Статус социологии в структуре научного знания и профессиональной подготовки кадров
Вспомним данное в первом параграфе определение объекта и предмета социологии. Поскольку она изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Эти связи реализуются по многим каналам, из которых пять следующих играют особо важную роль. Взаимообмен научной информацией. Социология во многом вышлаиз социальной философии. Работы классиков социологической мысли (Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.) порой трудно однозначно отнести к социологии или социальной философии. Отличие социологии от социальной философии состоит в следующем. Во-первых, социальная философия не только описываетсоциальную реальность, но и дает ей оценку, формирует социальный идеал, социология же стремится воздерживаться от оценки, ограничиваясь одним описанием изучаемой действительности. Если социология описывает то, что есть, то социальная философия, перерабатывая полученную социологическую информацию, дополнительно занята разработкой того, что должно быть. Во-вторых, социальная философия более идеологична, нежели социология. Она в большеймере связана синтересами техили иных социальных групп и в теоретической форме выражает их. Социология же стремится быть более объективной (беспристрастной). В-третьих, социальная философия более умозрительна, абстрактна, нежели социология. Если история есть наука индивидуализирующая, то есть изучающая отдельные факты, то социология, наука, перерабатывающая, осмысливающая и генерализирующая (обобщающая) исторические факты. Так история изучает, например, особенности развития православия в России во второй половине XVII века, социология же, обобщая конкретный эмпирический материал, в том числе и добытый историками, стремится к познанию того, что присуще всем религиозным конфессиям, во все периоды их существования, изучает структуру, функции религии вообще. Социология и науки об обществе – экономика, политология, юриспруденция и др.Эти науки также являются генерализирующими. Но они отличаются от социологии, прежде всего тем, что исследуют лишь определенную часть социальной действительности, в то время как социология изучает социальную действительность в целом. Изучая же отдельную социальную сферу – социология права, социология политики, социологияэкономики и др. – она рассматривает процессы, происходящиетам с общесоциологической точки зрения. Так, экономическая социология рассматривает личность не только со стороны ее профессиональной квалификации, но учитывает и другие ее характеристики – политические,религиозные,этические и другие. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей. Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего. Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл. Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы (о них речь шла в третьем параграфе). «Пограничные социологии» с одинаковым правом можно относить и к социологии, и к той науке, которая отражена в названии соответствующей отрасли. Межнаучный характер некоторых из них имеет более сложный характер. Конфликтология, например, синтезирует выводы о закономерностях возникновения, проистекания и преодоления социальных конфликтов, сделанные социологией, философией, историей, менеджментом, общей и социальной психологией, юридическими науками. Социальная логотерапия – производное от взаимодействия социологии, философии, логики, терапии, общей и социальной педагогики, психологии, культурологии, теории и методики социальной работы. Имиджеология – продукт взаимопроникновения социологии, психологии, политологии, культурологии, филологии (журналистики), менеджмента и науки рекламной деятельности. Заметим, что среди выделенных отраслей есть и такие, которые свидетельствуют о взаимосвязях социологии с науками, традиционно относимыми к разряду естественных (астрономия, биология, география, статистика, математика). Этот факт – один из доводов в пользу вывода, согласно которому социология выполняет функцию интеграции общественных и естественных наук. Превращение ряда вышеозначенных отраслей знания в автономные науки. Вторая половина XX в. характеризуется бурным развитием дисциплин, имеющих межнаучный характер. Первоначально они формируются в качестве отраслей смежных наук, но после накопления определенной массы специфических знаний фактически становятся самостоятельными науками, отпочковываются от своих «родителей», занимая и раздвигая нишу, имеющуюся между ними. На сегодня такую самостоятельность в полной мере завоевали: социальная антропология, социальная статистика, экономическая социология, конфликтология, социальная психология, социальная педагогика, социогеография, социальная экология и некоторые другие. Роль социологии в подготовке специалистов различных отраслей. Социология как