ДРУГИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ ТОГО ВРЕМЕНИ
ГАССЕНДИ П. (1592-1655) Идеи Эпикура всегда подспудно сопровождали европейскую культуру, ибо всегда в человеческом обществе находятся люди склонные к эпатажу и стремлению к оригинальности. Именно так и выглядела эпикурейская философия для средневековой ментальности. Во времена возрождения к эпикурейской этике имел склонность Лоренцо Валла. В новое время эпикуреизм имел также широкое распространение, которое выступало в таком же стиле «эпатажа». К нему тяготел, в частности Сирано де Бержерак и Мольер. Но истинным «идеологом» эпикуреизма в то время был Пьер Гассенди. Его любимым «коньком» было опровержение аристотелизма и критика картезианства. В отношении этого мы имеем вполне типичную оппозицию. Эпикур в свое время выступал как раз оппонентом Аристотеля и Зенона. В отношении Аристотеля тут все ясно, а в новое время место Зенона занял Декарт, позиция которого во многом аналогична позиции стоицизма, хотя тут имеются существенные различия.
БОЙЛЬ Р.(1627-1691) ПАСКАЛЬ Б. (1623-1662) Основная его философская работа – «Мысли». «Мысли» не являются целостным произведением. Это собрание различных отрывков мыслей, записанных на бумаге, которые во множестве были найдены в келье монастыря Пор-Рояль, в который он удалился в 1655 году. Многие его записки содержали вообще одно-два слова. Эти записки были опубликованы в 1699 году. Большую роль в популяризации творчества Б. Паскаля сыграл В. Кузен, который в XIX веке восстановил и переиздал текст «Мыслей» Паскаля, искаженный иезуитами. Вот что он писал о Паскале: «Религия Паскаля – это не христианство Арно и Мальбраншей, Фенелонов и Боссюэтов, не прочный и сладкий плод союза ума с сердцем в здоровой и разумно воспитанной душе; это – горький плод, распустившийся в опустошенной сомнением стране; под бесплодным дыханием отчаяния» (цит.: Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб.,1896.С.61)
Личность Блеза Паскаля представляет нечто удивительное в культуре XVII века в частности и в европейской культуре вообще. С одной стороны ярко выраженный аналитический ум, с другой – глубокий мыслитель экзистенциального плана. С одной стороны – он гениальный математик и механик, который был одним из основателей проективной геометрии и гидростатики, создателем первой арифметической машины (прообраза компьютера); с другой, - ревностный янсенист, почитатель учения Августина и создатель «Мыслей», которые потом вдохновляли писателей, поэтов и экзистенциально мыслящих философов. И именно в этом удивительном сочетании он как нельзя адекватно отражает сущность не только европейской культуры XVII века, но всей европейской культуры, которая выдает образцы как рационального, так и глубоко иррационального мышления, отражая разорванность систем модернизационного менталитета европейской культуры. Всякая модернизация - это процесс деконструктивный, разрушающий целостность сознания; с другой стороны, - конструктивный, - ибо на месте целостного сознания он возводит рациональное здание модернизированных и упорядоченных структур. Биографы Б. Паскаля правильно говорят: «Паскаль - одна из центральных фигур века, потому понять его – значит понять и самое, быть может, основное в его эпохе. Паскаль- одно из самых светлых имен в истории Франции» (с.333) Вот его эпитеты, которыми наделяли его современники и потомки: «французский Данте», «Расин в прозе», «французский Сократ», «французский Архимед». Любопытно то, что круг философского чтения у Паскаля небольшой. Г. Я. Стрельцова, наиболее тщательно из представителей современной отечественной философии исследовавшая творчество Паскаля, правильно подчеркивает: «Новаторство Паскаля в философии отчасти вытекало из незнания им тех традиций, границ и рамок, а подчас и штампов, в пределах которых развивалась европейская философия. То, что в области научного творчества известно в качестве феномена «безумной идеи», у Паскаля в философии выступало как независимость от признанных образцов философствования, как свобода от власти авторитетов и как свежий взгляд на общепризнанные проблемы» (Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994. С.69)
Влияние Паскаля проходит через всю последующую культуру человечества. Это и Гельвеций, и Руссо, и Юм, и Кант. В XIX веке к его творчеству проявляли внимание Шатобриан, В. Кузен. В современной философии к творчеству Паскаля обращались почти все философы экзистенциалистского стиля философствования. В российской традиции «учениками» Паскаля считали себя А.Хомяков, И. Киреевский, Л.Толстой, П. Флоренский, Н.Бердяев, С. Франк. Его «философия сердца» послужила отправной точкой в философствовании П. Юркевича, П. Вышеславцева. Вот что считал, в частности И. Киреевский: «Мысли Паскаля моли быть плодотворным зародышем этой новой для Запада философии. Его неоконченное сочинение не только открывало новые основания для разумения нравственного порядка мира, для сознания живого отношения между божественным промыслом и человеческою свободою, но еще заключало в себе глубокомысленные наведения на другой способ мышления, отличающийся равно от римско-схоластического и от рационально-философского» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство. 1998. С.322). В связи с этим И. Киреевский подметил, что в лице Паскаля и родственного ему направления янсенизма «..самобытная философия Франции замерла в самом зародыше, и образованность французская, требовавшая какого-нибудь умственного дыхания, должна была подчиниться хохоту Вольтера и законам чужой философии, которая явилась тем враждебнее для религиозных убеждений Франции, что не имела с ними ничего общего» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство. 1998. С.322-323).
