». В теорети­ческом плане несерьезен и бесполезен, ибо объяснение поведения человека не созна­нием, а инстинктами, ничего не прибавляет к вы­яснению сути поведения.

Вот что писал Мак-Дауголл: «..инстинкты являются первыми двигателями человече­ской дея­тельности. Путем двигательной или импульсивной силы какого-либо ин­стинкта или навыка, вытекающего из инстинкта, всякий ход мысли, как бы он ни ка­зался холодным и бесстрастным, развивается в известную сто­рону, зачинается и под­держивается всякая деятельность. Инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности и доставляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную ак­тив­ность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению той цели, только оружием, с помощью ко­торого эти им­пульсы ищут своего осуществления, между тем как удовольствие и стра­дание помогают им де­лать вы­бор средств.

Удалите эти инстинктивные организации с их сильными импульсами, и организм утра­тит вся­кую способность действовать. Он станет инертным, неподвижным, как часовой механизм без пружины или паровая машина без огня. Эти импульсы представляют ду­ховные силы, которые поддерживают и формируют жизни индивидов и обществ. Они приводят нас к главной задаче жизни ,ума и воли» (У.Мак-Дауголл «Основные про­блемы социальной психологии»М.,1916. С.31-32)

 

«Успех книги Мак-Даугалла, которая многократно переиздавалась, способствовал по­явлению у него многочисленных последователей.

 

«Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о человеке тем, что привлек внимание к не­осознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собст­венная теоретическая основа была более чем шат­кой.По замечанию Питирима Соро­кина, инстинкти­вистские концепции представ­ляли собой род «рафинированного анимизма»:

«Позади человека и его деятельности они помещают некоторое число духов, называя их ин­стинктами, и интерпретируют все явления как проявления этих инстинктов-ду­хов»

 

6. ГИДДИНГС Ф. (1855-1931)

 

Франклин Генри Гиддингс (1855 – 1931) – один из первых американских социологов. В 1894 г. стал первым профессором социологии США.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: крит. анализ. Минск., 1990

2. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. 124437

 

3. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛП

 

1. СИГЕЛЕ С.

 

«Мы знаем, что общество не представляет собой чего-нибудь однородного и равного в каждой из своих частей, а скорее есть «ряд наслоений ила, медленно образовавшийся из бренных ос­татков бес­конечного ряда существ», организм который, как тело живот­ного, обладает тканями различного строения и различной чувствительности. Эти ткани, наслоения, или социальные группы, образовав­шиеся постепенным и постоянным про­грессивным переходом простого в бо­лее сложные, однород­ного в разнородное, в чем и состоит закон эволюции, -эти ткани, как и ткани различных животных и расте­ний, об­ладают присущими каждой из них органическими и психическими свойствами, которые воспроизводят специальные свойства отдельных, неделимых, входящих в со­став подобных групп» (1.6-7)

 

«Итак, если мы вообще не ошибаемся, между всеми поименованными обществами лю­дей, бо­лее или менее неоднородными и неорганизованными, как присяжные, съезды, публика театров, случайные сборища всякого рода, толпа, без всякого сомнения, пре­жде всего должна быть изъ­ята из ведения за­конов социологии и подчинена законам коллективной психологии.»(1.20)

 

«Мы мыслим не только мозгом, но всей нашей нервной системой и образ, с вытекаю­щими из него представлениям, сразу захватывает органы обыкновенно соответст­вующие представле­нию, неиз­бежно вызывает в них приспособленные движения, кото­рые могут быть подавлены только энер­гичным противодействием воли» (1.49)

 

«…сотня, тысяча людей сообща способны совершить поступки, которые не один из сотни или тысячи, будучи одинок, не совершил бы никогда. Эти неожиданности, впро­чем, почти всегда прискорбного свойства. Соединение хороших людей, почти никогда не дает превосходного ре­зультата, иногда по­лучается посредственный ,в иных случаях даже очень плохой.

