Структура социологии
К концу XX в. социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют: · макроциологию и микросоциологию; · общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая – исследованием конкретных актуальных социальных проблем); · теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований; · отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т. д. и т. п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет); · направления и школы социологии, т. е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой. Направление социологии – более аморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников. Социология имеет пятиуровневый характер, четыре первых уровня являются теоретическими. Различают: а) парадигмальный уровень теоретизирования; б) «большие», т. е. общесоциологические теории; в) теории так называемого среднего уровня; г) специальные (или частные) концепции; д) конкретно-социологические исследования. Общесоциологические теории призваны дать цельное объяснение социальной формы материального мира, вскрыть основные закономерности социальной жизнедеятельности людей и их групп, тенденции развития социальных отношений как целостной системы. Однако ни одна из когда либо предложенных «больших» социологических теорий не может быть признана в полной мере соответствующей ее претензиям. Всем им присуща (одним – в большей, другим – в меньшей степени) односторонность истолкования социальной жизни, недооценка тех или иных ее граней и закономерностей. Только изучив все имеющиеся общесоциологические теории, каждая из которых истолковывает социальную жизнь в каком-либо одном аспекте (или их определенной совокупности) можно получить достаточно полное представление о социальном мире. К теориям «среднего уровня» относят те, которые претендуют на осмысление не всей социальной жизни как целостной системы, а лишь некоторых ее структур (страт, классов, этносов, трудовых коллективов и т. д.) и процессов (конфликтов, социализации и адаптации личности, аномального поведения людей и т. п.). Среднеуровневых социологических теорий гораздо больше, чем «больших». Их численность постоянно растет и в этом проявляется один из векторов развития социологии. На основе именно этих теорий формируются и развиваются многочисленные отрасли социологии. Не менее, а для практики проведения эмпирических исследований более, значимы специальные (частные) теории, конкретизирующие среднеуровневые. Например, одной их теорий среднего уровня является концепция коллектива. Исследования, проведенные на ее основе, установили, что закономерности коллектива по разному проявляются в производственных, учебных, воинских, управленческих и иных их типах. Более того, обнаружены закономерности, специфически присущие каждому типу коллектива. Поэтому сложились специальные теории вышеуказанных типов коллектива, имеющие частный характер относительно данной среднеуровневой концепции. Естественно, что исследователю, взявшемуся за изучение какой-либо проблематики коллектива, скажем, цеха какого-то предприятия, в первую очередь, понадобится специальная теория производственного коллектива. Отрасли социологии. Ныне их так много, что возникла потребность их классификации. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками. По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии: · гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола; · женщин (феминосоциология); · коллектива; · лиц зрелого возраста (акмесоциология); · личности; · малой группы; · молодежи (ювиносоциология); · национальных образований (этносоциология); · организаций (социология армии, высшей школы и т. п.); · органов власти; · пожилых людей (геронтосоциология); · политических партий; · профессиональных групп; · регионов страны; · семьи; · СМИ (средств массовой информации); · страт и классов; · типов поселений (социология города, социология деревни и т. п.); · электората; · элиты общества и т. д. Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли. По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии: · быта; · военную; · воспитания (в т.ч. педагогическую социологию); · девиантного поведения (в том числе социологию преступности); · индустриальную; · искусства; · кино; · литературы; · медицины и здравоохранения; · моды; · морали; · науки; · образа жизни; · образования; · общественного мнения; · права; · рекламы; · религии; · свободного времени; · сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства); · социальной работы; · спорта; · труда; · управления и др. По междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками выделяются: · библиосоциология (социобиблиотековедение); · имиджиология; · историческая социология и социология истории; · конфликтология; · космосоциология (социоастрономия); · математический анализ социальной информации; · политическая социология и социология политики; · психосоциология (социальная психология); · социальная антропология; · социальная логотерапия; · социальная педагогика; · социальная статистика; · социальная философия; · социальный маркетинг; · социальный менеджмент и социология менеджмента; · социобиология; · социогеография; · социокриминология; · социокультурология; · социолингвистика; · социология культурно-просветительской работы; · социология рекламы; · социология социальной работы; · экономическая социология; · экосоциология и др. Конкретно-социологические исследования – это измерение конкретных социальных процессов, на основе подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общие и специальные социологические теории. Здесь собирается информация о конкретных социальных явлениях. Например, изучается общественное мнение населения города о работе общественного транспортаили состояние трудовой дисциплины в каком-либо трудовом коллективе.