научная дисциплина играет большую роль вподготовке специалиста любой отрасли, а именно: · социология позволяет более точно представить место отрасли, в которой занят специалист, в общей социальной системе, правильно уяснить свою ролькак профессионала в общей системе социальных связей, что позволяет избежать как недооценки, так и переоценки своей будущей социальной миссии; · знание социологии позволяет любому специалисту более правильно строить взаимоотношения с людьми в коллективе, в котором он работает или которым он руководит; · отдельные положения социологии, ее исследовательские методы, особенно методы конкретных социологических исследований, будут полезны специалисту в решении его производственных задач; · успешное выполнение специалистомсвоих профессиональных функций требует от него верной гражданской позиции, в формировании которой наряду с другиминауками значимую роль играет и социология. Обмен исследовательскими методиками. На заре своего существования социология заимствовала методики исследования у естествоиспытателей (наблюдение за изучаемым объектом и эксперимент, статистические и математические процедуры обработки информации), историков (сравнительно-генетический фактуальный анализ), психологов и антропологов (различные тесты, индивидуальные и групповые собеседования, процедуры диагностики сознания и психики людей). Она и сейчас не отказывается от возможности пополнить свой методический арсенал за счет наработок, прежде всего, в области информатики и математического анализа информации. Но к сегодняшнему дню отношение между социологией и другими науками об обществе и человеке по поводу исследовательских методик принципиально изменились. Социология превратилась в своеобразный полигон разработки, апробации и корректировки многообразных методов сбора, анализа и интерпретации научных данных, исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий, различных вариантов их сочетаний в методике эмпирических и теоретических исследований. Сегодня социология одаривает другие науки накопленным и трансформированным ею методическим богатством. Современная психология и педагогика активно используют социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых групп. Экономисты, юристы, политологи, журналисты, экологи, валеологи, медики, культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на вооружение методики социологических опросов: анкетирования, интервьюирования, экспертных, телефонных, прессовых, почтовых, факсовых и иных способов выяснения общественного мнения. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись без контент-анализа источников, а филологи – без методик социолингвистики. С сожалением констатируем печальный факт. Многие обществоведы, начинающие исследовательскую работу либо не знают социологических методик, либо имеют о них поверхностное представление. В лучшем случае, они знают суть того или иного социологического метода. Но метод еще не методика, его использование предполагает применение соответствующего ему набора исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий. Ликвидации данного пробела посвящается следующая тема настоящего учебного пособия.
Вопросы для повторения и обсуждения 1. Охарактеризуйте содержание трех основных подходов к определению объекта и предмета социологии. 2. Определите понятия «макросоциология» и «микросоциология». 3. На какой теоретико-методологической базе происходит слияние макро- и микросоциологии в единую науку? 4. Почему у современной социологии нет единого общего метода? 5. Почему современная социология полипарадигмальна? 6. Назовите основные структуры социологической науки. 7. Установите отличия между: а) парадигмальным уровнем социологии, б) общесоциологическими теориями, в) социологическими теориями "среднего" уровня, г) специальными (частными) социологическими теориями, д) эмпирическим уровнем социологии. 8. Охарактеризуйте социологические закономерности российского общества. 9. Раскройте содержание классификации социологических законов: по времени действия; по степени общности; по способу их проявления. 10. Что общего и особенного в динамических и статистических закономерностях? 11. Раскройте типологизацию законов по формам связей. 12. Что называется отраслью социологии? 13. Назовите по десять отраслей социологии, выделяемых по каждой их типологии. 14. По каким каналам социология взаимодействует с той наукой, представителем которой Вы хотите стать? 15. Приведите конкретные примеры этого взаимодействования по каждому каналу. 16. Как соотносятся социологические парадигмы и большие социологические теории? 17. Перечислите и охарактеризуйте важнейшие функции социологии. 18. Охарактеризуйте место (статус) социологии в системе социально-гуманитарных наук. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|