Толпа является средой, где микроб зла развивается чрезвычайно легко, тогда как мик­роб добра почти всегда погибает, не находя условий для развития» (1.54)

 

«..нет большей опасности, как* великая мысль запавшая в неразвитый мозг, сказал Тэн, и несо­мненно, что величие стремлений социалистов могло благоприятствовать потере умственного и нрав­ственного равновесия у многих из тех, которые, не обладая ника­кими или очень малыми знаниями и терпя сильную нужду, кажется с воодушевле­нием принимают какую - бы то ни было теорию, суля­щую им материальное благополу­чие в более широких размерах, чем другие» (1.73-74)

 

«Во многих случаях смелости и геройства можно найти подкладку преступника. Ричард Льви­ное Сердце не пробовал- ли он мяса Сарацин и не находил- ли он его нежным и мяг­ким?» (1.105)

 

2. ЛЕБОН Г. (1841-1931)

 

Гюстав Лебон – французский социолог, медик по образованию.

 

Литература:

 

«Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологической теорией Иоганна Фрид­риха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус(1824-1903) и Хейман Штейталь (1823-1899) провозгла­сили в 1860 году создание новой программы –«психологии наро­дов» .Хотя они не смогли выполнить этой программы, их идея была подхвачена и раз­вита Вильгельмом Вундтом.

 

3. МОСКОВИЧИ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Московичи С. От коллективных представлений к социальным|| Вопросы социологии Т.1 №2 1992

2. Сигеле С. «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» Новгород 1893 (95067).

3.

 

 

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

 

Большое место в истории европейской мысли имеют элитарные теории, истоком их можно считать Гереклита и Платона. Особо выразились элитарные теории в итальян­ской социологии, которая имеет в своей традиции одну из самых ярких проявлений элитаризма – учение Макиавелли.

Итальянская социология обладает рядом специфических черт. Это обусловлено тем, во времена формирования и институализации социологии центральным местом в обще­ственной жизни Италии были проблемы достижения национального единства, к тому же Италию постоянно потрясали политические кризисы. Все это обусловило общую тональность итальянской социологов, их интерес прежде всего в политическим пробле­мам.

Слова «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere и французского elite – лучший ,отброный, избранный.

 

ПАРЕТО В. (1848-1923)

 

Вильфредо Парето – итальянский экономист и социолог, представитель математиче­ской школы в социологии. Получил образование инженера, работал в руководстве Об­щества железных дорог. С 1893 году стал профессором Лозаннского университета, ру­ководителем кафедры экономики. В 1898 году он получает наследство своего дяди и переезжает в Швейцарию, где отдается целиком теоретической работе. Незадолго до своей смерти был избран членом сената итальянским фашистским правительством. Основные работы: «Курс политической экономии» (1896-1897. Т.1-2), «Социалистиче­ские системы» (1902-1903), «Трактат по общей социологии» (1916).

Социология В. Парето, хотя и переходит уже в иной период европейской культуры, но тем не менее, следует общий «тональности» традиции психологизма. Включение его взглядов в эту традицию обусловлено еще и тем, что в нем присутствует типичная черта мыслителей второй половины XIX века – это стремление создавать какие-то «но­вые» системы, употребляя искусственные схемы мышления, не имеющие основы в ре­альности, не базирующиеся на фак­тическом материале истории и этнографии. Это ап­риористское «системотворчество» видимо еще было обусловлено не только следова­нию этой традиции, а еще и тем, что в его работах явно прослеживается, хотя талантли­вый, но дилетантизм. Большое влияние на Вильфредо Па­рето оказали идеи француз­ского теоретика анархосиндика­лизма Жоржа Сореля (1847-1922), особенно его теория насилия и отождествления революцион­ных принципов с религиозными мифами, а также концепция Гаэтано Моска универсальности деления общества на два класса- господствующий и подчиненный.

