Здавалка
Главная | Обратная связь

РУКОВОДСТВО К РУКОВОДСТВУ



Задача этих глав - помочь понять волю Божию. Они дают краткий обзор того учения, которое вы могли бы постигнуть, регулярно слушая библейские истолкования, но это заняло бы у вас намного больше времени, и ваши знания были бы мене систематизированы.

Много хорошего можно сказать о методе изучения Писания на протяжении долгого времени. Есть также очень веская причина для того, чтобы получать знания, слушая проповеди, а не читая книгу по руководству с систематичной подачей материала. Медленный, в устной форме, пускай менее систематизированный подход может предохранить от иллюзии, что волю Божию можно познать за одну ночь.

Все же полезно собрать все библейские наставления вместе, что и сделано в этой книге. В систематичном подходе мы можем по крайней мере понять наиболее важные принципы, найти ответы на некоторые вопросы, получить более ясное представление о пути решения волнующих нас проблем. Может быть, нам неудобно по этому поводу беспокоить пастыря или друга- христианина, так как для того, чтобы выяснить все до конца, возможно, потребуется много времени. Эта книга должна стать помощником, но не заменителем учения и наставлений, получаемых от пастыря.

Для нас очень важно вернуться к вопросу, который мы подняли в первой главе. Мы уже убедились в том, что первостепенная цель всего Божиего водительства - умножение Его славы. Краткий Катехизис говорит (и это соответствует Писанию), что это наша главная задача. Но тогда возникает новая проблема: как мы можем знать, что обращается к славе Божией? Ее решение и предлагает второй вопрос Краткого Катехизиса:

Какой критерий дал нам Бог, чтобы указать нам, как мы можем прославлять Его и радоваться Ему? Слово Божие, которое содержится в Священном Писании, состоящем из Ветхого и Нового Заветов, - единственное правило, указывающее, каким образом мы можем прославлять Его и радоваться Ему. Размышляли ли вы когда-нибудь над тем, насколько полным и всеохватывающим является этот принцип? Почти с полной уверенностью можно сказать, что именно здесь возникает множество разногласий касательно Божиего водительства. Действительно, случается, что христиане, признавая авторитет, непогрешимость и достоверность Слова Божиего, по- разному смотрят на способы действия Бога. Существует основополагающий вопрос о Божественном руководстве, который звучит так: является ли Писание нашем руководителем? Является ли Писание окончательным и "единственным правилом, указывающим, как мы можем прославлять Господа"?

Что это означает на практике? Многие из методов руководства, которые сегодня существуют, должны проверяться с большей тщательностью, чем это иногда делается. Каждый раз, когда вы думаете: "Господь желает, чтобы я сделал это", нужно задать вопрос: "Делаю ли я это, руководствуясь послушанием и в соответствии с Писанием?"

Можно возразить, сказав, что утверждение о том, что Писание является единственным каноном, не имеет под собой библейского основания. В конце концов, в Писании говорится о прямых обращениях Бога, видениях, пророчествах и других средствах, с помощью которых Бог объявлял Свою волю человеку. Все это верно. В одно время народ Божий решал трудные вопросы, пользуясь жребием. Они, возможно, использовали для этого два драгоценных камня из судного наперсника первосвященника (Исх.28:30; Числ.27:21). Когда выпадал урим, ответом должно было быть "да"; если туммим - "нет, Бог не хочет, чтобы вы следовали по этому пути". В Прит.16:33 говорится: "В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа;". В Новом Завете мы находим, что замена для Иуды Искариота была избрана с помощью жребия, брошенного апостолами (Деян.1:15-26). Тем не менее христианские церкви в наши дни не прибегают к жребию, чтобы узнать волю Божию. Почему? Потому что мы признаем, что такими способами Церковь пользовалась на раннем этапе своего развития. Сейчас же новая эра Евангелия, когда мы в полной мере обладаем Духом усыновления (Гал.4:1-7). Мы признаем, что Бог говорил различными способами. Последнее слово Он сказал в Своем Сыне Иисусе (Евр.1:1-2). В Послании к Евреям достаточно много говорится о том, что мы больше не живем в век, когда Бог являет нам Свою волю этими различными способами. Он окончательно явил ее нам во Христе, мы находим Его водительство на страницах единственного свидетельства о Его Сыне - Святого Писания.

