Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Служба документационного обеспечения управления (ДОУ) предприятия, ее назначение, задачи, структура и состав



 

В соответствии с положениями Государственной системы документационного обеспечения управления (далее - ГСДОУ)*(22) документационное обеспечение управления на предприятиях должно осуществляться специально уполномоченным подразделением - службой документационного обеспечения управления (далее - службой ДОУ). Такая служба (отдел, группа и т.п.) функционирует на предприятии с численностью персонала свыше 250 работников в качестве самостоятельного структурного подразделения, возглавляемого руководителем службы и подчиненного непосредственно руководителю предприятия*(23).

Назначение службы ДОУ заключается в организации, ведении и совершенствовании системы документационного обеспечения управления предприятия. Основные задачи службы (отдела, группы) ДОУ представлены на схеме 1.

 

Схема 1

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Основные задачи службы (отдела, группы) документационного │

│ обеспечения управления предприятия (организации, учреждения) │

└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐

│Внедрение единого порядка работы с │ │ │ Осуществление методического │

│ документами, установленного на ├─┼─┤руководства организацией работы│

│ предприятии │ │ │с документами в подразделениях │

└───────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐

│Обеспечение контроля за соблюдением│ │ │ Совершенствование форм и │

│ установленного порядка работы с ├─┴─┤методов работы должностных лиц │

│ документами │ │ предприятия с документами │

└───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────┘

 

Поскольку на предприятиях, наряду с традиционными (бумажными) документами, все более широко используются электронные документы, служба ДОУ - совместно с информационными подразделениями - участвует и в решении иных задач, так или иначе связанных с организацией, внедрением и совершенствованием так называемого электронного документооборота. К числу таких задач следует отнести следующие*(24):

1. Подготовка технического задания на разработку информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот.

2. Обоснование выбора состава и характеристик программно-технических средств обработки электронных документов.

3. Разработка, внедрение и поддержание режима доступа к электронным документам предприятия.

4. Формирование, актуализация, резервное копирование и ревизия банка электронных документов предприятия.

Повседневная деятельность службы ДОУ регламентируется в соответствии с:

положением о службе ДОУ;

положениями о структурных подразделениях*(25);

инструкцией по ДОУ;

инструкциями по отдельным видам (направлениям) деятельности службы;

инструкцией по организации рабочих мест персонала службы;

нормами времени на выполнение работ по ДОУ;

документами планирования и отчетности;

должностными инструкциями персонала службы.

В необходимых случаях службой ДОУ разрабатываются и другие документы - в частности, документы по совершенствованию деятельности службы ДОУ (см. далее)*(26). Для определения оптимальной организационной структуры службы ДОУ, в наибольшей степени отвечающей потребностям конкретного предприятия в документированной информации, представляется целесообразным обратиться к соответствующим положениям ГСДОУ. Данным документом предусмотрены нижеследующие типовые варианты организационной структуры службы ДОУ:

Вариант 1. Обеспечение потребностей в документированной информации министерств (ведомств) РФ и субъектов федерации, иных аналогичных организаций и учреждений - предписывается возлагать на управления делами в составе:

секретариат (в свою очередь, включает приемную, секретариат министра (руководителя ведомства, организации, учреждения), секретариаты заместителей министра (руководителя), секретариат коллегии, протокольное бюро);

инспекция при министре (руководителе ведомства, организации, учреждения) (в свою очередь, включает канцелярию (бюро переписки), бюро учета и регистрации документов, экспедицию, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпную);

отдел писем (жалоб) (отдел по работе с обращениями, поступающими в адрес министерства (ведомства, организации, учреждения);

отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств (ТС) (средств автоматизации и механизации) делопроизводственных процессов;

центральный архив (архив).

Примерная организационная структура управления делами министерства (ведомства, иной аналогичной организации, учреждения) представлена на схеме 2.

Вариант 2. Обеспечение потребностей в документированной информации государственных предприятий, научно-исследовательских, проектных, конструкторских организаций и вычислительных центров, высших учебных заведениях и других аналогичных организаций - предписывается возлагать на отделы (службы) документационного обеспечения управления (канцелярии) в составе:

группа (отдел) учета и регистрации;

группа (отдел) контроля;

группа (отдел) совершенствования работы с документами и внедрения технических средств (средств автоматизации и механизации);

группа (отдел) рассмотрения писем (жалоб) (рассмотрения обращений, поступающих в адрес предприятия (организации));

секретариат; экспедиция; машинописное бюро; копировально-множительное бюро; архив.

