Здавалка
Главная | Обратная связь

О практике информационной работы



Советов депутатов с населением

И ее координации с органами

Местного самоуправления

 

К B.C. Селицкий,

председатель Гомельского областного Совета депутатов

 

Уважаемый Александр Григорьевич, уважаемые участники семинара! Здесь в зале находится очень много людей, которые занимались идеологической работой раньше, в советское время, и знают, как эту работу проводить. Конечно, сейчас имеются большие сложности но созданию всей этой системы. Изменились факторы воздействия, появились всевозможные оппозиционные проявления, другие тенденции. Поменялись люди, цели и так далее. Вокруг власти много ходит людей «со спичками», «с бутылками с зажигательной смесью» в переносном смысле, которые ловят каждый промах, и все это наполняется негативным содержанием.

У нас был определенный опыт идеологической работы в Гомельской области в очень сложных условиях. Я имею в виду экстремальность, вызванную Чернобыльской катастрофой. Люди были наэлектризованы, это была уже проверка новых технологий, и вы знаете, что катастрофа была использована для развала Советского Союза.

Многие руководящие кадры области встречались с людьми

и вели многочисленные диалоги. Я хотел бы из этого сделать вывод. Во-первых, велась эта разъяснительная работа без формализма. Во-вторых, терпеливо, иногда возвращаясь в одну и ту же аудиторию. И, пожалуй, впервые с привлечением ученых и специалистов. Ни один вопрос при этом не остался без ответа. Причем участвовали первые лица. Что немаловажно, потому что есть информация, которую дают подчиненные в интерпретации, а есть информация от первого лица. Это принципиаль-

— 155 —

 

ный вопрос. У нас принято считать, если какие-то управленческие действия приняты, то все люди согласны с этим решением. Это далеко не так. Специалисты по современному менеджменту знают, что сопровождение управленческих решений должно идти путем разъяснения коллективу и подчиненным. В этом случае создается команда, где рассматривается логика этих решений, и лучшие решения выполняются.

Мы убедились в том, что полноценный диалог может вести только всесторонне подготовленный человек, обладающий актуальной информацией, говорящий правду и способный затронуть сердце, ум, эмоции.

В нашей области поставлена такая задача, чтобы каждый руководитель выступал перед трудовым коллективом. Созданы информационные группы, используются различные формы. Информационная система сегодня объединяет три подсистемы: государственную большую, региональную со всеми необходимыми компонентами, в числе которых печатные, теле- и радио СМИ; руководители, работники аппаратов и так далее. И ведомственные, ограниченные рамками более узких производственных или профессиональных задач. Конечно, во всех подсистемах есть проблемы. На региональном уровне по-прежнему проблемой является обеспечение журналистскими кадрами, особенно в Гомельской области, а также материально-финансовыми ресурсами телестудий, районных газет.

Посмотрите сегодня на район. Когда-то газета была маленького формата, созданного для того, чтобы она была компактной, быстро выходила и оперативно подавала материалы. Сегодня полгазеты в погоне за тем, чтобы как-то существовать и обеспечить журналистов зарплатой — объявления о смерти, примитивные стихотворения по поводу дней рождений и так далее. А на остальное не хватает времени.

На предприятиях информационная работа страдает бессистемностью и очень узким набором проблем. Есть случаи, когда на вопросы работников следуют необоснованные ссылки на власть, не вникая в суть проблем. Заместителей по инфор-

— 156 —

 

мационной работе пытаются сокращать, загружать на полный рабочий день выполнением других функций. Сами руководители не считают нужным объяснять сложные ситуации в своем коллективе и вокруг коллектива.

Это все необходимо, конечно, учитывать. Здесь речь шла о том, чтобы вносить какие-то предложения. Мы поставили задачу, причем это произошло в преддверии этого семинара, создать еще одну подсистему в информационной работе — депутатского или местного самоуправления. У нас здесь имеется значительный нереализованный потенциал, о нем сегодня вскользь вспоминали. Вот посмотрите, в области почти 4,5 тысячи депутатов всех уровней, из них 51,6 % у нас были депутатами ранее, 15% — это работники госорганов. В областном Совете все депутаты с высшим образованием, в районных и городских — абсолютное большинство.