В каком-то смысле, эта же мысль была высказана много веков назад, по крайней мере, тогда был найден принцип. Псалом 18 говорит нам о том, что Бога можно познать через вселенский порядок. Этот путь противопоставляется ясному откровению Божиему, данному в Его Слове. Небеса проповедуют славу Его; но если мы желаем знать Его волю, то должны обратиться к Его Слову. Эта истина прекрасно была выражена Исааком Вотсом:

Небо вещает славу Твою,

Замысел мудрый в каждой звезде,

Имя Свое Ты яснее явил

В Слове Своем на земле.

В откровении существует развитие. Проходит одна эпоха, и Бог изменяет форму взаимоотношений с людьми. Сейчас, когда мы живем во время, которое Новый Завет называет "последними днями", Он установил последнюю форму общения с людьми. Действительно, Новый Завет говорит об этом "предании". Мы должны придерживаться этого предания (2Фес. 2:15; 3:6). Другого правила не существует, только то, что содержится в Слове Божием, которое Христос передал людям через силу и власть апостольского служения.

Каким образом Бог являет Свою волю? В первую очередь, Он дает нам знание о Себе и наших отношениях с Ним. Жан Кальвин в начале своей величайшей книги прекрасно выразил эту мысль:

Почти вся мудрость, которой мы обладаем, то есть истинная и здравая мудрость, состоит из двух частей: знание Бога и знание себя. Приходя к познанию характера Божия и Его взаимоотношений с людьми, мы должны все более и более осознавать эту мудрость, которая есть знание Его воли и путей ее исполнения.

Писание дает нам это знание, в основном, тремя способами:

1. Бог дает нам непосредственные повеления и запреты. Сразу же вспоминаются Десять заповедей. В них содержатся принципы, которые управляют жизнью везде и всегда. Они выражают изначальную волю Божию для человека и поэтому действуют во все эпохи Царствия Божиего. Эти законы и принципы остаются верными всегда, хотя во времена Моисеева закона некоторые из них воплощались иначе, нежели сегодня.

Существуют также и другие заповеди - например, апостольские, которые есть в каждом новозаветном послании. Когда мы говорим, что верим в апостольскую церковь, то имеем в виду, что в какой-то мере мы по-прежнему находимся под апостольской властью. Сегодня тоже есть апостолы - в церкви-победительнице они продолжают осуществлять данное Христом служение через страницы Писания и заповеди, которые там находятся. Существуют также заповеди, оставленные Самим Христом, - например, использование Им Слова Божиего в Нагорной проповеди. Вся Библия полна ясных советов, помогающих нам жить во славу Божию.

2. Существуют принципы, выработанные на основании Писания. К примеру, было бы ошибочно полагать, что стать христианином означает продать все, что у нас есть и раздать деньги бедным, подобно тому, как наш Господь повелел сделать одному молодому человеку. Тем не менее, в этом повелении Христа содержится принцип: Христос должен быть Господом всего, в противном случае Он не Господь вообще. Его обращение к богатому юноше - это просто особый подход, который свидетельствует о том, что молодой человек не принял этот принцип всем сердцем (см. Матф.19:16-30).

3. Существуют также примеры, жизнеописания, демонстрирующие, каким образом основные принципы Божиего общения с людьми проявляются в жизни. И хотя они записаны от третьего лица, но иногда (в Псалмах и других книгах) они могут пророчески исходить и от первого, показывая взаимоотношения Бога и людей. Они также учат тому, что Бог требует от нас, делает для нас и через нас.

Каким же образом, в таком случае, Господь руководит нами через каноны Писания? Если мы только недавно начали свой путь следования за Христом, то часто Бог берет нас на руки и несет (Ис.40:11). У нас еще нет способности отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, худшее от лучшего. Мы берем то, что перед нами. Мы дети и только начинаем познавать волю Божию.

