Здавалка
Главная | Обратная связь

Актуальность темы исследования.



Исследование условий саморазвития человека, реализации заложенного в нем потенциала, самоактуализации, механизмов развития личности как целостного саморазвивающегося субъекта занимает ведущее место как в зарубежной гуманистической психологии, так и в отечественной психологии личности. На современном этапе развития науки самоактуализация личности связывается с процессом развития личности как субъекта жизнедеятельности и формирования жизненной стратегии (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская), субъекта свободного выбора (В.А. Петровский), ответственности, нравственности и веры (Б.С. Братусь), смысла (ДА. Леонтьев), саморегуляции и самоуправления (О.А. Конопкин, Н. М. Пейсахов), субъекта развития и саморазвития (Л. М. Попов).

Использование принципа гуманистической трактовки человека как интегральной системы (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, В.В. Белоус, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, Н. Н. Нечаев, А. Маслоу, К. Роджерс, и др.) позволяет изучить влияние сформированного уровня самоактуализации личности на особенности взаимосвязи разнопорядковых свойств в структуре целостной индивидуальности.

Исследование проблемы самоактуализации личности является актуальным для всех возрастных периодов жизни человека. Представление о самоактуализации личности в различные периоды жизни человека позволяет получить информацию об особенностях, движущих силах, психологических механизмах развития человека.

В большинстве работ по проблеме самоактуализации объектом исследования является человек, его деятельность, направленная на достижение вершин жизни и профессиональной зрелости. Практически полностью отсутствуют работы по изучению самоактуализации в зависимости от влияния личностно значимых событий в жизни человека: брака, развода и т. д. Именно это фактическое положение вещей оказало влияние на выбор проблемыи постановку задач в настоящем исследовании.

Объектом исследованияявился феномен самоактуализации как проявление экзистенциальности личности, а предметом - его особенности, детерминированные брачными отношениями.

Целью работыявилось исследование феномена самоактуализации как проявления экзистенциальности личности в различные периоды жизни человека, а также детерминированность самоактуализации брачными отношениями.

Основная гипотеза исследованиясостоит в том, что степень самоактуализации личности зависит от брачных отношений: у лиц,состоящих в браке, она выше, чем у тех, кто не состоит в брачных отношениях.

Для доказательства изложенной гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить теоретические направления в исследовании
самоактуализации личности и выделить основной набор
показателей, характеризующих самоактуализирующуюся
личность на базе экзистенциальной и гуманистической
психологии.

2. Исследовать степень самоактуализации личности с точки
зрения её детерминированности брачными отношениями.

Методологической и теоретической основойработы послужили общенаучные принципы методологии познания, позволяющие рассматривать личность человека как сложный системный многоуровневый феномен, доступный научному изучению (М.М. Бахтин, А. Маслоу, К. Ясперс др.); фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в единстве сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); идеи развития человека как субъекта (С. Л. Рубинштейн, КА. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л. М. Попов и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ, психодиагностика с использованием стандартизированных методик (Смысложизненных ориентации тест, Самоактуализации тест, Личностный опросник А. Т. Джерсайлд), методы математической статистики. Исследование было организовано по методу поперечных срезов.

Надёжность и достоверность результатов исследования, и обоснованность выводов.Связи между отдельными переменными изучались спомощью параметрического корреляционного анализа по К. Пирсону. Выявление достоверности различий между средними значениями переменных проводилось при помощи t- критерия Стьюдента.

Все статистические процедуры проводились с использованием программного математического пакета SPSS 11,5.

Научная новизна:

1. Эмпирическим путём подтверждено представление А. Маслоу о том, что «...самоактуализация определяется как такое развитие личности,которое освобождает, человека от дефицита проблем роста... и от
невротических проблем жизни.
Так, что он может обратиться к «настоящим»..., «экзистенциальным» проблемам...» (А. Маслоу, 1959).

2. Теоретические положения экзистенциального и гуманистического
подходов в психологии сближают представления о самоактуализации как
феномене представленном различными показателями в этих двух подходах.

3.Выявлено, что феномен самоактуализации, эмпирически изученный в динамике, имеет различную степень выраженности у лиц с различной
степенью включенности в брачные отношения.

4.Показано, что самоактуализация у лиц, состоящих и не состоящих в брачных отношениях, имеет тенденцию снижения с возрастом (от 17 до 57 лет)

Теоретическая значимость исследования. Теоретические выводы диссертации пополняют знания о самоактуализации личности как феномене, отражённом в гуманистической и экзистенциальной психологии. Поэтому представление о самоактуализации как феномене, представленном различными показателями в гуманистической и экзистенциальной психологи, сближает теоретические положения этих двух направлений.

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что оно даёт возможность выявить и оценить уровень самоактуализации как выражения экзистенциальности личности, детерминированной брачными отношениями, в различные возрастные периоды как для мужчин, так и для женщин. Полученные результаты могут использоваться в практике психоконсультирования, в частности, в тренингах личностного роста, в семейном консультировании.

Апробация.Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на методических и научно-практических семинарах, конференциях: Республиканском конкурсе научных работ студентов вузов (Уфа, 2001); XVI научной конференции молодых психологов Урала, посвященной 80-летию Пермского государственного педагогического университета «Мерлинские чтения» (Пермь, 2001); заочной межвузовской научно-теоретической конференции «Человек. Целостность. Духовность.» (Оренбург, 2001); научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы обучения и развития субъектов образования» (Челябинск - Москва, 2002); XV Всеуральской научно-практической сессии студентов и молодых учёных «История, состояние проблемы развития Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Уральском федеральном округе» (Стерлитамак, 2004); методологических семинарах факультета психологии Казанского государственного университета (Казань, 2004 - 2005).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.