Многие прошли в тот или иной Совет при поддержке власти. Они прошли через систему выборов, обладают определенными качествами, необходимыми для публичного политика. Многие, кстати, — прекрасные ораторы. А самое главное — они пользуются доверием людей, которые их избирали. Приобщившись к принятию ответственных решений на сессиях, они в состоянии разъяснять сложные вопросы и вести полемику. Тем более, что поддержание постоянного контакта с населением является обязанностью депутатов в соответствии с Законом.

В начале текущего года мы начали подготовку к активному использованию депутатского корпуса. С этой целью намечено, я думаю, что мои коллеги поддержат это, включить депутатов в состав действующих информационных групп. Создать специальные информационные группы, состоящие из депутатов различных уровней, и, естественно, из депутатов Национального собрания, которые обладают государственной информацией, чтобы придать встречам с избирателями более весомый характер. Они будут проводиться, как правило, с участием представителей исполнительной власти. С прошлого года мы ввели такую практику, как выдача депутатам на сессии поручений по соответствую-

— 157 —

 

щим актуальным направлениям работы. Я думаю, что эту форму можно вполне использовать и для идеологической работы.

Мы приняли социально-экономические программы. Если они не выполняются на каких-то предприятиях, депутатам можно дать поручение выяснить в этих коллективах причины отставания, сообщить о задачах, которые ставятся, и так далее. Я думаю, что это будет хороший принцип.

Мы применяли такой подход, как вовлечение депутатов в проверку жалоб населения. Я вам хочу сказать, что это гораздо эффективнее, когда депутат участвует в проверке жалобы, а не малоопытный работник аппарата.

Председатель облисполкома Якобсон Александр Серафимович недавно принял решение об анализе всех обращений населения к депутатам с соответствующей реакцией на них. Ведь все, что говорилось депутатам, рано или поздно выплывет, оно есть, существует. Ведь никто не догадается, допустим, депутату ставить вопрос по своей квартире или ремонту телевизора. Как правило, ставятся общественно значимые проблемы. Я думаю, что это короткий путь для того, чтобы власть имела обратную связь с населением и быстро реагировала на возникшие проблемы.

С целью ознакомления депутатского корпуса с положением в области, городах и районах организуются специальные информационные встречи с руководителями исполкомов и их служб. Депутатам предложено активно выступать в средствах массовой информации. Более того, мы предложили исполкому приглашать отдельных депутатов по направлениям, в соответствии с комиссиями, на заседания исполкомов для того, чтобы они были участниками дискуссий.

В деятельности Советов первичного уровня более активно будет использоваться принцип дополнительности или, как ученые ее называют, субсидиарности. Всем понятно, что один председатель сельсовета, как бы мы его ни распекали, не может справиться с проблемами населенного пункта, особенно сейчас, когда поставлены сложные задачи по наведению порядка.

— 158 —

 

Мы гарантируем помощь и право пригласить любого работника на собрание жителей того или другого населенного пункта.

В области выстроена неплохая система информационного обслуживания руководящих кадров на курсах при облисполкоме и областном Совете. И там слушатели получают ответ на любой вопрос от руководителей области и квалифицированных лекторов. В прошлом году 2000 человек прошли переподготовку, инструктаж на курсах и дали курсам хорошую оценку в специальных анкетах. Я считаю, что эта система призвана для того, чтобы мы ставили задачи перед идеологическим активом. У нас эти курсы хорошо работают. Это подтвердили и представители Академии.

При анализе работы органов государственной власти обращается внимание не только на проведение информационных мероприятий, но и на их эффективность. Ранее контролировалось количество встреч, сейчас мы переходим к анализу их качества и восприятия населением. Практика показывает, что население благожелательно воспринимает новых людей, особенно занимающих высокие должности в государственном аппарате и нашем государстве. И встречи с населением работников аппарата местной власти должны стать правилом. Впрочем, как и интервью в местных газетах с объективными оценками положения дел. Не секрет, что в местных газетах часто подаются «приглаженные» чьей-то невидимой рукой материалы.

