Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



4.1. Задачи органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий

 

Порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий установлен Законом Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 233-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании».

В соответствии с указанным Законом свобода массовых мероприятий, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством.

Законом определены основные понятия:

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом, либо в помещении, в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.

Все массовые мероприятия условно можно разделить по следующим признакам: по содержанию, значимости, периодичности проведения, месту проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию: общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования, забастовки, выборы и др.);

культурно-массовые (гулянья, карнавалы, ярмарки, праздники песни, фестивали и др.);

спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования и др.);

религиозные (шествия, обряды, собрания и др.);

По значимости: международные, республиканские, местные;

По периодичности проведения: разовые, повторяющиеся, проводящиеся повседневно;

По месту проведения: проводимые в зданиях и сооружениях, на открытой местности;

По способу возникновения: организованные, спонтанные;

По возможности участия в них граждан: общедоступные, ограниченные социальным статусом (количеством участников).

Рассматривая массовые мероприятия как социальное явление, следует отметить, что их проведение порождает особую обстановку на данной территории, которой присущи следующие специфические особенности:

- нарушается в определенной мере обычный ритм жизни района, города или республики в целом;

- устанавливается ряд ограничений в связи с характером проводимого массового мероприятия и особенностями места его проведения (полное или частичное прекращение движения транспорта, пешеходов, регулирование движения в определенных направлениях и т.п.);

- вводятся предписания о правилах поведения во время массовых мероприятий;

- проводятся массовые мероприятия, как правило, на ограниченной территории с участием большого количества людей;

- существует возможность стихийного формирования определенных неформальных группировок, оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности, и способных совершать различные правонарушения;

- существует возможность возникновения групповых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений, других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку и безопасности, причинения ущерба предприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.

Кроме того, проведение массового мероприятия связано со структурной перестройкой работы служб и подразделений органов внутренних дел. Создаются специальные органы управления, ситуационно-оперативные штабы, пункты управления, различные группы боевого порядка. Сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, приходится решать ряд новых задач. При этом дополнительно привлекаются силы и средства, изменяется режим работы личного состава и т.п.

При организации охраны общественного порядка необходимо учитывать как общие, так и специфические особенности массовых мероприятий, которые зависят от:

- уровня правового сознания той или иной группы населения;

- внешних условий проведения и уровня организационных мероприятий;

- количества участвующих в массовом мероприятии граждан;

- социально-психологических закономерностей формирования групп людей, образа их жизни, режима труда;

- метеорологических условий, местных обычаев и традиций и др.

Особое внимание заслуживают вопросы формирования различных контактных групп. Гражданам, образующим эти группы, присущи определенная мера психического воздействия и сопереживания, обусловленных наличием общего интереса к проводимым мероприятиям. Однако, под влиянием неблагоприятных воздействий поведение таких групп может принять более сложные формы.

Руководителям ОВД, организующим охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий, необходимо учитывать то обстоятельство, что на поведение людей оказывают влияние группы, внешне неорганизованные, отличающиеся высокой степенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием и подражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушия в своих действиях. Формируясь под влиянием различных ситуаций, они не имеют заранее обозначенных и организационно оформленных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей.

В специальной литературе описываются следующие виды толпы: простая, конкурирующая, экспрессивная.

Простая толпа представляет собой скопление людей, желающих получить информацию о каком-либо необычном событии, или явлении, очевидцами которых они становятся благодаря случайному стечению обстоятельств. Образование такой толпы характерно для таких массовых мероприятий, как общественно-политические и культурно-зрелищные.

Конкурирующая толпа - это контактная группа, в составе которой каждый из лидеров соперничает с другим ее участником, стремясь к удовлетворению аналогичного интереса. Поводами к формированию подобных групп могут быть общественно-полезные цели, но чаще всего ими являются индивидуально-личностные интересы. Такие группы создаются обычно при выходе с территории проведения массового мероприятия после его окончания.

Наибольшие трудности в период организации охраны общественного порядка представляет поведение экспрессивных групп, которые возникают и формируются в основном во время спортивных и культурно-зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных групп составляют так называемые любители «острых» ощущений. Такие лица совершают дерзкие антиобщественные действия как во время проведения массовых мероприятий, так и при выходе с территории проведения массовых мероприятий, в пути следования к остановкам общественного транспорта и при посадке в него.

Условия, в которых осуществляется охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, могут быть охарактеризованы как особенные.