Все же, когда мы начинаем расти, Небесный Отец позволяет нам стать на свои ноги. Мы делаем первые самостоятельные шаги [конечно же, речь не идет о духовной независимости). Открывая, что существует выбор, мы видим, что нам необходимо обращаться к Слову Божьему. Итак, главная наша потребность - возрастание в познании мудрости Его Слова в сочетании с чутким отношением к Нему.

Бог неизменен, и это прекрасно. Его Слово надежно. Он не меняет Своего решения. Познавая Его волю, пути и заповеди, оставленные в Писании, мы убеждаемся в том, что все это останется неизменным навсегда. Понимая, каким образом Он явил Себя, мы постигаем Его мысли. Возрастая в любви к Нему, мы учимся быть чуткими к Его мыслям о нас. Становясь все больше и больше похожими на Него, мы находим, что иго Христа легко для наших плеч. В нас рождается интуиция, благодаря которой мы узнаем волю Господа. Слова Джона Ньютона лучше всего описывают эту идею:

Каким же образом Господь руководит нами?... В основном, Он ведет и направляет Свой народ, изливая в ответ на молитвы свет Своего Святого Духа, Который дает возможность понимать и любить Писание. Слово Божие дано не для того, чтобы использовать его как лотерею; отдельные жеста, вырванные из контекста и поэтому лишенные всякого значения, не могут, служить к нашему назиданию. Но оно предназначено для того, чтобы дать нам правильное понимание, которое, формируя наши взгляды и привязанности, влияло бы на наше поведение.

Может промелькнуть мысль, что такой подход ограничивает Бога страницами одной книги и отказывает нам в прямом доступе к Нему и Его воле. Конечно, такое возможно, если мы не будем находиться в постоянной зависимости от Святого Духа, ведущего нас к пониманию истинного значения и применения Писания. Но неправильное использование верного принципа не может служить доказательством его ошибочности. Сам принцип должен остаться. Он не отрицает того, что мы нуждаемся в сверхъестественной помощи для познания воли Божией. Напротив, это именно то, что он утверждает. Нам необходима сверхъестественная помощь, чтобы понять и применить единственный канон нашей жизни, единственный источник познания Бога и Его воли - Святое Писание.

Не отрицает ли этот подход ту таинственность, которую многие христиане обнаружили на пути, по которому вел их Господь? Не обязательно! Существует несколько моментов, на которых нам необходимо остановиться.

Есть много загадочного в Божием водительстве. Что понятно для Него, зачастую непонятно для нас. Но Господь не призывает, чтобы таинственное, необычное и необъяснимое становилось правилом. Им должно стать Его Слово.

Далее нужно заметить, что очень часто весь наш опыт, с помощью которого мы начинаем чувствовать или понимать волю Божию, полностью совпадает с убеждением, что Слово Божие является живым и действенным руководителем. Оно проникает до разделения души и духа (Евр.4:12-13). Мы не должны удивляться, когда обнаружим, что Бог действует на наше подсознание через использование Его Слова во всей нашей жизни.

Поразительный пример этого находится в книге Деяний (16:6-10). Дважды Дух Господень не допустил апостола Павла и его спутников осуществить задуманное по необъяснимым для них причинам. Затем однажды ночью у Павла было видение. Муж из Македонии умолял его придти в их землю. Что же сделала маленькая группа евангелистов? Они "тотчас положили отправиться в Македонию" (Деян.16:10). Почему? Потому что решили, что Господь призвал их. Значение использованного Лукой глагола весьма интересно. Слово "положить" означает "поместить два предмета рядом, бок о бок, чтобы принять решение". Эти мужи не просто подчинились видению. Они знали, что видение не может служить правилом поведения. Они совместили видение с тем, что знали о Боге и с тем, что Он делал в их ситуации. Они повиновались видению не потому, что это было видение, а потому что выяснили, что оно соответствует Божественным планам. И только затем они отправились в Македонию. Это верховенствующее знание состояло из сочетания ветхозаветного Писания и апостольского учения. Имея Библию, мы обладаем тем же.

Поскольку это основной путь Божиего водительства, конечно, должны быть и другие принципы, которые сопровождают изучение Слова Божиего. Отметим три из них.

