Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ



КУРС ЛЕКЦИЙ

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

(для слушателей факультетов заочного обучения и повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Академии МВД Республики Беларусь)

 

 

Минск 2009

Рецензенты: И.И. Басецкий,д-р юрид. наук, профессор, засл. юрист Республики Беларусь

 

Тактико-специальная подготовка: курс лекций (для слушателей факультетов заочного обучения и повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Академии МВД Республики Беларусь / Жигулич А.А., Климченя В.С., Легкий П.М., Шудейко Г.Г., Яловик В.С. / Под общ. ред. канд. юрид. наук, доцента В.С. Яловика. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь. 2009. – 340 с.

 

Рассматриваются вопросы организации и тактики деятельности органов внутренних дел в особых условиях с учетом происходящих изменений в теории социального управления, административного права, административной деятельности ОВД, передовой практики.

Предназначено для слушателей факультета заочного обучения, факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Академии МВД Республики Беларусь.

 

© Коллектив авторов, 2009

© Оформление Академия МВД, 2009

 

Список сокращений

 

1. АХОВ – аварийно-химические опасные вещества

2. БЭП – служба борьбы с экономической преступностью

3. ВВС – военно-воздушные силы

4. ГА – гражданская авиация

5. ГАИ – государственная автомобильная инспекция

6. ГУВД – главное управление внутренних дел

7. ГО – гражданская оборона

8. ДНД – добровольная народная дружина

9. ДПС – дорожно-патрульная служба

10. ЗФО – защитная фильтрующая одежда

11. ИКАО Международная организация гражданской авиации

12. КГБ – Комитет государственной безопасности

13. КЗП – костюм защитный пленочный

14. КоАП – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

15. КПП – контрольно-пропускной пункт

16. Л-1 – легкий защитный костюм

17. МВД – Министерство внутренних дел Республики Беларусь

18. МО – Министерство обороны Республики Беларусь

19. МТ – микробные тела

20. МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

21. ОВ – отравляющие вещества

22. ОВД – орган (отдел, отделение) внутренних дел

23. ОВД ВТ – орган (отдел, отделение) внутренних дел на воздушном транспорте

24. ОВДТ – орган (отдел, отделение) внутренних дел на транспорте

25. ОЗК – общевойсковой защитный костюм

26. ОМОН – отдел милиции особого назначения

27. ОРД – оперативно-розыскная деятельность

28. ОРМ – оперативно-розыскные мероприятия

29. ПМГ – патрульно-мобильная группа

30. ППСМ – патрульно-постовая служба милиции

31. ППЭ – промежуточный пункт эвакуации

32. СДЯВ – сильно действующие ядовитые вещества

33. СИЗ – средства индивидуальной защиты

34. СИЗК – средства индивидуальной защиты кожи

35. СИЗОД – средства индивидуальной защиты органов дыхания

36. СДЯВ – сильно действующие ядовитые вещества

37. СМИ – средства массовой информации

38. СНАВР – специальные и неотложные аварийно-восстановительные работы

39. СЭП – сборный эвакуационный пункт

40. УВД – управление внутренних дел

41. УВДТ – управление внутренних дел на транспорте

42. УР – уголовный розыск

43. УК – Уголовный кодекс Республики Беларусь

44. УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

45. ФБР – Федеральное бюро расследований

46. ЧС – чрезвычайное происшествие

47. ЭКО – экспертно-криминалистический отдел (отделение)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В Республике Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Одна из задач органов внутренних дел обеспечение этих прав, свобод и гарантий их реализации.

Эту задачу органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, на органы внутренних дел возложены большие и ответственные задачи по обеспечению режима чрезвычайного и военного положения.

Способность органов внутренних дел успешно выполнять возложенные на них задачи в экстремальных ситуациях определяется состоянием системы управления, реальностью планирования, всесторонней обеспеченностью и что является решающим фактором, высокой профессиональной подготовкой всех категорий сотрудников.

Знание нормативных правовых актов, с помощью которых регулируется организация и тактика деятельности органов внутренних дел по защите гражданских прав в особых условиях, а также обучение курсантов (слушателей) действиям в таких условиях необходимый компонент специального высшего юридического образования. Для этого предназначена учебная дисциплина «Тактико-специальная подготовка».

Вместе с тем учебной литературы для ее изучения недостаточно. В учебном процессе Академии МВД Республики Беларусь используются изданные в 1998 и 2001 годах учебное наглядное пособие и тезисы лекций «Организация и тактика деятельности органов внутренних дел в особых условиях» и ряд других пособий, многие положения которых уже устарели..

Настоящее издание подготовлено в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Тактико-специальная подготовка», разработанной Академией МВД Республики Беларусь. Все разделы учебного пособия строятся на белорусском материале.

Курс лекций разработан на основе отечественного опыта организации и тактики деятельности ОВД в особых условиях, а также с учетом опыта аналогичных зарубежных изданий.

Предлагаемое пособие состоит из 15 глав. В настоящем издании использованы новые нормативные правовые акты, принятые в Республике Беларусь. Использованы также материалы по дисциплине «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность», фондовые лекции кафедры, которые читались в различные годы авторами и другим профессорско-преподавательским составом в Академии МВД Республики Беларусь.

Издание адресовано слушателямфакультета повышения квалификации и переподготовки кадров Академии МВД Республики Беларусь, но может быть полезным и преподавателям, ведущим учебные занятия по дисциплине «Тактико-специальная подготовка», а также практическим работникам.

Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность бывшим работникам кафедры Г.М. Дворнику, А.А. Диковичу, И.И. Маху, А.И. Ермаковичу, В.Н. Круглову, В.Н. Пилипчуку, Сантаровичу В.М, Федоровичу В.В., оказавшим помощь в подготовке курса лекций.

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА».

 

1.1. Предмет, задачи и система дисциплины

«Тактико-специальная подготовка»

 

Для успешной профессиональной деятельности сотрудников всех служб и подразделений органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) предназначена дисциплина «Тактико-специальная подготовка».

Содержание ее базируется на творческом применении основных положений общественных и юридических дисциплин (теории социального управления, логики, административного права, криминологии и др.), а также курсов, рассматривающих управление органами внутренних дел, административную деятельность ОВД, информатизацию оперативно-слу­жебной деятельности милиции, профилактическую деятельность милиции и др.

