Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования.Одной из важнейших задач любой психокоррекционной работы является формирование позитивного самоотношения. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций (СР. Пантилеев, В.В. Столин, Н.Ю. Хусаинова). По мнению А.П. Корнилова, позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности. С.Г. Якобсоном и Г.И. Моревой показано, что люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Негативное же самоотношение, по мнению С. Куперсмита, является источником психологических проблем, являющихся причиной обращения за помощью к психологу.

В современной психологии проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р.Бернса, С. Куперсмита, С.Р. Пантилеева, М.Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, Р.Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения. Д.В.Желателев, А.П. Корнилов, М.И. Лисина, Г.И. Морева, К. Роджерс, И.Г.Чеснова, С.Г. Якобсон исследовали взаимосвязи самоотношения с другими проявлениями личности. Н.Н. Авдеева, А. Адлер, Р. Берне, Г.К. Валицкас,Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Савонько, В. Сатир, Э. Эриксон выделяли факторы,оказывающие влияние на формирование самоотношения.

При этом, несмотря на большое количество работ, посвященных

исследованию самоотношения, ни в одной из них не акцентировалось внимание на гендерных особенностях рассматриваемого феномена. И это несмотря на то, что в последние десятилетия в психологии общеосознанна необходимость учета межполовых (гендерных) различий психических процессов, свойств, личностных образований (И.В. Грошев, И.С. Клецина, О.Г. Лопухова и др.).

Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии является «женская психология». «Женские исследования» (women studies) направлены на решение задачи выявления особенностей женского опыта и чисто «женских» психологических проблем (Р. Хоф). Как отмечает И.С. Клецина, проблема половой дифференциации в рамках этого направления приобрела новый ракурс. В основном исследования «женской психики» ориентированы на психологическую практику, выполняются в контексте психологической помощи женщинам, пострадавшим в результате психического или физического насилия, и, чаще всего, не находят отражения в научных публикациях. Среди немногих авторов, касающихся проблем женской психологии, - Ю.Е. Алешина, С. Бем, Ш. Берн, И.С. Кон.

В рамках гендерной психологии близкими к теме нашего исследования являются работы, посвященные выявлению особенностей самооценок у мальчиков и девочек, юношей и девушек (ЯМ. Михайловский, О.М. Мороз, Н.Н. Обозов, И.В. Тельнюк), анализу степени выраженности отдельных компонентов самоотношения у мужчин и женщин (Т.Н. Курбатова, Я.В. Куус), взаимосвязи образа тела и самоотношения у старшеклассников (Д.В. Желателев). Однако эти исследования сфокусированы на межполовых различиях диагностируемых свойств и не обращены к конкретной специфике женского пола, как это требуется в работах, выполняемых в русле женской психологии. Так, обзор литературы показал, что недостаточно изученным остается вопрос об особенностях самоотношения женщин. Кроме того, в психологической практике отсутствуют поло-ориентированные технологии изменения самоотношения методами психологического воздействия. Таким образом, проблема научного осмысления феномена самоотношения личности женщины, а также его психологической коррекции является актуальной как для теории психологии развития, так ее практики.

Целью исследования явилось выявление специфики изменения самоотношения женщин в процессе многомерного психологического воздействия.

Объект исследования:самоотношение как феномен личности женщины.

Предмет исследования:изменение самоотношения женщины в ходе многомерного психологического воздействия.

В качестве гипотезывыступило предположение о том, что в результате целенаправленного многомерного психологического воздействия, оказываемого в процессе проведения тренингов, учитывающих специфику пола, происходят позитивные изменения в системе самоотношения женщин.

Задачи исследования:

1. На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов выявить основные характеристики понятия «самоотношение», его структуру,функции, взаимосвязь с другими
психологическими категориями, а также
гендерные особенности и факторы, детерминации самоотношения женщин.

2. Создать модель многомерного психологического воздействия на самоотношение женщин, и в процессе ее апробации исследовать особенности изменения как отдельных показателей, так, в целом структуры
самоотношения.

Методологической основойдиссертационного исследования выступили положения С.Л. Рубинштейна о признании человека субъектом собственной жизни и теоретические представления об уровневой организации системы самоотношения, изложенные в работах В.В. Столина.

При построении схемы эмпирического исследования учитывались: принцип единства теории, эксперимента и практики Б.Ф. Ломова, принцип целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В. Штерн) и концепция психологической организации человека как субъекта саморазвития (Л.М. Попов).

Методы исследования и обработки данныхвключали логико-теоретический анализ литературы по проблеме исследования; диагностику с помощью опросника самоотношения В.В. Столина, методики определения психологического пола личности С.Бем (в модификации О.Г. Лопуховой), личностного опросника Кеттела 16PF; метод формирующего эксперимента, а также методы математической обработки эмпирических данных.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследованияобеспечивались репрезентативностью выборки; применением проверенных и научно обоснованных методик; экспериментальной проверкой основных научных предположений и использованием адекватных методов математической статистики в обработке экспериментальных данных; согласованностью эмпирических данных исследования с теоретическими и экспериментальными результатами, полученными другими исследователями.

Научная новизнадиссертационного исследования заключается в том, что впервые выделены основные компоненты самоотношения, характерные для женщин: положительное отношение к своему телу (телесная составляющая), высокая степень осознанности и проявления эмоций (эмоциональная составляющая), обостренное восприятие своей половой принадлежности (когнитивная составляющая). Разработана и апробирована технология работы психолога, опирающаяся на теоретическую модель многомерного психологического воздействия, включающую составляющие, коррекция которых выполняется за счет специально подобранного комплекса упражнений. Показано, что в результате целенаправленного многомерного воздействия на телесную, эмоциональную и когнитивную составляющую меняется система самоотношения женщины, становится более целостной.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.