Парето типичный позитивист – он считал, что все философские, моральные и политические оценки должны быть исключены из социологии. В своих исследованиях он в основу угла ставит наблюдение и опыт. В области социальной жизни он отдавал предпочтение экономике, которая и составляет объективную реальность культуры; со­циологию он считал наукой о феноменах, которые выходят за пределы экономики и со­ставляют анализ жизни надстроечных систем общественной жизни.

 

1.СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

Человек, по Парето, существо иррациональное, которое мало приспособлено к тому, чтобы действовать рационально. Логические поступки, когда человек четко знает цель своего поступка и применяет осознанные средства его достижения составляют очень малую долю. Они свойственны лишь для производственно- технической деятельности, для экономической сферы культуры. Логичными поступками может считаться деятельность инженера, который имеет четко заданную цель – спроектировать какой-то механизм, и использует при этом четко определенные средства – материалы, расчеты и т.д. К этому же классу поступков можно отнести и действия экономиста, который имеет определенную цель – получить прибыль и изыскивает для этого рациональные способы её достижения.

Основное же количество поступков, совершаемое в социальной и ментальной сфере жизни культуры нелогично. Человек не понимает объективной ос­новы своих действий, не знает ни своих целей, ни эффективных средств достижения их. Его поступки нелогичны. Первый тип нелогичных поступков – это крайний случай не­логичного по­ступка, когда поступок нелогичен и объективно и в сознании. Но человек редко действует таким образом, даже когда он действует объективно нелогично, он всегда старается придумать какое-то субъективное, часто абсолютно абсурдное обоснование логичности своего поступка, его целей и средств. Именно этот второй тип нелогичных поступков очень распространен в социальной жизни. Есть еще третий тип нелогичных поступков, когда человек действует объективно верно, но его не осознает. Это разного рода инстинктивные действия, но он более распространен среди животных. Есть еще четвертый тип нелогичных поступков, когда человек осознает свои действия, обосновывает их теоретически, но объективно эта теория поведения не соответствует объективному порядку вещей, хотя иногда бывает, что при этом способе действия дос­тигается определенный результат. Такой способ действия присущ ошибочному действию инженера или ученого, но более всего свойственен политикам и революцио­нерам, которые движимые часто благими намерениями, приходят в конце концов к со­вершенно другому результату. Как говорится: «Благими намерениями вымощена до­рога в ад».

Наиболее распространенными в обществе являются не первый тип абсолютно абсурдного поведения, ни третий тип инстинктивного поведения, а второй и четвертый. Т. е. нелогические поступки, которые субъективно осознаются неадек­ватно, эти поступки либо совершаются достаточно бессмысленно, хотя и обосновыва­ются какими-то произвольными теориями; либо совершаются сознательно, но само обоснование поступка ошибочно и приводит к другому результату, чем предполагался согласно принятой точки зрения на поведение, на цели и средства её достижения..

 

2. ТЕОРИЯ НЕЛОГИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ

 

Согласно В. Парето социальная система состоит из трех компонентов-переменных: «остатков» – т.е. человеческих эмоций; «интересов» – объективных условий удовле­творения своих потребностей; «производных» – предписаний и рациональных объяснений, которые изобретаются людьми для легитимации своих «страстей-остатков» и «интерсов-потребностей». (с Штомпки).

 

Персонажи: в военно-политической сфере – львы и лисы; в экономической – рантье и спекулянты, в идеологической – священники и скептики.

 

 

Насколько ясно, согласно В. Парето, нелогичное поведение составляет основу поведения и принцип жизни человеческого общества. Само поведение состоит из по­ступков - действий и эмоциональных выражений этих поступков-действий. Само эмо­циональное выражение определяется психической организацией человека (которое яв­ляется предметом психологического, а не социологического исследования) и теми ве­рованиями- культами или теориями, которое исповедует субъект действия-поступка. Отношение между поступками и их эмоциональным выражением обладает постоянной частью – склонностями людей к отождествлению тех или иных символов и реальных явлений; а также переменной частью – это разными объяснениями и обоснованиями, к которым прибегают люди для объяснения соотношения «идей» и «вещей». Эта переменная часть составляет «остатки» и «производные». «Остатки» - это чувства или аффекты, но только те, которые имеют отношение к систематизирующей и объясни­тельной способности; «производные»- это теории обоснования, оправдания и защиты поведения, которые базируются на «остатках», которые имеют много схожего с инстинктами. По Парето существует шесть классов «остатков»:

