Организация обработки документированной информации
К основным процедурам обработки документированной информации Национальный стандарт Р ИСО 15489-1-2007 относит: а) конвертацию; б) миграцию; в) доступ; г) поиск; д) использование; е) хранение; ж) уничтожение. В результате выполнения процедур "а"-"е" документы должны сохранять свою пригодность к использованию по назначению в течение всего периода их хранения (нахождения в системе). Система управления документами должна обеспечивать своевременный и эффективный доступ пользователей к информации, необходимой для осуществления ими своих полномочий и деловой деятельности предприятия в целом (включая подготовку отчетности о ней), быстрый и безошибочный поиск соответствующей информации, а также ее надлежащее использование. В течение всего периода хранения должна быть обеспечена надежная защита документов от несанкционированного доступа, повреждения и утраты. По истечении установленных сроков хранения документов система должна выполнять их автоматический отбор (изъятие) (например, посредством размещения во временном информационном массиве). Решение о дальнейшем хранении этих документов или их уничтожении принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с установленными правилами.
Глава 4. Методика разработки корпоративной системы управления документами
В рамках очередной главы рассмотрим примерную методику разработки корпоративной системы управления документами. Основные этапы разработки, предусмотренные методикой в составе Национального стандарта Р ИСО 15489-1-2007, представлены на рис. 1.4.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Основные этапы разработки корпоративной системы управления │ │ документами │ └───────────────────────────────────┬────────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ │ Предварительное обследование │ │ │ Анализ деловой деятельности │ │ потребностей предприятия в ├─┼─┤ предприятия, обеспечиваемой │ │ документированной информации │ │ │ документированной информацией │ └───────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ │ Определение требований к │ │ │ Оценка существующих │ │документам, подлежащим включению в ├─┼─┤(аналогичных) систем управления│ │ систему │ │ │ документами │ └───────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ │ Определение стратегий соблюдения │ │ │ Проектирование системы │ │требований к документам, подлежащим├─┼─┤ управления документами │ │ включению в систему │ │ │ │ └───────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ │ Внедрение системы управления │ │ │ Обследование (мониторинг) │ │ документами ├─┴─┤ состояния системы управления │ │ │ │ документами │ └───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────┘
Рис. 1.4.
Предварительное обследование потребностей предприятия в документированной информации включает: а) сбор информации на основе анализа документальных источников и путем интервьюирования; б) изучение и целей и задач предприятия, ее структуры, правовой, регулирующей, деловой и политической среды, критических факторов и критических недостатков, связанных с управлением документами. Анализ деловой деятельности предприятия, обеспечиваемой документированной информацией, предусматривает: а) сбор информации из документальных источников и путем интервьюирования, касающейся идентификации и документирования каждой функции, вида деловой деятельности и операции; б) установление их иерархии; в) моделирование процессов и составляющих их операций. Определение требований к документам, подлежащим включению в систему, предполагает следующее: а) сбор информации из документальных источников и путем интервьюирования о каждой функции, виде деловой деятельности и операции, реализуемых при помощи документов; б) определение того, как каждое требование может быть выполнено в рамках процессов управления документами; в) четкое формулирование и документальное оформление требований к документам; г) выбор структуры документов, наилучшим образом соответствую щей каждой функции, виду деловой деятельности или операции. Оценка существующих (аналогичных) систем управления документами представляет собой идентификацию и анализ существующих информационных систем аналогичного назначения в целях оценки их эксплуатационных характеристик на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к документам. Определение стратегий соблюдения требований к документам, подлежащим включению в систему, включает*(11): а) стратегию соблюдения требований к документам, установление политики, стандартов, процедур и практических действий; б) проектирование новых систем и внедрение систем таким образом, чтобы соблюдались установленные требования к документам. Проектирование системы управления документами предусматривает: а) стратегию, процессы и практику, описываемые в настоящем стандарте; б) обеспечение того, чтобы система поддерживала процессы деловой деятельности, а не мешала им; в) оценку и, в случае необходимости, перепроектирование (оптимизацию) процессов деловой деятельности, применяемых в деловой деятельности систем, а также действующих коммуникационных систем для включения в них управления документами. Внедрение системы управления документами должно проводиться системно с использованием проектного планирования и методологий, подходящих для данной ситуации, а также с целью интеграции работы ее подсистем с процессами деловой деятельности и связанными с ней иными системами (подсистемами). Обследование (мониторинг) состояния системы управления документами после внедрения представляет собой: а) неотъемлемый и непрерывный процесс сбора информации о работе системы; б) проверку и оценку работы системы; в) инициирование и последующий мониторинг корректирующих действий; г) установление режима регулярной оценки состояния системы (с последующим проведением в необходимых случаях мероприятий, направленных на оптимизацию ее состояния). Основные вопросы организации управления документами, включенными в систему, рассматриваются в следующем параграфе пособия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|