Здавалка
Главная | Обратная связь

ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАРТЕЗИАНСТВА



АРНО А. (1612-1694) И ГРАММАТИКА ПОР-РОЯЛЯ

 

Книга А.Арно и Кл. Ланселя «Общая и Рациональная Грамматика», которая вышла в 1660 году, была первой французской работой по языкознанию, которая имела основой определенную фи­лософскую позицию. Основное положение теории языка Пор-Рояля это то, что язык опирается на мысль и разум. Язык был изобретен человеком и челове­ком мыслящим.

Интересно еще упомянуть Де Броаса, который в своем трактате «О механическом обра­зовани языков»(1765) утверждал, что язык подчинен законам физики и механики.

А. Арно довольно критически относился к учению Декарта. В частности, он под­черки­вал, что критерий ясности и отчетливости имеет силу только для теоретического по­зна­ния, но он недействителен в сфере веры и учений нравственности.

РЕГИУС Г. (1598-1679)

 

Генрих Региус (де Руа) –нидерландский философ, последователь физики Декарта.

РЕЖИ П. (1632—1707)

 

Наиболее толковое развитие идей картезианской физики заслуга Пьера Сильвена Режи

Основное произведение Режи – «Полный курс философии или всеобщая система, со­гласно принципам Декарта» (1690). В 1693-1694 гг. Режи выступал с критикой Н. Мальбранша. Для него врожденные идеи – это просто постоянные идеи ума, которые не имеют врожденного характера.

Последователем п. Режи был Жан Рого (1620-1672), который посвятил много усилий по пропаганде физики Декарта. Его работа «Трактат о физике» (1671) имел большой ус­пех.

 

1. КЛАУБЕРГ И. (1622-1665)

 

По свидетельству Я. Томазия (1622-1684), выдающегося в то время историка филосо­фии, немецкий философ Иоганн Клауберг значительно яснее и понятнее излагал прин­ципы картезианства, чем сам Декарт.

Клауберг углубляет дуализм субстанций, считая, что взаимодействие между ними не­возможно объяснить рационально. Взаимодействие между ними – это 2божья воля». Клдауберг склонялся к платонизму – у него не тела порождают идеи, они лишь служат возбудителем для проявления врожденных идей.

 

2. ДИГБИ К. (1603-1665)

 

Кенльм Дигби – английский философ, который пытался соединить картезианскую фи­зику с философией Платона.

ГЕЕРБОРД А.(1614-1659)

 

Андриан Геерборд - нидерландский картезианец.

 

АНДРЕЭ Т. (1633-1685)

 

Андреэ Тобиас - немецкий врач, философ, сторонник картезианской физики.

 

СПИНОЗА Б. (1632-1677)

 

Он декларировал так популярный в его время «геометрический метод» в филосо­фии, надеясь, что таким образом он достигнет ясности. В этом он неоригинален, нам известен наиболее яркий представитель такого рода «методы» немецкий философ Э. Вейгель, о творчестве которого будет идти разговор ниже. Стремление сделать фи­ло­софские положения ясными похвально и желательно, но этот «метод» применен к фи­лософии неверно, ибо множество «теорем», сопровождаемых доказательствами, при­мененные Спинозой в его «Этике» и применяемые Э. Вейгелем, посвящены множеству совер­шенно малозначительных философских положений не объединенных единым смысловым про­странством, что не проясняет, а затуманивает суть дела. Метод Евклида по внутренней своей идее ясности и наглядности положений, может быть приемлем для философии, но этот метод Спиноза применил по форме, а не по смысловому его содер­жанию, что дискредитировало этот метод в последующем философствовании. Это обидно, ибо «кристальная» размеченность, «геометрическая» строй­ность в принципе крайне желательна для философии.

 

«..неудача спинозизма не есть только неудача Спинозы или даже всего рационализма XVII века; это неудача человеческой мысли вообще, невозможность для нее достигнуть действи­тельной вершины познания, воплотить свою методологическую мечту, превра­тить идеал знания в реальную науку» (Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Том 1 Варшава, 1910. С.457)

 

ПАНТЕИЗМ

 

Он не является сторонником телологизма, по его мнению, природа не действует по цели.

 

ТЕОРИЯ ЗНАНИЯ

 

ТЕОРИЯ АФФЕКТА

 

Все рационалисты XVII века придавали большое значение теории афффекта. Их целью было разложить человеческое поведение на элементарные составляющие, «механизмы» и «коле­сики», элементарные «силы», которые опредляют и запускают механизм чело­веческого поведения. «Аффект» - для них и есть как раз этот элементарный «вектор» силы человеческого поведения, который имеет такой же характер, как и вектора сил в физической природе. Этому же следует и Спиноза, который рассматривал человеческие действия и влечения «… точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах» (Т.1. С.455)

Под аффектом Спиноза понимает «..состояния тела (corporis affectiones), которые уве­личивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний» (Т.1. С.456)

Адекватной причиной обусловлено активное состояние души,

 

«Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему» (Т.1. С.521)

 

«..люди привыкли называть естественные вещи совершенными или несовершенными более вследствие предрассудка, чем вследствие истинного познания их» (Т.1. С.522)

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

КРИТИКА РЕЛИГИИ

Э. Ренан, в частности, утверждал, что Спиноза осуществил «религиозную революцию», основав «естественную религию». Но так утверждал не только он – его как религиоз­ного мыслителя интерпретировали немецкие спинозисты.

 

ТРАДИЦИЯ СПИНОЗИЗМА

 

Влияние на современную Спинозе, мысль его философия играла небольшое, да и крайне противоречиво и неоднозначно его влияние на последующую мысль. К. Вильсон - один из авторов юбилейного сборника «Speculum Spinozanum. 1677-1977»(1977) писал следующее: «У Спинозы есть любопытное отличие - он наименее влиятельный из великих философов …Любая история философии отводит главу Спи­нозе, и кажется, никто не сомневается в том, что он по праву занимает столь важное место. Но почему он так важен? На каких других великих философов он оказал влияние? Где в современном мире мы находим следы его идей, пусть даже искажен­ных?» (Speculum Spinozanum. 1677-1977. L., 1977. Р.525)

Действительно, его идеи были популярны лишь в немецкой философии, особенно в связи со спором «о спинозизме» между Якоби и Мендельсоном в конце XVIII века представите­лям которой был близок его мистицизм, тяготение к каббалистике и убогий язык изложения, в свое же время он не был слишком популярен и известен как шлифовщик стекол и основатель полурелигозного кружка в Амстердаме.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.

2. Быховский Б.В. Философия Декарта. М. 1940. (1841964)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.