Предметом дисциплины являются: теория и практика организации и тактики деятельности ОВД при решении специальных профессионально-служеб­ных задач в особых условиях, общественные отношения, складывающиеся в результате работы ОВД в таких условиях, и правовые нормы, регламентирующие организацию и тактику их деятельности.

Теория дисциплины исследует понятие, признаки особых условий, явления, их вызывающие, правовые основы деятельности органов власти и управления ОВД в особых условиях и т.д.

Теоретические положения находят свое отражение в нормативных, учебно-методических и учебно-практических источниках.

Нормативными источниками являются: Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты, указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров, решения и постановления органов местного управления и самоуправления, директивы, приказы, наставления, инструкции, указания МВД Республики Беларусь по вопросам деятельности органов власти и управления ОВД в особых условиях.

К учебно-методическим источникам относятся программа дисциплины «Тактико-специальная подготовка», научная литература, учебники, лекции, учебные, учебно-методические пособия и т.д.

Учебно-практические источники охватывают деятельность всех служб и подразделений ОВД по непосредственному выполнению стоящих перед ними задач в особых условиях, материалы их практического опыта, статистические данные и другие обобщенные материалы об их работе.

Система дисциплины «Организация и тактика деятельности ОВД в особых условиях» основывается на сочетании общих положений, характерных для науки управления в целом, и частных, относящихся только к органам внутренних дел, к их действиям в особых условиях.

К общим положениям относятся: понятия, сущность, содержание управления в особых условиях, методы, принципы, основные стадии процесса управления и т.д. Частные положения включают особенности осуществления управленческих функций в особых условиях; информационное обеспечение; аналитическую работу; подготовку и принятие решений; организацию их исполнения и т.д.

Цели преподавания дисциплины:

– приобретение курсантами (слушателями) необходимых умений и навыков по организации и выполнению органами внутренних дел оперативно-служебных задач в особых условиях;

– формирование высоких морально-волевых качеств, требуемых при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях4

– выработка системного подхода к принятию решений на выполнение задач в условиях осложнения оперативной обстановки;

– формирование системы теоретических знаний и практических навыков в управлении группами боевого порядка в специальных операциях.

Задачи изучения дисциплины:

Знать:

– понятие, виды особых условий деятельности ОВД, их систему и классификацию;

– виды специальных операций, принципы и способы их организации и управление силами и средствами;

– основы организации деятельности ОВД по ООП и безопасности при введении чрезвычайного и военного положения;

– назначение, состав и задачи нарядов и специальных групп, организуемых для действий в особых условиях;

– содержание и структуру типовых специальных операций.

 

Уметь:

– организовать штабную работу при ведении специальных мероприятий;

– разрабатывать типовые планы по основным видам специальных операций;

– рассчитывать силы и средства, необходимые для успешного выполнения задач в особых условиях;

– оценивать обстановку и принимать решения на охрану общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

– организовывать обучение личного состава органов внутренних дел действиям в составе нарядов и групп в особых условиях;

– управлять личным составом нарядов и специальных групп при подготовке и проведении специальных операций;

– организовывать взаимодействие личного состава органов внутренних дел и приданных сил при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях.

Приобрести навыки:

– составления основных графических документов, необходимых для обеспечения деятельности органов внутренних дел в особых условиях;

– тактически грамотных личных действий в составе нарядов и специальных групп, организуемых для действий в особых условиях;

– выработки управленческих решений для организации действий нарядов и специальных групп, применения команд по их управлению в ходе специальных операций;

– работы с нормативными правовыми актами, учебной и методической литературой по тактико-специальной подготовке сотрудников органов внутренних дел.

В целях интенсификации, фундаментализации учебного процесса и установления постоянного контроля за обучением курсантов (слушателей) проведено структурирование дисциплины «Тактико-специальная подготовка». Программа объединяет родственные темы в разделы, предусматривает чтение лекций, активную индивидуальную работу, семинарские, практические занятия (учения) и контрольно-консультационные занятия после изучения каждого раздела.

Структурно дисциплина включает пятнадцать тем.

В первой теме дается общий понятийный аппарат и терминология, присущая особым условиям, рассматриваются вопросы классификации явлений их вызывающих, правовое обеспечение и принципы деятельности ОВД в этих условиях.

Во второй теме рассматриваются вопросы топографического обеспечения деятельности ОВД в особых условиях, особенности изучения и оценки местности при решении оперативно-служебных задач, основные графические документы, разрабатываемые ОВД в этих условиях, особенности составления и требования предъявляемые к ним.

В третьей теме рассматриваются основы организации и виды специальных операций, осуществляемых ОВД в особых условиях, роль типовых планов специальных мероприятий, силы и средства, используемые ОВД в этих условиях.

В четвертой теме рассматриваются вопросы организации и тактики охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

В пятой теме рассматриваются вопросы организации и тактики пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

В шестой теме рассматриваются вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях

В седьмой теме рассматриваются правовые основы, организация и тактика деятельности ОВД в условиях обширного загрязнения территории радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

В восьмой теме рассматриваются вопросы ведения радиационной, химической, бактериологической разведки и дозиметрического контроля при выполнении служебных задач личным составом ОВД.

В девятой теме рассматриваются вопросы организация охраны общественного порядка и безопасности при проведении мероприятий гражданской обороны.

В десятой теме рассматриваются основы деятельности ОВД при введении военного или чрезвычайного положения.

В одиннадцатой теме рассматриваются вопросы тактики действий ОВД при попытке захвата преступниками объектов ОВД, иных важных и особо важных объектов.

В двенадцатой теме рассматриваются правовые, организационные и тактические аспекты борьбы с терроризмом.

В тринадцатой теме рассматриваются действия нарядов милиции при проведении мероприятий по обезвреживанию преступников, захвативших воздушное судно.

В четырнадцатой теме рассматриваются особенности организации и проведения специальных мероприятий по освобождению заложников.

В пятнадцатой теме рассматриваются вопросы организации и тактики действий ОВД по задержанию вооруженных преступников в различных условиях.

По каждой теме курса курсантам (слушателям) необходимо изучить предлагаемую литературу. По конкретным темам рекомендуется также пользоваться информационными фондами, имеющимися в учебно-методи­ческом кабинете кафедры.

Качественная подготовка к занятиям определяется активной работой курсантов (слушателей) на лекциях, конспект которых должен отражать основные положения изучаемой дисциплины.

Вопросы, вынесенные для самостоятельного усвоения, рассматриваются в часы самоподготовки. По темам изучаемого раздела проводятся консультации и собеседования.