Примерная организационная структура отдела (службы) ДОУ (канцелярии) государственного предприятия (организации) представлена на схеме 3.

Вариант 3. Обеспечение потребностей в документированной информации негосударственных предприятий (организаций), в том числе ассоциаций, концернов, акционерных обществ (включая совместные), кооперативов и др. - предписывается возлагать на службу ДОУ, структура которой (иного аналогичного подразделения) определяется органами руководства предприятия (организации). Примерная организационная структура службы ДОУ негосударственного предприятия (организации) представлена на схеме 4.

 

Схема 2

 

┌──────────────────┐

Министр

(руководитель ├─────────┐ ┌──────────────────┐

ведомства) │ │ │Управляющий делами

└──────────────────┘ └────────────────────────┤ │

└───────────────┬──┘

┌───────────────────────┬───────────────────────────┬────┘

┌────────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────────┴───────┐

│Инспекция при министре│ │ Архив министерства │ │ Отдел писем │

└────────────┬─────────┘ └───────────┬──────────┘ └──────────────┬───────┘

┌────────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────────┴───────┐

│ Секретариат министра │ │ Отдел внедрения ТС │ │ Канцелярия │

└─────────────────────┬┘ └──────────────────────┘ └──┬───────────────────┘

┌───────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │┌──────────────────┐

│ Приемная ├─┤ │ Экспедиция ├─┼┤ Бюро учета и │

│ │ │ │ │ ││ регистрации │

└───────────────────┘ │ └───────────────────┘ │└──────────────────┘

┌───────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │┌──────────────────┐

│Секретариаты замов,├─┤ │Копир.-множит. бюро├─┼┤Машинописное бюро │

│ коллегии │ │ │ │ ││ │

└───────────────────┘ │ └───────────────────┘ │└──────────────────┘

┌───────────────────┐ │ ┌────────────┴─────────┐

│ Протокольное бюро ├─┘ │ Бюро переписки │

└───────────────────┘ └──────────────────────┘

 

Схема 3

 

┌──────────────────────────┐

Руководитель предприятия

(организации, учреждения)├─────────┐ ┌──────────────────┐

│ │ │ │ Начальник службы

└──────────────────────────┘ └────────────────┤ (отдела) ДОУ

└───────────────┬──┘

┌─────────────────────────┬────────────────────────┬────────┘

┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐

│ Архив предприятия │ │ Секретариат │ │ Группа контроля │

└─────────┬───────────┘ └───────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘

┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐

│ Экспедиция │ │ Группа учета и │ │ Группа писем │

│ │ │ регистрации │ │ │

└─────────┬───────────┘ └───────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘

┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐

│ Группа внедрения ТС │ │ Машинописное бюро │ │ Копир.-множит. бюро │

└─────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

Схема 4

 

┌──────────────────────────┐

Руководитель предприятия

(организации, учреждения)├─────────┐ ┌──────────────────┐

│ │ │ │ Начальник службы

└──────────────────────────┘ └────────────────┤ (отдела) ДОУ

└───────────────┬──┘

┌──────────────────────────┬─────────────────────────┬──────┘

┌─────────┴───────────┐ ┌────────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐

│ Административный │ │Отдел делопроизводства │ │ Отдел хранения │

│ отдел (группа) │ │ │ │ документов │

└─────────┬───────────┘ └────────────┬──────────┘ └────────────┬─────────┘

┌─────────┴───────────┐ ┌────────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐

│ Отдел обеспечения │ │ Отдел технической │ │ Отдел тиражирования │

│ │ │ подготовки документов │ │ документов │

└─────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

Вариант 4. Обеспечение потребностей в документированной информации органов местного управления (власти) и аппаратов (правлений) общественных организаций - предписывается возлагать на общие отделы в составе:

секретариат;

канцелярия (группа делопроизводства);

группа контроля;

протокольная группа;

группа совершенствования работы с документами (внедрения технических средств);

группа рассмотрения писем (жалоб);

машинописное бюро;

копировально-множительное бюро;

архив.

Примерная организационная структура общего отдела органа местного управления (власти) (аппарата (правления) общественной организации представлена на схеме 5.

