ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.Стремительное развитие института частной собственности послужило толчком к формированию новой социальной группы людей, добившихся успеха во многом благодаря как профессиональным, так и личностным качествам - руководителей нового типа, влияющих на экономические и политические процессы в государстве. Успех отдельных руководителей привлек общественное внимание к психологическим моделям их самопрезентации. Повысилась значимость личного имиджа, актуализировались понятия «безупречная репутация» руководителя, «доброе имя», «позитивное общественное мнение». После экономических и социальных потрясений «имидж» в России становится в ряд основных инвестиционных факторов. Соответственно, сформировался социальный заказ на изучение структуры, особенностей коррекции. В настоящее время изучение имиджа как явления происходит на стыке наук. Активно занимаются изучением природы имиджа специалисты по маркетингу и менеджменту (А. Андерсон, Г.С. Никифоров, И.М. Синяева, Б. Уоренн, Р.Фишер, Э. Хьюдж, В.В. Шпалинский, У. Юри); филологи (В. Моисеев, Г. Г. Почепцов); политологи и социологи (СЕ. Ананьева, С.Ф. Лисовский, A.M. Цуладзе). Следует заметить, что попытки изучения феномена имиджа предпринимаются ими отнюдь не с лингвистических или социологических позиций, большего внимания удостоены психологические аспекты - проблемы коммуникации, влияния информации на индивида. Сложились разные системы, модели, классификации имиджа, следствием чего стало построение пространных понятийных аппаратов (принципиально разные концепции предлагают, например, А.Ю. Панасюк и И.А. Федоров). Однако проблемы,связанные с формированием, восприятием и коррекцией имиджа, пока не нашли должного отражения в психологии личности. Существующая обширная теоретическая база исследования редко касается вопросов психологической природы имиджа. В отдельных работах понятие имиджа связывается с динамическим стереотипом (в частности, Е.И. Манякина, В. А. Моисеев), «Я»-образом или «публичным Я» ( Г.Г. Почепцов). Становление научного знания о психологии имиджа в значительной мере отстает от стремительных процессов эмпирического познания. В ходе анализа психологических исследований по проблеме психологии имиджа руководителя был выявлен ряд противоречий. Так, во-первых, испытывается явная потребность в выявлении психологической сущности феномена имиджа, выделении его родовых и видовых признаков. В то же время, до сих пор не существует четкого определения: понятие весьма размыто, имеется множество весьма неопределенных его толкований. Во-вторых, несомненно, что имидж руководителя детерминирован не только его профессиональными, но и личностными качествами. Тем не менее в психологии еще не было предпринято попытки самостоятельного исследования взаимосвязи этих качеств. В-третьих, в работах отечественных авторов не представлены Вышеизложенные противоречия позволили сформулировать основную проблему:какова взаимосвязь профессиональных и личностных качеств, образующих психологическую структуру имиджа руководителя? Цель исследования- выявить характер взаимосвязи профессиональных и личностных качеств руководителя, создающих его индивидуальный имидж. В качестве объекта исследования выступают психологические особенности индивидуального имиджа руководителя, предмета- взаимосвязь профессиональных и личностных качеств, определяющих имидж личности руководителя. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: взаимосвязь профессиональных и личностных качеств руководителя зависит от таких характеристик как стиль управления руководителя и направленность его личности, следовательно, может быть отображена в стереотипных имидж-моделях. В ходе исследования было выдвинуто еще несколько сопутствующих предположений: поскольку основным критерием эффективности имиджа руководителя становится успешность его деятельности, то позитивный имидж может характеризовать руководителей - представителей различных стилей управления и типов личности: авторитарного или демократического, экстраверта или интроверта. Позитивный имидж характеризует руководителя, который наиболее полно реализует свои индивидуальные особенности: раскрывая достоинства и нивелируя недостатки. Задачи исследования: 1. Обосновать и определить психологическую сущность понятия «имидж 2. Выявить и систематизировать имиджеобразующие профессиональные и 3. Определить рейтинг значимости и корреляции взаимосвязей Теоретическую и методологическую основу работы, составили: • теория личности, представленная в работах отечественных и • индивидуально-типологический подход к исследованию личности, где контроля» Дж. Роттера; • исследования, выполненные в рамках психологии влияния, • работы по психологии восприятия в контексте «психологии масс» (М. Методы исследования и обработки результатов.