Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЛОСОФИЯ ДЖ. ЛОККА (1632-1704)



 

Джон Локк родился в семье мелкого чиновника, который принимал участие в военных действиях парламентской армии против короля Карла I Стюарта. Сам Локк имел воз­можность пережить все перепетии того бурного периода британской истории. Учился в Оксфордском университете. Оксфорд был в сфере влияния пуритан. Из всей схоласти­ческой философии, которую препода­вали в этом университете он вынес уважение только к Оккаму, которого считал выдающимся мыслителем. В принципе его философия есть «неооккамизм». Локк увлекался естественнонауч­ными изысканиями, был в тесной дружбе с Р. Бойлем. Именно за испехи в этих исследованиях он был из­бран в 1668 г. членом Лондонского королевского общества. Вел довольно активную политическую деятельность на стороне оппозиции Стюартам, занимал в этой оппози­ции видное место. В эмиграции был близок с Вильгельмом III Оранским и его непо­средственными окружением. В общем, личность до­вольно разносторонняя, занимаю­щая крайне активную позицию в жизни. В философской традиции его место значи­тельно и его философия повлияла почти на всю последующую философию. Является «апостолом» всей новоевропейской английской философии.

Как писал историк культуры XIX века Г. Геттнер: «Опытная философия Локка, деизм и английские моралисты стали теми двигателями, действие которых распространилось далеко за пределы Англии и расшатало весь старый мир» (Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века. Т. 1 Английская литература (1660-1770). СПб. 1869. С.121)

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

 

1. ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОСТИ ИДЕЙ

 

Локк противник «врожденности идей». Это он довольно убедительно доказывает. Тем не менее он, как показали более обстоятельный взгляд на природу познания и культуры не совсем прав.

Проблема врожденности идей – это одна из самых «больных» мест в философии. Эта проблема преследует философию на всем её протяжении. В наше время она, вроде бы, получила достаточно детальную разработку. Во-первых, проясняется, что сознание че­ловека изначально интенцио­нально по своей сути с точки зрения самой биологической «конституции», этот мо­мент нам про­ясняют представители ткак называемого направ­ления «эволюционной эпистемо­логии», которая основана во многом на идеях К. Ло­ренца – одного из основателей слвременной этологии. В 1941 году Конрад Лоренц опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете современной био­логии», где обосновывалась позиция, согласно которой познание изна­чально обусловлено опреде­ленными биологическим предзаданностями человека. Вот что пи­шут сторонники этой точки зре­ния современные философы К. Хахлвег и К. Хукер:

 

Далее, проблема врожденности обосновывается в социологии науки, особенно под­робно она раз­работана Э. Дюргеймом

 

В когнитивной психологии проблема врожденности исследовалась в рамках когнтив­ной психо­ло­гии, особенно школой Ж. Пиаже

 

Далее, в психоанализе этот же аспект рассматривался К.Г. Юнгом с его концепцией «архети­пов»

 

Но и в самой философии науки доминирует сейчас «платонова» точка зрения.

Взять, хотя бы, исследователя психологии познания Дж. Брунера. Он пишет: «Воспри­ятие пред­полагает акт категоризации. Фактически в эксперименте происходит следую­щее: мы предъявляем субъекту сответствующий объект, а он отвечает путем отнесения воспринятого раздражителя к тому или иному классу вещей или событий» (Брунер Дж. Психология познания. М., 1977 с.13)

 

«Адекватное восприятие.. достигается кодированием поступающих раздражителей с помощью соответствующих категорий, то есть категорий, обеспечивающих переход от признаков к кате­го­риальной идентификации..» (там же, с.30). Он правильно подмечает: «.. категоризация объ­екта при восприятии служит основой для соответствующей орга­низации действий, направлен­ных на этот объект» (там же, с.18)

 

Кроме психологического угла рассмотрения этой проблемы врожденных идей, можно рассмот­реть эту проблему с социокультурного угла зрения. В этом отношении можно взять для рассмотрения нашего отечественного лидера современной философии науки В.С. Степина. Он ут­верждает следующее6 «отражение мира в науке всегда осуществля­ется в соответствии с ис­тори­чески складывающимися идеалами и нормами исследова­тельской деятельности. Их можно разде­лить на три основные группы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы до­казательности и обоснования зна­ний; 3) идеалы строения (организации) знаний» (Степин В.С. Идеалы и нормы в дина­мике научного поиска \\ Идеалы и нормы научного иссле­дования. Минск., 1981 с.18-19)

«Идеалы науки регулируют становление и развитие не только картины мира, но и свя­занных с ней конкретных теоретических моделей и законов. Они как бы запечатля­ются в соответствую­щих об­разцах знания и таким путем усваиваются исследователем. В этом случае они могут не осознаваться в качестве исторически изменчивых идеалов и норм познавательной деятельно­сти, а расцениваются как очевидные презумпции науч­ного поиска» (Ид. И нормы с.22)

 

Степин В.С. : «В основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосо­гласован­ную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы бу­дем называть фундаментальной теоретической схемой» (Сте­пин В.С. Становление на­учной тео­рии. Минск, 1976 с.30)

 

В результате этих исследований «линия Платона» все же победила. Тем более, интересно, что ра­дикальный эмпиризм никогда не существовал, а если существовал, то представлял из себя явный «нонсенс». Человек не может освоить данные опыта без оп­ределенной предзаданной концепту­альной теоретической схемы.