1.МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК
«Человек - исходная точка и конечная цель философских устремлений Паскаля, все остальное- лишь средство для проникновения в его сущность, для понимания смысла его бытия, для постижения счастья и Высшего блага человека» (Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994. С.175).
В своем знаменитом фрагменте Паскаль воспевает мысль: «Человек - самый слабый тростник в природе, но тростник мыслящий. Незачем всей вселенной ополчаться, чтобы раздавить его; пары капель достаточно, чтобы убить его. Но если вселенная раздавила его, то все равно человек был бы благороднее того, что его убивает, поскольку он знает, что умирает, знает и о том преимуществе, которое имеет над ним. Вселенная же ничего об этом не знает. Итак, все наше достоинство состоит в мысли. Только она возвышает нас, а не пространство и время, которых нам не заполнить. Будем же стремиться хорошо мыслить: вот основа морали» (фр.200).
Он подчеркивает, что «нельзя представить человека без мысли. Это был бы камень или животное» (фр.111)
«Справедливость и истина - два столь тонких острия, что наши инструменты слишком грубы, чтобы касаться с точностью. Прикасаясь к ним, они их сплющивают и опираются на окружающую их плоскость, скорее на ложь, чем на истину… Следовательно, человек столь счастливо устроен, что не располагает никаким верным критерием истины, зато имеет несколько отличных критериев лжи» (фр.44)
2.ДИАЛЕКТИКА ПАРАДОКСА: РАЗУМ, ИНСТИНКТ, ПРИВЫЧКА.
Паскаль, по сути, является первым в истории мыслителем, который утверждает о биологической природе познания, находя в этой природе механизм детерминации ментальных структур: «Сомневаться во всем, сомневаться в том, бодрствует ли он, щиплют ли его, жгут ли его, сомневается ли он, существует ли он? Нельзя дойти до этого, и я выдвигаю как факт, что никогда не было законченного пиррониста. Сама природа поддерживает немощный разум и мешает ему завираться до такой степени.» (фр.131)
Далее, в другом фрагменте мы читаем: «Человек познает, что он такое по своей природе с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»(фр.128)
Одной из исходных мыслей Паскаля является утверждение о двойственности человека. «Человек не ангел и не зверь, а несчастье так устаивает, что тот, кто хочет уподобиться ангелу, становится зверем» (фр.678)
«Если бы в человеке был один разум без страстей или одни страсти без разума. Но, имея и то и другое, он не может быть в мире с одним, не воюя против другого.» (фр.621)
«Привычка есть вторая природа, которая разрушает первую. Но что такое природа? Почему привычка не является естественной? Я очень боюсь, что эта самая природа есть только первая привычка..» (фр.126)
«В человеке все от природы, любое свойство может стать прирожденным, но и любое природное свойство может изгладиться»(фр-634)
«Вот почему когда он стремится возвыситься, я его принижаю, когда же он себя унижает, я его возвышаю и противоречу ему до тех пор, пока он не уразумеет, какое он непостижимое чудище.»(фр.130)
3.СЕРЛЦЕ И СТРАСТИ БЫТИЯ
Многие считают Б. Паскаля мистическим философом. Но это не так, он просто старался, в дополнение к формализму рассудка добавить ритмы «сердца». Он считал, что «мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их сокрушить… Принципы чувствуются, теоремы доказываются, и то и другое с достоверностью, хотя и разными путями.» (фр.110)
Г. Стрельцова правильно утверждает: ««Сердце» играет в философии Паскаля фундаментальнейшую роль, представляя поистине тот «кирпичик» его мировоззрения, изъятие которого разрушило бы его до основания: в гносеологии «сердце» чувствует «первичные термины» и аксиомы, в этике оно обусловливает нравственный порядок в отличие от интеллектуального и физического порядков, в области религиозной веры оно чувствует Бога. В качестве гносеологической способности «сердце» избавляет разум от дурной бесконечности определений и доказательств» (Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.,1994. С.146-147)
Паскаль различает в бытии три слоя, три «порядка», три «измерения»: физический, интеллектуальный и нравственный. Эти порядки, координаты несовместимы. Как несовместимы протяжение (материальный порядок) и мысль (интеллектуальный порядок), так несовместимы мысль (интеллектуальный порядок) с милосердием и любовью (нравственный порядок). «У сердца свои законы, которых разум не знает»(фр.423)
Паскаль считает, что основой нравственного порядка является сердце. И именно сердце определяет во многом закономерности социального бытия:«Будь нос Клеопатры чуть покороче- весь облик земли был бы иным.» ( фр.413)
БЕЙЛЬ П. ЛИТЕРАТУРА: 1. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994. 2. История диалектики XIV-XVIII веков. М. 1974. 3. Кляус Е.М. Погребысский И.Б. , Франкфурт У.И. Паскаль. М. 1971. 4. Бутру Э. Паскаль. СПб. 1901. 5. Бётер Г. Иезуиты. М. 1913.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|