Планирование охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий – это процесс выработки и принятия управленческих решений на основе всестороннего и глубокого анализа необходимой, полной и достоверной информации.

Основными задачами, которые решают органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий, являются:

1.Обеспечение общественного порядка, строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

2. Предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений общественного порядка;

3. Оказание содействия другим государственным органам в обеспечении общественной безопасности;

4. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где непосредственно мероприятия не проводятся.

Рассматривая вопросы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, следует отметить, что ее правовую основу составляют нормы, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь, правовых актах органов государственной власти и управления, основах уголовного и административного производства, а также в ведомственных нормативных актах МВД Республики Беларусь.

Применительно к рассматриваемому вопросу данные правовые нормы можно разделить на следующие группы:

Первую группу составляют следующие нормативные акты:

КонституцияРеспубликиБеларусь (Основной закон)-в ст. 35,вчастности, говорится - свобода собраний, митингов, уличныхшествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающихправопорядок и права других граждан Республики Беларусь,гарантируется государством. Порядок проведения указанныхмероприятийопределяетсязаконом;

Закон Республики Беларусь от 7 августа 2003 года № 233-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании». В нем закреплены вопросы реализации гражданами своих конституционных свобод и права на участие в проводимых массовых мероприятиях, порядок выдачи органами власти разрешения (или отказа) на проведение массового мероприятия, определена ответственность граждан, нарушающих установленный порядок.

Вторую группу составляют нормы уголовного и административного производства.

Третью группу составляют нормативные акты, издаваемые МВД. Прежде всего, это приказ МВД Республики Беларусь от 20 июля 1994 года № 165, которым введен в действие Устав патрульно-постовой службы милиции. Глава восьмая в нем так и называется: «Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях».

 

4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе про­ведения массовых мероприятий

 

Деятельность органов внут­ренних дел по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий можно разделить на три этапа:

1) подготовительный;

2) исполнительный;

3) заключительный.

Подготовительный этап начинается с момента получения задания, решения вышестоящего органа, информации о готовящемся к проведению массовом мероприятии.

Для деятельности органов внутренних дел данный этап характерен усиленной организационной работой, направленной на мобилизацию сил и средств, качественное проведение специальных профилактических мероприятий в местах предстоящего несения службы и на иной территории.

На данном этапе уясняются характер и особенности массового мероприятия, основные направления охраны общественного порядка с учетом вида массового мероприятия (шествия, митинги, мероприятия культурной программы и др.), производится оценка оперативной обстановки, разрабатывается решение на охрану общественного порядка, оформляются схемы, определяется расстановка сил и средств.

Решение на охрану общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия – это заранее намеченная система, предусматривающая порядок организации и тактики предстоящих действий, их последовательность и сроки выполнения соответствующими органами и подразделениями внутренних дел.

В зависимости от проводимых массовых мероприятий решения можно разделить на разовые и типовые (многократно используемые). Исходя из практики, к первым из них можно отнести, например, решения на охрану общественного порядка и безопасности при проведении всех общественно-политических мероприятий, концертов на открытых площадках и др.

К типовым следует отнести решения по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении постоянных мероприятий, таких как: парады войск, ежегодные праздники городов, футбольные и хоккейные матчи на стадионах и спорткомплексах и другие.

Типовой подход позволяет в определенной мере экономить время, силы и средства на разработку мероприятий, своевременно осуществлять корректировку решений с учетом изменившейся оперативной обстановки, имевшихся упущений, на более качественной основе организовывать подготовку личного состава.

Как отдельный подвид планирования, можно выделить составление специальных планов. Анализ результатов контроля по обеспечению охраны правопорядка во время проведения праздничных мероприятий свидетельствует о необходимости разработки таких планов по перекрытию определенных мест проведения мероприятий.

Необходимость введения в действие указанных планов может возникать при переполняемости (достоверном прогнозе о большом количестве граждан) территорий участниками и зрителями сверх численности, которая способна разместиться на ограниченных площадях.

Планы должны предусматривать перекрытие подступов к территориям мероприятий, ограничение движения автотранспорта, вплоть до разрешения выхода граждан на проезжую часть в случае резкого осложнения обстановки.

Привлекаемые для осуществления мероприятий, предусмотренных планами, силы должны заранее знать свои сектора и участки, которые определяются как постоянные для всех задействованных подразделений.

Практика показывает, что аналогичные планы необходимо иметь в тех городах, где проводятся масштабные массовые мероприятия.

