ФИЛОСОФИЯ ДЖ. ЛОККА (1632-1704)
Джон Локк родился в семье мелкого чиновника, который принимал участие в военных действиях парламентской армии против короля Карла I Стюарта. Сам Локк имел возможность пережить все перепетии того бурного периода британской истории. Учился в Оксфордском университете. Оксфорд был в сфере влияния пуритан. Из всей схоластической философии, которую преподавали в этом университете он вынес уважение только к Оккаму, которого считал выдающимся мыслителем. В принципе его философия есть «неооккамизм». Локк увлекался естественнонаучными изысканиями, был в тесной дружбе с Р. Бойлем. Именно за испехи в этих исследованиях он был избран в 1668 г. членом Лондонского королевского общества. Вел довольно активную политическую деятельность на стороне оппозиции Стюартам, занимал в этой оппозиции видное место. В эмиграции был близок с Вильгельмом III Оранским и его непосредственными окружением. В общем, личность довольно разносторонняя, занимающая крайне активную позицию в жизни. В философской традиции его место значительно и его философия повлияла почти на всю последующую философию. Является «апостолом» всей новоевропейской английской философии. Как писал историк культуры XIX века Г. Геттнер: «Опытная философия Локка, деизм и английские моралисты стали теми двигателями, действие которых распространилось далеко за пределы Англии и расшатало весь старый мир» (Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века. Т. 1 Английская литература (1660-1770). СПб. 1869. С.121)
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
1. ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОСТИ ИДЕЙ
Локк противник «врожденности идей». Это он довольно убедительно доказывает. Тем не менее он, как показали более обстоятельный взгляд на природу познания и культуры не совсем прав. Проблема врожденности идей – это одна из самых «больных» мест в философии. Эта проблема преследует философию на всем её протяжении. В наше время она, вроде бы, получила достаточно детальную разработку. Во-первых, проясняется, что сознание человека изначально интенционально по своей сути с точки зрения самой биологической «конституции», этот момент нам проясняют представители ткак называемого направления «эволюционной эпистемологии», которая основана во многом на идеях К. Лоренца – одного из основателей слвременной этологии. В 1941 году Конрад Лоренц опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии», где обосновывалась позиция, согласно которой познание изначально обусловлено определенными биологическим предзаданностями человека. Вот что пишут сторонники этой точки зрения современные философы К. Хахлвег и К. Хукер:
Далее, проблема врожденности обосновывается в социологии науки, особенно подробно она разработана Э. Дюргеймом
В когнитивной психологии проблема врожденности исследовалась в рамках когнтивной психологии, особенно школой Ж. Пиаже
Далее, в психоанализе этот же аспект рассматривался К.Г. Юнгом с его концепцией «архетипов»
Но и в самой философии науки доминирует сейчас «платонова» точка зрения. Взять, хотя бы, исследователя психологии познания Дж. Брунера. Он пишет: «Восприятие предполагает акт категоризации. Фактически в эксперименте происходит следующее: мы предъявляем субъекту сответствующий объект, а он отвечает путем отнесения воспринятого раздражителя к тому или иному классу вещей или событий» (Брунер Дж. Психология познания. М., 1977 с.13)
«Адекватное восприятие.. достигается кодированием поступающих раздражителей с помощью соответствующих категорий, то есть категорий, обеспечивающих переход от признаков к категориальной идентификации..» (там же, с.30). Он правильно подмечает: «.. категоризация объекта при восприятии служит основой для соответствующей организации действий, направленных на этот объект» (там же, с.18)
Кроме психологического угла рассмотрения этой проблемы врожденных идей, можно рассмотреть эту проблему с социокультурного угла зрения. В этом отношении можно взять для рассмотрения нашего отечественного лидера современной философии науки В.С. Степина. Он утверждает следующее6 «отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на три основные группы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3) идеалы строения (организации) знаний» (Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска \\ Идеалы и нормы научного исследования. Минск., 1981 с.18-19) «Идеалы науки регулируют становление и развитие не только картины мира, но и связанных с ней конкретных теоретических моделей и законов. Они как бы запечатляются в соответствующих образцах знания и таким путем усваиваются исследователем. В этом случае они могут не осознаваться в качестве исторически изменчивых идеалов и норм познавательной деятельности, а расцениваются как очевидные презумпции научного поиска» (Ид. И нормы с.22)
Степин В.С. : «В основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой» (Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976 с.30)
В результате этих исследований «линия Платона» все же победила. Тем более, интересно, что радикальный эмпиризм никогда не существовал, а если существовал, то представлял из себя явный «нонсенс». Человек не может освоить данные опыта без определенной предзаданной концептуальной теоретической схемы.