Во-первых, поиск Божией воли потребует от нас терпения. Ведя нас, Он не дает нам откровений и не уверяет нас в чем-то напрямую; наша жизнь находится под Его никем и ничем не ограниченным контролем, когда Слово Божие является ее правилом. Поэтому раскрытие Его целей займет некоторое время, иногда очень продолжительное время.

Объясняя это, Иаков говорит о том, как Иов проявлял терпение и настойчивость в трудных обстоятельствах. Апостол сравнивает точку зрения Иова с точкой зрения читателя. Иов не знал конечную цель Божию. Читатель же многими столетиями позже знает, что в итоге сделал Господь (Иак.5:10-11). Этот контраст подчеркивает трудности, в которых мы часто оказываемся. Мы не знаем, что в конечном счете сделает Бог. Иногда мы думаем, что знаем Его цель, но затем оказывается, что мы были похожи на скалолазов, которые думают, что следующий пик будет последней вершиной. Только достигая его, мы понимаем, что есть еще и другая высота в целях Божиих.

Существуют дополнительные испытания на пути хождения во свете, данном Богом, и я начал осознавать это, когда был на верной дороге, но у меня, казалось, все валилось из рук. Приходят дни сомнений, разочарования, горечи, о которых иногда говорит псалмопевец. Позже мы осознаем, что все кусочки головоломки составили единое целое. И тогда мы можем сказать: "До сего места помог нам Господь" (1Цар.7:12). Как мы нуждаемся в терпении и как нетерпеливы мы порой! Тот, кто желает смириться под рукой Божией, должен молить о терпении.

Во-вторых, очень важно, чтобы мы поняли роль нашего мышления в умении распознавать волю Божию. В самом деле, размышление над последней фразой является полезным упражнением. Оно отражает всю теологию руководства. Думаете ли вы о Божием водительстве как об "умении распознавать волю Божию"? Или обычно вы говорите, что чувствуете, как надо поступать. Водительство, познание воли Божией чаще приходит к нам через размышления, чем посредством чувств. Мы не должны быть "нерассудительными" (буквально "глупыми"), говорит Павел, но должны познавать, что есть воля Божия (Еф.5:17). Конечно же, это сфера духовного. И все же, здесь нам необходима не только духовная чуткость, но и разумение.

Псалом 118:66 учит нас такой молитве: "Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим я верую". Это как раз то равновесие, которому мы должны научиться. Псалмопевец использует слово "таам", которое означает "вкус". Он просит такого понимания и разумного применения Слова Божиего в своей жизни, что всегда знать, что хочет Бог. Это не приходит только с опытом. Это приходит в сочетании изучения Слова Божиего (когда мы узнаем характер Его воли), смиренного перед Господом сердца и помощи Духа, который проливает Божественный свет на Слово и учит нас правильному применению библейских принципов непосредственно к нам самим. И в результате мы обретаем постоянно развивающийся "вкус" или чувство воли Божией. Мы больше не листаем Писание с надеждой найти слова от Господа, которое бы "выпрыгнуло" со страницы, чтобы помочь и вдохновить! Напротив, мы возрадуемся тому, что апостол Иоанн назвал "помазанием от Святого" (1Иоан.2:20). Мы будем знать волю Божию, потому что умеем рассуждать или "ощущать" Его цель для себя.

Познание воли Божией является предметом суждения. Это не значит, что мы отказываемся от помощи Духа Святого, когда, сталкиваясь с проблемой выбора пути, все тщательно взвешиваем, находим все "за" и "против", сравниваем и противопоставляем различные варианты. Когда мы начинаем оценивать все это, полагаясь на знание характера воли Божией, открытой в Писании, то зачастую находим, что наши мысли устремляются в определенном направлении. Через некоторое время мы начинаем чувствовать превосходство одного пути над другим.