В дальнейшем теоретические знания, полученные на лекциях и приобретенные в ходе индивидуальной самостоятельной работы, закрепляются и углубляются на семинарских занятиях, дополнительной целью которых является выработка умений и навыков устного изложения и анализа теоретического материала.

В ходе обучения каждый курсант (слушатель) на основе полученного задания должен подготовить по установленной форме отчет о его выполнении.

В процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям (уче­ниям) курсанты (слушатели) обязаны законспектировать основные положения рекомендуемых по темам нормативных актов и литературы. Кроме этого предусматривается написание рефератов и докладов.

Если та или иная учебная тема (или отдельные ее вопросы) оказались неизученными, то курсантам (слушателям) необходимо восполнить этот пробел в процессе самостоятельной работы над соответствующим разделом. При возникновении затруднений в понимании тем курса можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Изучение дисциплины предусматривает проведение зачета и завершается экзаменом.

1.2. Понятие и признаки особых условий. Классификация явлений их вызывающих. Задачи, решаемые

ОВД в особых условиях

 

На органы внутренних дел действующими нормативными ак­тами возложены следующие обязанности: обес­печение общественного порядка во время проведения массовых мероприятий; осуществление охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения; принятие неотложных мер по спасению людей, оказанию им помощи и охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях; участие в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае его введения на территории республики или в отдельных местностях. Также милиция в пределах своей компетенции проводит карантинные мероприятия при эпидемиях и эпизоотиях.

Таким образом, органам внутренних дел необходимо осуществлять стоящие перед ними задачи не только в повседневной оперативной обстановке, но также и при ее осложнении, т.е. в особых условиях.

Под особыми условиями понимается усложненная оперативная обстановка, характеризующаяся повышенной опасностью, сложившаяся на определенной территории в результате явлений природного, биологического или социального характера и повлекшая существенные изменения во внешней и внутренней среде функционирования органов внутренних дел.

Выделяют следующие наиболее характерные признаки, присущие особым условиям:

– нарушение нормального ритма жизни населения города, района, области, республики в целом;

– возникновение угрозы нарушения общественного порядка и общественной безопасности;

– возникновение угрозы здоровью и жизни людей, имуществу государственных и других организаций, учреждений и граждан;

– наличие благоприятной обстановки для активизации деятельности преступных элементов и т.п.

Явления, вызывающие особые условия, можно классифицировать на две группы:

1) явления объективного характера:

– природного свойства (наводнения, паводки, снежные заносы, метели, пожары, ураганы и т.д.);

– биологического свойства (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и др.);

2) явления субъективного характера:

– криминального свойства (групповые нарушения общественного порядка; массовые беспорядки; побеги преступников; захват заложников, летательных аппаратов; террористические акты и т.д.);

– некриминального свойства (массовые мероприятия, катастрофы, крупные аварии и пожары на объектах предприятий, крушения и т.д.).

Необходимо отметить, что катастрофы, крушения, аварии, пожары, эпидемии, эпизоотии и т.д. могут возникать как в результате преступных действий человека, так и в силу объективных причин природного или биологического свойства.

Явления объективного характера в зависимости от времени их возникновения можно подразделить на следующие группы:

– периодически повторяющиеся (наводнения, паводки, снежные заносы);

– внезапно возникающие (непредвиденные) – пожары, ураганы, эпидемии, эпизоотии, землетрясения.

Особые условия возникают также в результате крупных аварий, катастроф на объектах народного хозяйства.

Крушение, катастрофа – слова-синонимы, означающие несчастный случай, гибель, уничтожение чего-либо, т.е. событие с несчастными, трагическими последствиями.

Авария – неожиданный выход из строя машины судна, самолета и т.д., их повреждение1.

Аварии могут сопровождаться: выбросами опасных веществ (радиоактивных, химических, биологических); затоплениями; пожарами; взрывами; нарушениями систем жизнеобеспечения; обрушением сооружений; уничтожением транспортных средств и т.д.

По причинам возникновения крушения и аварии можно классифицировать на следующие виды:

а) возникшие от стихийных сил природы;

б) возникшие от действий человека (умышленных или неосторожных).

По размерам ущерба крушения и аварии бывают:

а) крупные;

б) значительные;

в) незначительные.

По времени совершения они могут происходить:

а) днем;

б) ночью.

По продолжительности ликвидации последствий крушения и аварии бывают:

а) длительные;

б) средние;

в) кратковременные.

Органы внутренних дел в особых условиях решают следующие основные задачи:

– охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий;

– пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;

– охрана общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях и т.д.;

– охрана общественного порядка при радиоактивном, химическом и бактериологическом загрязнении местности;

– захват вооруженных преступников и группировок;

– оборона и освобождение объектов ОВД при попытках их захвата;

– освобождение заложников;

– охрана общественного порядка при введении чрезвычайного или военного положения.

Решение указанных задач вызывает необходимость использования органами внутренних дел специальных организационных форм, тактических приемов и методов управления имеющимися силами и средствами.

1.3. Правовое обеспечение и принципы деятельности ОВД в особых условиях

Существование правового государства в республике невозможно без четко отлаженной системы законодательства, регулирующего все стороны жизни общества. Все общественные отношения, в том числе возникающие в процессе организации и деятельности ОВД в особых условиях, должны быть юридически закреплены, обеспечены соответствующей нормой права.

Под правовым обеспечением организации и тактики деятельности ОВД в особых условиях понимается совокупность юридических норм различных отраслей права и других нормативных правовых актов, предусмотренных законами, на основании которых эта деятельность осуществляется.

Все нормативные правовые акты можно разделить на международные, республиканские, межведомственные и ведомственные.

Деятельность ОВД в особых условиях многогранна и простирается в различные сферы общественной жизни, поэтому ее правовое обеспечение необходимо рассматривать на основании Конституции Республики Беларусь. Так, согласно п. 22 ст. 84 Основного Закона Президент Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, катастрофы, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. Согласно п. 8 ст. 98 Конституции Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Положения, закрепленные Конституцией, находят свое развитие в законах Республики Беларусь, декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь. В случае введения чрезвычайного и военного положения статьи Конституции расширяют и дополняют Законы «О чрезвычайном положении», «О военном положении», постановления Совета Министров по вопросам гражданской обороны, ведомственные приказы.

Надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами ст. 125 Конституции возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Большое значение в правовом обеспечении деятельности органов власти и управления в чрезвычайных ситуациях имеют Уголовный кодекс и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые относят совершение преступлений и административных правонарушений с использованием условий общественного бедствия или других чрезвычайных условий к обстоятельствам, отягчающим ответственность.

Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «О милиции» сотрудники ОВД обязаны осуществлять охранно-режимные мероприятия в отселенных зонах радиоактивного загрязнения; принимать неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи и охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории республики или в отдельных местностях; участвовать в проведении карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях. Вся эта деятельность должна строиться на основе определенных принципов.

Под принципами деятельности ОВД в особых условиях понимаются основополагающие положения, которые в течение длительного времени не претерпевают значительных изменений.

К основным таким принципам относятся:

а) законность;

б) гуманизм;

в) уважение прав человека;

г) гласность;

д) тесная связь с трудовыми коллективами и населением;

е) плановость и учет;

ж) научность.

Принцип законности в деятельности ОВД в особых условиях означает точное и неуклонное исполнение законов и других нормативных актов, регламентирующих эту деятельность, соответствие поведения субъектов и возникающих отношений требованиям права.

Принцип гуманизма означает, что деятельность ОВД строится на методах убеждения и принуждения, основополагающим из которых является первый.

Принцип уважения прав человека проявляется в том, что при деятельности ОВД в особых условиях ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренном законом.

Принцип гласности заключается в том, что деятельность ОВД осуществляется гласно, открыто для граждан, общественности и средств массовой информации. Однако для выполнения задач ОРД законодательством Республики Беларусь определены пределы гласности в этой деятельности. Так, не подлежат разглашению сведения о системе организации оперативно-розыскной деятельности, источниках, способах и методах получения оперативных материалов, а также ставшие известными при проведении оперативно-розыскных мероприятий данные о личной жизни граждан. Лица, виновные в разглашении этой информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Принцип тесной связи с трудовыми коллективами и населением означает, что ОВД в особых условиях осуществляют свою деятельность совместно с органами власти и управления, иными правоохранительными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Принцип научности в деятельности ОВД в особых условиях предполагает осуществление последней в соответствии с наукой управления, психологией, криминологией и т.д., развитием научно-технических средств, рекомендациями, выработанными практикой.

Принцип плановости и учета означает, что деятельность ОВД в особых условиях проводится на основе планов, ее результаты учитываются, анализируются, и на основании этого вносятся соответствующие предложения и рекомендации по совершенствованию форм и методов охраны общественного порядка при возникновении различных экстремальных ситуаций.

Организационные и тактические принципы являются производными от социально-правовых и регулируют организацию и деятельность аппаратов и подразделений ОВД. Знание и применение этих принципов имеет большое значение для практической деятельности, развивают умение сообразовываться с конкретными условиями обстановки и приходить к правильным собственным решениям.

Изучение организационных и тактических принципов деятельности ОВД и применение их в чрезвычайных ситуациях позволяет лучше уяснить содержание существующих принципов, определить истоки формирования и развития новых, понять их природу, сущность, сходство и отличие.

К общетеоретическим признакам организационных и тактических принципов деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях относятся:

– объективность;

– историчность;

– универсальность;

– правомерность.

Объективность принципов заключается в том, что они являются идеями, правилами, положениями, имеющими объективную природу, и не могут быть произвольными умозаключениями.

Историчность выражается в том, что принципы в зависимости от объективной действительности развиваются, периодически качественно изменяясь, иногда утрачивая свое значение и уступая место новым принципам. В этом заключается определенная историческая преемственность.

Универсальность состоит в том, что по своей форме и сущности принципы актуальны и одинаково пригодны для применения в разнообразных видах и условиях деятельности ОВД. Активность, непрерывность и гибкость – необходимые условия несения патрульно-постовой службы, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности и т.д.

Правомерность принципов обусловлена их источниками и сущностью – они основываются на правовых нормах, определяющих задачи, функции, формы и методы деятельности по обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности.

К организационным принципам деятельности служб и подразделений ОВД относятся:

– комплексный подход к организации охраны общественного порядка и безопасности;

– единоначалие и персональная ответственность;

– готовность сил и средств к действиям в экстремальных условиях;

– территориальный; отраслевой; линейно-зональный и др.

Принцип комплексного подхода к организации деятельности ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях предполагает осуществление комплекса организационных мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Территориальный принцип означает, что соответствующий аппарат, служба или подразделение ОВД закреплены за определенной территорией. Как правило, она совпадает с административно-территориальной единицей. Указанный принцип дает возможность осуществлять работу с учетом местных условий.

Отраслевой принцип выражается в специализации служб, подразделений, отдельных нарядов и сотрудников ОВД по определенным линиям деятельности. Примером такой специализации могут служить подразделения милиции специального и особого назначения, а также созданные в ряде городов на базе строевых подразделений ППС милиции специализированные патрульные группы для борьбы с наиболее распространенными видами правонарушений. В состав таких групп включают сотрудников ДПС ГАИ, УР, БЭП и др.

Принцип единоначалия и персональной ответственности обеспечивает действие всех сотрудников ОВД в соответствии с требованиями уставов и приказов. Он является необходимым условием слаженности и четкости действий подразделений и отдельных сотрудников. Значение этого принципа особенно возрастает в экстремальных условиях деятельности, когда от быстрота принятия и исполнения решений зависит выполнение служебных задач, а в отдельных случаях и личная безопасность сотрудников ОВД и граждан.

Принцип готовности сил и средств ОВД к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций включает в себя заблаговременное проведение комплекса организационных мероприятий – создания специальных органов управления (оперативных штабов), разработки специальных планов, подготовки личного состава и техники к действиям в условиях сложной обстановки.

К тактическим принципам деятельности ОВД относятся:

– комплексное использование сил и средств;

– сосредоточение основных усилий на важнейших направлениях и в решающий момент;

– мобильность;

– предупредительно-профилактическая направленность действий в ходе оперативных и режимных мероприятий;

– маневр силами и средствами.

Перечисленные тактические принципы одинаково важны, несмотря на то, что в практической деятельности в экстремальных условиях их значение подчас может меняться. В одних условиях оперативной обстановки определяющее значение могут иметь одни принципы, в иных ситуациях – другие. Например, при ликвидации последствий стихийных бедствий принцип внезапности действий не будет иметь высокого эффекта, но при проведении специальной операции по задержанию вооруженного преступника он приобретает первоочередное значение. В то же время значение принципа комплексного использования сил и средств, отличающегося своей универсальностью, не снижается при любых обстоятельствах.

