Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования.Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интег­рирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вслед­ствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности че-ловека. Анализ исследований по проблеме психических состояний позволяет за­ключить, что помимо небольшого количества работ, выполненных в русле об­щей психологии (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров и др.) изучение со­стояний проводились в рамках специальных психологических дисциплин: ин­женерной психологии (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.И. Фукин и др.), психоло­гии спорта (В.Л. Марищук, В.К. Сафонов, О.А. Черникова и др.), педагогиче­ской психологии (В.П. Балакирев, Т.Н. Васильева, Л.М. Страхова и др.), меди­цинской психологии (Б.Д. Карвасарский, Т.А. Немчин и др.) и др.

В то же время, многими исследователями отмечается, что психические состояния человека непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый из периодов развития накладывает свой отпечаток на осознанность, интенсивность, число и качество переживаемых состояний, спо­собность их регуляции (СВ. Велиева, Г.Н. Генинг, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.). Это обусловлено тем, что актуализация и повторение типич­ных психических состояний, в свою очередь, приводят к изменениям психиче­ского развития подростка, влияя на когнитивную сферу личности и формирова­ние психологических свойств (А.О. Прохоров, Е.Б. Цагарелли и др.). Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельно­стью и психологическими особенностями личности. В этом контексте теорети­ческую и практическую значимость представляет изучение взаимоотношений

психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в различные возрастные периоды, несущих на себе влияние вышеназванных де­терминант.

Особую актуальность приобретает исследование психических состояний в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста (повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность во­просами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и др.) и подростковый кризис, который некоторые ученые (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова и др.) считают самым трудным, способствуют возникновению острой эмо­циональной нестабильности. В современных условиях к типичным проблемам подросткового возраста присоединяется проблема постоянного усложнения учебной деятельности, которое выражается в увеличении количества изучае­мых предметов, общего объема информации и необходимости достаточно ран­него профессионального самоопределения. Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не гото­вы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими.

Психические состояния подростков, являющиеся важнейшим фактором деятельности и развития, становления психических функций и личности, мало изучены в возрастной психологии, что в теоретическом отношении проявляется в недостаточной полноте психологической характеристики этой возрастной группы, снижая эффективность обучения, воспитания, взаимодействия с детьми и развития в целом. Отмеченное противоречиеопределило проблему данного исследования: выявление особенностей психических состояний детей подрост­кового возраста.

Объектисследования - психологические особенности подростков разных возрастных групп.

Предметисследования - психические состояния и особенности их взаимо­отношений с психическими процессами и свойствами личности у подростков.

Цель исследования состояла в сравнительном изучении особенностей ти­пичных психических состояний и их взаимоотношений с психическими про­цессами и свойствами личности на разных этапах подросткового онтогенеза.

Гипотезаисследования основана на предположении о том, что психиче­ские состояния детей на различных этапах подросткового возраста характери­зуются специфической феноменологией, проявления которой связаны с психи­ческими процессами и свойствами развивающейся личности.

Достижение цели и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:

1. Выявить и описать особенности психических состояний, типичных для подростков различных возрастных групп (предподростковой - 10-11 лет; младшей подростковой - 12-13 лет; средней подростковой - 14-15 лет;старшей подростковой - 16-17 лет).

2. Исследовать взаимоотношения психических процессов и психических состояний, возникающие на различных ступенях подросткового возраста.

3. Исследовать взаимоотношения психических состояний и свойств личности на различных этапах подросткового возраста.

Методологические основы и методы исследования.Исследования про­водились на основе субъектно-деятельностного подхода, разработанного в тру­дах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А Абульхановой-Славской и др., которые рассматривают психику и развитие не как отдельное самостоятельное явление, но неотъемлемую часть деятельности, а также принципах гетерохронности и неравномерности развития, выдвинутых Л.С. Выготским, и структуре возраста, предложенной Д.Б. Элькониным и др. В работе реализовались теоре­тические принципы и концептуальные представления о неравновесных психи­ческих состояниях личности и их интегрирующей функции А.О. Прохорова.

Методом организации исследования являлся метод возрастных срезов. Для изучения психических состояний применялась методика А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния». Для диагностики психических процессов были использованы методики на заучивание слов и геометрических фигур, кор­ректурная проба, таблицы Горбова, таблицы Горбова-Шульте столбцы цифр, ШТУР, методика Равена, «Предложения» и методика Вартега «Круги».