1) «инстинкт комбинаций»- это склонность человека к установлению связей между идеями и вещами, и извлече­нию следствий из провозглашенного принципа. Важным является то, что этот «инстинкт» включает «потребность в логическом развитии», что напоминает «потребность в мысли» П. Лаврова. Именно благодаря этой потребности и происходит развитие наук и совершенствование техники.

2) инстинкт «незыблемости агрегатов» – это стремление человека к сохранению ве­рований и привычек, он противоположен первому «инстинкту комбинаций», и во мно­гом может идентифицироваться как традиция. Оба этих первых инстинкта составляют пару, первый – стимулирует мысль, второй сохраняет достижения мысли.

3) «потребность проявления чувств во внешних действиях» –демонстрации согласия -ап­ло­дис­менты, де­монстрации.

4) остатки, относящиеся к социальности - дисциплина

5) целостности индивида и его зависимостей

6) сексуальные остатки.

«Производные» –это переменные элементы системы, образуемой поведением человека и его сло­весным сопровождением. Существует четыре класса «производных»: простые утверждения; убеждение авторитетом; убеждение в согласии с чувствами или принципами; вербальные доказательства.

Парето считал, что теории и верования – это лишь оболочки чувств-эмоций, теории – это язык чувств-эмоций. Верования, которые и определяют реальное поведение лю­дей, основаны на чувствах-эмоциях, а потому невозможно об­наружить их логичность. Роль теории состоит тут в том, чтобы теориями не обосновать свое поведение, а только оправдать его. Даже если это оправдание «шито белыми нитками», то они все равно действуют не сообразно логике, а сообразно своим верованиям-убеждениям.

 

3. ЗАКОН ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ

 

В начале XX века элитарный подход становится популярным. Буржуазия получила свое, теперь для нее было вполне естественным закрепить свое положение идеологиче­ски посредством ка­кого-либо символического конструкта. Есть спрос – есть товар. В принципе теория элит ведет начало еще со времен Гераклита – «обиженного» аристо­крата и такого же представителя «го­лубой» крови Платона. За всеми идеологи­ческими перегибами тем не менее есть определенная доля истины в этой теории, по­тому она и постоянно возрождается в те или иные периоды исто­рии. Действительно, в любых со­циальных группах особей всегда существует управляющий центр, ибо, в про­тивном случае, социальная группировка неуправляема, не может осуществлять целерациональ­ное действие. В начале XX века была создана социологическая теория элитаризма, свя­занная с именами В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

С именем В. Парето связан закон циркуляции элит. Суть этого за­кона со­стоит в том, что элиты, формируясь из низших слоев об­щества в ходе борьбы поднимаются в выс­шие, расцветают, а затем вырождаются, осво­бождая место новым элитным группиров­кам. В этой циркуляции элит и состоит правда истории человеческого об­щества. Дина­мика общества – это динамика смены элит. По Парето, существуют две разновидности элитных группировок, которые во временной последовательности сменяют друг друга. Первый тип элиты – это «львы», для которых характерны силовые метода легитимации своего господства; второй тип – это «лисы», которые достигают господства путем об­мана, по­литических интриг. Стабильность об­щественного устройства характерна для общества, которое имеет правящую элиты «львов», так считает Парето. Хотя, как из­вестно, деспотические ре­жимы довольно не­устойчивы. Но разве можно остановить буйство фантазии Парето и такого рода мыслителей реальными фактами истории? Ре­волюция, по Парето, как раз есть смена элит.

