Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 3 БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ВВ.



 

Феодальные элиты в Англии были подорваны уже давно – во времена войны между Алой и Белой Розой. Английское дворянство было недавнего происхождения, многие пэры получили свое пэрство лишь во времена Якова I.

 

Британская философия – это по преимуществу философия эмпиризма и феномена­лизма, хотя так интерпретировать её полностью ошибочно. Просто рационализм там не получил большего распространения, чем во Франции. Например, в Англии мы имеем «двойника» Декарта – Э. Чербери, который считается основателем «естественной» ре­лигии и английского деизма. В своем трактате «Об истине» (1624) он выделил в качестве познавательных способностей чувство, рассудок и «естественный инстинкт» истины – т.е. интуицию как высшую познавательную способность. Интуицию Чербери противопоставлял рассудку, по его мнению, являющемуся источником многих заблуждений.

 

ДЕИЗМ

ЧЕРБЕРИ Г. (1582-1648)

 

Лорд Герберт Чербери – английский философ, английская «копия» Декарта. С 1619 по 1624 гг. – посланник в Париже, с середины 40-х годов – член политической оппозиции режиму. Г. Чербери был дружен с П. Гассенди, хотя Гассенди его философскую концепцию подверг критике. Хотя он часто был на приемах короля и встречался с Ф. Бэконом, но Ф. Бэкон и Г. Чербери не упоминают друг о друге в своих произведениях.

Отличался оригинальностью поведения, хотя имел большую семью, но вел безалабер­ную жизнь странствующего авантюриста и Дон Жуана. Все свои «приключения» он достаточно красочно и в подробностях описал в своей автобиографии.

Основоположник английского деизма, считал, что основой всякой веры должен быть разум. Основная философская работа «Трактат об истине» (1624), которую он написал в Париже, и которая была достаточно известна во Франции.

Учение Чербери о познании основывается на признании источником знания «врожден­ных идей», которые даны человеком Богом. Душа сама в себе уже содержит зачатки всех истин, но для их проявления необходимы условия. Познание осуществляет при помощи внутреннего и внешнего чувства, «естественного инстинкта» и логического мышления. «Естественный инстинкт» - - это высшая форма познания, которые приводит к установлению общих понятий, которые формируют знание. Они абсолютно достоверны, с ними все согласны, они обладают непосредственной убедительностью и независимы от опыта.

 

Чербери признавал наличие че­тырех видов истин.: это истина наличного предмета, ис­тина восприятия (явленности предмета человека), истина представления, истина ра­зума.

 

Наиболее важным критерием истины Г. Чербери считал «всеобщее согласие», конвенцию. Именно эту точку зрения Г. Чербери критиковал Дж. Локк в своих «Опытах о человеческом понимании».

 

2. ДЕИЗМ

 

Термин «деизм» был зафиксирован у кальвиниста П. Вире в работе «Наставление хри­стианам» (1564). Но популярным он стал в XVII веке. Согласно деизму, Бог трансце­н­дентен Природе, он её сотворил, но предоставил далее самой себе. Космос, сотворен­ный Богом, строго упорядочен, в нем не допускаются какие-либо чудеса. Корни английского деизма были зпаложены еще во времена Елизаветы.

Последователями деизма были Гукер, Бэкон, Герберт, Чилингворт, Рочестер, Блонт и др.

 

Суть деизма в том, что для них Бог – это разумное начало и отрицали божественное от­кровение и промысел божий. Десты материалистического типа выводили идею Бога из целосообразности и гармонии природы, а идеалистического – делали упор на идею врожденности идей, которые даны Богом.

 

Идеи деизма Чербери развивал Ч. Блаунт (1654-1693), который первым назвал взгляды Чербери на религию деизмом, и дал материалистическую интерпретацию деизма, кото­рый потом получил развитие у английский материалистов XVIII века.

Но была и идеалистическая интерпретация деизма у М. Тиндаля, которая получила раз­витие у А. Шефтсбери и Ф. Хатчесона. М. Тиндаль (1657-1733) написал книгу «Христианство так же старо, как творение» (1730)., которая стала «Библией» деистов. В ней утверждалось, что религия изначальна и необходима для человека. В самом начале она была «естественной» религией, призывала к добру и благу, но далее была искажена идолопоклонниками, культом мертвых. Потому главная задача – вернуться к первоначальной «естественной» религии.

 

Социанизм: Лэлий Социн (1525-1562), Фауст Социн (1539-1604).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.