Здавалка
Главная | Обратная связь

ОККАЗИОНАЛИЗМ Н. МАЛЬБРАНША (1638-1715)



Мальбранш осуществляет интерпретацию учения Августина в русле картезианской фи­лософии. Эта интерпретация довольно органична, ибо связь между августинианст­вом и картезианством гомологична.

Философии окказионализма, главным представителем которой был Николо Мальб­ранш, не по­везло. Популярная в XVII веке, определяющая стиль и образ мысли своего времени, она да­лее перестала быть столь популярной в последующее время, хотя вся проблематика, поставлен­ная ею, органично перешла в последующую философию, но при рассмотре­нии этой проблематики уже не упоминалась. Во многих курсах философии сразу от Декарта переходят к Спинозе, что непонятно.

В отличие от Спинозы, Мальбранш выгодно отлича­ется большей глубиной мысли, яс­ностью изложения и хорошим языком, а также влиянием на современную ему философию. На примере Мальбранша ясно выявляется интересная законо­мерность действия философской традиции, философская система существует в двух измере­ниях - историческом бытии, когда она воздействует и определяет стиль жизни современной ему эпохи; и в экзи­стенциальном бытии, когда она воздействует на традицию последующих эпох, опреде­ляя сам стиль философствования по себе, вне зависимости от исторического времени. В данном случае мы наблюдаем, что в экзистенции философствования окказионализм не оказался, он существует лишь в архиве социальной памяти. Философия же Спинозы также не существует в экзистенции фило­софствования, но вошла в традицию изложе­ния истории философии, как непонятный атавизм и привычка в построении всех курсов философии.

Основателем окказионализма считается Арнольд Гейлинкс (1625-1669). Он родился в Антверпене. Преподавал в Лувенском университете. Автор работ: «Логика» (1662), «Этика» (1665, 1675). Его главная работа – «Метафизика» вышла уже после его смерти.

Целостность культуры и её гармоническое единство представлялось им следующим образом, что есть два рода событий: телес­ный и духовный, которые происходят независимо друг от друга. Их кажущаяся связь обусловлена исключительно содейст­вием бога, который яв­ляется посредником между ними.

Гейлинкс приводил интересное сравнение с часами (сакральным образом в менталитете европейского человека XVI-XVIII вв.): телесные и духовные процессы имеют отноше­ние друг к другу как две пары часов, идущих без всякого взаимовлияния, потому что с самого начала были заведены соответст­вующим образом. Хотя, если быть точным, то этот же образ присутствует у картезианца Жеро де Кордемка (1620-1684). Знать, как воздействуют ма­териальные (телесные) процессы на идеальные (духовные) человек не мо­жет. Движения в материальном (телесном) от человеческой воли не зависят, это мо­жет быть лишь волей бога, который связал волю и тело человека определенным, но не­известным человеку образом. Гармония между духовными и материальными процессами – это гармония двух часов, которые идут одинаково, но их связь создана Богом совершенно невыразимым об­разом. В этом выражена ценная мысль, что в гар­моническом ряде тра­диции между сознавае­мыми процессами и бессознательными про­цессами связь найдена быть не может, процесс совершенно непредсказуем. Культуре свойственно иррацио­нальное, окказиональное действие. Целостность и гармония куль­туры как синтеза мате­риаль­ных и идеальных процессов - есть чудо. По сути, Гейлинкс не изобретает ничего нового, он просто старается максимально четко выдержать прин­ципы картезианства, где синтез двух субстанций объяснен нечетко. В стремлении к четкости выдерживания картезианского принципа он автоматически приходит к окка­зиональному принципу их взаимодействия. Но окказионализм не был бы окказиона­лизмом, если бы он чем-то не отличался от картезианства. Существенным пунктом этого отличия является то, что анонимный Бог картезианцев становится реально дейст­вующей «ипостасью». Для Гей­линкса Бог – это и есть тот «мастер», который чудным образом приводит согласие души и тела, мыслящей и протяженной субстанции. Это он «настройщик2 гармонии бытия и культуры, который постоянно участвует во всех про­цессах мирового устройства.

К сожалению, система Гейлинкса, изложенная ясно и понятно, не обладала должным влиянием. Видимо, она была слишком рационалистична для достаточно мистически настроенной публики того времени. К примеру, его «Этика», содержащая во многом все положения «Этики» Спинозы, была забыта.

Николай Мальбранш. родился в , с детства был слаб здо­ровьем. В 1660 г. поступил в конгрегацию оратории в Париже. В 26 лет познакомился с философией Декарта. Извес­тен сочинением «О разыскании ис­тины»(1674). Известен своей по­лемикой с духовным главой янсенистской церкви Арно.

 

«У животных нет ни разума, ни души, как обыкновенно понимается душа. Животные едят без удовольствия; они кричат не от страдания, они растут, не зная того; они ничего не желают; ни­чего не боятся; ничего не познают; и если они действуют таким образом, который указывает на разум, то это происходит от того, что бог при сотворении их имел в виду сохранить их и потому образовал их тело таким образом, что они маши­нально, а не от боязни, избегают всего, что может уничтожить его» ( т.2 с.391)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.