Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационно-воспитательной



Работы со студенческой молодежью

 

A.M. Радьков,

ректор Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова

 

Уважаемый Александр Григорьевич! Уважаемые участники семинара! В современных условиях высшее учебное заведение, прежде всего государственный университет классического типа, неизбежно представляет собой открытую общественную систему. Это и идеологический центр, и образовательная среда, и научный институт, и очаг, источник культуры, и информационный центр, инициативное, организующее начало.

Открытость университета обусловлена тем, что в нем переплетаются и активно между собой взаимодействуют отношения между студентами и их родителями, преподавателями, учеными, пропагандистами, творческими работниками, абитуриентами и выпускниками. Накал и продуктивность этих отношений непосредственно выходят на город, регион, страну, все управленческие и общественные структуры, а значит, в системе идеологической, воспитательной, информационной работы функциональная роль университета предельно ответственна.

В университете не только воспитываются, прививаются идеологические составляющие, но и определяются идеологические векторы, разрабатываются идеологические концепции, И эти разработки через активную образовательную среду расходятся во все слои населения. Приведу два примера.

Попытка обособленно, в спешке, в отрыве от научно-методической университетской среды создать в начале 90-х концепцию исторического образования и учебники по истории Беларуси (идеологическое воспитательное предназначение которых очевидно) ввела историческое образование в кризис.

— 142 —

 

Творческий коллектив под руководством доцента Якова Ивановича Трещенка разрабатывал концепцию обучения отечественной истории, базируясь на университетских традициях комплексного решения этой задачи, с учетом взвешенных, всесторонних подходов к выполнению таких проектов.

Мы много говорим о воспитании патриотизма как составляющей идеологической работы. Но часто только говорим. А здесь нужны предметные подходы. Наши университетские археологи во главе с Вячеславом Федоровичем Копытиным разведали, описали, систематизировали в Сводах археологических памятников все древние могильники, курганы, городища верхнего Поднепровья, памятники, святыни нашей белорусской земли, в том числе и в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Участвовавшие в массовых экспедициях студенты, местные учителя и школьники через свои руки, глаза, души непосредственно воспринимали историю своих предков, своей земли, своего народа. А материалы этих экспедиций вошли в учебные пособия, стали экспонатами музеев. Это одна из форм действенной работы по патриотическому воспитанию.

Вузовские ученые, как правило, более «приземленные», заметно активнее своих коллег из академических институтов. Они в постоянном контакте со студентами, их работа и полученные результаты на виду, сразу получают оценку общественности, тем более что они часто касаются гуманитарной сферы. Именно поэтому научный потенциал университета должен быть максимально задействован в совершенствовании и развитии планомерной идеологической работы с населением.

Университет должен быть очагом, источником высокой культуры, информационным центром. Все, что делается, организуется, происходит в университете, должно быть высшего качества. Чтобы демонстрировать эту культуру и быть в непосредственной связи с общественной жизнью, мы организуем встречи трудовых коллективов университета и крупных

— 143 —

 

промышленных предприятий, районов. Во время этих встреч мы показываем свои научные разработки, читаем популярные лекции, организуем «круглые столы» по молодежной проблематике, проводим консультации специалистов по вопросам семейного воспитания, религии, современного экономического и политического развития страны. Такая форма идеологической информационной работы вызывает живейший интерес у населения. Мы встречались с коллективами могилевских производственных объединений «Химволокно», «Лента», «Веснянка», «Дашковка». А после нашего визита в 2002 г. в Костюковичский район мы принимали их делегацию у себя в университете. Встречи с преподавателями, студентами, экскурсии по лабораториям, учебным кабинетам и музеям университета, большой концерт творческих коллективов этого района в переполненном актовом зале — это непосредственное ощущение студентами и преподавателями насыщенной творчеством и здоровым духом жизни людей этого региона Могилевской области. Это также одна из форм действенной идеологической работы.

В университете — цвет нашей молодежи, состоящей в едином коллективе с талантливыми учеными, яркими педагогами, поэтому здесь должна быть здоровая инициатива. Выпускник университета — будущий руководитель и воспитатель. Он должен получать фундаментальное, качественное образование и реально воспринимать и чувствовать окружающую жизнь, все то, чем живут современные предприятия, школы, организации. А люди, в свою очередь, должны видеть, чем живет и как работает университет. Поэтому в развитие уже хорошо себя зарекомендовавших, действенных форм идеологической, воспитательной, информационной работы с населением мы в конце апреля этого года проводим в г.Могилеве дни своего университета с публичными лекциями ведущих ученых, с выставками подготовленных в университете учебных пособий и консультациями их авторов, с открытой студенческой спартакиадой на центральном стадионе города, с творчески-

— 144 —

 

ми вечерами и концертами на заводах, предприятиях, в учебных заведениях.

Общим направлением образования и идеологического воспитания студентов мы считаем гуманизацию — ориентацию на развитие и саморазвитие личности, на оптимизацию взаимоотношений личности и социума.

