ГЛАВА 3 БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ВВ.
Феодальные элиты в Англии были подорваны уже давно – во времена войны между Алой и Белой Розой. Английское дворянство было недавнего происхождения, многие пэры получили свое пэрство лишь во времена Якова I.
Британская философия – это по преимуществу философия эмпиризма и феноменализма, хотя так интерпретировать её полностью ошибочно. Просто рационализм там не получил большего распространения, чем во Франции. Например, в Англии мы имеем «двойника» Декарта – Э. Чербери, который считается основателем «естественной» религии и английского деизма. В своем трактате «Об истине» (1624) он выделил в качестве познавательных способностей чувство, рассудок и «естественный инстинкт» истины – т.е. интуицию как высшую познавательную способность. Интуицию Чербери противопоставлял рассудку, по его мнению, являющемуся источником многих заблуждений.
ДЕИЗМ ЧЕРБЕРИ Г. (1582-1648)
Лорд Герберт Чербери – английский философ, английская «копия» Декарта. С 1619 по 1624 гг. – посланник в Париже, с середины 40-х годов – член политической оппозиции режиму. Г. Чербери был дружен с П. Гассенди, хотя Гассенди его философскую концепцию подверг критике. Хотя он часто был на приемах короля и встречался с Ф. Бэконом, но Ф. Бэкон и Г. Чербери не упоминают друг о друге в своих произведениях. Отличался оригинальностью поведения, хотя имел большую семью, но вел безалаберную жизнь странствующего авантюриста и Дон Жуана. Все свои «приключения» он достаточно красочно и в подробностях описал в своей автобиографии. Основоположник английского деизма, считал, что основой всякой веры должен быть разум. Основная философская работа «Трактат об истине» (1624), которую он написал в Париже, и которая была достаточно известна во Франции. Учение Чербери о познании основывается на признании источником знания «врожденных идей», которые даны человеком Богом. Душа сама в себе уже содержит зачатки всех истин, но для их проявления необходимы условия. Познание осуществляет при помощи внутреннего и внешнего чувства, «естественного инстинкта» и логического мышления. «Естественный инстинкт» - - это высшая форма познания, которые приводит к установлению общих понятий, которые формируют знание. Они абсолютно достоверны, с ними все согласны, они обладают непосредственной убедительностью и независимы от опыта.
Чербери признавал наличие четырех видов истин.: это истина наличного предмета, истина восприятия (явленности предмета человека), истина представления, истина разума.
Наиболее важным критерием истины Г. Чербери считал «всеобщее согласие», конвенцию. Именно эту точку зрения Г. Чербери критиковал Дж. Локк в своих «Опытах о человеческом понимании».
2. ДЕИЗМ
Термин «деизм» был зафиксирован у кальвиниста П. Вире в работе «Наставление христианам» (1564). Но популярным он стал в XVII веке. Согласно деизму, Бог трансцендентен Природе, он её сотворил, но предоставил далее самой себе. Космос, сотворенный Богом, строго упорядочен, в нем не допускаются какие-либо чудеса. Корни английского деизма были зпаложены еще во времена Елизаветы. Последователями деизма были Гукер, Бэкон, Герберт, Чилингворт, Рочестер, Блонт и др.
Суть деизма в том, что для них Бог – это разумное начало и отрицали божественное откровение и промысел божий. Десты материалистического типа выводили идею Бога из целосообразности и гармонии природы, а идеалистического – делали упор на идею врожденности идей, которые даны Богом.
Идеи деизма Чербери развивал Ч. Блаунт (1654-1693), который первым назвал взгляды Чербери на религию деизмом, и дал материалистическую интерпретацию деизма, который потом получил развитие у английский материалистов XVIII века. Но была и идеалистическая интерпретация деизма у М. Тиндаля, которая получила развитие у А. Шефтсбери и Ф. Хатчесона. М. Тиндаль (1657-1733) написал книгу «Христианство так же старо, как творение» (1730)., которая стала «Библией» деистов. В ней утверждалось, что религия изначальна и необходима для человека. В самом начале она была «естественной» религией, призывала к добру и благу, но далее была искажена идолопоклонниками, культом мертвых. Потому главная задача – вернуться к первоначальной «естественной» религии.
Социанизм: Лэлий Социн (1525-1562), Фауст Социн (1539-1604). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|