Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности военно-патриотического



Воспитания в современных условиях

 

Л. С. Мальцев,

министр обороны Республики Беларусь

 

Товарищ Президент Республики Беларусь! Товарищи участники семинара!

Проблему организации идеологической работы, военно-патриотического воспитания сегодня необходимо рассматривать в контексте новых вызовов и угроз нашей национальной безопасности, а также проблем реформирования военной организации государства и Вооруженных сил.

Реформирование Вооруженных сил, я хочу подчеркнуть, — это объективная необходимость. Я получаю много писем, что вот, якобы, это кто-то придумал. Да нет. Жизнь заставила это делать. И не в последнюю очередь это обусловлено именно идеологическими факторами.

Во-первых, военное строительство немыслимо без понимания значения изменений в военном деле, произошедших в последнее десятилетие.

В конце прошлого века радикально трансформировалась сущность войны и вооруженной борьбы. Если раньше война — это было равно вооруженной борьбе, то сейчас можно разгромить противника без единого выстрела. Это сущность изменений. Сегодня и в будущем военные угрозы могут исходить как от регулярных армий, так и от террористических, криминальных и иных организаций, участники которых объединены в некоторые сетевые структуры.

Во-вторых, в современных войнах и вооруженных конфликтах наряду с вооруженной борьбой широко используются и иные формы противоборства, прежде всего информационного. С конца 90-х годов в ряде государств используется понятие «стратегическое информационное противоборство второ-

— 162 —

 

го поколения». Если информационное противоборство первого поколения решало задачи огневого подавления элементов структуры военного и государственного управления, ведения радиоэлектронной борьбы, получения разведывательной информации, осуществления доступа к информационным ресурсам противника с последующим их искажением, то информационное противоборство второго поколения предусматривает иной подход:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;
  • манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политического напряжения и хаоса;
  • дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов власти и т.д.

Таким образом, информационное противоборство второго поколения — это прежде всего противоборство в сфере идей. Соответственно, если роль патриотизма была велика всегда, то особенностью современных условий является то, что патриотизм и гражданственность из понятий философских превратились в реальное оружие.

Поэтому в ходе реформирования Вооруженных сил потребовалось радикально усовершенствовать систему работы с сознанием и психикой военнослужащих.

Завершение реформирования Вооруженных сил Республики Беларусь потребовало кардинально пересмотреть методологию, организацию, формы и методы информационной

деятельности в армии.

В настоящее время создана принципиально новая система информационного обеспечения, основанная на современных моделях массовой коммуникации.

Кроме того, мы стали первыми на постсоветском пространстве, где в войсках, наряду с должностями заместителей командиров по морально-психологическому обеспечению, введены должности войсковых психологов и организована под-

— 163 —

 

готовка специалистов с квалификацией социальный педагог, педагог-психолог. То есть с людьми занимаются квалифцированные специалисты, а не любители.

Эффективная воспитательная работа невозможна без науки. В настоящее время в Вооруженных силах осуществляется обширный перечень фундаментальных военно-психологических и военно-социологических исследований, непосредственно касающихся проблем патриотического воспитания, управления морально-психологическим состоянием воинских коллективов.

На основе исследования ментальных процессов в Вооруженных силах разработана методика оценки морально-психологического состояния воинских коллективов. Она используется в настоящее время в войсках и позволяет с высокой достоверностью оценить морально-психологическое состояние подразделений, в том числе уровень формирования морального духа, эффективность патриотического воспитания в конкретном воинском коллективе. Здесь особенно важно то, что эффективное противодействие деструктивной информационной экспансии невозможно без познания сущности ментальных процессов в конкретном обществе. Другими словами, не может быть высоким моральный дух у армии, если его нет у народа. В первую очередь, народ должен сказать: да, мы хотим жить на этой земле свободно, мы хотим сами решать, кого любить, кого ненавидеть;

мы должны сами решать, кто будет руководить, кто не будет руководить. Если есть вот это, а не диктуют откуда-то там справа, слева большие или малые, тоща и у армии будет высокий дух. Если нет, никакая армия ничего не сделает.

В Вооруженных силах организован мониторинг социальных настроений и ценностных ориентации военнослужащих. Это как раз укладывается в тему нашего семинара. Я о конкретике говорю. Изучение ценностных ориентации военнослужащих позволили сформулировать следующий вывод: представление, что молодежь равнодушна к судьбе Отечества, не отвечает действительности.