Общество, где преобладает элита «львов» – застойно и неподвижно, представители элиты «львов» склонны вкладывать капиталы в ренту. Элита же «лис» более дина­мична, которая извлекает прибыль из колебаний конъюктуры. Общество стабильно, ко­гда обеспечивается постоянный приток и тех и других типов элит. Когда же это отсутствует, то возникает социальное напряжение.

 

МОСКА Г. (1858-1941)

 

Гаэтано Моска родился в Сицилии в Палермо. Закончил факультет права в Плермо. Был зав. Кафедрой Туринского университета, затем преподавал в Миланском универ­ситете Бокони, в Римском университете, где заведовал первой в Италии кафедрой по­литических институтов и доктрин. Вел активную политическую деятель­ность, был кон­серватором. В общем, был известной и авторитетной личностью в Ита­лии того вре­мени. Наиболее полно его концепция была изложена в его работе «Правящий класс» (1896). На него оказал большое влияние И. Тэн.

 

Такие же мысли развивает Гаэтано Моска(1858-1941) - создатель теории политического класса. По его мнению, существует во все времена два класса - правящий класс и управ­ляемый класс. Тут он ничего особого не открыл. Самое главное, что он считал, что главным фактором дина­мики общественных изменений является политическая сфера жизни общества, в данном случае он совершенно неоригинален.

Г. Моска писал: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникают два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят» (Mosca G. The Ruling Class. N.Y. 1939. P.50)

Моска утверждал, что фундаментом общественного развития служит не экономика, а политика.

 

МИХЕЛЬС Р. (1876-1936)

 

Роберт Михельс родился в Кельне, начал свою политическую и научную деятель­ность в Германии, где он состоял активным членом СДПГ. В 1925 году переезжает на постоянное жительство в Италию, где становится зав. Кафедрой Римского универси­тета. С 1928 года он профессор университета в Берудже.

 

Известен своей статьей «Демократия и железный закон олигархии» (1910), где он ут­верждает свой знаменитый «железный закон олигархических тенденций»

 

Основной теоретический труд – «К социологии партии в условиях современной демократии» - основной идеей которой было перенос акцента с классовой борьбы на борьбу наций. Главный лозунг – это освобождение «пролетарской нации» от гнета «плутократической нации». Главный вывод состоит в том, что движущая сила истории – это элиты «пролетарских наций».

 

Ми­хельс в своей работе «Политические партии» показывает процесс изме­нения социал-демократической пар­тии, когда она становится достаточно организованной. Он выводит «фундаментальный закон олигархических тенденций», который состоит в том, что де­мократия, создавая какую-либо организацию, создает органы управления ею, тем самым фор­мирет элиту, в результате упрочения этой элиты получается парадокс- демо­кратия перерожда­ется в олигархию, в господство этой элиты. В общем, все подчерк­нуто верно.

 

Во второй половине 20-х годов Михельс переходит на позиции фашистской идеологии, видя в Муссолини спасителя Италии.

 

БЕНТЛИ А. (1870-1957)

 

Теория заинтересованных групп. Лассуэлл, Бернхем

 

Имеются многочисленные последователи этой традиции в современности. В частности американский элитарист Г. Медзинд. Он делит общество на три части – массу, элиту и сверхэлиту.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арон Р. Этапы развития экономической мысли М.,1993

2. Ашин Г.К. Элитология. М 19

3. Бернхем Менеджерская революция

4. Ландберг Ф. Богачи и сверхбогачи. М.,1971

5. Милс Р. Властвующая элита. М.,1959.

ГЛАВА 7 ЭТНОГРАФИЯ

 

Начало этнографической науки можно вести с Шарля де Бросса. Шарль де Бросс в «Трактате о богах-фетишах (1760) изложил верования народов Западной Африки. Он выдвинул тезис, что фетишизм является первой формой религии, основываяя вывод на том, что следы фетишизма видны в религиях Египта и Греции. Это положение было господствующим вплоть до выхода работы Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871), где он развивал теорию анимизма.