 

2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

 

Деление на вторичные и первичные качества даны уже у Демокрита. Далее эту идею подержал Декарт. Он считает, что чувства вкуса, запаха, тепла и холода и т.д. « в дей­ствительности не представляют ничего, что существовало бы вне мышления, однако они разнообразны в зависимости от различия в движениях, переходящих из всех точек нашего тела к мозгу, с которым мышление наше теснейшим образом связано» ( избр. 459-460)

 

3. ПОЗНАНИЕ

 

Локк уподобляет человеческий разум «темной камере» или «темной комнате», единственными окнами через которые проникает свет – это внешние и внутренние ощущения: «…разум очень похож на камеру, совершенно закрытую для света, с одним только небольшим отверстием, оставленным для того, чтобы впускать видимые подобия, или идеи, внешних вещей. И если бы только проникающие в такую темную комнату образы могли оставаться там и лежать в таком порядке, чтобы в случае необходимости их можно было бы найти, то это было бы очень похоже на человече­ский разум в его отношении ко всем зримым объектам и их идеям» (Т.1. С.212)

 

Согласно Локку, «…познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несо­ответст­вия и несовместимости любых наших идей» (т.2 с.3)

Соответствие бывает четырех видов: тождество или различие; отношение; совместное существование или необходимая связь; реальное существование.

 

Интуитивное познание

 

Интуитивное познание состоит в непосредственном восприятии соответствия или несо­ответст­вия идей. Локк считает, что высшей ступенью нашего знания есть интуи­тивное знание без рас­суждения.

 

Рациональное познание

 

2. РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ

Разум и традиция

 

Теперь обратимся к фактически идеологу современной культуры Джону Локку. Возь­мем для на­чала не «Опыт о человеческом разумении», а записи в его записной книжке, которые представ­ляют собой наброски к лекциям и открывают нам путь к его «лаборатории мысли», к исходным тайнам его мысли. Они опубликованы под общим названием «Опыты о законе природы». В них более явственно проявляется связь его либерального «вигского» мировоззре­ния с критикой вро­жденных идей- осно­вой его философии, проясняя его отношение к тради­ции. Отношение типичное для либерала- инди­видуалиста.

Он говорит:

«Существуют три способа познания, которые я не слишком затрудняя себя поисками точных терми­нов, назвал бы инскрипцией (врожденным знанием- С.Г.), традицией и чувственным опы­том, к кото­рым можно прибавить и четвертый, а именно сверхъесте­ственное и божествен­ное откровение, не имеющее, однако, отношения к настоящему предмету, поскольку мы исследуем не то, что может знать и увидеть человек, вдохнов­ляемый божественным духом, просвещенный исходящим с небес светом, но что спосо­бен открыть и исследовать человек, вооруженный си­лою природы и своей собст­венной пытливостью, наделенный мыслью, разумом и чувствами..» (т.3,с.10).

 

Сначала он говорит об инскрипции:

 

«Некоторые полагают закон природы врожденным нам и запечатленным природою в наших душах (как некоторые современные социобиологи- С.Г.) таким образом, что нет ни одного вхо­дящего в этот мир, чей ум не нес бы на себе запечатленные от рождения знаки, указвающие на его долг, кто бы в своей душе не имел моральных принципов и жизненных правил, присущих и известных ему с самого рождения, а потому нет необ­ходимости искать где-то в другом месте и заимствовать извне нравст­венные законы, так как у человека в глубине его души всегда раскрыты собственные пандекты, за­клю­чащие все его обязанности.»(3,с.11)

 

Тут ответ Локка известен - в душе не существует врожденных принципов- доказатель­ству этого цен­трального тезиса своей философии он посвящает первую книгу своего «Опыта о человече­ском разу­мении». Но нас интересует второй способ, который он на­зывает традицией:

«Итак, я утверждаю, что традиция не является методом познания, благодаря которому нам ста­но­вится известным закон природы..» (3,с.12)

 

Обосновывает он это тем, что «традиции повсюду различны, столь противоречат друг другу, и не только у разных народов, но и в одном и том же государстве..»(3,с.13), а по­тому «либо в по­знании за­кона природы, передаваемого путем традиции, необходимы разум и его суждение, и тогда традиция вообще не нужна, либо закон природы повсюду един, а традиции различны, не­обходимо сделать вы­вод, что- либо закона природы во­обще не существует, либо он непозна­ваем этим путем.»(3,с.13) И да­лее: «тому, кто за­хотел бы оглянуться назад и проследить… тра­дицию до момента ее возникновения, не­избежно пришлось где-нибудь остановиться и обнаружить в конце концов некоего ос­нователя тра­диции, который либо открыл этот закон за­печатленным в сердце своем, либо пришел к его позна­нию путем доказательств, исходя из чув­ственно воспринимае­мых вещей.

 

Разум и вера

 

Дж. Локк, как и большинство людей того времени – это верующий человек. На его ре­лигиозные убеждения оказало влияние учение социниан – сторонников учения Ф. Со­цина (1539-1604), - это течение было одним из ветвей антитринитаризма.

 

«Разум – это естественное откровение, с помощью которого вечный отец света и ис­точник вся­кого знания сообщает людям долю истины, данную им в пределах досягаемости их естествен­ных способностей. Откровение – это естественный разум, обогащенный новым рядом откры­тий, которые сообщены непосредственно богом и за истинность которых разум, обогащенный новым рядом открытий, которые сообщены непосредственно богом и за истинность которых разум ручается своим свидетельством и доказательством и доказательствами того, что они про­исходят от бога. Таким образом, кто устраняет оба источника света и действует приблизи­тельно так же, как если бы он убедил кого-нибудь* выколоть себе глаза, чтобы лучше воспри­нимать через телескоп далекий свет невидимой звезды» (Локк Дж. Сочинения: В 3 т.. М., 1988. Т.3. С.178-179)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.