Глава 1. Служба документационного обеспечения управления (ДОУ) предприятия, ее назначение, задачи, структура и состав
В соответствии с положениями Государственной системы документационного обеспечения управления (далее - ГСДОУ)*(22) документационное обеспечение управления на предприятиях должно осуществляться специально уполномоченным подразделением - службой документационного обеспечения управления (далее - службой ДОУ). Такая служба (отдел, группа и т.п.) функционирует на предприятии с численностью персонала свыше 250 работников в качестве самостоятельного структурного подразделения, возглавляемого руководителем службы и подчиненного непосредственно руководителю предприятия*(23). Назначение службы ДОУ заключается в организации, ведении и совершенствовании системы документационного обеспечения управления предприятия. Основные задачи службы (отдела, группы) ДОУ представлены на схеме 1.
Схема 1
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Основные задачи службы (отдела, группы) документационного │ │ обеспечения управления предприятия (организации, учреждения) │ └───────────────────────────────────┬────────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ │Внедрение единого порядка работы с │ │ │ Осуществление методического │ │ документами, установленного на ├─┼─┤руководства организацией работы│ │ предприятии │ │ │с документами в подразделениях │ └───────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ │Обеспечение контроля за соблюдением│ │ │ Совершенствование форм и │ │ установленного порядка работы с ├─┴─┤методов работы должностных лиц │ │ документами │ │ предприятия с документами │ └───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────┘
Поскольку на предприятиях, наряду с традиционными (бумажными) документами, все более широко используются электронные документы, служба ДОУ - совместно с информационными подразделениями - участвует и в решении иных задач, так или иначе связанных с организацией, внедрением и совершенствованием так называемого электронного документооборота. К числу таких задач следует отнести следующие*(24): 1. Подготовка технического задания на разработку информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот. 2. Обоснование выбора состава и характеристик программно-технических средств обработки электронных документов. 3. Разработка, внедрение и поддержание режима доступа к электронным документам предприятия. 4. Формирование, актуализация, резервное копирование и ревизия банка электронных документов предприятия. Повседневная деятельность службы ДОУ регламентируется в соответствии с: положением о службе ДОУ; положениями о структурных подразделениях*(25); инструкцией по ДОУ; инструкциями по отдельным видам (направлениям) деятельности службы; инструкцией по организации рабочих мест персонала службы; нормами времени на выполнение работ по ДОУ; документами планирования и отчетности; должностными инструкциями персонала службы. В необходимых случаях службой ДОУ разрабатываются и другие документы - в частности, документы по совершенствованию деятельности службы ДОУ (см. далее)*(26). Для определения оптимальной организационной структуры службы ДОУ, в наибольшей степени отвечающей потребностям конкретного предприятия в документированной информации, представляется целесообразным обратиться к соответствующим положениям ГСДОУ. Данным документом предусмотрены нижеследующие типовые варианты организационной структуры службы ДОУ: Вариант 1. Обеспечение потребностей в документированной информации министерств (ведомств) РФ и субъектов федерации, иных аналогичных организаций и учреждений - предписывается возлагать на управления делами в составе: секретариат (в свою очередь, включает приемную, секретариат министра (руководителя ведомства, организации, учреждения), секретариаты заместителей министра (руководителя), секретариат коллегии, протокольное бюро); инспекция при министре (руководителе ведомства, организации, учреждения) (в свою очередь, включает канцелярию (бюро переписки), бюро учета и регистрации документов, экспедицию, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпную); отдел писем (жалоб) (отдел по работе с обращениями, поступающими в адрес министерства (ведомства, организации, учреждения); отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств (ТС) (средств автоматизации и механизации) делопроизводственных процессов; центральный архив (архив). Примерная организационная структура управления делами министерства (ведомства, иной аналогичной организации, учреждения) представлена на схеме 2. Вариант 2. Обеспечение потребностей в документированной информации государственных предприятий, научно-исследовательских, проектных, конструкторских организаций и вычислительных центров, высших учебных заведениях и других аналогичных организаций - предписывается возлагать на отделы (службы) документационного обеспечения управления (канцелярии) в составе: группа (отдел) учета и регистрации; группа (отдел) контроля; группа (отдел) совершенствования работы с документами и внедрения технических средств (средств автоматизации и механизации); группа (отдел) рассмотрения писем (жалоб) (рассмотрения обращений, поступающих в адрес предприятия (организации)); секретариат; экспедиция; машинописное бюро; копировально-множительное бюро; архив. Примерная организационная структура отдела (службы) ДОУ (канцелярии) государственного предприятия (организации) представлена на схеме 3. Вариант 3. Обеспечение потребностей в документированной информации негосударственных предприятий (организаций), в том числе ассоциаций, концернов, акционерных обществ (включая совместные), кооперативов и др. - предписывается возлагать на службу ДОУ, структура которой (иного аналогичного подразделения) определяется органами руководства предприятия (организации). Примерная организационная структура службы ДОУ негосударственного предприятия (организации) представлена на схеме 4.