Комплексное использование сил и средств как тактический принцип означает целенаправленную и согласованную деятельность аппаратов, подразделений и отрядов милиции общественной безопасности, осуществляемую в тесном взаимодействии с приданными, дополнительными силами, а также другими службами органов внутренних дел.

При осуществлении охраны общественного порядка и безопасности в “горячих точках” значительное влияние на улучшение оперативной обстановки оказывает комплексное применение сил и средств подразделений и нарядов милиции, внутренних войск, органов федеральной службы безопасности, задействованных для проведения специальных операций, а также патрульно-постовой (комендантской) службы.

Предупредительно-профилактическая направленность действий рассматривается как обязательное условие решения задач своевременного выявления и устранения причин и обстоятельств, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, снижению их возможных негативных последствий.

В чрезвычайных ситуациях, вызванных явлениями природно-биологического свойства, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными пожарами, применение данного принципа приобретает первостепенное значение, тат как в этих случаях он полностью соответствует основным целям и задачам подразделений и нарядов милиции.

Принцип мобильности означает подвижность сил и средств ОВД, их способность к быстрому перемещению в районы чрезвычайных ситуаций, развертыванию в оперативные порядки и осуществление мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, оказанию неотложной помощи пострадавшим, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф. Мобильность обеспечивается использованием необходимого количества средств передвижения, подготовкой расчетов вариантов движения автомобильным, водным, железнодорожным и воздушным транспортом, соответствующей подготовкой личного состава.

Активность действий – это инициатива, быстрота и настойчивость в ходе мероприятий с целью реализации принятых решений. Данный принцип имеет большое практическое значение в деятельности милиции по обеспечению общественного порядка как в обычных, так и в экстремальных условиях. Его применение обеспечивает эффективность действий нарядов и подразделений, направленных на выявление и своевременное пресечение правонарушений. В этом содержится основная сущность рассматриваемого принципа и его практическое значение не только для милиции, но и для других служб и подразделений органов внутренних дел.

Внезапность действий заключается в неожиданном для правонарушителей применении сил и средств по месту, времени, формам и методам действий. Практика показала особую значимость данного принципа при его использовании для организации службы в условиях чрезвычайного положения, особенно в районах действий незаконных вооруженных формирований и иных преступных групп. Этот тактический принцип применяется с учетом конкретной обстановки, имеющихся возможностей и возникшей необходимости.

Адекватность действий как тактический принцип означает применение форм, методов, приемов и средств воздействия на правонарушителей, соответствующих содержанию, характеру и степени опасности их противоправных действий, с целью обеспечения общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности.

Взаимодействие и согласованность в ходе оперативных и режимных мероприятий основаны на регулярном обмене информацией с работниками оперативных и иных служб и подразделений ОВД, а также с определенными ведомствами, учреждениями, организациями и службами, например, органами санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, гидрометеорологии и т.д.

Особое значение взаимодействие и согласованность приобретают в деятельности милиции при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, вызванных явлениями социального характера. К их числу относятся опасные преступления и правонарушения, создающие экстремальные условия для сил, задействованных в охране общественного порядка и безопасности.

Маневр силами и средствами заключается в организованном и своевременном сосредоточением необходимой группировки сил и средств милиции в местах, где складывается напряженная обстановка, с целью их массированного использования. Маневр обеспечивается высокой боеготовностью и мобильностью подразделений и нарядов на наиболее важных участках; перераспределение сил и средств с учетом сложившейся обстановки; созданием подвижных резервов; наличием бесперебойной связи.

Особое значение имеет маневр в условиях быстроизменяющейся оперативной обстановки, а также при решении внезапно возникающих задач в связи со стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и другими чрезвычайными ситуациями и происшествиями.

Реализация организационных и тактических принципов в деятельности милиции призвана обеспечить высокую боевую готовность ее подразделений и личного состава к действиям по охране общественного прядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Знание принципов деятельности ОВД в особых условиях необходимо курсантам и слушателям потому, что их практическое применение позволит им с наименьшими затратами сил и средств достичь большего положительного эффекта при организации охраны общественного порядка в особых условиях.

 

 

2. ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1. Особенности изучения и оценки местности при решении оперативно-служебных задач органами внутренних дел в особых условиях

 

Успешное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел в особых условиях, во многом зависит от хорошего знания местности как одного из элементов оперативной обстановки.

В ОВД под понятием«местность»подразумевается определенный участок (часть) земной поверхности со всеми ее элементами (рельеф, населенные пункты, дорожная сеть, гидрография, растительный покров, грунт и т.д.), на котором предстоит выполнение оперативно-служебной или боевой задачи.

Правильная оценка местности и умелое ее использование способствуют успеху при решении боевых задач. Поэтому для сотрудников ОВД очень важно уметь быстро изучать местность, уверенно ориентироваться на ней и правильно ее использовать.

Оценить местность – значит определить ее тактические свойства и их влияние на организацию и ведение боевых действий, т.е. выявить, в какой степени местность способствует этим действиям или затрудняет их.

К основным тактическим свойствам местности относятся ее защитные особенности, а также условия, которые можно использовать для ориентирования, наблюдения и маскировки.

Каждый тип местности (равнинная, холмистая, слабо-, средне-, сильнопересеченная, открытая, полузакрытая, закрытая, лесная, болотистая, пустынная) имеет определенные тактические свойства и по-своему влияет на выполнение оперативно-служебных и боевых задач. Открытая местность облегчает наблюдение, но затрудняет маскировку и укрытие; сильнопересеченная стесняет маневр, затрудняет передвижение, а слабопересеченная позволяет успешно действовать в любом направлении.

Большое влияние на выполнение служебных и боевых задач оказывают реки, леса, дороги. Реки, являющиеся естественными преградами на пути движения, в то же время признаются выгодными рубежами при блокировании. Леса ограничивают проходимость техники, осложняют наблюдение, снижают эффективность огня стрелкового оружия, но способствуют скрытому расположению. Дорожная сеть – важнейший элемент, определяющий проходимость.

Практика деятельности ОВД убедительно свидетельствует, что одна и та же местность может дать преимущества тому, кто ее лучше изучил и более умело использовал.

Изучение местности заключается в уяснении характера ее элементов. Основными источниками получения данных о местности служат топографические карты, топографические планы, планы городов, специальные карты (обзорно-географические, бланковые, аэронавигационные, карты путей сообщения, водных рубежей, рельефные и др.).