При организации исследования и интерпретации результатов использованы принципы системности и единства деятельности и личности, методы системного анализа имиджеобразующих качеств руководителя, наблюдение, метод глубинного интервью, а также специально разработанные иапробированные методики для оценки реальных и идеальных качеств имиджа руководителя. Основу экспериментального исследования индивидуальных характеристик личности составили методики психодиагностики личности Г. Айзенка и методы диагностики потенциала управленческих качеств руководителя, предложенные М. Вудкоком и Д. Френсисом. Для обработки данных использовались методы математической статистики, в том числе корреляционный анализ и вычисление рейтинговой оценки значимых имиджеобразующих качеств руководителя. Научная новизна работы заключается в том, что: - определено понятие «имидж руководителя», который представлен как - концепции коррекции имиджа рассмотрены с позиции психологии - изучены структурные взаимосвязи профессиональных и личностных имиджеобразующих качеств руководителя. Выявлено, что базовыми имиджеобразующими профессиональными качествами руководителя являются такие его управленческие качества, как способность строить отношения с партнерами, способность разрешать конфликты, ставить перед коллективом цели и задачи, а среди личностных наибольшее значение имеют эмоционально-волевые, коммуникативные качества, а также доминирующая направленность личности; - разработаны методы исследования профессиональных, личностных качеств, стилевых имиджеобразующих характеристик и особенностей сенсорного восприятия индивидуального имиджа. Показана возможность использования метода глубинного интервью для коррекции имиджа руководителя; - построены стереотипные личностные имидж-модели для «авторитарного» (имиджеобразующие качества: профессионализм, лидерство, системность мышления и др.), «демократичного» стиля управления (тактичность, дипломатизм, умение делегировать полномочия и др.), показано, что для личности руководителя «экстравертированого» типа имиджеобразующими являются коммуникативные способности, а для «интровертированного» эмоционально-волевые качества. Теоретическая значимостьработы заключается в том, что образ как базовое общепсихологическое понятие дополнено представлением об образе как о личностном имидже на базе исследований имиджеобразующих характеристик руководителя, где имидж рассмотрен не только как феномен влияния, а как интегральный феномен психологии личности (специфический «образ для других»), формирующийся на основе учета профессиональной деятельности руководителя и его личностной направленности. Практическое значение исследованиясостоит в том, что оно дает возможность выявлять и оценивать реальный и идеальный имидж руководителя как минимум с двух позиций: с позиции самого руководителя и с позиции исследуемой контактной группы. Разработанные методы комплексного исследования индивидуального имиджа универсальны: они могут быть применены для диагностики и коррекции имиджа руководителей различного ранга, пола и возраста, работающих государственных и коммерческих структурах. Материалы исследования, нашедшие отражение в авторской монографии «Психология имиджа руководителя» используются в ряде вузов Казани и в качестве учебного пособия могут быть использованы при преподавании специальных дисциплин. Этапы исследования Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов. 1-й этап (1998-1999гг.) был посвящен изучению литературы с целью анализа феномена имиджа. Поскольку проблема исследования имиджа затрагивается представителями различных областей научных знаний, то в числе используемой литературы были как психологические и социологические труды, так политологические, филологические исследования, а так же публикации по менеджменту и маркетингу. 2-м этапом исследования (1999 - 2000гг.) стала первоначальная подготовка к проведению эксперимента. Апробировался и реализовывался в журналистской практике диссертанта метод глубинного интервью. На 3-м этапе исследования (2000 - 2001 гг.) осуществлялась разработка методики исследования индивидуального имиджа руководителя, проведение психологического эксперимента, анализ и математическая обработка данных, обобщение результатов исследования. Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается полнотой совокупности обоснованных теоретических и практических методов исследования, соответствующих поставленным задачам, предмету и гипотезе исследования; использованием репрезентативной выборки испытуемых и адекватных методов обработки результатов эксперимента. Апробация результатов исследования.Результаты исследования были изложены автором и обсуждались на второй, третьей и четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии обучения, диагностики и творческого саморазвития личности», (с 1994 года проходящих в Йошкар-Оле); Всероссийской конференции «Психология созидания» (Казань, 2000 г.), Всероссийской конференции «В.М. Бехтерев и современная психология, психотерапия» (Казань, 2001 г.); итоговых научных конференциях кафедры психологии Казанского государственного университета. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, содержит 2 схемы, 7 диаграмм, 3 опросника. Объем диссертации составляет 165 страниц. ПРИЛОЖЕНИЕ 8
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|