Функции социологии
Функции социологии подчеркивают ее общественное предназначение, т. е. роль, которую она выполняет в обществе. К числу функций социологии можно отнести следующие: · Познавательная (гносеологическая) функция. Социология занимается постижением объективно-истинного знания о законах и закономерностях социального функционирования и развития общества, созданием теоретических моделей общества в целом и его отдельных компонентов, раскрытием закономерностей поведения человека в социальных общностях и организациях, а также новыми социальными и иными эмпирическими исследованиями. · Методологическая функция. Наличные и апробированные общесоциологические законы помогают раскрыть социальные закономерности частных, специальных, отдельных сфер общества, процесса социализации индивида (эти законы и закономерности служат методом, базой для развития других наук: политических, исторических, юридических и т. д.). · Описательно-информационная функция. Социология проводит систематическое накопление материала относительно отдельных сторон социальной жизни. На основании полученной информации принимаются управленческие решения. Если изучение такого феномена как общественное мнение вообще, его структуры, функций, особенностей формирования относится к теоретико-познавательной функции социологии, то изучение мнения населения, предположим, Белгородской области о работе областной администрации, можно отнести к описательно-информационной функции социологии. · Аналитически-прогностическая функция. На основе анализа, оценки состояния общественного организма в целом, отдельных его частей осуществляется прогнозирование социальных последствий народнохозяйственных и иных решений, определяются цели общественного развития и т.п. Так, даются прогнозы относительно победы тогоили иногокандидата на выборах. Это краткосрочный прогноз. А, допустим, определение перспективизменения отношения к труду в ближайшее десятилетие является примером долгосрочного прогноза. · Функция социального планирования. В ходе социального планирования (проектирования) создаются оптимальные модели развития социальной сферы предприятий, регионов. При составлении плана социального развития определяется соотношение между производственной и непроизводственной сферами, количество и характер возводимого жилья, количество мест в детском саду, школах, тип учреждений культуры и т. п. · Регулятивная функция. Социология помогает обеспечить воздействие людей как субъектов социальной деятельности на общественный процесс, а с помощью познанных законов и принципов управления достигать поставленных целей. · Мировоззренческая функция. Социология как наука и учебный предмет, давая совокупность знаний об обществе, участвует в формировании у индивидов представлений омире, наиболее общих ценностных ориентаций (отношения к миру). Она позволяет индивиду и исследователю .ориентироваться в сложном мире общественных отношений, определить себя в выборе интересов общечеловеческих и классовых и, тем самым, определить свое место в обществе: мировоззренческая позиция имеет прямой выход в методологическую позицию социолога. · Идеологическая функция. Суть ее в том, что социология и идеология взаимосвязаны, а специальные социологические теории и эмпирические исследования не отделены от идеологии (даже стадия выделения любого факта, его простая констатация содержит оценку); заметим, что изолированность социологии от идеологии ведет нас к узкоэмпирической социологии, к ориентации на частные аспекты действительности, а в общесоциологической теории это размежевание в принципе осуществить невозможно: веберовская мысль о «свободных» от идеологических ценностей социологических исследованиях и о том, что научная социология должна иметь своей предпосылкой установку на идеологическую непредвзятость анализа, социальной практикой не подтверждается. · Критическая функция. Социология, обнаруживая неблагоприятные явления, привлекаетк ним внимание общественности, призывая к изменению, совершенствованию общества. · Практико-управленческая функция. Эта функция тесно связана с познавательной и определяется степенью участия социологии в разработке рекомендаций, принятия управленческих решений, предложений по повышению эффективности и по оптимизации социального планирования и разработки социальных показателей, управления социальными процессами разного уровня, при этом прямой выход в практику осуществляет прикладная социология. · Инструментальная функция. Социология определяет методы изучения социальной реальности, методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. · Воспитательная функция. Социология не несет в себекаких-либо нравоучений, но, показывая человеку его место в обществе, характер социальных связей, роль социальных норм, она определенным образом воздействует на сознание и поведение людей. Человек, например, начинает лучше понимать объективную необходимость социальной иерархии, неравенства, социального контроля. Социология учит видеть мир не только с личной точки зрения, но и с позиции других людей, учитыватьих интересы, что уменьшает возможность социальных конфликтов. Без овладения нормами и ценностями общечеловеческой и групповой значимости становление гражданского общества и правового государства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|