Правильное и полное восприятие условных знаков, быстрое и безошибочное распознавание по ним не только типов и разновидности изображенных объектов, но и их характерных свойств называется чтением карты.

По карте изучается рельеф местности, под которым понимаются неровности, образующие земную поверхность. Рельеф местности состоит из пяти основных форм: гора, котловина, хребет, лощина, седловина.

Изображение на карте осуществляется горизонталями.

Горизонтали – это кривые замкнутые линии, соединяющие одинаковые по высоте точки местности. Различают следующие виды горизонталей: основные, дополнительные, вспомогательные, утолщенные.

На картах указывается высота точек в метрах над уровнем Балтийского моря. Эти высоты называются абсолютными. Взаимное превышение точек определяется как разновидность их абсолютных высот.

Местность также изучают путем рекогносцировки и разведки, по аэроснимкам, различного рода описаниям, опросам местных жителей и другим источникам.

Рекогносцировка– это изучение района предстоящих действий непосредственным осмотром местности с наблюдательных пунктов, командных высот, вертолета или машины, выполняющееся обычно в процессе принятия решения.

Разведка местности – это сбор и систематизация сведений о местности и отдельных ее элементах: проходимости, состоянии дорог, мостов, водных преградах, защитных и маскирующих свойствах, – выявление несоответствия местности карте.

Порядок изучения местности заключается в следующем: вначале рассматривают общий характер местности в районе или направлении действий. Затем в соответствии с выполняемой задачей исследуют с необходимой полнотой отдельные участки, рубежи, объекты, оказывающие влияние на выполнение задачи, и оценивают их тактические свойства.

Общий характер местности изучается с помощью топографической карты, в результате чего делается вывод о доступности района, где предстоит проводить операцию. Кроме этого определяется направление действий подразделений, намечаются рубежи и объекты, которые необходимо детально исследовать на местности в результате непосредственного осмотра.

Главным условием успешного наблюдения на местности является наличие между наблюдателем и объектом наблюдения прямой видимости, т.е. отсутствие между ними препятствий (выпуклых форм рельефа или предметов, закрывающих объект от наблюдателя). Обычно идеальные условия для наблюдения на местности подобрать крайне сложно, в связи с чем объекты наблюдения и маскировочные свойства местности исследуются по картам. При изучении условий наблюдения в первую очередь выявляют господствующие над окружающей местностью высоты и определяют выгодные для наблюдения места. В направлении объекта наблюдения отыскиваются складки местности и предметы, которые могут закрывать от него наблюдателя.

Важное значение для организации операций в особых условиях имеет степень проходимости местности. Под степенью проходимости понимают такие свойства местности, которые облегчают передвижение различных транспортных средств или ограничивают возможность их передвижения, маневрирования и скорость.

Основными факторами, определяющими степень проходимости любой местности, являются развитость и состояние дорожной сети; класс дорог и их состояние; характер рельефа; наличие водных преград; растительный и почвенно-грунтовый покров; погодные условия и время года.

Местность вне дорог в зависимости от ее влияния на скорость, направление и возможность замаскированного передвижения делится на легкопроходимую, проходимую, труднопроходимую и непроходимую.

Легкопроходимая местность не ограничивает скорость и направление движения колесных и гусеничных машин и не препятствует движению колонн без усиления грунта.

Проходимая местность допускает широкий маневр автотранспорта и беспрепятственное движение, за исключением отдельных мест, которые необходимо обойти.

Труднопроходимая местность доступна для движения только по отдельным направлениям. Маневрирование и скорость при этом ограничены, выдерживать общее направление движения трудно из-за препятствий и непроходимых участков.

Непроходимая местность недоступна для движения автотранспорта без выполнения значительных работ по оборудованию дорог или применения специальных приспособлений.

При оценке проходимости местности необходимо обязательно учитывать способность разнообразной техники, имеющейся в подразделении, преодолевать препятствия и маневрировать.

Оценка проходимости различных элементов местности имеет свои особенности. Например, характер водных рубежей определяется по условным топографическим знакам (ширине, глубине и скорости течения).

О проходимости водных преград, характеристика которых не обозначена условными знаками на карте, судят по косвенным признакам. Так, если на большом участке реки проселочные, полевые и лесные дороги пересекают ее только в местах, где на карте показаны мосты и броды, то это обычно говорит о том, что река проходима преимущественно здесь.

Проходимость леса зависит от его густоты, породы и степени благоустроенности. Передвижение по благоустроенному лесу легче, чем по запущенному, где много бурелома, валежника, зарослей молодняка и кустарника. Судить о благоустроенности леса по карте можно по таким признакам, как разделение массива на квадраты, наличие в нем просек, дорог, дренажных канав, молодых посадок и лесных питомников.

При ведении операций в лесных массивах передвижение наиболее затруднено в еловом лесу, для которого характерны густота, низкое расположение сучьев, наличие подлеска и бурелома.

Сосновые леса чаще всего редкие и в большинстве случаев без подлеска. Сосна сухолюбива и растет обычно на песчаной почве. Поэтому сосновые леса по сравнению с другими обладают лучшей проходимостью.

В дубовых лесах, хотя грунт там сухой, проходимость обычно плохая. Это связано с тем, что они в основном состоят из нескольких ярусов и густого подлеска.

По степени проходимости болота делятся на проходимые, по которым летом возможно пешее движение в любом направлении; труднопроходимые, по которым даже отдельные пешеходы могут передвигаться лишь с большим трудом. Иногда движение возможно только по выступающим из воды кочкам или грядам. Такое деление болот весьма условно, так как они редко бывают одинаково проходимы на всем протяжении и в разное время года. Поэтому при изучении болот по карте необходимо тщательно искать условные топографические знаки. Глубину болот определяют по отметкам глубин, нанесенным на карте рядом с вертикальными стрелками, указывающими места промеров; характер растительного покрова – по условным знакам растительности. Травянистые и моховые болота с кустарниковой и полукустарниковой растительностью более доступны для движения, чем камышовые и тростниковые.

Рельеф во многом определяет свойства болот, их очертание, глубину, высоту стояния грунтовых вод, сток воды и систему естественного дренажа.