Схема 2
┌──────────────────┐ │ Министр │ │ (руководитель ├─────────┐ ┌──────────────────┐ │ ведомства) │ │ │Управляющий делами│ └──────────────────┘ └────────────────────────┤ │ └───────────────┬──┘ ┌───────────────────────┬───────────────────────────┬────┘ ┌────────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────────┴───────┐ │Инспекция при министре│ │ Архив министерства │ │ Отдел писем │ └────────────┬─────────┘ └───────────┬──────────┘ └──────────────┬───────┘ ┌────────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────────┴───────┐ │ Секретариат министра │ │ Отдел внедрения ТС │ │ Канцелярия │ └─────────────────────┬┘ └──────────────────────┘ └──┬───────────────────┘ ┌───────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │┌──────────────────┐ │ Приемная ├─┤ │ Экспедиция ├─┼┤ Бюро учета и │ │ │ │ │ │ ││ регистрации │ └───────────────────┘ │ └───────────────────┘ │└──────────────────┘ ┌───────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │┌──────────────────┐ │Секретариаты замов,├─┤ │Копир.-множит. бюро├─┼┤Машинописное бюро │ │ коллегии │ │ │ │ ││ │ └───────────────────┘ │ └───────────────────┘ │└──────────────────┘ ┌───────────────────┐ │ ┌────────────┴─────────┐ │ Протокольное бюро ├─┘ │ Бюро переписки │ └───────────────────┘ └──────────────────────┘
Схема 3
┌──────────────────────────┐ │ Руководитель предприятия │ │ (организации, учреждения)├─────────┐ ┌──────────────────┐ │ │ │ │ Начальник службы │ └──────────────────────────┘ └────────────────┤ (отдела) ДОУ │ └───────────────┬──┘ ┌─────────────────────────┬────────────────────────┬────────┘ ┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐ │ Архив предприятия │ │ Секретариат │ │ Группа контроля │ └─────────┬───────────┘ └───────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘ ┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐ │ Экспедиция │ │ Группа учета и │ │ Группа писем │ │ │ │ регистрации │ │ │ └─────────┬───────────┘ └───────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘ ┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐ │ Группа внедрения ТС │ │ Машинописное бюро │ │ Копир.-множит. бюро │ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘
Схема 4
┌──────────────────────────┐ │ Руководитель предприятия │ │ (организации, учреждения)├─────────┐ ┌──────────────────┐ │ │ │ │ Начальник службы │ └──────────────────────────┘ └────────────────┤ (отдела) ДОУ │ └───────────────┬──┘ ┌──────────────────────────┬─────────────────────────┬──────┘ ┌─────────┴───────────┐ ┌────────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐ │ Административный │ │Отдел делопроизводства │ │ Отдел хранения │ │ отдел (группа) │ │ │ │ документов │ └─────────┬───────────┘ └────────────┬──────────┘ └────────────┬─────────┘ ┌─────────┴───────────┐ ┌────────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐ │ Отдел обеспечения │ │ Отдел технической │ │ Отдел тиражирования │ │ │ │ подготовки документов │ │ документов │ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘
Вариант 4. Обеспечение потребностей в документированной информации органов местного управления (власти) и аппаратов (правлений) общественных организаций - предписывается возлагать на общие отделы в составе: секретариат; канцелярия (группа делопроизводства); группа контроля; протокольная группа; группа совершенствования работы с документами (внедрения технических средств); группа рассмотрения писем (жалоб); машинописное бюро; копировально-множительное бюро; архив. Примерная организационная структура общего отдела органа местного управления (власти) (аппарата (правления) общественной организации представлена на схеме 5. Определение численного состава службы ДОУ - по структурным подразделениям и в целом - рекомендуется производить на основе соответствующих расчетов. Выполнение таких расчетов следует производить исходя из реальных потребностей предприятия в документированной информации (учитывающих объем документооборота, основные виды управленческих документов, периодичность их применения в целях обеспечения повседневной деятельности предприятия и т.п.) на основе данных о нормативных затратах времени на выполнение тех или иных видов работ (действий). Методика расчетов представлена в укрупненных межотраслевых нормативах времени на работы по ДОУ*(27). Кроме того, при определении численности работников подразделений архивного хранения в составе службы (отдела) ДОУ (архива предприятия) целесообразно использовать методику расчета штатной численности государственных архивов*(28). Пример расчета представлен в табл. 2.1.
Схема 5
┌──────────────────────────┐ │ Руководитель органа │ │ местного самоуправления ├─────────┐ ┌──────────────────┐ │(общественной организации)│ │ │ Заведующий общим │ └──────────────────────────┘ └────────────────┤ отделом │ └───────────────┬──┘ ┌────────────────────────┬─────────────────────────┬───────┘ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Архив │ │ Секретариат │ │ Группа контроля │ └──────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘ └───────────┬──────────┘ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Протокольная группа │ │Группа делопроизводства│ │ Группа писем │ └──────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘ └───────────┬──────────┘ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Группа внедрения ТС │ │ Машинописное бюро │ │ Копир.-множит. бюро │ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘
Определение квалификационного состава службы ДОУ производится исходя из совокупных потребностей предприятия в видах работ по ДОУ, выполнение которых предполагает наличие у работников соответствующей квалификации*(29). Таблица 2.1
Примечание: 1. СЗВ с учетом затрат времени на организационно-техническое обслуживание рабочих мест и отдых персонала составляют: СЗВп = 12 651 х Ку (Учетный коэффициент со значением 1,1) = 13 916 чел.-часов. 2. Примерная численность специалистов (с учетом квалификационных требований, предъявляемых содержанием работ), исходя из значения показателя полезного фонда рабочего времени одного работника (Фпв), составит: СЗВп : Фпв = 13 916 : 2006 = 7 ед. Окончательные результаты расчетов после тщательной проверки на предмет достоверности берутся за основу при подготовке проектов документов, определяющих квалификационный и численный состав службы ДОУ*(30). Примерный квалификационный и численный состав службы ДОУ предприятия с численностью свыше 250 работников представлен в табл. 2.2. Таблица 2.2
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|