В-третьих, открытие воли Божией и ее исполнение затрагивают нашу волю. Помню, как- то в молодости я обсуждал свое будущее с другом. Тогда меня одолевали сомнения, смогу ли я заниматься определенной деятельностью. Его ответ стал озарением для меня: "Дело не в отсутствии способностей, - сказал он, - а в отсутствии желания посвятить себя этому". В этом и есть суть проблемы для многих из нас. "Должен я или не должен?" часто на самом деле значит "Желаю я или не желаю?" Этот вопрос включает в себя посвящение и послушание, а также знание и понимание. Очень часто, когда молодые люди говорят, что у них возникают затруднения в Божественном водительстве, в действительности они сталкиваются с проблемой послушания. Весь вопрос заключается в том, желаем ли мы идти по пути праведности, которым поведет нас Бог. Готовы ли мы идти "долиною смертной тени", зная, что Он с нами?

Этот момент использует апостол Павел, когда призывает к посвящению-жертве (Рим.12:1-2), прибегая к напоминанию о милости Божией, о которой он говорил в предыдущих главах. Только посвящение наших тел Христу в живую жертву приведет нас к осознанию на опыте, что воля Божия "благая, угодная и совершенная".

Возможно, поэтому наши праотцы очень редко писали или говорили о Божественном водительстве. Они оценивали события, более доверяясь Библии. Они сосредоточились на обучении себя и других воле Божией, которую открывали в Писании, жизни послушания Богу, в ежедневной покорности истине.

Для некоторых будущее может казаться очень ясным и прямым. Для других - наоборот. Для одних важнейшие принципы Божественного водительства становятся понятными в момент особого озарения. Другим требуется больше времени, чтобы достигнуть определенности. Бог общается с нами не как с толпой, а как с отдельными личностями. Уже то, как он являет Свою волю, составляет часть того водительства, которое Он обещал нам. Избираемое им время, так же, как и Его мудрость, абсолютно совершенно, и мы полностью можем положиться на Него.

Но доверитесь ли вы Ему?

 

Что ждет меня, не знаю,

Господь мой это скрыл,

Но твердо уповаю:

Мне путь Он проложил,

Избыток жизни, благ и сил

В любви Своей открыл.

Куда зовет Господь мой

Дитя Его спешит.

"Он знает путь, Он знает!"- Доверчиво твердит

Вокруг меня затменье,

С трудом иду вперед,

Но в Боге просветленье,

Он сам меня ведет,

И часто на плечах несет

В час бури и невзгод.

Средь бед и испытанья

Пусть плоть моя молчит,

А голос средь молчанья

Яснее пусть твердит:

"Ты - Мой! Твой путь в руке Моей;

Не бойся смутных дней!"

И так иду, не зная И не стремясь знать,

Что будет, лишь желая

Путь Господу предать;

С Ним сладко и во тьме шагать,

Жить без Него - блуждать.

 

 

Храни сердце твое

Книга Притчей Соломоновых советует нам:

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него - источник жизни

Притчи 4:23

 

Это полезный совет. Он напоминает нам о том, что процесс поиска воли Божией имеет две составные части. Мы уже познакомились с объективной составляющей, которую дает Священное Писание. Оно закладывает основание послушания явленной воле Божией. Необходимо твердо уяснить это. В познание воли Божией входит также субъективный элемент. В конце концов, именно в моей жизни (а не в чьей-то еще) мне (а не кому-то другому) надо проявить послушание, чтобы обрести уверенность в том, что принятие какого-то решения является волей Божией.

Сердце - это место, где явленная Божия воля соприкасается с моим послушанием, с хождением в Его воле. Поэтому мудрец повелевает нам хранить его - то есть сохранять в нем дух чуткости к нашему небесному Господу и Царю. Мы должны держать его как бы на стороже, чтобы в любую минуту Его желание могло исполниться в нас.

Как же нам поддержать такое духовное состояние и как оно связано с осуществлением воли Божией? Все добродетели, которые Дух Святой дает нам, и чистосердечное стремление к послушанию, описываемое Писанием, сходятся здесь. Это глава заслуживает особого внимания. Она говорит о настроенности сердца, которая быстрее всего развивается в молодости и продолжает совершенствоваться в течение всей жизни. В жизни нет такого этапа, на котором настроенность сердца была бы несущественна. И мы не достигнем такого уровня духовного развития, когда, наконец-то, сможем прекратить искать помощь Божию, чтобы расти в этих добродетелях.

