Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования.
Монополия - термин происходит от двух греческих слов: «моно» - один, «полео» - продаю. Что означает - «единовластие». В последствии этот термин стал применяться для обозначения единовластия в сфере производства, единовластия на рынке. История свидетельствует, что массовое возникновение монополии началось в конце последней четверти XIX века под влиянием НТР, концентрации и централизации капитала. Появились монополистические объединения как в сфере производства, так и в сфере товарно - денежного обращения: картели, синдикаты, консорциумы, корпорации, концерны. В экономической теории все монополии классифицируются по характеру и причинам их возникновения, времени действия и степени охвата рынка. Искусственные монополии - это договорные (кратковременные или долговременные) соглашения по монополизации рынка. - картель - временное соглашение (союз) по рынкам сбыта, найму рабочей силы, одинаковых процентных ставок по вкладам и т. п. - синдикат или консорциум временное соглашение (союз) по реализации товаров и закупкам сырья, по учреждению крупных акционерных компаний, по проведению выгодной банковской операции, размещению государственных займов и т. п. Организационные монополии: - трест или корпорация - акционерное общество. Последовательность превращения: акционерное общество, корпорация, которая в последствии в процессе производства реорганизуется в трест. - концерн - сложная форма монополистического объединения в сфере производства во главе с контролирующей головной компанией с контрольным пакетом акций. В практике рыночной экономики к модели рынка «чистой монополии» относятся естественные монополии. Естественные монополии - это предприятия сферы услуг, производящие и поставляющие населению тепловую энергию, газ, электричество, предприятия водоснабжения, связи, телевидения, железнодорожного и воздушного транспорта. В мировой практике все рынки естественных монополий подлежат государственному регулированию. При монополии нет соперников. Монополистическая структура производства возникает в том случае, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, если его доля в производстве того или иного товара высока. Крупная корпорация может не занимать монопольного положения, если ее рыночная мощь уравновешивается другими производителями. Монополизмом называют и тип экономических отношений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Важную роль в сочлании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предпринимательской деятельности. Антимонопольная политика. В условиях рынка для регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Так, например, в Рее публике Казахстан действует закон «О естественных монополиях от 9 июля 1998 года, в июне 1999 года принят закон «О недобро совестной конкуренции» и наконец в январе 2001 года принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». В США первый антимонопольный закон был принят конгрессом США в 1890 году, который был назван «Законом Шермана» по имени автора, разработавшего этот антимонопольный закон. Цель данного законодательства - регулирование деятельности естественных монополий, запрещение любых соглашений между собой о ценах, разделе рынков, устранении конкурентов, которые ведут к ослаблению конкуренции и усилению положения монополий.
Термины, которые необходимо усвоить: рыночный механизм, закон спроса и предложения, равновесная цена, рыночное равновесие, совершенная и несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия, ценовая и неценовая конкуренция, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, ограниченность (редкость) ресурсов, бесконечные потребности, потребность, бюджетная линия (ограниченная) кривая безразличия, эффект дохода, эффект замещения.
1. Теоретические основы рыночного регулирования (А. Маршалл, Е. Бем-Баверк, А. Смит, Л.В. Вальрас, К. Маркс, Дж. Кейнс) 2. Спрос и предложение в механизме рынка. Равновесные цены 3. Конкуренция и ее разновидности. Характер конкуренции в условиях развитой рыночной экономики. 4. Естественные монополии и проблема их регулирования.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|