В результате изучения проходимости местности по карте выявляются:

– наиболее выгодные дороги для движения в заданном направлении;

– вероятная скорость движения на отдельных участках;

– наиболее благоприятные направления для маневра подразделений;

– дороги и пути обхода зон разрушений при решении задач, связанных с проведением мероприятий ГО;

– возможные изменения проходимости местности вследствие разрушений гидротехнических сооружений.

На органы внутренних дел возложена задача охраны общественного порядка при проведении мероприятий гражданской обороны. Поэтому для повышения устойчивого функционирования подразделений ОВД предусматривается ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты личного состава. Одним из элементов последней является использование защитных свойств местности.

Под защитными свойствами местности понимают способность рельефа и местных предметов ослаблять воздействие на личный состав и технику поражающих факторов ядерного, химического и обычного оружия противника.

При изучении защитных свойств рельефа прежде всего учитывают наличие, направление и размеры высот, водораздельных хребтов, речных долин и т.д., возвышение их над окружающей местностью и крутизну. Если ядерный взрыв происходит на местности с большим количеством возвышений и углублений, то наиболее опасными будут скаты возвышенностей, обращенные к эпицентру взрыва, а безопасными – обращенные в противоположную от взрыва сторону. При этом на скатах, обращенных в сторону взрыва, сила давления, вызванного ударной волной, будет возрастать в зависимости от крутизны ската. Например, при крутизне ската 20–30° давление увеличивается по сравнению с давлением на горизонтальной поверхности в 2 раза. Обратные крутые склоны возвышенностей, наоборот, значительно уменьшают давление ударной волны, а область уменьшения давления примерно в 2–3 раза больше превышения возвышенности над окружающей местностью и практически полностью защищает от радиации и светового излучения.

Наилучшими защитными свойствами обладает холмистая местность, покрытая лесом, изобилующая глубокими и извилистыми лощинами, оврагами, балками и крутыми скатами, расположенными перпендикулярно направлению распространения ударной волны. Зато в случае, когда направление распространения ударной волны и облака зараженного воздуха совпадает с направлением оврага или лощины, имеющими прямолинейное очертание, они не только не ослабляют, а усиливают поражающее действие ядерного взрыва.

Значительные по площади лесные массивы также снижают поражающее действие ядерного оружия. Защитные свойства леса определяются породой, высотой, густотой и толщиной деревьев и развитостью крон. Лучшим в этом отношении является молодой лиственный лес, который снижает радиацию на 10–12 %, значительно ослабляет силу излучения и к тому же исключает поражение личного состава падающими деревьями. При расположении в лесу личному составу следует размещаться не ближе 80–100 м от опушек, просек и прямолинейных дорог, так как действие ударной волны в этих местах не ослабляется, а в отельных случаях даже усиливается. Кроме того, следует учитывать, что густые лиственные леса подвержены более плотному и длительному радиоактивному заражению. Изучая защитные свойства местности, руководитель ОВД определяет неблагоприятные в смысле поражаемости ядерным, химическим и обычным оружием участки на обслуживаемой территории и естественные укрытия, а также возможности использования их для защиты личного состава.

Условия маскировки, наблюдения и ведения огня оценивают по степени просматриваемости местности с наземных наблюдательных пунктов и с воздуха. При этом учитывают применение для этого всех современных средств (оптических, радиолокационных, телевизионных и др.).

Условия ведения огня изучают с целью выбора на местности выгодных позиций для стрельбы, для чего выявляется и уясняется характеристика естественных укрытий, заграждений, сооружений и непоражаемых пространств в расположении противника и своих подразделений.

Маскирующие свойства местности характеризуются главным образом наличием естественных красок, а также цветом и пятнистостью местности (чем больше пятен и разнообразнее их цвет, тем лучше условия для маскировки).

Изучая условия наблюдения, выявляют места, с которых открывается лучший обзор, определяют и наносят на карту закрытые от наблюдения участки. В результате этого устанавливают командные рубежи, высоты и местные предметы для расположения наблюдательных пунктов (постов), естественные помехи (леса, кустарники, сады, складки рельефа, населенные пункты), затрудняющие наблюдение, дальнюю границу последнего, возможные укрытия, границы участков, не просматриваемых с наблюдательных пунктов. Результаты изучения условий наблюдения наносят на карту путем закрашивания или штрихования невидимых с каждого наблюдательного пункта полей.

2.2. Графические документы, используемые ОВД в особых условиях

Топографическое обеспечение деятельности ОВД в особых условиях состоит в разработке необходимых для решения оперативно-служебных и боевых задач графических документов, основой которых служат карты, планы, схемы.

Топографическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности или ее части, выполненное на плоскости в какой-либо проекции.

Топографический план – уменьшенное, точное и подробное изображение на плоскости небольшого участка местности.

Схема– приблизительное изображение на плоскости небольшого участка местности с помощью условных знаков.

Топографические карты издаются отдельными листами, имеют определенные размеры и установленные масштабы.

Система деления карты на отдельные листы называется разграфкой карты, а система нумерации и обозначения отдельных листов карт называется их номенклатурой.

Карты являются важным средством в решении многих оперативно-служебных задач, возлагаемых на ОВД, и, в частности, используются:

– для изучения местности обслуживаемого района с целью получения общего представления об особенностях рельефа и местных предметах (насе­лен­ных пунктах, дорогах, лесных массивах, промышленных предприятиях и т.д.);

– определения места дислокации сил и средств ОВД, находящихся на обслуживаемой территории, и соседних органов, воинских частей, подразделений КГБ и других объектов, представляющих оперативный интерес;

– составления планов проведения специальной операции по розыску и ликвидации преступников;

– расстановки сил и средств регулирования дорожного движения;

– составления планов охраны общественного порядка в период проведения массовых мероприятий, при стихийных бедствиях и т.д.

Топографические карты изготавливаются в следующих масштабах: 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 и 1:10000 (для отдельных районов).

Масштаб карты – степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им горизонтальных проекций линий реальной местности. Существуют численный, линейный и поперечный масштабы.

Численный масштаб – это масштаб карты, выраженный дробью, числитель которой единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшены на карте линии местности.

Линейный масштаб – это графическое изображение численного масштаба, представляющее собой шкалу, деления которой соответствуют определенным расстояниям на местности.

Поперечный масштаб – это

 

 

По масштабу топографические карты классифицируются на крупномасштабные (в 1см – 100–500 м), среднемасштабные (в 1см – 1–2 км) и мелкомасштабные (в 1 см – 5–10 км), а по основному назначению и использованию – на тактические, или точные измерительные, оперативно-тактические и оперативные.

