Здавалка
Главная | Обратная связь

Элементы рыночного механизма. Инфраструктура рынка



Основными элементами рыночного механизма являются ры­ночная цена, соотношение спроса и предложения и конкуренция.

Сам рыночный механизм можно представить следующим об­разом: чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей, а ры­ночная цена падает. Естественно, это ведет к свертыванию про­изводства. Напротив, когда конкуренция среди продавцов ослабе­вает, платежеспособный спрос начинает превышать предложение товаров. В результате цена возрастает, а производство товаров ста­новится выгоднее, оно расширяется.

Конкуренция - это соперничество между предпринимателя­ми за наиболее выгодные условия приложения капитала. Формы конкурентной борьбы — межотраслевая и внутриотраслевая. Ме­жотраслевая конкуренция ведется между предпринимателями различных отраслей общественного производства, внутриотрас­левая — между предпринимателями, производящими однородные товары. В зависимости от используемых методов конкуренция

делится на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем снижения цен на продукцию за счет использования более производительных факторов производства. Методами неценовой конкуренции являются повышение качества продукции, реклама, послепродажное обслуживание, промышленный шпионаж и т.д.

Как и всякая система, рынок обладает инфраструктурой. Тер­мин «инфраструктура» был в первые использован в экономичес­ком анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечива­ющих нормальную деятельность вооруженных сил в начале XX в. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать сово­купность отраслей, способствующих нормальному функциониро­ванию материального производства. Между тем инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово «инфраструктура» обозначает основание, фунда­мент, внутреннее строение этой системы. Применительно к рынку, инфраструктура представляет собой совокупность организацион­ных форм, опосредующих товарно-денежные отношения между субъектами рыночной системы и увязывающая эти отношения в одно целое.

Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, орга­низаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. Она классифицируется согласно структуре рынка. В целом рыночную инфраструктуру можно представить в виде совокупности:

— инфраструктуры потребительского рынка (система тор­говли, складское хозяйство и различные системы хране­ния продукции, транспортировки и доставки, товарные
биржи, оптовые рынки, бытовое обслуживание населе­ния);

— инфраструктуры рынка производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, лизинговые и факторинговые операции, научно-исследовательские центры);

— инфраструктуры рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, подготовка, переподготовка и по­вышение квалификации кадров, структура управления миграционными процессами);

— инфраструктуры финансово-кредитного рынка (коммер­ческие банки, страховые компании, фондовые биржи);

— информационной инфраструктуры (банки данных по на­родному хозяйству, информационная сеть по обеспечению инфраструктуры рынка, маркетинговые службы, рекламно-
информационные службы).

Проблемы становления инфраструктуры рынка в Казахстане:

1. Неразвитость фондовой биржи, связанная с имеющимися препятствиями со стороны владельцев крупной собствен­ности в силу возможности ее перераспределения.

2. Неразвитость товарной биржи в результате установления на них слишком заниженных цен на товары, не выгодные непосредственным производителям-продавцам.

3. Неразвитость биржи труда из-за отсутствия пособий по безработице и плохой работы в плане предоставления рабочих мест.

4. Неразвитость дорог, малое количество современных складских помещений, торговых домов и т.д.

5. Неустойчивость работы коммерческих банков из-за пло­хой возвратности кредитных ресурсов и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.