В целях наиболее оперативного реагирования на изменение обстановки, сокращения времени для подготовки решений на обеспечение охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, руководителю ОВД следует предусмотреть составление схем, карт (паспортов) постоянных объектов, расположенных на территории органа внутренних дел, с его характеристиками, вместимостью граждан, местами наиболее вероятного осложнения обстановки, прогнозируемых вариантах развития ситуаций и мер выхода из складывающихся условий.

Перечисленные виды решений и планирования не являются исчерпывающими. Всегда необходимо исходить из общего анализа и учета всех факторов, влияющих на качество обеспечения общественного порядка и безопасности граждан.

Таким образом, планирование охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий является объективной необходимостью, связанной с оперативным, четким и слаженным управлением значительными силами и средствами, решением исключительно важных задач.

Основным требованием при подготовке решений по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий является четкое формулирование вытекающих из оперативной обстановки основных целей и задач. Акцентирование внимания на решении задач по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия не должно отрицательно влиять на охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на других участках.

Задачи, вытекающие из оперативной обстановки, должны быть максимально конкретизированы в зависимости от ситуации, сложившейся на территории города, района, области.

Важным условием является точное установление оптимального времени начала и окончания выполнения отдельных мероприятий и всего решения в целом.

При разработке решения необходимо избегать повторений и многочисленности пунктов. Недопустимо также и излишнее упрощенчество.

Ответственность за обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий возлагается на руководителя территориального органа внутренних дел.

После получения задания (решения вышестоящего органа), информации о готовящемся массовом мероприятии руководитель обязан:

– уточнить программу, место, время, порядок проведения мероприятия;

– оценить характер оперативной обстановки, изменение которой может вносить существенные изменения в планируемые мероприятия;

– провести встречи с организаторами мероприятия, в процессе которых установить цель проведения мероприятия, согласовать вопросы соблюдения общественного порядка во время его проведения, маршруты движения, разъяснить ответственность за нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок подготовки и проведения мероприятия;

– выяснить, при необходимости, оперативным путём истинные намерения организаторов мероприятия, а также возможные нарушения порядка его проведения;

– уточнить порядок регулирования дорожного движения, введение временных ограничений для движения транспортных средств и пешеходов, решить вопросы, связанные с применением указателей, переносных ограждений, барьеров по периметру зоны оцепления;

– провести рекогносцировку места проведения массового мероприятия с целью уточнения отдельных вопросов вырабатываемого решения на местности с учетом особенностей территории. Во время рекогносцировки начальником ОВД и руководителями соответствующих служб ГО-РОВД, командирами подразделений внутренних войск определяются дислокация нарядов, маршруты движения транспорта и пешеходов, места стоянки транспорта, границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, места расположения медицинских пунктов, особенности регулирования уличного движения, изучаются особенности территории и степени возможного их влияния на успех проводимого мероприятия.

– обследовать место проведения массового мероприятия на предмет устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов, возникновению ЧС;

– выяснить наиболее криминогенные участки обслуживаемой территории или мест, где будут проводиться массовые мероприятия;

– сделать краткий анализ ранее проводившегося аналогичного либо подобного мероприятия, обратив внимание на характерные ошибки и упущения;

– определить порядок ограничения продажи спиртных напитков на территории проведения мероприятия и меры по недопущению их употребления;

– учитывать все необходимые дополнительные факторы и особенности (климатические условия и прогноз погоды, структуру населения, его культурный и образовательный уровень, обычаи и нравы и др.).

Результаты всех перечисленных действий должны служить основой при составлении решения на обеспечение охраны общественного порядка.

Планируемые мероприятия в обязательном порядке должны соответствовать правовым нормам и требованиям законодательства о массовых мероприятиях. Отступление от этого правила влечет за собой нарушение законности.

Каждый пункт решения должен быть конкретным, сформулированным таким образом, чтобы его выполнение можно было проверить.

Исключительная важность охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий требует четкости и ясности каждого пункта, обеспечения их единообразного понимания. Руководитель органа внутренних дел должен тщательно проработать проект решения, как по существу, так и по форме. Только после этого он может его утвердить и считать решение принятым.

Решения органов внутренних дел подлежат согласованию с командованием воинских частей внутренних войск, а также обязательному согласованию со Службой безопасности Президента Республики Беларусь при участии в мероприятии высших должностных лиц страны.