Зачатки этнографической науки идут еще с школы сравнительной мифологии.

ТЕЙЛОР Э. (1832-1917)

 

«В те времена была популярна теория «деградации», которая была выдвинута писате­лями –публицистами Шатобрианом и де Местром. Смысл теории деградации в том, что Адам и его потомки уже обладали высокой культурой, но одни народы пошли по пути прогресса. А другие деградировали. Она особенно поддерживалась церковниками, в ча­стности английским архиепископом Уэтли, и считалась автори­тетной в то время. Против этого выступил Тайлор.

 

ФРЕЗЕР

МОРГАН Л.Г. (1818-1881)

 

Льюис Генри Морган. Выход «Лиги ирокезов» (1851) можно считать годом рождения этнографической науки. Успех эволюционистстких концепции связан с сильным влия­нием эволюционизма Г. Спенсера. Эта концепция стала основной в следующем фундаментальном труде Моргана «Древнее общество».

 

«Стоит несколько особняком, но вклад которого значительно превышает все то, что внесли в этнографию современники.

Организовал общество «Великий орден ирокезов»(1840)

Вышедшая в 1851 г. «Лига ирокезов» была первой большой работой еще молодого Л.Г.Моргана.Оценивая значение этой работы Моргана, А.Гольценвайзер назвал 1851 г. годои рождения этнографической науки.

Успех эволюционизма в этнологии Америки и Европы в конце 19 века был во многом связан не с модой на эволюционные учения Г.Спенсера,Э.Тайлора и др.,сколько с учением о первобыт­ности в труде Моргана «Древнее общество».

 

Ближайший друг и ученик Моргана А.Ф.Банделье (1840-1914)

Далее Дж.У Пауэлл основал вашингтонскую школу этнографии.

 

БРАЧНЫЙ ВОПРОС

 

Генрих Кунов (1862-1936)

Эрнст Гроссе

Генрих Шурц(1863-1903)

Занимался исследованием тайных мужских союзов

В Франции:

Шарль Летурно(1831-1902) писал популярнуе книжки.

 

Известно, что проблемы феминизма занимали умы общества второй половины XIX века. Это нашло отражение в этнографии, которая уделила в то время повышенное внимание к первобытным формам брака. Известен Эдуард Вестермарк (1862-1939), который издал, ставшую знаменитой книгу «История человеческого брака».

Особый интерес сыграли идеи Бахофена, автора книги «Материнское право» (1861), который создал теорию материнского права. По Бахофену, матриархат – это исходный принцип жизни. Его идеи были подняты на щит социалистами – Марксом, Энгельсом и Бебелем. Работы Бахофена во многом стали популярны именно благодаря ф. Энгельсу

Бахофен считал религиозность отличительной чертой матриархата и ментальности женщины

Патриархат – это ментальность освобожденная от природной детерминации, основанная на примате духовности неад телесным.

ДИФФУЗИОНИЗМ

 

Фридрих Ратцель(1844-1904)

Ведущий представитель антропогеографической школы

 

Фробениус, Аго (1873-1928)

Культурная мифология.

Фробениус: «Я утверждаю, что каждая культура развивается как живые орга­низмы,она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает.»

«Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от че­ловека.. Культура растет сама по себе, без человека, без народа.»

Позднее Фробениус логично пришел к выводу, раз культуры живые организмы, то они должны быть разного пола-мужская(теллурическая) и женская(хтоническая).

 

Фриц Гребнер (1877-1934)

Создатель кельнской школы и теории «культурных кругов».

 

В.Шмидт

Создатель венской школы и теории «прамонотеизма».

 

«Панегиптизм» Эллиота-Смита и Перри.

 

ВУНДТ В. (1832-1920)

 

Вильгельм Вундт был асси­стентом Гельмгольца в Гейдельберге, затем профессором в Цюрихе, а в ок­тябре 1875 г. возглавил кафедру в Лейпциге. В 1879 г. Вундт основал первую лабораторию эксперименталь­ной психологии. Ее прославили своими именами Кюльпе, Крепелин, Леман, Бехтерев, Кеттель, Стенли Холл, Уоррен, Стрэттон, Титченер и др.

