Рынок как система отношений субъекты рыночных отношений. виды рынков
Рынок в широком смысле слова представляет собой сферу товарного обращения, всю совокупность экономических отношений по поводу купли и продажи товаров. Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы, государство. Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных рабочих, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства. Фирма—это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) стремится к максимизации прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству. Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным признакам и критериям: 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: — рынок потребительских товаров и услуг; — рынок товаров промышленного назначения; — рынок ноу-хау; — сырьевой рынок; — рынок труда; — рынок ценных бумаг и т.д. 2. По географическому положению: — рынок местный; — рынок национальный; — рынок мировой. 3. По отраслевому направлению — рынки автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д. 4. По характеру продаж — рынки оптовый и розничный. 5. По степени ограничения конкуренции — рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии). Особенности рынка совершенной конкуренции: — много независимых фирм; — нет контроля над ценами. Цены определяются рынком; — нет товарной дифференциации. Продукты не различимы по свойствам и качеству; — относительно легкий вход и выход на рынок. Особенности рынка монополистической конкуренции: — много фирм, производящих товары и услуги; — влияние на цены ограничено возможностью замены товара; — товары и услуги дифференцированы для специфических рынков; — относительно легкой вход и выход на рынок. Особенности рынка олигополии: - несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги; - существует влияние «ценового лидера». - товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, но мала для стандартизированных товаров; - вход на рынок трудный. Часто требует больших инвестиций. Особенности рынка монополии: — один продукт и одна крупная фирма; — практически полный контроль над ценами; — нет товарной дифференциации; — очень трудный вход на рынок.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|