Элементы рыночного механизма. Инфраструктура рынка
Основными элементами рыночного механизма являются рыночная цена, соотношение спроса и предложения и конкуренция. Сам рыночный механизм можно представить следующим образом: чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей, а рыночная цена падает. Естественно, это ведет к свертыванию производства. Напротив, когда конкуренция среди продавцов ослабевает, платежеспособный спрос начинает превышать предложение товаров. В результате цена возрастает, а производство товаров становится выгоднее, оно расширяется. Конкуренция - это соперничество между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала. Формы конкурентной борьбы — межотраслевая и внутриотраслевая. Межотраслевая конкуренция ведется между предпринимателями различных отраслей общественного производства, внутриотраслевая — между предпринимателями, производящими однородные товары. В зависимости от используемых методов конкуренция делится на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем снижения цен на продукцию за счет использования более производительных факторов производства. Методами неценовой конкуренции являются повышение качества продукции, реклама, послепродажное обслуживание, промышленный шпионаж и т.д. Как и всякая система, рынок обладает инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был в первые использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил в начале XX в. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. Между тем инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово «инфраструктура» обозначает основание, фундамент, внутреннее строение этой системы. Применительно к рынку, инфраструктура представляет собой совокупность организационных форм, опосредующих товарно-денежные отношения между субъектами рыночной системы и увязывающая эти отношения в одно целое. Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. Она классифицируется согласно структуре рынка. В целом рыночную инфраструктуру можно представить в виде совокупности: — инфраструктуры потребительского рынка (система торговли, складское хозяйство и различные системы хранения продукции, транспортировки и доставки, товарные — инфраструктуры рынка производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, лизинговые и факторинговые операции, научно-исследовательские центры); — инфраструктуры рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, структура управления миграционными процессами); — инфраструктуры финансово-кредитного рынка (коммерческие банки, страховые компании, фондовые биржи); — информационной инфраструктуры (банки данных по народному хозяйству, информационная сеть по обеспечению инфраструктуры рынка, маркетинговые службы, рекламно- Проблемы становления инфраструктуры рынка в Казахстане: 1. Неразвитость фондовой биржи, связанная с имеющимися препятствиями со стороны владельцев крупной собственности в силу возможности ее перераспределения. 2. Неразвитость товарной биржи в результате установления на них слишком заниженных цен на товары, не выгодные непосредственным производителям-продавцам. 3. Неразвитость биржи труда из-за отсутствия пособий по безработице и плохой работы в плане предоставления рабочих мест. 4. Неразвитость дорог, малое количество современных складских помещений, торговых домов и т.д. 5. Неустойчивость работы коммерческих банков из-за плохой возвратности кредитных ресурсов и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|