Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 1. Происхождение термина «интеллектуальная собственность»



Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к целому ряду правовых институтов, и такое обобщение появилось сравнительно недавно. Однако, те правовые институты, которые сейчас объединены правом интеллектуальной собственности, возникли очень и очень давно.

Те обозначения, которые сейчас мы называем «географическими указаниями», с античного периода широко применялись производителями для указания на место своего нахождения, т.е. место происхождения товара. Например, к IV в. до н.э. относятся обозначения вин из Греции – коринфские, икарские, корсирские, наксосские, родосские вина, а также наксосский миндаль, коринфская айва, сицилийский мед, десемийский уксус, паросский мрамор. Можно привести аналогичные примеры, относящиеся к более поздним периодам истории: сидры Бретани, Нормандии, Сомерсе, Девона; эльзасское, бельгийское, голландское, датское, баварское пиво; китайский, цейлонский, ассамский, даржилингский чай; колумбийский, бразильский кофе, кофе с острова Бурбон (Мартиника); кленовый сироп Квебека; рис Пьемонта, Камарга, Таиланда, Ирана; клубника Плугастеля; дыни Кавайона; артишоки Бретани; трюфеля Перигора; баскское белье; шотландские шерстяные изделия; парижские духи.

Коммерческая тайна в форме секретов производства существует с незапамятных времен. Древние мастера охраняли приемы, с помощью которых они создавали орудия. Эти мастера задолго до возникновения правовой защиты знали, какое преимущество они получали от знания этих секретов. Только спустя тысячелетия возникло право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в отрасль небывалого значения, а технические знания и коммерческая тайна превратились в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса.

У товарных знаков имеется тоже немалая история. В те времена, когда торговля велась на уровне местных рынков, покупатели лично знали продавцов и легко могли оценить качество товаров. Со временем рынки развились до уровня национальных и международных, возникло массовое производство товаров, зачастую дорогих и сложных, и определение производителя конкретного продукта стало чрезвычайно важным вопросом. Товарный знак служил как производителю, так и покупателю. Производители высококачественных товаров начали ставить свой товарный знак (клеймо или другое обозначение) и гарантированный спрос приносил им большие доходы. Покупатель же мог относиться к товару с доверием, так как знал репутацию конкретного производителя.

С развитием производства и глобализации рынка возникли и другие способы защиты своих идей, изобретений, рукописей и иных объектов интеллектуальной, творческой деятельности человека, так у производителей появились определенные привилегии. Уже в XIV в. европейские суверены предоставляли специальные привилегии тем, кто начинал производство новых товаров, независимо от того, было ли это производство основано на собственных изобретениях или на заграничных заимствованиях. Произвольное предоставление таких привилегий постепенно стало регулироваться законодательно. К числу наиболее значимых актов в этой области можно отнести Статут Венецианской республики 1474 г. и английский Закон о монополиях 1628 г. Сейчас такие «привилегии» защищаются патентами, а институт патентного права имеет огромное значение.

Развитие правовой охраны интеллектуальной собственности на территории Беларуси происходило таким же путем, какой был пройден данной подотраслью в европейских странах и в США. Вместе с тем правовая охрана авторских произведений, изобретений и других объектов интеллектуальной собственности появилась и у нас значительно позже, чем в странах Западной Европы и США. Законы об авторском праве, патентах на изобретения, об охране товарных знаков и промышленных образцов, которые, в основном, отвечали требованиям времени и были приближены к европейским образцам, были приняты лишь на рубеже XIX–
XX вв.

Что же касается самого термина «интеллектуальная собственность», то он достаточно новый. До революции этот термин не использовался. Правомочия лица, обладающего монопольным правом на использование изобретения или другого результата интеллектуальной деятельности, именовались исключительными правами.

В советский период об исключительных правах речь не велась, это было обусловлено социалистическим способом производства.

Впервые термин «интеллектуальная собственность» появляется в 1990 г. в Законе «О собственности в СССР»[1] и в Законе Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь»[2].

Следует иметь в виду, в литературе имеются различные мнения по поводу корректности использования термина «интеллектуальная собственность». Речь идет о невозможности «механического переноса содержания экономических отношений собственности, как состояния присвоенности материальных благ, на содержание отношений, возникающих по поводу благ нематериальных»[3]. К примеру, автор картины, обладатель прав, предусмотренных законодательством об интеллектуальной собственности, и непосредственно собственник картины могут не совпадать в одном лице и обладают разными правами. Другими словами, право собственности, как вещное право, нельзя отождествлять с правом интеллектуальной собственности. В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» имеет свою историю и не способен ввести в заблуждение относительно юридической природы тех прав, для обозначения которых он обычно используется.

В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь[4] отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования гражданского права. Нормы Гражданского кодекса вместе с правилами, содержащимися в специальных законах, посвященных охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в совокупности особую подотрасль гражданского права. Указанная подотрасль и называется «Правом интеллектуальной собственности». Таким образом, в объективном смысле слова, право интеллектуальной собственности – это система правовых норм, регулирующих личные и имущественные права на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. В субъективном смысле – это совокупность правомочий личного и имущественного характера, принадлежащих первоначальным и производным субъектам прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.