ОККАЗИОНАЛИЗМ Н. МАЛЬБРАНША (1638-1715)
Мальбранш осуществляет интерпретацию учения Августина в русле картезианской философии. Эта интерпретация довольно органична, ибо связь между августинианством и картезианством гомологична. Философии окказионализма, главным представителем которой был Николо Мальбранш, не повезло. Популярная в XVII веке, определяющая стиль и образ мысли своего времени, она далее перестала быть столь популярной в последующее время, хотя вся проблематика, поставленная ею, органично перешла в последующую философию, но при рассмотрении этой проблематики уже не упоминалась. Во многих курсах философии сразу от Декарта переходят к Спинозе, что непонятно. В отличие от Спинозы, Мальбранш выгодно отличается большей глубиной мысли, ясностью изложения и хорошим языком, а также влиянием на современную ему философию. На примере Мальбранша ясно выявляется интересная закономерность действия философской традиции, философская система существует в двух измерениях - историческом бытии, когда она воздействует и определяет стиль жизни современной ему эпохи; и в экзистенциальном бытии, когда она воздействует на традицию последующих эпох, определяя сам стиль философствования по себе, вне зависимости от исторического времени. В данном случае мы наблюдаем, что в экзистенции философствования окказионализм не оказался, он существует лишь в архиве социальной памяти. Философия же Спинозы также не существует в экзистенции философствования, но вошла в традицию изложения истории философии, как непонятный атавизм и привычка в построении всех курсов философии. Основателем окказионализма считается Арнольд Гейлинкс (1625-1669). Он родился в Антверпене. Преподавал в Лувенском университете. Автор работ: «Логика» (1662), «Этика» (1665, 1675). Его главная работа – «Метафизика» вышла уже после его смерти. Целостность культуры и её гармоническое единство представлялось им следующим образом, что есть два рода событий: телесный и духовный, которые происходят независимо друг от друга. Их кажущаяся связь обусловлена исключительно содействием бога, который является посредником между ними. Гейлинкс приводил интересное сравнение с часами (сакральным образом в менталитете европейского человека XVI-XVIII вв.): телесные и духовные процессы имеют отношение друг к другу как две пары часов, идущих без всякого взаимовлияния, потому что с самого начала были заведены соответствующим образом. Хотя, если быть точным, то этот же образ присутствует у картезианца Жеро де Кордемка (1620-1684). Знать, как воздействуют материальные (телесные) процессы на идеальные (духовные) человек не может. Движения в материальном (телесном) от человеческой воли не зависят, это может быть лишь волей бога, который связал волю и тело человека определенным, но неизвестным человеку образом. Гармония между духовными и материальными процессами – это гармония двух часов, которые идут одинаково, но их связь создана Богом совершенно невыразимым образом. В этом выражена ценная мысль, что в гармоническом ряде традиции между сознаваемыми процессами и бессознательными процессами связь найдена быть не может, процесс совершенно непредсказуем. Культуре свойственно иррациональное, окказиональное действие. Целостность и гармония культуры как синтеза материальных и идеальных процессов - есть чудо. По сути, Гейлинкс не изобретает ничего нового, он просто старается максимально четко выдержать принципы картезианства, где синтез двух субстанций объяснен нечетко. В стремлении к четкости выдерживания картезианского принципа он автоматически приходит к окказиональному принципу их взаимодействия. Но окказионализм не был бы окказионализмом, если бы он чем-то не отличался от картезианства. Существенным пунктом этого отличия является то, что анонимный Бог картезианцев становится реально действующей «ипостасью». Для Гейлинкса Бог – это и есть тот «мастер», который чудным образом приводит согласие души и тела, мыслящей и протяженной субстанции. Это он «настройщик2 гармонии бытия и культуры, который постоянно участвует во всех процессах мирового устройства. К сожалению, система Гейлинкса, изложенная ясно и понятно, не обладала должным влиянием. Видимо, она была слишком рационалистична для достаточно мистически настроенной публики того времени. К примеру, его «Этика», содержащая во многом все положения «Этики» Спинозы, была забыта. Николай Мальбранш. родился в , с детства был слаб здоровьем. В 1660 г. поступил в конгрегацию оратории в Париже. В 26 лет познакомился с философией Декарта. Известен сочинением «О разыскании истины»(1674). Известен своей полемикой с духовным главой янсенистской церкви Арно.
«У животных нет ни разума, ни души, как обыкновенно понимается душа. Животные едят без удовольствия; они кричат не от страдания, они растут, не зная того; они ничего не желают; ничего не боятся; ничего не познают; и если они действуют таким образом, который указывает на разум, то это происходит от того, что бог при сотворении их имел в виду сохранить их и потому образовал их тело таким образом, что они машинально, а не от боязни, избегают всего, что может уничтожить его» ( т.2 с.391)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|