Здавалка
Главная | Обратная связь

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ



Абстрагирование- исследовательский метод, заключающийся в изолирован­ном рассмотрении одного выделенного параметра при не учитывании всех остальных.

Актуальность - важность изучения данной проблемы для современной науки и практики; степень актуальности может иметь глобальный характер (охватывать науку, общественные запросы, практику в целом) или локальный характер (охватывать отдельную отрасль науки, отдельный регион, общественные институты определенного характера и т.д.).

Анализ - это теоретический метод исследования, предполагающий такую мысли­тельную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Аналогия - мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.

Аспект- угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Беседа - эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Гипотеза - предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений; строится по внутренней логике: «Если..., то...».

Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.

Задачи исследования - поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования; формулируются через инфинитив глагола: проанализировать..., охарактеризовать..., исследо­вать .... разработать... и т.д.

Идеализация - проектирование идеального, с точки зрения исследователя, об­раза явления или процесса, т.е. теоретической модели; применяется при выра­ботке гипотез.

Идея- определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция - мыслительная операция, основанная на логике обобщения част­ных фактов.

Индукция- вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

— обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзо­рах научных документов;

— релевантная - информация, заключенная в описании про­тотипа научной задачи;

— реферативная - вторичная информация, содержащаяся в
первичных научных документах;

— сигнальная - вторичная информация различной степени
свертывания, выполняющая функцию предварительного
оповещения;

— справочная - вторичная информация, представляющая
собой систематизированные краткие сведения в какой-либо
области знаний.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения уста­навливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория - форма логического мышления, в которой рас­крываются внутренние, существенные стороны и отношения ис­следуемых предметов.

Классификация - теоретический метод исследования, основанный на упоря­дочении изучаемых объектов, фактов, явлений по отношении друг к другу.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахож­дение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.

Конъюнктура - создавшееся положение в какой-либо об­ласти общественной жизни.

Краткое сообщение- научный документ, содержащий сжа­тое изложение результатов (иногда предварительных), по­лученных в итоге научно-исследовательской или опытно-кон­структорской работы. Назначение такого документа — опера­тивно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее по­лно и специфично характеризующее содержание научного до­кумента или его части.

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Методы исследования - способы, направления деятельности; делятся на тео­ретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, ин­дукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обоб­щение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изу­чение педагогического опыта, опытная работа, обследование, эксперимент).

Моделирование - теоретический метод исследования, предполагающий по­строение модели.

Мониторинг - это постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.

Наблюдение - наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Научная тема - задача научного характера, требующая про­ведения научного исследования. Является основным планово-от­четным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория - система абстрактных понятий и утвер­ждений, которая представляет собой не непосредственное, а иде­ализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, резуль­таты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, аглавное — методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изло­жение результатов научно-исследовательской или опытно-кон­структорской работы, опубликованной в печати или прочитан­ной в аудитории.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является эле­ментом, составляющим основу научного знания.

Новизна - степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом; ха­рактер результатов может быть разным - результаты могут быть новыми, новиз­ной может не обладать лишь часть результатов, а также значительная часть ре­зультатов не может квалифицироваться как новые.

Обзор - научный документ, содержащий систематизирован­ные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.

Объект исследования - исследуемое явление внутри объектной области (напр., при объектной области Общее недоразвитие речи объектом исследования мо­жет быть дислексия).

Объект исследования- процесс или явление, порождаю­щее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Опытная работа - метод внесения предварительных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов.

Практическая значимость (ценность) - характер использования результатов данной исследовательской работы в практике.

Предмет исследования- все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Предмет исследования - конкретная часть объекта, его сущностная сторона (напр., при объекте исследования Дислексия в качестве предмета может высту­пать профилактическая работа по предупреждению дислексии).

Принцип- основное, исходное положение какой-либо те­ории, учения, науки.

Проблема(научная) - противоречие между наличествующим и должным (напр., несоответствие между реальной компетентностью специалиста в отношении владения культурой профессионально-ориентированной речи и предъявляемыми к нему современными требованиями).

Проблема - крупное обобщенное множество сформулиро­ванных научных вопросов, которые охватывают область буду­щих исследований. Различают следующие виды проблем:

— исследовательская - комплекс родственных тем исследо­вания в границах одной научной дисциплины и в одной
области применения;

— комплексная научная- взаимосвязь научно-исследователь­ских тем из различных областей науки, направленных на
решение важнейших народнохозяйственных задач;

— научная - совокупность тем, охватывающих всю или часть научно-исследовательской работы; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направ­ленной на обеспечение дальнейшего научного или техни­ческого прогресса в данной отрасли.

Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Сравнение- теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Теоретическая основа - концептуальные положения (идеи, принципы), на ко­торые опирается настоящее исследование.

Теория- учение, система идей или принципов. Совокуп­ность обобщенных положений, образующих науку или ее раз­дел. Она выступает как форма синтетического знания, в гра­ницах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной си­стемы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством ко­торой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ- научный документ, содер­жащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую ин­формацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Цель - конечный результат работы, который формулируется на основе гипо­тезы; формулируется через отглагольное существительное: формирование..., раз­витие..., разработка... и т.д.

Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.