Как известно, в обществе имеются сложные коллективы, территории и целые населенные пункты. Они являются не только следствием реальных проблем, но и наличием отдельных людей — катализаторов социального напряжения. Они создают вокруг себя очень сложную среду. Избегать эти коллективы, как иногда делается, нельзя. С ними должны работать и работают наиболее подготовленные кадры, способные правильно оценить и понять ситуацию.

Анализ показывает, что мало информационных встреч проводится в студенческих аудиториях, с профессорско-преподавательским составом.

— 159 —

 

Когда-то у нас была система общества «Знание», она существует и сейчас, но в последние годы стало все меньше и меньше через общество «Знание» выступать людей с учеными степенями, подготовленных специалистов. И дело даже не в том, что разрушена система стимулирования. Сегодня чтение одной лекции, за которую тебе дадут полторы или две тысячи рублей, вызовет последствия: надо в совокупном доходе непременно оплачивать эту лекцию. По этой причине многие отказываются сотрудничать с обществом «Знание», и вот этот самый квалифицированный слой, который обладает научным знанием, он как бы находится в стороне и, более того, еще критику наводит на власть, оторвавшись от обстановки.

Хотел бы еще одну проблему поднять. При приеме на работу в госаппарат, даже на первые роли, стали мало обращать внимания на общую эрудицию и способность работать с людьми. Это становится все более заметным и снижает потенциал власти, порождает конфликты. Сегодня у нас есть руководители, которые, наверное, боятся аудитории, да и, может быть, знаний не хватает, чтобы туда пойти.

У нас почти не стало лекторов-международников, нет специалистов по глобальным вопросам. Население плохо представляет существо современных геополитических проблем, международной конкуренции, рыночной экономики. По всем этим и другим проблемам можно было бы периодически выпускать газету, специальный тематический вкладыш, как это делает «Советская Белоруссия».

До сих пор даже нет комментария к Конституции. Поэтому многие не понимают новой ситуации в государстве, живут старыми представлениями, не связывают уровень жизни с уровнем эффективности и качества своего труда, не надеются на себя, а продолжают ждать манны небесной, живя по принципу: «Как стать богатым, ничего не делая?», но ругая при этом на все лады начальников. И поделом, ибо многие из них не понимают важности квалифицированной информационной работы с людьми и путают ораторское искусство с искусством орать.

— 160 —

 

А.Г. Лукашенко: КПСС была главным органом государственного управления. Особенно в вопросах организационных, идеологических, кадровых. Скажите, кто с исчезновением КПСС заполнил этот вакуум? У кого эти функции? Ну, ладно, кадры взял на себя Президент. Идеология — здесь наверху Администрация... Президент занимается также разного рода организационными вопросами. А на местах? Особенно вопросы организационно-идеологические? Я думаю, что коль мы определились, что опору мы будем делать и на Советы, в каком-то смысле Советы должны выполнять функции партии на местах. И это будет правильно. Вспомните, прежде говорили: КПСС — это партия всего народа. Видимо, так. Все-таки и квоты придерживались, хотя формализма было много, тем не менее.

Советы — это, действительно, люди, избранные народом. Давайте мы в этом направлении попробуем определить их роль. За Советами останется то, что и было раньше. Они избираются, подотчетны своим избирателям и так далее. Но давайте попробуем повесить на них этот тяжелый «хомут», чтобы они могли заменить по принципиальным вопросам компартию, особенно в сфере идеологии. Пока будем говорить об этом. Молодежная организация у нас есть. Трудящиеся в трудовых коллективах- мы на профсоюзы будем опираться и привлекать их. А вот здесь поищем место для наших Советов.

Подчеркиваю,я не даю никаких указаний и установок, что Советы должны стать «новой КПСС», нет, упаси Господь! Я просто провожу параллель, чтобы вы четче понимали. Давайте в этом направлении поищем им место.

Мы должны нагрузить Советы, помимо их функций, которыми они занимались и занимаются, мы их не отнимаем, проблемами в области идеологии, может быть, координацией, может быть, выработкой основных направлений, может, еще чем-то. Но они должны в какой-то степени заменить в плане государственных функций органы партии на местах. Давайте попробуем.

— 161 —

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.