Особенности личности испытуемых исследовались с помощью методики Р. Кеттелла (юношеский вариант - 14PF) и опросника на оценку сфер общения, воли, эмоций, интеллекта, самооценки - методики Н.М. Пейсахова, а также раз­работанного нами опросника определения выраженности чувства взрослости.

При статистической обработке использовались параметрические крите­рии связи (корреляционный анализ Пирсона) и различий (t-критерий Стьюдента).

Выборку составили подростки в возрасте 10-17 лет, учащиеся средних и старших классов (5-11 классы) средней общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняло участие 1062 испытуемых: 502 юноши и 560 девушек. Исследование проводилось в период учебной деятельности.

Научная новизнаисследования состоит в том, что в работе впервые:

1. Выявлены психические состояния, определены их рельеф и структура,
типичные для детей подросткового возраста. Характерной особенностью под­росткового возраста явилось наличие «сквозных» состояний и состояний, ти­пичных только для отдельных подпериодов этого возраста.

2. Показана взаимосвязь психических состояний с особенностями психиче­ских процессов в различные подпериоды подросткового возраста. Она выража­ется в наибольшем влиянии состояний на мнемические процессы и дифферен­цированном влиянии на мышление, воображение, внимание на разных этапах
развития подростка.

3. Обнаружены особенности взаимосвязи свойств личности и психическихсостояний, типичных для детей подросткового возраста. Для этих взаимоотношений характерна наибольшая теснота взаимосвязей психических состояний с эмоциональными и интеллектуальными свойствами личности. Показана специ­фика влияния чувства взрослости, волевых свойств и самооценки на психиче­ские состояния в разные периоды подросткового возраста.

4. Показано, что существует различие в возрасте, когда начинается увели­чение числа корреляций психических состояний с процессами и особенностями личности, что свидетельствует о гетерохронности и неравномерности развития личности подростка

Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что его ре­зультаты дополняют научные представления о психических состояниях и их возрастных особенностях, а также расширяют теоретическую и эмпирическую базу психологии развития за счет описания закономерностей взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в подростковом возрасте. Установлены как «сквозные», типичные состояния, ха­рактерные для всего подросткового возраста, так и специфические состояния, характерные для отдельных его подпериодов. Важными в теоретическом плане являются результаты, свидетельствующие о наличии определенной возрастной цикличности изменений психических состояний, структурных преобразований этих состояний и специфике их взаимосвязей с психическими процессами и свойствами личности, отражающими гетерохронность и неравномерность про­цесса развития личности подростков.

Практическая значимостьработы заключается в том, что в системе об­разования полученные результаты могут служить основой для разработки но­вых педагогических технологий обучения, воспитания и развития подростков, а также для улучшения общепсихологической подготовки студентов в вузах. Ре­зультаты исследования позволяют ликвидировать пробел в общей, педагогиче­ской и возрастной психологии, касающийся психических состояний детей под­росткового возраста и могут быть рекомендованы для включения этих данных в курсы по педагогике и психологии для студентов педагогических вузов и университетов, слушателей курсов повышения квалификации учителей и пр. Ме­тодика диагностики «чувства взрослости» может использоваться в арсенале психологии развития и педагогической психологии.

Достоверность результатовобеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением методов математической статистики, адекватных задачам, цели и логике исследования; опытно-эмпирической проверкой гипотезы; количествен­ным и качественным анализом эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов.Теоретические и эмпирические положения и результаты исследования обсуждались на Региональной научно-практической конференции (г. Набережные Челны, 2001), III съезде Российско­го Психологического общества (г. Санкт-Петербург, 2003), I Всероссийской на­учно-практической конференции «Современные технологии в российской сис­теме образования» (г. Пенза, 2003), 2003), XI Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здо­ровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания» (г. Казань, 2003), Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования на современном этапе» (г. Бугульма, 2003).

Структура работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заклю­чения, выводов, списка литературы, включающего в себя 237 наименований, и четырех приложений. Работа содержит 11 таблиц и 18 рисунков. Общий объем - 206 страниц машинописного текста, исключая приложения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.