Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. И.Жансугуров.



Цели. Знакомство с биографией и творчеством И.Жансугурова; развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование устной и письменной речи.

Ключевые слова: поэт, писатель, драматург, фельетонист, очеркист, переводчик, импровизатор, литературный критик, автор школьных учебников для казахских детей, общественный деятель.

 

Задание. Работа с текстом.

Ильяс Жансугуров – талантливый поэт, прозаик и драматург7. Широк диапазон его творчества, он охватывает все жанры литературы4. Перу Жансугурова принадлежат множество рассказов, очерков, фельетонов, пьес, а также крупный социальный роман «Товарищи». Весьма плодотворна его деятельность и в области собирания и публикации образцов казахского устного народного творчества, в литературной критике, в создании первых учебников. Но Жансугуров прежде всего поэт, поэт глубоких мыслей и чувств, поэт необычайно своеобразный по характеру своего яркого таланта7. Он в равной степени успешно развивал и лирическую и эпическую поэзию.

Судя по автобиографии и по воспоминаниям современников, И.Жансугуров рано обратился к литературному творчеству. Этому способствовала среда, в которой рос будущий поэт. В ауле Ильяса жило много известных певцов и акынов. С детства он слушал песни акына, композитора и замечательного певца Асета Найманбаева (1856-1923). Вместе с ним одаренный мальчик ездил по аулам, записывал его песни, которые в последствии исполнял сам. Асет хорошо знал многие произведения Пушкина и Лермонтова. Под влиянием Абая Асет перевел на казахский язык отрывок из « Евгения Онегина» и исполнял его.

Однако молодой Жансугуров не был только исполнителем заученных произведений: в нем рано обнаружился дар импровизатора.4 В одном из своих воспоминаний поэт пишет: «Я был певцом-импровизатором среди сверстников односельчан. Бывало немало веселых дней, когда я начинал празднества, состязался в айтысах…»4

Осваивая традиции жырау и акынов, поэт знакомится с народной поэзией Казахстана и поэзией Востока, ставшими одним из родников, питавших творчество большого поэта7. (М. Дуйсенов)

1.Выпишите непонятные слова, определите лексическое значение по толковому словарю. Выполните указанные грамматические задания.

2.Какова тема, основная мысль текста, озаглавьте текст.

3.Определите стилевую принадлежность текста. Докажите свое мнение.

4.Составьте план.

5. Подготовить сообщение „И.Жансугуров. Его имя носит наш университет“.

6. Напишите сочинение на тему «Замечательные люди нашего края».

 

 

Раздаточный материал к СР №4

Задание 1

Тема 1.Языковые особенности публицистического стиля.

Цели. Углубление знаний о публицистическом стиле, сферах его употребления; совершенствование устной и письменной грамотности; активизация творческих способностей.

Ключевые слова: публицистический стиль, задача речи, воздействие, лексика.

Задание.Работа с текстом.

Обширна1 казахская земля!4 От Алтая до Урала, от далекой Сибири до Алатау привольно3 вытянулись2 ее просторы7. Три тысячи километров с востока на запад, почти две тысячи километров с севера на юг – такова территория моей Республики5. На ней могли бы разместиться 5 Франции или 21 Англия. Есть у нас и снежные горы, и знойные степи, зеленые долины и малолюдные пустыни7. В феврале в Южном Казахстане начинается весенний сев, а на севере стоят лютые морозы, доходящие до 50 градусов. Реки и озера в разное время срывают с себя ледяное покрывало, и по-разному плещут их волны4. (По Г. Мусрепову

 

1Выделите из текста числительные. Цифры запишите словами. Обозначьте падежные окончания.

2. Выполните указанные в тексте грамматические задания.

3.О чем говорится в тексте? Какова стилевая принадлежность текста. Ответ обоснуйте. Определите тип речи.

5. Продолжите рассказ о своей республике. Прослушайте обзор новостей. Составьте сообщение «Казахстан в современном мире».

 

Задание 2

Тема 2. Газетные жанры

Цели. Систематизациясведений о стилях речи; умение составлять газетные статьи; совершенствование навыков письменной речи.

Задание.

Просмотрите подборку газет за неделю, сделайте вырезки по проблемам: «Новые технологии в образовании»; «Мир и молодежь».

Обратите внимание:

При подготовке обзоров газетного материала, в частности заметок информационного характера, необходимо:

1) определить тему предстоящего обзора;

2) выписать из газет названия заметок по данной теме;

3) указать адресат;

4) подчеркнуть в каждой заметке основную мысль, выписать ключевые слова, которые будут использоваться при раскрытии той или иной темы;

5)наметить соответствующую, характерную для обзора последовательность изложения материала: а) введение (перечисление, общая характеристика событий за неделю); б)описание событий (первого, второго и т.д.) с соответствующим комментарием этих событий) в) обобщение, выводы.

 

 

Задание 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.