Считается, что он является «отцом» современной психологии – это действительно так. В ре­зультате его теоретической и практической деятельности психология оформилась в научную дисциплину. До этого она носила, как мы видели ранее общим «идеологиче­ским» фоном евро­пейской ментальности, производились лишь первые опыты, шел про­цесс накопления материала. Но этим не огранивается его творчество. Он достаточно грамотный философ, его труды по философии не блещут оригинальностью, но кто ска­зал, что это обязательное условие философствования? Он создатель отличного курса по философии, достаточно объемного и ох­ватывающего все регионы философствования того периода. По крайней мере, когда читаешь его «Систему философии» (1889) мысль отды­хает и систематизируется. В основу своего труда он во многом берет методологи­ческие идеи кантовой философии, но перерабатывает их в соответствии с накопленным опы­том есетественнонаучных достижений его времени. В свое время выход его «Системы философии» был крайне благоприятно принят, считался одной из самой наи­более серьезных работ по философии, что совершенно обосновано.

 

СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЯ

 

Вундт, в отличие от популярного в те времена мнения, считает, что метафизика не ис­чезла. Вундт придерживается мнения, что метафизика необходима для того, чтобы она помогала ре­шать науке её проблемы. Философию В. Вундт не считает «поэзией понятий», ни как априорную, оторванную от реальности, конструкцию из понятий. Для него философия это связь фактов согласно принципу основания и следствия, который уже применяется в науках. Философия также должна опираться на опыт, но берет этот опыт в максимальном обобщении и многообразии, используя при этом данные частных наук. Философия, по его мнению, занимала положение между религией и частными науками. Цель её: «.. в объединении наших отдельных познаний в воззрении на мир и на жизнь, удовлетворяющее требованиям рассудка и потребностям сердца» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.5). философия для него – общая наука «.. которая должна объединить в свободную от противоречий систему общие познания, достав­ляемые отдельными науками» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.14)

 

«Религия формирует свое мировоззрение, исходя из этических желаний и требований. Для нее потребности сердца стоят безусловно выше интересов рассудка. Но первона­чально в ней, без отчетливого разграничения,* играют роль два мотива. Не ограничива­ясь стремлением к достижению достижению конечной мировой цели, дающей прочную ценность человеческой жизни, религия пытается также построить внешнее изображе­ние мира, которое делало бы понятной связь естественных событий. Потому на первых порах всякая религия переплетается с натурреалистической мифологией, и мифические боги являются одновременно воплощениями нравственного мирового порядка и миро­движущими силами природы. Философия возникает только в тот момент, когда начинается обособление интересов теоретического от практического, интеллектуаль­ного от религиозного. Поэтому всякая философия начинает с борьбы против мифоло­гии народной религии. Грубое объяснение природы посредством человекопо­добных двигателей философия заменяет попыткой объяснить космос при посредстве понятий» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.5-6).

Вообще отношение к религии, считал В. Вундт, должно быть не критическое, а отношение к ней как к факту.

 

Философия

Генетическая Систематическая

 

Учение о познании Учение о принципах

 

Формальные Реальные Общее Специальные:

Логика Теория познания Метафизика

Методология 1. Философия природы:

Космология

Биология

Антропология

2. Философия духа

 

Он делит направления философии на три типа: материализм (дуалистический или мо­нистический), реализм (монистический, трансцендентальный, имманентный) и идеа­лизм (объективный, субъективный и абсолютный).

 

В. Вундт подчеркивал факты, в которых взаимодействие философии и наук происходит наиболее явственно: 1. Философия заимствует отдельные идеи от наук, затем распро­страняя их на все; 2. Философия, заимствуя научные идеи, открещиватся сама от науки. Эти два факта недопутимы??????

