Здавалка
Главная | Обратная связь

ДРУГИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ ТОГО ВРЕМЕНИ



 

ГАССЕНДИ П. (1592-1655)

Идеи Эпикура всегда подспудно сопровождали европейскую культуру, ибо всегда в че­лове­че­ском обществе находятся люди склонные к эпатажу и стремлению к оригиналь­ности. Именно так и выгля­дела эпикурейская философия для средневековой менталь­ности. Во вре­мена возро­ждения к эпику­рейской этике имел склонность Лоренцо Валла.

В новое время эпикуреизм имел также широкое распространение, которое выступало в таком же стиле «эпатажа». К нему тяготел, в частности Сирано де Бержерак и Мольер. Но истин­ным «идеоло­гом» эпикуреизма в то время был Пьер Гассенди. Его любимым «коньком» было опро­вержение ари­стотелизма и критика картезианства. В отношении этого мы имеем вполне типич­ную оппозицию. Эпи­кур в свое время выступал как раз оппонентом Аристотеля и Зенона. В от­ношении Аристотеля тут все ясно, а в новое время место Зенона занял Декарт, позиция ко­то­рого во многом аналогична пози­ции стоицизма, хотя тут имеются существенные различия.

 

БОЙЛЬ Р.(1627-1691)

ПАСКАЛЬ Б. (1623-1662)

Основная его философская работа – «Мысли». «Мысли» не являются целост­ным произведением. Это собрание различных отрывков мыслей, записанных на бумаге, которые во множестве были найдены в келье монастыря Пор-Рояль, в который он уда­лился в 1655 году. Многие его записки содержали вообще одно-два слова. Эти записки были опубликованы в 1699 году.

Большую роль в популяризации творчества Б. Паскаля сыграл В. Кузен, который в XIX веке восстановил и переиздал текст «Мыслей» Паскаля, искаженный иезуитами. Вот что он писал о Паскале: «Религия Паскаля – это не христианство Арно и Мальб­ран­шей, Фенелонов и Боссюэтов, не прочный и сладкий плод союза ума с сердцем в здоро­вой и разумно воспитанной душе; это – горький плод, распустившийся в опусто­шенной сомнением стране; под бесплодным дыханием отчаяния» (цит.: Тэн И. Фран­цузская философия первой половины XIX века. СПб.,1896.С.61)

 

Личность Блеза Паскаля представляет нечто удивительное в культуре XVII века в част­ности и в евро­пейской культуре вообще. С одной стороны ярко выраженный аналитический ум, с другой – глубо­кий мыслитель экзистенциального плана. С одной стороны – он гениальный математик и механик, который был одним из основателей проективной геометрии и гидростатики, создателем первой арифметической машины (прообраза компьютера); с другой, - ревностный янсенист, почитатель учения Авгу­стина и создатель «Мыслей», которые потом вдохновляли писателей, поэтов и экзи­стен­циально мыслящих философов.

И именно в этом удивительном сочетании он как нельзя аде­кватно отражает сущность не только европейской культуры XVII века, но всей европейской культуры, которая выдает образцы как рационального, так и глубоко ир­рацио­нального мышления, отражая разорванность систем модернизационного менталитета европей­ской культуры. Всякая мо­дернизация - это процесс деконструктив­ный, разрушающий целост­ность сознания; с другой стороны, - конструктивный, - ибо на месте целостного сознания он воз­водит рациональное здание модернизиро­ванных и упорядоченных структур.

Биографы Б. Паскаля правильно говорят: «Паскаль - одна из центральных фигур века, потому понять его – значит понять и самое, быть может, основное в его эпохе. Паскаль- одно из самых светлых имен в истории Франции» (с.333) Вот его эпитеты, которыми наделяли его современ­ники и потомки: «французский Данте», «Расин в прозе», «французский Сократ», «французский Архимед».

Любопытно то, что круг философского чтения у Паскаля небольшой. Г. Я. Стрельцова, наиболее тщательно из представителей современной отечественной философии исследовавшая твор­чество Паскаля, правильно подчеркивает:

«Новаторство Паскаля в философии отчасти вытекало из незнания им тех традиций, границ и рамок, а подчас и штампов, в пределах которых развивалась европейская фи­лософия. То, что в области на­учного творчества известно в качестве феномена «безумной идеи», у Паскаля в фи­лософии высту­пало как независимость от признанных образцов философствования, как свобода от власти авторите­тов и как свежий взгляд на общепризнанные проблемы» (Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994. С.69)

 

Влияние Паскаля проходит через всю последующую культуру человечества. Это и Гельвеций, и Руссо, и Юм, и Кант. В XIX веке к его творчеству проявляли внимание Шатобриан, В. Кузен. В современной философии к творчеству Паскаля обращались почти все философы эк­зистен­циалист­ского стиля философствования. В российской традиции «учениками» Паскаля считали себя А.Хомяков, И. Киреевский, Л.Толстой, П. Флоренский, Н.Бердяев, С. Франк. Его «философия сердца» послужила отправ­ной точкой в фило­софствовании П. Юркевича, П. Вышеславцева. Вот что счи­тал, в частности И. Киреевский: «Мысли Паскаля моли быть плодотворным зародышем этой новой для Запада философии. Его неоконченное сочинение не только открывало новые основания для разумения нравственного порядка мира, для сознания живого от­ношения между божественным промыслом и человеческою свободою, но еще заключало в себе глубокомысленные наведения на другой способ мышления, отличающийся равно от римско-схоластического и от рационально-философского» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство. 1998. С.322).