 

Побуждения сердца

 

Откуда появляется желание познать волю Божию? Почему это так важно? Среди множества мотивов, о которых Бог говорит нам в Писании, существуют два, на которые следует обратить особенное внимание.

1.Быстротечность жизни. Отличительная черта верующего - осознание того, что земная жизнь имеет начало, развитие и конец. Она не длится вечно. Христианин, в отличие от других людей, видит свою жизнь в свете вечности, зная, что она действительно коротка - лишь мгновение до рассвета вечности и окончания нашего странствия. Поэтому Иаков говорит:

Теперь послушайте вы, говорящие: "Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль", вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое.

Послание Иакова 4:13-15

 

Вы когда-нибудь осознавали, что у вас есть только одна жизнь и что каждый день в ней можно прожить только один раз? Каждый новый час, данный нам по милости Небесного Отца, определяется нашей предыдущей жизнью; так будет происходить до Последнего Суда. Ничего нельзя вернуть и исправить. Жизнь не только коротка - она быстротечна. Сегодня - день спасения, в полном смысле слова. Другого такого "сегодня", когда можно дать Богу обет послушания, нет. Иногда нам кажется, что еще много времени для того, чтобы серьезно подумать над всем этим. Но мы ошибаемся и не только потому, что не знаем, что принесет нам следующий день, но и потому, что с годами нам не станет легче расположить свое сердце к Богу. Подобное порождает подобное и в духовной жизни. Не многие христиане, которые в начале пути не задумывались о краткости жизни и важности глубокого познания Божией совершенной воли, смогли понять это позже.

Посмотрите на Христа. К двенадцати годам воля Его Отца была самым главным в Его жизни. Уже тогда Он не сомневался в важности и необходимости Слова Божиего для Своего служения. К тридцати трем годам Он мог сказать Своему Отцу, что закончил работу, для которой был послан (Иоан.17:4). Итак, Он ваш пример, также как и Спаситель!

Христианин, который осознал все это, не захочет отдать свою, жизнь мелочным заботам и интересам. Вместо этого он будет стремиться посвятить свою краткую жизнь исполнению совершенной воли Божией. Когда будет уже поздно, многие из нас поймут, почему великий французский пастор Адольф Моно (1802-1856) в коротких проповедях, объединенных названием "Сожаления умирающего человека", "Увлечение мелочами" поставил в списке на последнее место. Если в вашем сознании есть хоть капля чуткости, вы должны понять значение этих слов.

Может быть, потенциально у вас есть семьдесят лет жизни, чтобы прожить их для Господа Иисуса Христа, но вы едва ли когда- нибудь размышляли о том, какова Его воля. В этом случае неудивительно, что Божественное руководство вызывает у вас затруднения.

Если мы только начали понимать, что вся плоть - это трава: ветер проносится над нею и она исчезает, то не следует ли нам немедленно освятить минуты и часы нашей жизни заботой о вечном? Именно здесь мы должны особенно хранить свое сердце.

2. Суд Божий. Наша жизнь коротка, но, кроме этого мы проживаем ее перед Господними очами. Суд в Писании не нужно путать (что зачастую происходит) с осуждением. Первое может включать последнее. Ясно, что Новый Завет учит, что, хотя христианин оправдан по благодати, но он также будет судим Богом по делам (Рим.2:6-10). Но он будет судим также милостиво, как и оправдан. Притча о талантах (Мтф.25:14-30) говорит о человеке, который, используя десять талантов для своего господина, стал правителем десяти городов. Это едва ли осуждение заслуги! Несомненно, это награда, во всех отношениях превосходящая заслуженное. В этом состоит суть Божиего суда нашей жизни. Он наполнен благодатью, изобилующей благодатью!

Бог будет судить все наши дела. Мы предстанем пред судилищем Христовым (2Кор.5:10). Обращаясь к рабам, живущим в Колоссах, Павел напоминает им, что их труд наполнен смыслом. Божий суд возвышает их труд, в то время, как их земные господа не могут оценить его важность. Поэтому христианин стремится делать все во славу Божию, а не из-за малодушного страха осуждения (хотя он и знает страх Господень) (2Кор.5:10), "зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу" (Кол.З:24). Эта же мысль подчеркивается и в Послании к Ефесянам (6:8). Божий суд дел верующего происходит по благодати. Поэтому кто из нас не будет желать во всем угодить Господу, зная о том, что Его суд - это самая большая радость?