ТЕОРИЯ ЗНАНИЯ

 

«Мышление есть не что-либо покоящееся, а непрерывный процесс, и при этом – наибо­лее личное из переживаемых событий (eigenstes Selbsterlebniss)» (Вундт В. Система фи­лософии. Спб.,1902. С.25)

«Но мышление есть не единственный факт, представляющий нам вышеупомянутый признак самолично внутренне пережитого. Тоже как субъектиные деятельности мы рассматриваем и наше представление, чувствование, хотение. Тем не менее, эти деятельности и мышление – процессы не одного и того же порядка; это те элементар­ные функции, из которых формируется всякое мышление. Нет мышления без содержа­ния представлений, нет содержания представлений без возбуждения чувства, нет воз­буждения чувства без направления воли» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.25)

«.. внимание есть предварительное условие мышления: мышление и внимание – функ­ции однородные, но различные по степени» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.28)

 

«Мышление есть субъективная деятельность по отношению к наиболее общему раз­личению содержаний опыта, стало быть, в противоположность тем составным частям опыта, которые рассматриваемы как объекты. По отношению к волевой стороне на­шего опыта мышление есть самосознательная деятельность. Наконец, по отношению к своим содержаниям мышление оказывается деятельностью соотносящей» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.29)

 

«Требовать от мышления, раз достигнувшего ступени рефлексии, чтобы оно опять вер­нулось к наивному пониманию, значило бы, конечно, желать невозможного» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.60)

«Мыслящее и мыслимое образуют единое связное (zusammengehőrige) содержание соз­нания, составные части которого всюду отличаются одна от другой только относитель­ными, ни в коем случае не абсолютными признаками. В каждом отдельном познавании можно констатировать наличность изменчивого содержания представлений и постоян­ного восприятия собственной деятельности. Поэтому всякий познавательный акт одно­временно бывает и данным и произведенным» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.62)

 

Вильгельм Вундт считал, что основой науки является упорядочивание фактов на базе логических суждений и умозаключений. Но, с другой стороны, он считал, что не было бы науки, если не было гипотез. Принцип связности знания реализуется в двух прин­ципах: принцип причинности и телеологии (целевой) связи между явлениями.

Он сопоставляет механику и энергетику.

 

Витализм существенен тремя чертами: самосохранением и размножением, регенера­цией, развитием.

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

1. ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Традиция считает его первым серьезным психологом - экспериментатором. Но его ме­тод «ин­троспекции» вызывает сомнение в этом утверждении. Он совершенно верно был впоследствии признана несостоятельным в методологии научной психологии. Хотя потом с успехом получил распространение в «ненаучной» философии, перейдя через Ф. Брентано, ученика В. Вундта в феноменологию Э. Гуссерля.

 

2. ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

 

Ему вторит один из основоположников психологии Вильгельм Вундт: «.. познание жи­вотных отличается от познания человека только степенью своего развития. Между че­ловеком и живот­ным нет разницы более глубокой, нежели такая существует и между различными животными. Все одушевленные организмы образуют непрерывную цепь однородных существ, везде пред­ставляющую связь и нигде не имеющую промежутка» (Вундт В. Душа человека и животных. Спб., 1865. с.561)

 

«Феномен Маугли»- опровергает биологическмий редукционизм. О мальчике по имени Пас­каль.

 

3. ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

 

Основателями направления «психология народов» были немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и Х. Штейнталь (1823-1899). Но наиболее плодотворен в развитии этого направления В. Вундт, который двадцать лет своей жизни посвятил написанию десяти томов «Психологии на­родов». Ведущей мыслью этого труда был тезис о том, что мышление и психика людей есть прежде всего продукт историко-культурного развития общества.

Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологической теорией Иоганна Фрид­риха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус(1824-1903) и Хейман Штейталь (1823-1899) провозгла­сили в 1860 году создание новой программы –«психологии наро­дов» .Хотя они не смогли выполнить этой программы, их идея была подхвачена и раз­вита Вильгельмом Вундтом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.