Воспитании в системе образования
Особая роль в воспитании гражданских качеств, как известно, принадлежит национальной системе образования. На Западе говорят, что самые лучшие инвестиции — инвестиции в образование. У нас, в «бедной» Беларуси качественное образование более доступно, чем в богатых США и Англии. Все эти годы я твердо стою за то, чтобы каждый желающий и способный мог честно поступить в вуз и получить бесплатно образование такого качества, за которое на Западе пришлось бы платить несколько десятков тысяч долларов. По нашим меркам, это целое состояние. Во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями. И если с формированием специалиста мы еще как-то справляемся, то с воспитанием гражданина дело обстоит из рук вон плохо. Проблема воспитания гражданина средней и высшей школой многогранна, и говорить о ней можно очень много. Я остановлюсь только на двух важнейших компонентах этой работы: учеб- — 41 —
ники и живая личная воспитательная работа наставника. Хотя я вторую проблему уже зацепил. Говорят, лучший воспитатель — хороший учебник. Что греха таить, очень малая часть школьников и студентов читает дополнительную литературу — все знания из учебника и со слов преподавателя. В минувшем году я дважды созывал совещания по учебникам гуманитарных дисциплин. Делал это в ответ на потоки обращений граждан, не согласных с тем, что в школьных и вузовских учебниках искажается наша история. Качество учебников по гуманитарным дисциплинам. объективное освещение истории — это отдельный большой вопрос, к которому мы еще не раз будем обращаться. Что же пишут школьные и вузовские учебники по теме нашего сегодняшнего семинара — о государственной идеологии Беларуси? Да практически ничего. Еще на Втором съезде учителей в 2001 году я говорил о необходимости приблизить к жизни наши социально-гуманитарные науки. Тогда мною было дано поручение Национальной академии и Минобразования разработать и представить проект Государственной программы развития социально-гуманитарных наук. Поручение выполнено. Недавно мне представили этот научный трактат. Разработка получилась увесистой. А подход предлагается старый — вялотекущего, полусонного осмысления динамично развивающихся общественных процессов. Более того, единого мировоззренческого стержня для всех обществоведов в этой программе и близко нет. Правительству, Национальной академии наук надо еще раз тщательнейшим образом проработать эту программу с учетом итогов нынешнего семинара. По учебникам приведу еще один пример. Один из моих учителей — Яков Иванович Трещенок — предупредил меня когда я начал учебниками заниматься, что у нас в советское время подготовку учебников контролировал сам Сталин. «Если — 42 —
Вы хотите быстро переломить ситуацию. Вам надо лично взять под контроль написание учебников!» Я преподаватель, учитель, хорошо знаю, что такое учебник. и вы все хорошо знаете. Сколько из нас по монографиям училось? Немного. Больше — по учебникам. И дай бог, чтоб к экзаменам хотя бы учебник прочитали. Учебник — это основа. И его надо сделать и привлекательным, и достаточно научным, и сложным, но в то же время не отталкивающим студента. Принципы все известны. Особенно важна объективность. Это касается, прежде всего, филологии, истории, паук гуманитарного цикла. Я попросил Трещенка: напиши учебник в таком стиле, как ты преподавал у нас на историческом факультете. Это уникальный человек по своим мыслям, замыслам, стойкий, умнейший, глыба. И диссертация была, но никакой степени не имел и не имеет, потому что вечно давили его. Просто не давали научную степень, потому что не писал даже в советские времена йод сильных мира. Больше критиковал. С чем-то был не согласен. Написал он этот учебник. Принес мне Латыпов пять килограммов рукописи — читай. «Ты что, когда я буду смотреть? Времени же нет!» Ну, напрягся, прочитал. С 50-й страницы полностью окунулся в материал. Полемически, может, несколько не тем языком, но настолько интересно преподносится история. Конечно, «корифеи» в БГУ отвергли это. Но ученые поддержали учебник: «Неплохой». Говорю: надо, наверное, как учебное пособие издать. Н что вы думаете? Пока кулаком не стукнул, учебник не издали. Наконец, помощник принес мне этот учебник. Ну, вот такой блокнот в карман его можно положить. Думаю, столько материала было и все вместилось в этот блокнот! Открываю, и хотя у меня зрение — единица, ничего не могу там рассмотреть. Беру лупу, начинаю читать и проклинаю своего министра: это издевательство над поручением Президента и над автором. Для кого это издано? Ну, не нравится тебе, может быть, этот учебник — 43 —
и прочее, но если Президент поручил издать в качестве учебного пособия, издай нормально, с какими-то, может, иллюстрациями. И чтоб каждый мог прочитать. Я не преувеличиваю. Так выполняются поручения Президента по учебникам. И потом все обсуждают, когда Президент освободил какого-то министра, кого-то наказал. Но, скажите, как я должен действовать? Такие вещи прощать нельзя. И притом я же всех предупреждал. Я никогда не делаю что-либо неожиданно. Я предупреждаю: «Мужики, вы мои люди, чужих нет. Пожалуйста, не воруйте. Если вы украдете, мне уже безразлично, вы мой родственник, вы в моей команде, вы мой друг, вы мой недруг, — тюрьма и наручники вам обеспечены». Я всех предупреждал. Нет, надо было Леонову, к примеру, у МТЗ украсть 20 миллионов, — это то, что Шейман обнаружил, разместить в Германии, счета все есть, купить там особняк, где-то в Люксембурге или где-то еще, на жену, на дочь счета. И там сотни тысяч долларов. Чего вы на меня обижаетесь? Я же вас предупредил. Я привел этот пример, чтобы проиллюстрировать, что я никогда не делаю резких движений, я предварительно предупреждаю. Так и здесь. Вот Михаил Владимирович (Мясникович), работавший тогда Главой Администрации, килограммов на 12 похудел, пока первое совещание по учебникам подготовил. Сколько мы перелопатили идей, сколько людей было привлечено! Выработали подходы. Где-то я пошел на компромисс, от чего-то отошел, но выработали. Действуйте. Но у нас «умники» повсюду сидят, — в Администрации, особенно в идеологических министерствах, в частности, в Министерстве образования. Они, видите ли, считают, что выработанные с их участием подходы не годятся, — чувствуется какая-то кастовость. Я излагаю факты и спрашиваю: как бы вы на моем месте поступили? Не должно же быть всепрощенчества, это же порочный принцип управления. Принцип, которого надо избегать. — 44 —
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|