Сегодня в Беларуси идеологическую работу надо вести в принципиально иных условиях — свободы слова, свободы печати и тех сложностей и трудностей, о которых я только что говорил.
В условиях, когда территория страны свободно простреливается во всех направлениях мощнейшими информационными потоками, в том числе и откровенно враждебными,необходим другой, более высокий уровень пропагандистского мастерства, знания жизни, реальных проблем людей, умения доходить до сердца и ума человека и, конечно же, убежденность и искренность. Нужна новая современная система идеологической работы. Компактная, динамичная, эффективная. У нас идеологической работой занято немало людей и структур, но составля- — 26 — ют ли они слаженную систему с четким управлением? Для ответа на этот вопрос посмотрим, как работает наша «идеологическая вертикаль». Я все это говорю и чувствую, что у многих в зале опять и опять сверлит мозги мысль: а зачем все это? Может, без этого обойдемся? Вот десять лет прожили, власть эффективно удepживaeм, что-то делаем, стараемся и так далее. Может быть» доживем и так свои жизни? Я имею в виду политические жизни. А там другие придут — это уже их дело, как хотят. Упаси Бог, если кто-либо из вас так думает!.. За недомыслие тут придется сурово расплачиваться. Вот свежий пример. Никто, даже я, зная хорошо Ирак, даже Виктор Владимирович Шейман, который по моему поручению в том регионе много работал, даже Леонид Петрович Козик, по моему поручению посещавший Саддама Хусейна для налаживания там экономических и политических контактов, мы никогда не думали в начале войны, что иракцы продержатся до сегодняшнего дня. И для американцев, для этой так называемой «оккупационной коалиции» еще не известно, чем все закончится. Почему такое произошло? Почему так воюют арабы, дай Бог им жизни, но они же не чеченцы, обученные в Советской Армии. Вы же помните, что было на Синайском полуострове. Латыпов тогда «в НКВД» работал, он знает, как воевали. Как только время молитвы, всё бросали и молились. Брали их голыми руками. Ну ладно, это традиция, над этим смеяться не надо. Но от этого всё пошло. И посмотрите, что сделали даже немногие направления государственной идеологии! «Мы защищаем свою землю!», «Оккупантам не сдадимся!», «Защитим нашего Саддама!» — вот на чем кроилась идеология последних месяцев. И иракцы с устаревшим вооружением выдержали удар превосходящих сил и современнейшего оружия. Они держатся. Держатся, потому что они преданы своей земле. Это идеологическая составляющая, скажем прямо, спасает сегодня Ирак. — 27 —
Трудно будет этим бедолагам, трудно, потому что они брошены на произвол судьбы из-за лицемерия многих государств. Вы видите, как они реагируют на гуманитарную помощь России. Благо, что нас уважают и не отказались, а России сказали: заберите свои палатки, они нам не нужны. Намек на то, что не палатками надо было помогать им. Сильные государства могли и даже сейчас могут остановить эту войну. Но все считают, что это не их касается, это не их война. Подумаешь, там дети гибнут, но это же не наши дети. Никто не понимает, чтов современном мире чужих войн не бывает, все они наши. Сегодня они за 2 тысячи километров от нас, а завтра крылом заденут Каспий, через Ирак, через Иран выйдут на Россию, и мы будем втянуты в эту войну. Более того, меня проинформировали спецслужбы, что в некоторых кулуарах, где-то там на Востоке американцы заявляют, пока на тихом дипломатическом уровне: пора бы сейчас выбросить идею, что и белорусы замешаны в продаже оружия Ираку. Россию уже обвинили. Сегодня Колин Пауэлл уже в открытую заявил, что еще найдены факты поставок российского оружия в Ирак. И уже где-то комплектуют, формируют эту гадость, чтобы и нас пристегнуть. За что нас? Со всех сторон нас предупреждают:за то, что вы открыто и четко, четче, чем любое другое иностранное государство, выступили против войны в Ираке. Ну, а как иначе? Если почти 100 процентов, все население нашего государства сегодня категорически против войны, какую же я могу занять позицию? Это во-первых. А во-вторых, мы же всегда были с иракцами, мы же продавали, а они у нас покупали наши товары. Они к нам относились как к своим друзьям. Почему мы их должны предать? В то же времямы не нарушили международного права, ни одного закона, ни одной резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Мы ничего вопреки тому, что было установлено ООН, не делали. — 28 —
Есть, правда, и другое. Им ли сегодня упрекать в нарушениях каких-то норм какие-то государства? Своими акциями, этими действиями в Югославии и в Ираке они вообще поставили себя вне цивилизованных законов, вне цивилизованной морали. А мы строго придерживаемся и того, и другого. Так вот я говорю об идеологии, чтобы вы понимали, что все это затрагивает сложнейшие материи. Слава тебе, Господи, что при таком давлении со всех сторон, — вы же понимаете, и с Запада, и от определенных сил из России, я не говорю уже о других государствах, -нам удалось выстоять в это время. Слава Богу, что удалось выстоять! Да еще при нашем, народа нашего отношении ко всем этим делам! Наш народ не привык жить сам за себя. Он привык, чтобы ему кто-то что-то дал, принес. Он привык жить в социализме. Я не говорю, что он не привык работать. Да, он умеет работать. Но он считает, что многие функции, которыми должны заниматься сами люди, сама семья, должно выполнять государство.То время прошло, когда государство выполняло такие функции. Мы все хотим быть независимыми, суверенными. Но суверенитет, независимость дорого стоят и надо чем-то поступиться. Народ наш этого не хочет. И тут тоже одно из направлений, краеугольных камней идеологии. Мы должны говорить людям, чтосамая большая ценность — то, что мы живем на своей земле в условиях мира. И тут уж надо разворачиваться всем. Каждому надо, чтобы накормить себя, свою семью и уберечь общество, свое государство. Но и государство не должно дремать. Это тоже верно. Поэтому опасно считать, что вот сегодня «справа iдзе i добра, навошта гэта прапаганда», как на Западе об идеологии часто говорят. «Навошта гэта iдэалогiя?» Шприц купили -укололи, если больной. Не больной — «добра». «Няма шпрыца» — малинового варенья дадим, или ветку березовую зава- — 29 —
рим, попьет отвар и выздоровеет. Нет, уважаемые мои! Не дай Бог переживать нам еще более сложные, более трудные времена! И скажу откровенно:надо всегда готовиться к худшему. А будет лучше — и хорошо. Человек должен закалять себя и готовиться к худшему. И хорошо, если будет лучше. Это обычный жизненный подход. Поэтому имейте в виду: ни в экономике, ни тем более во время «Ч», не дай Бог, если оно наступит, мы без идеологии не обойдемся. Хочу вас заверить: воевать мы не будем. Никто на нас не собирается нападать и не нападет. Нам могут немножко ухудшить условия. Но я уже не представляю, как, если цены упадут на энергоносители? Нам будет уже легче. Сразу будет легче. А они должны упасть. Но вдруг произойдет иное? Поэтому мы должны быть готовы, иметь эти ценности. Мы должны и у себя и у своего народа воспитать убеждение, что это наша земля, что это наш народ, что мы здесь веками, тысячелетиями жили. У нас своя вера. Что мы эту землю должны защитить и передать своим детям и внукам. Вот такая житейская идеология. Имного-много других направлений, которых мы еще, может быть, не знаем и не прописали, но современность требует этого. Требования в нынешней обстановке мы должны найти, прописать и понести их людям. Конечно, какая-то работа ведется. Но нет двух главных составляющих: первое — нет системы, второе — нет инициативы, нет идеи. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|