Крупномасштабные карты предназначаются для детального изучения и оценки местности и могут быть использованы при организации и ведении боевых действий во время проведения специальной операции. По ним можно ставить задачи подразделениям или оперативным группам, ориентироваться на местности, производить точные измерения и расчеты, необходимые для стрельбы, инженерного оборудования местности. Они используются как рабочие, или оперативные, карты начальника РОВД для планирования службы по охране общественного порядка в особых условиях.

Среднемасштабные карты предназначены для общей оценки местности, основных объектов, расположенных на ней, дорожной сети, водных рубежей и т.п.

Мелкомасштабные карты используются для изучения физико-геогра­фических условий обширных территорий, для общих приближенных расчетов по обеспечению боевых действий войсковых сил при планировании операций и для решения других специальных задач.

В деятельности ОВД в особых условиях широкое применение находят специальные карты, для которых характерно детальное отображение отдельных элементов местности или нанесение специальных данных; карты железнодорожных путей сообщения; водных рубежей; автомобильных дорог; рельефные карты, содержание которых такое же, как и у топографических, но рельеф на них выражен объемнее.

В ОВД ведутся рабочие (оперативные) карты и планы.

Рабочей называется топографическая карта, на которой графически, при помощи условных тактических и специальных знаков, с необходимыми пояснениями, надписями отображается оперативно-служебная обстановка со всеми ее изменениями.

Уставом патрульно-постовой службы милиции предусмотрено ведение оперативных, рабочих карт (планов) во всех органах и учреждениях внутренних дел. Карты и планы должны быть наглядными, а нанесенные на них данные – соответствовать реальному состоянию оперативной обстановки.

Масштаб карты (плана) выбирается с таким расчетом, чтобы нанесенные на ней обстановка и дислокация сил и средств не перекрывали топографической основы.

На оперативных (рабочих) картах отражаются: границы обслуживаемой органами внутренних дел (милицией) территории; дислокация подчиненных органов, спецучреждений и служб; обобщенные данные о преступности.

В городском управлении (горрайотделе) внутренних дел, имеющем в своем подчинении отделы (отделения), на карте (плане) города, района условными знаками отражаются: дислокация подчиненных органов и их границы; дислокация оперативных, специальных и резервных подразделений спецучреждений; особо опасные преступления; данные о состоянии преступности с анализом по времени и месту совершения преступления; расчет сил и средств, используемых в патрульно-постовой службе по единой дислокации по сменам.

В отделах внутренних дел и отделениях милиции на плане обслуживаемой территории отражаются: границы территории; участки, обслуживаемые участковыми инспекторами; секторы ПМГ; маршруты патрулей; посты охраны общественного порядка и охраны объектов, регулирования дорожного движения, сторожевой охраны; маршруты и посты соседних органов внутренних дел вблизи границы обслуживаемой территории; специальные учреждения; совершенные преступления.

В дежурных частях милиции, как правило, имеется карта или план обслуживаемой территории. Эта карта (план) с нанесенной дислокацией органов и учреждений МВД, нарядов милиции и общественности дает возможность наглядно ставить задачи высылаемым нарядам и облегчает организацию управления и взаимодействия.

Рабочие карты (планы) могут вестись в отделениях уголовного розыска, ОБЭП и других аппаратах. На них отражается обстановка, исходя из специфики работы этих аппаратов. Например, сотрудники уголовного розыска отражают подробные данные о преступлениях и происшествиях на обслуживаемой территории, дислокацию сил и средств, границы обслуживаемой территории; наличие и места жительства подучетного элемента и другие данные. Кроме того, в работе милиции широкое применение находят различные схемы.

В исправительно-трудовых учреждениях, частях и подразделениях внутренних войск карты и планы применяются для разработки планов розыска бежавших осужденных; при организации охраны осужденных в жилой и производственной зонах.

 

2.3. Способы составления графических документов

 

Графические документы для организации и тактики действий ОВД в особых условиях составляются двумя способами: 1) копированием; 2) топографической съемкой местности с помощью геодезических приборов или глазомера.

Рабочая карта (план, схема) оказывает большую помощь в организации и тактике деятельности ОВД в особых условиях лишь в том случае, если она правильно ведется, поэтому каждый графический документ, разрабатываемый в том или ином органе внутренних дел (милиции), должен удовлетворять следующим основным требованиям:

1) достоверности сведений;

2) наглядности и аккуратности;

3) надлежащему оформлению документа.

При оформлении и ведении рабочих, оперативных карт (планов) используются общепринятые и установленные Уставом ППС милиции условные знаки и их цвета, сокращенные обозначения и подписи.

Достоверность сведений. Все наносимые оперативные данные должны быть проверены, откорректированы, а непроверенные и предположительные – оговорены;

Наглядность и аккуратность. Каждый графический документ должен наглядно и ясно отражать необходимую обстановку без лишних подробностей. Наглядность документу придают правильное расположение и четкое вычерчивание условных знаков;

Надлежащее оформление документа. На служебном графическом документе должны быть: наименование документа, время составления, подпись составителя. Данные, которые нельзя изобразить графически, записываются текстом (в легенде).

Та обстановка, которая наносится на карту до принятия решения начальником (командиром), называется исходной. Она наносится в определенной последовательности.

Начальники подразделений чаще всего наносят обстановку в той последовательности, в какой излагается или отдается боевой приказ (распоряжение):

– положение своего отдела (подразделения) в момент получения боевой задачи, разграничительные линии с соседними отделами (подразделениями);

– данные о преступниках (противниках), местах совершения преступлений;

– задачи своего отдела (подразделения);

– задачи соседних отделов (подразделений);

– исходный район, маршруты выдвижения;

– исходные позиции элементов боевого порядка;

– места пунктов управления;

– места тыловых и других подразделений и т.д.

Такая последовательность помогает в изучении обстановки и оценки ее, позволяет быстрее и полнее уяснить полученные задачи.

При оформлении и ведении рабочих и оперативных карт (планов) используются общепринятые и установленные Уставом ППС милиции условные знаки и их цвета, сокращенные обозначения и подписи.

Условные знаки и создаваемая с их помощью обстановка являются средством отображения объективной действительности, т.е. оперативно-служебной обстановки.

Условные знаки по их назначению и свойствам разделяются на следующие три вида: масштабные, внемасштабные и пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются объекты местности, выражающиеся в масштабе карты. Размеры таких объектов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.