Все Иисусу отдаю я,

Весь ему принадлежу;

В упованье и смиренье

Пред лицом Его хожу.

 

Все Иисусу отдаю я,

Все кладу к Его ногам.

Суету отверг земную,

Направляюсь к небесам.

 

Все Иисусу отдаю я,

Весь хочу Христовым быть.

Дух Предвечный да научит

Знать Христа, Его любить.

Мотивы, тем не менее, никогда не стоят в Писании отдельно. Они должны сопровождаться определенными духовными склонностями, обычаями и добродетелями сердца. Опять же, возможно, будет полезно выделить две пары из них для тщательного рассмотрения, потому что они тесно соприкасаются с вопросом Божиего водительства.

 

Настроенность сердца

 

Более всего мы, христиане, виноваты в огромной разнице между нашими убеждениями и духом нашей жизни. К примеру, мы убеждены в благодати Божией, но создается впечатление, что наш дух мало знаком с ней. В поиске Божественного водительства должна существовать развивающаяся гармония между мотивами и истинной настроенностью сердца. Должен быть страх и смирение, послушание и доверие.

1. Страх и смирение. Эти добродетели естественным образом сопутствуют, стимулируя друг друга. Страх присущ правильному восприятию Бога, а правильное восприятие порождает смирение перед Ним. Такое смирение, в свою очередь, определяет характер страха пред Господом. Это не трусость, но страх сына, слуги, того, кто любит своего Отца, Господина и Царя. Писание неоднократно подчеркивает тесную связь между страхом и смирением; они проявляются в нашем отношении к Богу, а, следовательно, к нашим ближним (Прит.15:33; 22:4; 1Пет.З:15). Страх Божий чрезвычайно важен, так как находится в самом центре наших отношений. Он - "начало мудрости", то есть первый и ведущий принцип каждой мудрой мысли и решения в жизни.

Что же такой страх Господень и как он выражается? Джон Браун прекрасно описал его сущность в следующих словах:

Мы должны бояться Его, то есть мы должны испытывать огромный страх перед мыслью о Его бесконечном величии и превосходстве, которое открывается нам в Его делах и словах. Вместе с тем, у нас появляется убеждение в том, что Его благосклонность - это величайшее из всех благословений, а Его неодобрение - самое большое из всех несчастий. Этот страх заставляет нас искать Его благосклонности как высшего добра, которому мы можем радоваться, и избегать Его осуждения как самого большого несчастья, которое у нас только может быть. Такой страх христианин взращивать и проявлять пред Богом.

 

Чарльз Бриджес говорит то же:

 

Что есть страх Господень? Это то радостное благоговение, благодаря которому дитя Божие со смирением преклоняется пред законом своего Отца.

Сейчас вы поймете, почему страх Господень так тесно связан с Его водительством и нашим послушанием. Именно в настроенности наших сердец прославляется имя Господне и порождается то общение, в котором Бог всегда желает открыть Свою волю. Та же настроенность не позволяет отказаться от Его водительства, когда Его воля раскрывается пред нами.

Два отрывка особенно полезны для понимания этого учения. Тема Псалма 24 - ведущая рука Божия. В нем говорится, что Бог "направляет кротких к правде" (ст. 9). Он назидает человека, боящегося Его, Он пребывает в тех, кто боится Его, и открывает им Свой завет (ст. ст. 12-14). В этом смысле смиренный человек - это тот, кто знает, что потерпел неудачу и может снова потерпеть ее. Поэтому он просит Бога забыть грехи его прошлой жизни (ст. 7) и указать ему путь в будущее (ст. 4). Он зависит от Бога. Зная, что ему не хватает мудрости, он смиренно просит ее у Бога и получает просимое. В свете этого учения становится понятно, что самопроверка производит смирение. Мы обязаны замечать свои слабости, чтобы всегда обладать духом детской зависимости от Господа. Мы знаем Его величие и восхитительную благость в прощении за наше прошлое. Необходимо научится бояться Бога, чтобы снова не оскорбить Его.