2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
Деление на вторичные и первичные качества даны уже у Демокрита. Далее эту идею подержал Декарт. Он считает, что чувства вкуса, запаха, тепла и холода и т.д. « в действительности не представляют ничего, что существовало бы вне мышления, однако они разнообразны в зависимости от различия в движениях, переходящих из всех точек нашего тела к мозгу, с которым мышление наше теснейшим образом связано» ( избр. 459-460)
3. ПОЗНАНИЕ
Локк уподобляет человеческий разум «темной камере» или «темной комнате», единственными окнами через которые проникает свет – это внешние и внутренние ощущения: «…разум очень похож на камеру, совершенно закрытую для света, с одним только небольшим отверстием, оставленным для того, чтобы впускать видимые подобия, или идеи, внешних вещей. И если бы только проникающие в такую темную комнату образы могли оставаться там и лежать в таком порядке, чтобы в случае необходимости их можно было бы найти, то это было бы очень похоже на человеческий разум в его отношении ко всем зримым объектам и их идеям» (Т.1. С.212)
Согласно Локку, «…познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей» (т.2 с.3) Соответствие бывает четырех видов: тождество или различие; отношение; совместное существование или необходимая связь; реальное существование.
Интуитивное познание
Интуитивное познание состоит в непосредственном восприятии соответствия или несоответствия идей. Локк считает, что высшей ступенью нашего знания есть интуитивное знание без рассуждения.
Рациональное познание
2. РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ Разум и традиция
Теперь обратимся к фактически идеологу современной культуры Джону Локку. Возьмем для начала не «Опыт о человеческом разумении», а записи в его записной книжке, которые представляют собой наброски к лекциям и открывают нам путь к его «лаборатории мысли», к исходным тайнам его мысли. Они опубликованы под общим названием «Опыты о законе природы». В них более явственно проявляется связь его либерального «вигского» мировоззрения с критикой врожденных идей- основой его философии, проясняя его отношение к традиции. Отношение типичное для либерала- индивидуалиста. Он говорит: «Существуют три способа познания, которые я не слишком затрудняя себя поисками точных терминов, назвал бы инскрипцией (врожденным знанием- С.Г.), традицией и чувственным опытом, к которым можно прибавить и четвертый, а именно сверхъестественное и божественное откровение, не имеющее, однако, отношения к настоящему предмету, поскольку мы исследуем не то, что может знать и увидеть человек, вдохновляемый божественным духом, просвещенный исходящим с небес светом, но что способен открыть и исследовать человек, вооруженный силою природы и своей собственной пытливостью, наделенный мыслью, разумом и чувствами..» (т.3,с.10).
Сначала он говорит об инскрипции:
«Некоторые полагают закон природы врожденным нам и запечатленным природою в наших душах (как некоторые современные социобиологи- С.Г.) таким образом, что нет ни одного входящего в этот мир, чей ум не нес бы на себе запечатленные от рождения знаки, указвающие на его долг, кто бы в своей душе не имел моральных принципов и жизненных правил, присущих и известных ему с самого рождения, а потому нет необходимости искать где-то в другом месте и заимствовать извне нравственные законы, так как у человека в глубине его души всегда раскрыты собственные пандекты, заключащие все его обязанности.»(3,с.11)
Тут ответ Локка известен - в душе не существует врожденных принципов- доказательству этого центрального тезиса своей философии он посвящает первую книгу своего «Опыта о человеческом разумении». Но нас интересует второй способ, который он называет традицией: «Итак, я утверждаю, что традиция не является методом познания, благодаря которому нам становится известным закон природы..» (3,с.12)
Обосновывает он это тем, что «традиции повсюду различны, столь противоречат друг другу, и не только у разных народов, но и в одном и том же государстве..»(3,с.13), а потому «либо в познании закона природы, передаваемого путем традиции, необходимы разум и его суждение, и тогда традиция вообще не нужна, либо закон природы повсюду един, а традиции различны, необходимо сделать вывод, что- либо закона природы вообще не существует, либо он непознаваем этим путем.»(3,с.13) И далее: «тому, кто захотел бы оглянуться назад и проследить… традицию до момента ее возникновения, неизбежно пришлось где-нибудь остановиться и обнаружить в конце концов некоего основателя традиции, который либо открыл этот закон запечатленным в сердце своем, либо пришел к его познанию путем доказательств, исходя из чувственно воспринимаемых вещей.
Разум и вера
Дж. Локк, как и большинство людей того времени – это верующий человек. На его религиозные убеждения оказало влияние учение социниан – сторонников учения Ф. Социна (1539-1604), - это течение было одним из ветвей антитринитаризма.
«Разум – это естественное откровение, с помощью которого вечный отец света и источник всякого знания сообщает людям долю истины, данную им в пределах досягаемости их естественных способностей. Откровение – это естественный разум, обогащенный новым рядом открытий, которые сообщены непосредственно богом и за истинность которых разум, обогащенный новым рядом открытий, которые сообщены непосредственно богом и за истинность которых разум ручается своим свидетельством и доказательством и доказательствами того, что они происходят от бога. Таким образом, кто устраняет оба источника света и действует приблизительно так же, как если бы он убедил кого-нибудь* выколоть себе глаза, чтобы лучше воспринимать через телескоп далекий свет невидимой звезды» (Локк Дж. Сочинения: В 3 т.. М., 1988. Т.3. С.178-179)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|