Это общее направление следует конкретизировать на воспитании любви (как осознанной личной ответственности) к своей Родине, к своему государству, к своему дому, к своей семье, к своему делу, профессии, к предназначению в обществе.

Одним из определяющих принципов идеологической, воспитательной работы со студентами является, на наш взгляд, конкретная направленность учебно-воспитательного процесса на индивидуальный механизм формирования личности.

Этот механизм должен быть задействован на всем этапе формирования специалиста от абитуриента до выпускника, на протяжении всего времени трудовой деятельности. Кстати, встречи нынешних студентов с бывшими выпускниками несут колоссальное идеологическое, информационное, эмоциональное воздействие на молодых людей.

Таким же определяющим принципом идеологической работы является ориентация на самостоятельную организационную и воспитательную активность студенческого коллектива.

Белорусский республиканский союз молодежи, студенческие профсоюзы, старосты студенческих групп и комнат в общежитии, студенческие советы — это армия активных, инициативных молодых людей. Но их надо ненавязчиво обучить, найти нетрадиционные формы общения, их надо аккуратно организовать, с ними надо работать! Мы используем для этого постоянно действующую школу студенческого актива «Лидер», выездные семинары, регулярные, не менее одного раза в семестр, встречи ректора со старостами академических групп, со старостами комнат в общежитии.

Следующий принцип: целевая ориентация на конкретные результаты вузовской подготовки и воспитания.

— 145 —

 

Студент должен понимать задачи своей учебы в университете, быть нацеленным на постоянное самосовершенствование и реализацию полученной подготовки в конкретном деле в жизни.

Одним из наиважнейших принципов организации идеологической, воспитательной работы со студентами должна быть приоритетность достижения воспитательных целей в формировании кадрового потенциала вуза.

Ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, руководители всех служб и подразделений должны обязательно иметь предварительный опыт воспитательной работы. Ключевая фигура идеологической работы со студентами -преподаватели. Профессор, доцент, куратор академической группы, активный молодой преподаватель — это, как правило, кумиры студентов, они оказывают на них заметное влияние. Поэтому система отбора и профессиональной подготовки вузовских преподавателей должна быть всесторонне продуманной и идеологически выдержанной.

Определяющую роль в организации идеологической работы со студентами имеют также принципы:

- действенной системы информирования;

- гибкости организационных структур воспитательной работы (тут не должно быть заорганизованности);

- непрерывности и преемственности идеологической и воспитательной работы на всех этапах непрерывного образования;

- стремления к постоянному совершенствованию и повышению действенности учебно-воспитательного процесса.

Проблемное поле идеологической работы со студентами весьма осязаемое. Оно прежде всего затрагивает гражданскую, политическую зрелость и устойчивость студентов. Это молодые, ищущие, активные, перспективные люди. А значит, весьма привлекательная аудитория для всех политических партий, течений и организаций. Противостоять такому, иногда разрушительному, а то и разлагающему воздействию можно только хорошо организованной, всесторонней и всеобъемлющей системой идео-

— 146 —

 

логической и воспитательной работы с четкими ориентирами на поддержку государственной политики. Мне, например, как ректору пришлось взять под личный контроль все социологические исследования, ибо, в противном случае, эту работу будут проводить непонятного толка учреждения и организации, а в содержание анкет, чем-то напоминающих листовки, включаться провокационные, идеологически разрушительные вопросы и утверждения.

Непростой задачей для профессорско-преподавательского коллектива современного вуза является воспитание профессиональных качеств, определяющих цельность личности выпускника. Ее решение возможно только при условии взаимодействия и взаимопроникновения, неразрывной связи учебной, научной, воспитательной и идеологической работы со студентами. Потребность региона в кадрах и устройство на работу выпускников, творческая инициатива специалистов и их закрепление на рабочем месте, четко выраженная гражданская позиция и укрепление семьи — это задачи как университета, так и местных органов власти. У нас на Могилевщине сформировался определенный опыт взаимодействия вузов и административных структур для качественного решения этих проблем, и он уже приносит результаты.

Идеологическое, духовно-нравственное воспитание студентов должно быть нацелено на то, чтобы каждый молодой человек сумел при обучении в вузе не только получить необходимые профессиональные навыки, но и полностью реализовать, раскрыть свой потенциал, развить свои способности. А для этого он должен быть задействован во всех сферах университетской жизни. Студент должен быть постоянно занят учебой, общественной жизнью, в научном кружке, на сцене, в театре, в народной дружине, на спортивных соревнованиях, в читальном зале, в Интернете, чтобы его жизнь была предельно насыщенной яркими и интересными событиями, чтобы физически не оставалось времени на наркотики, алкоголь и курение. И это возможно при условии грамотной, проду-

— 147 —

 

манной, интенсивной и всеохватывающей идеологической воспитательной работы в университете. Вчера на практических занятиях в своей учебной группе мы пришли к выводу что в наших вузах сложилась определенная структура идеологической работы. Существует ее базовая модель и она конкретно реализуется в каждом учебном заведении.

— 148 —

 


 

О реализации

Государственной







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.