Страх Господень стал замечательной добродетелью в совершенной человечности Христа (Ис.11:2,3). Пусть это будет проверкой для тех, кому Бог "предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8:29). Это подлинный дух усыновления. Дитя Божие имеет только один страх: как бы не обидеть своего Отца; только одно желание: угодить Ему и радоваться в Нем... "Сердце, тронутое огнивом Божественной любви, продолжает трепетать с благочестивым страхом.

В словах Исаии прослеживается очень интересная связь между страхом Господним и знанием Его воли и путей:

И почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; И страхом Господним исполнится. И будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела.

Книга пророка Исаии 11:2-3 И действительно, страх пред Господом и знание Его воли были почти синонимами в жизни Его Слуги, Иисуса (см.Прит.2:6; 9:10). Он оставил нам самый замечательный пример духовной настроенности, которая должна сопутствовать нам в поисках и исполнении воли Господней. Возможно, поэтому в Новом Завете страх и смирение стали свидетельством послушания Церкви и источником постоянного водительства Божиего (см. Деян.2:43; 5:5; 5:11; 9:31). Боясь Бога, мы оставляем грех и делаем добро (2Кор.7:11). Здесь мы живем как странники, в благоговейном страхе (1Пет.1:17). Вы знаете что-нибудь об этом?

Нет большей радости душе

На жизни праведной дороге,

Чем сладкий страх, ужасный страх

Перед лицом всевидящего Бога.

 

В любви есть радость торжества,

Кого мы любим - уважаем,

Измерить к Господу любовь мою,

Возможно лишь великим страхом.

 

Господь, велик страх пред Тобою,

Благословить Ты можешь и проклясть.

Страх потерять любовь такого Бога,

Любовь к Тебе лишь может умножать.

Любовь есть страх, и страх - любовь,

Как два рожденных в семье брата.

Страх - больше радости любви,

Любви, которая не знает страха.

 

Господь, чем больше я боюсь Тебя,

Тем с большей силой понимаю.

В своей душе свободен я,

Когда от страха я сгораю.

 

2. Послушание и доверие.

Доверяй и повинуйся,

Ведь другого нет пути

Счастье во Христе найти –

Доверяй и повинуйся.

 

Но дело не в том, что в этих словах сначала следует доверие, а затем послушание. Важно подчиниться и продолжать доверять Богу даже тогда, когда мы не понимаем Его путей. Авраам доверял тогда, когда не мог видеть (Евр.11:8). Но даже тогда, когда доверие его колебалось, послушание оставалось единственным путем к совершенной воле Божией (Рим.4:18; Евр.11: 17-19).

Мы находим такое же сочетание добродетелей в псалме 24. Те, кто придерживаются заповедей Бога, обязательно найдут любовь и верность на Господних путях, хотя это не всегда видят глаза плоти. Такое послушание позволяет творить волю Божию. Книга притчей говорит, что между послушным сердцем и желанием ходить по воле Божий есть прямая связь:

Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Притчи 11:3,6; 13:6

 

Этот чрезвычайно важный урок следует выучить как можно раньше в христианской жизни. Будьте послушными даже тогда, когда не знаете, к чему это послушание может привести. Оно направит и защитит вас. Всегда доверяйте Слову Божиему и больше полагайтесь на Его заповеди, чем на обстоятельства жизни. Только в послушании, доверии, которое основывается на Божественном обещании действовать ко благу любящих Его, можно найти безопасность. Только в послушании мы можем радоваться воле Божией.

Состояние физического сердца определяет качество нашей жизни. Больное сердце плохо влияет на все области существования. Тот же принцип действует и в христианской вере. Поэтому мы должны тренировать свое сердце в размышлениях о Боге, доверии, послушании, смирении и страхе Божием.

Когда наше сердце возрастет в этих добродетелях, мы поймем, какую радость испытывает Бог, исполняя обетования Своего завета.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.