Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОБЛЕМА КЛАССИЦИЗМА



 

1. КЛАССИЦИЗМ И КАРТЕЗИАНСТВО

 

Важнейшим моментом в формировании новых типов социального устройства играло формиро­вание нового типа ментальности. Прежде всего рационалистически-механи­стического типа мышления. Такой тип всегда насущно необходим для имперского стиля правления. Дело в том, что государственное управление, лишенное «харизмати­ческого» характера, требует созда­ние ментальности управленца. Такой тип правления не приемлет разноообразия языковых «эт­но­сов», различия в типах социального устройства. Оно требует однообразия, которое создает воз­можность управления. Не случайно, к примеру, Генрих IV и Ришелье придавали такое большое значение регламентации языка и т.д.

 

Как пишет Д.Обломиевский: «В классицизме играет огромную роль в первую очередь не прин­цип отображения или изображения существующего, не разоблачения его поро­ков, не отрицание и критика его, как в реализме, а идея позитивного, принцип об­разца, идеала. Противопостав­ленность характера обстоятельствам, сознания объектив­ному миру, которая могла бы быть ис­толкована в иррационалистическом аспекте, сопровож­дается в клаасицизме тем решающим об­стоятельством, что характер, сознание представляются атрибутами человека как нового идеала, ставшего со времен Возрож­дения на место бога» (Обломиевский д. Французский классицизм. М.,1968 с.

 

«В истории классицизма можно выделить два узловых периода – 40-е и 60-е годы XVII в. В 40-х складываются основные положения, правила… Расцветает творчество драматурга П. Корнеля, живописца Н. Пуссена. Французская Академия (созданная кар­диналом Ришелье в 1635 г.) делает свои первые шаги. Под влиянием Пуссена начинает свою художественную и ор­ганизационную деятельность Лебрен, впоследствии законодатель придворного «высокого вкуса», при участии которого возникает Акаде­мия живописи и скульптуры (1648), впервые ос­вободившая художников от цехового гнета и упорядочившая их подготовку.

60-у годы связаны со стремлением закрепить сложившееся понимание искусства, осо­бые сти­левые четры классицизма. «Высокий вкус» становится атрибутом абсолют­ной монархии «ко­роля-солнце» Людовика XIV. Жизнь Академии живописи и скульп­туры, реорганизованной в 1664 г. финансовым советником короля Кольбером, всецело под­чиняется подготовке армии ху­дожников, резчиков, необходимой для грандиозных ко­ролевских построек. Это же касается и Академии архитектуры (создана в 1671 г.). При всех «издержках» упрочения академизма (как консервативной тенденции класси­цизма) – это объединение материальных средств и мастеров – исполнителей сделало возможным строительство уникальных ансамблей классицизма: колоннады Лувра, дворца и парков Версаля, Дома инвалидов».( Вып.1,109)

 

Но надо учитывать, что культура никогда не развивается, исходя из одного центра, по­люса «развертки» смыслов. Всегда существует, по принципу «дополнительности» и иная линия, иной или иные «полюсы развертки» смыслов. Этот иной центр виден на мощной традиции ба­рочного стиля культуры XVII-XVIII века, который ведет свое на­чало с общего скептического «фона» культуры этого периода, навеянного серией рели­гиозных войн, самой страшной из ко­торых была Тридцатилетняя война, которая бук­вально «прорезала» все области культуры за­падноевропейского общества того времени. Особенно ярко переживание этого события отра­жено в творчестве Андреаса Грифиуса

 

2. ТВОРЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА

 

ШАПЕЛЕН Ж. – поэт и теоретик классицизма.

 

БУАЛО Н. – другой поэт и теоретик классицизма, который известен своим «Поэтиче­ским ис­кусством»(1674)

 

ПУССЕН Н.

 

Выразителем устремлений академизма, тесно связанного с жизнь королевского двора, был Фреар де Шамбрэ. Его основное произведение «Идеи о совершенствовании живописи»(1662)

 

Правило трех единств (единства действия, места и времени) было выдвинуто в ходе дискуссии о «Сиде» Корнеля, которая проходила в 1637-1638 гг.

 

3. БАРОККО И РЕАЛИЗМ

 

СОРЕЛЬ Ш.

СКАРРОН П.

ФЮРЕТЬЕР А.?????

 

Графика Ж. Калло и А. Босса. Последний был автором теоретических трактатов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.