ПРОБЛЕМА КЛАССИЦИЗМА
1. КЛАССИЦИЗМ И КАРТЕЗИАНСТВО
Важнейшим моментом в формировании новых типов социального устройства играло формирование нового типа ментальности. Прежде всего рационалистически-механистического типа мышления. Такой тип всегда насущно необходим для имперского стиля правления. Дело в том, что государственное управление, лишенное «харизматического» характера, требует создание ментальности управленца. Такой тип правления не приемлет разноообразия языковых «этносов», различия в типах социального устройства. Оно требует однообразия, которое создает возможность управления. Не случайно, к примеру, Генрих IV и Ришелье придавали такое большое значение регламентации языка и т.д.
Как пишет Д.Обломиевский: «В классицизме играет огромную роль в первую очередь не принцип отображения или изображения существующего, не разоблачения его пороков, не отрицание и критика его, как в реализме, а идея позитивного, принцип образца, идеала. Противопоставленность характера обстоятельствам, сознания объективному миру, которая могла бы быть истолкована в иррационалистическом аспекте, сопровождается в клаасицизме тем решающим обстоятельством, что характер, сознание представляются атрибутами человека как нового идеала, ставшего со времен Возрождения на место бога» (Обломиевский д. Французский классицизм. М.,1968 с.
«В истории классицизма можно выделить два узловых периода – 40-е и 60-е годы XVII в. В 40-х складываются основные положения, правила… Расцветает творчество драматурга П. Корнеля, живописца Н. Пуссена. Французская Академия (созданная кардиналом Ришелье в 1635 г.) делает свои первые шаги. Под влиянием Пуссена начинает свою художественную и организационную деятельность Лебрен, впоследствии законодатель придворного «высокого вкуса», при участии которого возникает Академия живописи и скульптуры (1648), впервые освободившая художников от цехового гнета и упорядочившая их подготовку. 60-у годы связаны со стремлением закрепить сложившееся понимание искусства, особые стилевые четры классицизма. «Высокий вкус» становится атрибутом абсолютной монархии «короля-солнце» Людовика XIV. Жизнь Академии живописи и скульптуры, реорганизованной в 1664 г. финансовым советником короля Кольбером, всецело подчиняется подготовке армии художников, резчиков, необходимой для грандиозных королевских построек. Это же касается и Академии архитектуры (создана в 1671 г.). При всех «издержках» упрочения академизма (как консервативной тенденции классицизма) – это объединение материальных средств и мастеров – исполнителей сделало возможным строительство уникальных ансамблей классицизма: колоннады Лувра, дворца и парков Версаля, Дома инвалидов».( Вып.1,109)
Но надо учитывать, что культура никогда не развивается, исходя из одного центра, полюса «развертки» смыслов. Всегда существует, по принципу «дополнительности» и иная линия, иной или иные «полюсы развертки» смыслов. Этот иной центр виден на мощной традиции барочного стиля культуры XVII-XVIII века, который ведет свое начало с общего скептического «фона» культуры этого периода, навеянного серией религиозных войн, самой страшной из которых была Тридцатилетняя война, которая буквально «прорезала» все области культуры западноевропейского общества того времени. Особенно ярко переживание этого события отражено в творчестве Андреаса Грифиуса
2. ТВОРЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА
ШАПЕЛЕН Ж. – поэт и теоретик классицизма.
БУАЛО Н. – другой поэт и теоретик классицизма, который известен своим «Поэтическим искусством»(1674)
ПУССЕН Н.
Выразителем устремлений академизма, тесно связанного с жизнь королевского двора, был Фреар де Шамбрэ. Его основное произведение «Идеи о совершенствовании живописи»(1662)
Правило трех единств (единства действия, места и времени) было выдвинуто в ходе дискуссии о «Сиде» Корнеля, которая проходила в 1637-1638 гг.
3. БАРОККО И РЕАЛИЗМ
СОРЕЛЬ Ш. СКАРРОН П. ФЮРЕТЬЕР А.?????
Графика Ж. Калло и А. Босса. Последний был автором теоретических трактатов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|