— 164 —

 

Вместе с тем проблему патриотизма современная молодежь воспринимает совершенно иначе, чем в предшествующие десятилетия. Так, случаи спасения боевого знамени во время войны ценой собственной жизни как героический подвиг оценивают лишь 50% молодых военнослужащих. В то же время около 21% оценивают как безрассудный поступок или самоубийство. Во многом это связано с искаженным восприятием истории, что является следствием манипуляции общественным мнением.

Научные исследования позволили выйти на оптимальную модель организации военно-патриотического воспитания, реализуемую двумя направлениями, исходя из объектов педагогического воздействия. Первое направление реализуется посредством системы морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных сил и всем укладом воинской жизни.

Второе направление. Информационная деятельность военного ведомства, реализуемая через средства массовой информации и путем активного взаимодействия с государственными институтами и общественными организациями.

Безусловно, важнейшими факторами воспитания являются сама военная организация, боевая подготовка, четкая организация жизни и деятельности войск. О действенности системы воспитания свидетельствуют показатели воинской дисциплины. Если за всю историю Вооруженных сил в 1994 году был зафиксирован самый высокий коэффициент преступности (число преступлений на тысячу военнослужащих — 10,9), то самый низкий коэффициент был в прошлом году — 6,4; в сравнении с 2001 годом, в прошлом году общее количество преступлений снизилось на 13%. На 40% сократились уклонения от воинской службы и, самое важное, на 20%, то, что постоянно у нас критикуется, сократились нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Изменения явились прямым следствием реформирования Вооруженных сил, в том числе оптимизации системы воспитания и поддержания дисциплины в 2001 — 2002 годах.

— 165 —

 

Новая система поддержания воинской дисциплины, созданная в ходе реформирования, позволила усовершенствовать систему оценки деятельности должностных лиц. Результат: за три месяца 2003 года преступность сократилась по сравнению с 2002 годом более чем в два раза. В том числе, я выделяю специально, неуставные отношения — с 35% в прошлом году до 15% в текущем.

Вместе с тем современная ситуация в духовной сфере диктует настоятельную потребность выйти на принципиально новый уровень взаимодействия с органами государственного управления, СМИ, общественными организациями, всеми, кто занимает конструктивную позицию по отношению к важнейшей государственной задаче — патриотическому воспитанию наших граждан.

К сожалению, соответствующую работу надо наращивать, но положение таково, что воинские части имеются лишь

в 23% населенных пунктов, включая областные, районные центры.

При этом лишь в 14% дислоцированы части и учреждения, где есть соответствующие информационные структуры.

Так, даже в Минской области 74% населенных пунктов, где не обеспечивается достаточно информационное влияние, в Гродненской — 76, в Могилевской, Витебской, Брестской -около 90%.

Конечно, речь идет не о том, что вообще отсутствует информационное влияние. Активно работают военные СМИ, редакция газеты «Во славу Родины», журнал «Армия», военное телевидение, а с 2001 года функционирует сайт Министерства обороны.

Вместе с тем многие эффективные формы воспитания. такие как посещения воинских частей, встречи с военнослужащими и так далее, недоступны для подавляющего числа населенных пунктов.

Мы приняли решение: функции информационного обеспечения в таких населенных пунктах возложить на военные

— 166 —

 

комиссариаты, которые ранее не выполняли задач информированиянаселения.

Уже в истекшем году в рамках информационной кампании в связи с 85-летием Вооруженных сил через военные комиссариаты был распространен спецвыпуск журнала «Армия», полностью посвященный проблемам реформирования Вооруженных сил, созданию по существу новой армии, отвечающей вызовам XXI века. Причем впервые, наверное, за последние лет двадцать подобное информационное издание было доведено до каждой школы, библиотеки, учебного заведения и органов государственного управления. Таким образом, наша принципиальная позиция: сегодня без информационного сопровождения, без эффективного патриотического воспитания населения преобразование военной организации и реформирование Вооруженных сил просто немыслимы.

Сегодня мы находимся в преддверии знаменательных дат — 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летия великой Победы.

Эти даты — лучший информационный повод для активизации идеологической работы, патриотического воспитания. Именно в развитии таких наращиваемых качеств и ценностей белорусского народа, как патриотизм, мы видим залог успеха в социально-экономическом развитии республики и в поддержании надежной обороноспособности государства.

— 167 —

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.