Определение численного состава службы ДОУ - по структурным подразделениям и в целом - рекомендуется производить на основе соответствующих расчетов. Выполнение таких расчетов следует производить исходя из реальных потребностей предприятия в документированной информации (учитывающих объем документооборота, основные виды управленческих документов, периодичность их применения в целях обеспечения повседневной деятельности предприятия и т.п.) на основе данных о нормативных затратах времени на выполнение тех или иных видов работ (действий). Методика расчетов представлена в укрупненных межотраслевых нормативах времени на работы по ДОУ*(27). Кроме того, при определении численности работников подразделений архивного хранения в составе службы (отдела) ДОУ (архива предприятия) целесообразно использовать методику расчета штатной численности государственных архивов*(28). Пример расчета представлен в табл. 2.1.

 

Схема 5

 

┌──────────────────────────┐

Руководитель органа

местного самоуправления ├─────────┐ ┌──────────────────┐

(общественной организации)│ │ │ Заведующий общим

└──────────────────────────┘ └────────────────┤ отделом

└───────────────┬──┘

┌────────────────────────┬─────────────────────────┬───────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Архив │ │ Секретариат │ │ Группа контроля │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Протокольная группа │ │Группа делопроизводства│ │ Группа писем │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Группа внедрения ТС │ │ Машинописное бюро │ │ Копир.-множит. бюро │

└─────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

Определение квалификационного состава службы ДОУ производится исходя из совокупных потребностей предприятия в видах работ по ДОУ, выполнение которых предполагает наличие у работников соответствующей квалификации*(29).

Таблица 2.1

 

N п/п Наименование вида работы N нормы Ед. изм. Объем за год Значение нормы, час. Затраты, чел.-ч.
Обработка входящих документов 3.1.2.1 10 док. 10 000 0,65
Обработка исходящих документов 3.1.2.5 10 док. 10 000 0,80
Контроль исполнения документов 3.1.3.1 10 док. 0,80
Разработка норм.-мет. пособий 3.2.1.1 1 авт. л. 72,5
Исполнение тематич. запросов 3.2.4.1 1 запр. 24,1
Проведение проверки организации работы в подразделениях 3.2.6.1 1 пров. 19,6
  Итого: (совокупные затраты времени, или СЗВ), чел.-часов 12 651

Примечание:

1. СЗВ с учетом затрат времени на организационно-техническое обслуживание рабочих мест и отдых персонала составляют: СЗВп = 12 651 х Ку (Учетный коэффициент со значением 1,1) = 13 916 чел.-часов.

2. Примерная численность специалистов (с учетом квалификационных требований, предъявляемых содержанием работ), исходя из значения показателя полезного фонда рабочего времени одного работника (Фпв), составит: СЗВп : Фпв = 13 916 : 2006 = 7 ед.

Окончательные результаты расчетов после тщательной проверки на предмет достоверности берутся за основу при подготовке проектов документов, определяющих квалификационный и численный состав службы ДОУ*(30). Примерный квалификационный и численный состав службы ДОУ предприятия с численностью свыше 250 работников представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2

 

N п/п Наименование профессии (специальности) Штатная категория Кол-во штатных ед. Примечание
I Административная группа - управление службы ДОУ
Начальник службы руководитель  
Заместитель начальника службы руководитель 1* * Может не вводиться
Инспектор по контролю исполнения поручений специалист  
Документовед специалист  
Секретарь-машинистка техн. исполн. 1* * Может не вводиться
II Группа технической подготовки и тиражирования документов
Начальник группы руководитель 1* * Может не вводиться
Старшая машинистка - оператор ПК техн. исполн.  
Машинистка - оператор ПК техн. исполн. 2-5 и более* * От объема работа
III Группа делопроизводства
Начальник группы руководитель 1* * Может не вводиться
Ст. делопроизводитель техн. исполн.  
Делопроизводитель техн. исполн. 2-5 и более* * От объема работа
IV Группа хранения документов
Начальник группы руководитель 1* * Может не вводиться
Старший архивариус техн. исполн.  
Архивариус техн. исполн. 2-5 и более* * От объема работа
V Группа обеспечения
Начальник группы руководитель 1* * Может не вводиться
Секретарь-стенографист техн. исполн. 1-2  
Экспедитор-курьер техн. исполн. 1-2  
Итого: В целом по службе ДОУ По категориям
руководитель специалист техн. исполн.
  15-26 1-6 12-20 и более






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.