В связи с этим И. Киреевский подметил, что в лице Паскаля и родственного ему на­правления янсенизма «..самобытная философия Франции замерла в самом зародыше, и образованность французская, требовавшая какого-нибудь умственного дыхания, должна была подчиниться хохоту Вольтера и законам чужой философии, которая яви­лась тем враждебнее для религиозных убеждений Франции, что не имела с ними ничего общего» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство. 1998. С.322-323).

 

1.МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК

 

«Человек - исходная точка и конечная цель философских устремлений Паскаля, все ос­тальное- лишь средство для проникновения в его сущность, для понимания смысла его бытия, для постижения сча­стья и Высшего блага человека» (Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994. С.175).

 

В своем знаменитом фрагменте Паскаль воспевает мысль:

«Человек - самый слабый тростник в природе, но тростник мыслящий. Незачем всей вселенной опол­чаться, чтобы раздавить его; пары капель достаточно, чтобы убить его. Но если вселенная раздавила его, то все равно человек был бы благороднее того, что его убивает, поскольку он знает, что умирает, знает и о том преимуществе, которое имеет над ним. Вселенная же ничего об этом не знает.

Итак, все наше достоинство состоит в мысли. Только она возвышает нас, а не про­странство и время, которых нам не заполнить. Будем же стремиться хорошо мыслить: вот основа морали» (фр.200).

 

Он подчеркивает, что «нельзя представить человека без мысли. Это был бы камень или животное» (фр.111)

 

«Справедливость и истина - два столь тонких острия, что наши инструменты слишком грубы, чтобы касаться с точностью. Прикасаясь к ним, они их сплющивают и опира­ются на окружаю­щую их плос­кость, скорее на ложь, чем на истину… Следовательно, человек столь счастливо устроен, что не рас­полагает никаким верным критерием ис­тины, зато имеет несколько отличных критериев лжи» (фр.44)

 

2.ДИАЛЕКТИКА ПАРАДОКСА: РАЗУМ, ИНСТИНКТ, ПРИВЫЧКА.

 

Паскаль, по сути, является первым в истории мыслителем, который утверждает о био­логиче­ской при­роде познания, находя в этой природе механизм детерминации ментальных структур:

«Сомневаться во всем, сомневаться в том, бодрствует ли он, щиплют ли его, жгут ли его, со­мневается ли он, существует ли он? Нельзя дойти до этого, и я выдвигаю как факт, что никогда не было закон­ченного пиррониста. Сама природа поддерживает не­мощный разум и мешает ему завираться до такой степени.» (фр.131)

 

Далее, в другом фрагменте мы читаем:

«Человек познает, что он такое по своей природе с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»(фр.128)

 

Одной из исходных мыслей Паскаля является утверждение о двойственности человека. «Человек не ангел и не зверь, а несчастье так устаивает, что тот, кто хочет уподобиться ангелу, становится зве­рем» (фр.678)

 

«Если бы в человеке был один разум без страстей или одни страсти без разума. Но, имея и то и дру­гое, он не может быть в мире с одним, не воюя против другого.» (фр.621)

 

«Привычка есть вторая природа, которая разрушает первую. Но что такое природа? Почему при­вычка не является естественной? Я очень боюсь, что эта самая природа есть только первая при­вычка..» (фр.126)

 

«В человеке все от природы, любое свойство может стать прирожденным, но и любое природ­ное свойство может изгладиться»(фр-634)

 

«Вот почему когда он стремится возвыситься, я его принижаю, когда же он себя уни­жает, я его воз­вышаю и противоречу ему до тех пор, пока он не уразумеет, какое он не­постижимое чу­дище.»(фр.130)

 

3.СЕРЛЦЕ И СТРАСТИ БЫТИЯ

 

Многие считают Б. Паскаля мистическим философом. Но это не так, он просто ста­рался, в до­полне­ние к формализму рассудка добавить ритмы «сердца». Он считал, что «мы постигаем ис­тину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их сокрушить… Принципы чувствуются, тео­ремы доказываются, и то и другое с достоверностью, хотя и разными путями.» (фр.110)

 

Г. Стрельцова правильно утверждает: ««Сердце» играет в философии Паскаля фунда­менталь­ней­шую роль, представляя поистине тот «кир­пичик» его мировоззрения, изъя­тие которого раз­рушило бы его до основания: в гносеологии «сердце» чувствует «пер­вичные термины» и ак­сиомы, в этике оно обусловливает нравственный по­рядок в от­ли­чие от интеллектуального и физического поряд­ков, в области ре­лигиозной веры оно чув­ствует Бога. В качестве гносеологи­ческой способности «сердце» избав­ляет ра­зум от дурной беско­нечности определений и доказательств» (Стрельцова Г.Я. Паскаль и евро­пейская культура. М.,1994. С.146-147)

 

Паскаль различает в бытии три слоя, три «порядка», три «измерения»: физический, ин­теллек­туаль­ный и нравственный. Эти порядки, координаты несовместимы. Как несовмес­тимы протяжение (ма­териальный порядок) и мысль (интеллектуальный поря­док), так несовместимы мысль (интеллектуальный порядок) с милосердием и любовью (нравственный порядок). «У сердца свои за­коны, которых разум не знает»(фр.423)

 

Паскаль считает, что основой нравственного порядка является сердце. И именно сердце опре­деляет во многом закономерности социального бытия:«Будь нос Клеопатры чуть покороче- весь облик земли был бы иным.» ( фр.413)

 

БЕЙЛЬ П.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994.

2. История диалектики XIV-XVIII веков. М. 1974.

3. Кляус Е.М. Погребысский И.Б. , Франкфурт У.И. Паскаль. М. 1971.

4. Бутру Э. Паскаль. СПб. 1901.

5. Бётер Г. Иезуиты. М. 1913.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.