После утверждения решения его мероприятия доводятся до исполнителей путем:

– проведения специальных инструктивных совещаний руководителей секторов, служб обеспечения и других лиц, задействованных на охрану общественного порядка (с присутствием ответственных лиц взаимодействующих сторон – руководителей органов государственной безопасности, прокуратуры, подразделений внутренних войск и др.).

– направления конкретным исполнителям выписок из решения с указанием мероприятий и сроков их исполнения;

– доведения отдельных мероприятий до исполнителей в индивидуальном порядке.

На инструктивных совещаниях в соответствии с решением разъясняется программа массового мероприятия, на схеме указываются зоны и участки охраны общественного порядка, границы секторов, маршруты движения участников шествий, демонстраций, размещение пунктов управления и связи, резерва, а также особенности, на которые необходимо обратить внимание при несении службы, и другие необходимые вопросы.

Своеобразным продолжением инструктивного совещания являются тренировки (репетиции) служебных нарядов. Их проведение осуществляется на тех участках, где им предстоит нести службу. Может составляться план тренировок (репетиций), в котором указываются дата, время и место их проведения, а также количество личного состава, место его сбора и сосредоточения, пути выдвижения нарядов к местам несения службы. В процессе репетиций проверяется правильность принятых решений, при необходимости вносятся последние коррективы в расстановку личного состава.

Исходя из практики, решение должно состоять из различных разделов и подразделов.

Обязательными разделами (пунктами) решения являются:

– вводная часть (общая обстановка);

– выводы из оценки обстановки;

– замысел руководителя;

– направление сосредоточений основных усилий;

– расчет сил и средств;

– задачи подразделениям и службам;

– организация взаимодействия и всестороннего обеспечения;

– организация управления;

– приложения к плану.

Во вводной части указываются вид, цели, место, время, программа проводимого мероприятия, его организаторы, характеристика местности, объекта, территории на которых будет проводиться мероприятие, а также площадь территории и вместимость сооружений, расположенные вблизи его проведения, здания органов государственной власти и управления, режимные объекты и т.д.).

В выводах из оценки обстановки указываются результаты рекогносцировки, предполагаемое количество участников мероприятия, их действия в различных обстановках и общее развитие событий. Определяются места, наиболее подверженные возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с активностью участников мероприятия. Учитываются возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера.

В замысле указывается общий план действий (намерение) руководителя. Кратко определяется основная задача органов внутренних дел, ее суть и порядок выполнения.

В разделе «Направления сосредоточения основных усилий» раскрываются основные задачи, способы и пути их претворения. Указываются вопросы и действия, на которые следует обратить особое внимание. В разделе принято указывать не более пяти-шести пунктов.

В разделе «Расчет сил и средств» определяются подразделения и службы, привлекаемые к выполнению задач по охране общественного порядка, наименование органов внутренних дел (частей и подразделений), виды нарядов, количество личного состава, транспорта, средств связи, заградительных средств, экипировка и вооружение личного состава. Как правило, табличный вариант расчета сил и средств прилагается к решению.

В разделе «Задачи подразделениям и службам» определяются сектора, участки, контрольно-пропускные пункты, границы оцепляемой территории и конкретные задачи ОВД (созданным группам).

По сложившейся практике в этом разделе детально излагаются все мероприятия по охране общественного порядка и безопасности на конкретном участке, объекте, в секторе. Здесь же указываются ответственные лица, исполнители и соисполнители. При этом необходимо составлять подробную расстановку личного состава с определением на схеме места несения службы каждому сотруднику. Здесь же указываются номера участков, секторов и их границы, силы и средства, задействованные на охрану общественного порядка, начальники участков, секторов и их командные пункты.

Определяются мероприятия по непосредственному обеспечению общественного порядка и безопасности на подступах к объекту, либо месту проведения массового мероприятия.

Для обеспечения постоянной готовности органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск, учебных заведений МВД, Министерства по чрезвычайным ситуациям к совместным действиям, мобильного управления силами и средствами, создается ситуационно-оперативный штаб, состав которого также определяется в данном разделе решения. Состав СОШ можно также размещать в разделе «Организация управления».

В этом же разделе планируются обеспечивающие мероприятия, например, по организации движения транспорта и пешеходов на прилегающей к объекту территории, порядку изъятия и удаления задержанных, борьбе с карманными кражами, пресечению распития спиртных напитков, антиобщественных действий и правонарушений, порядку организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также организации их эвакуации в случае необходимости, мерам по обеспечению безопасности и охраны особо важных государственных объектов.

В разделе «Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения» определяется порядок взаимодействия с организаторами мероприятия, руководством (администрациями) объектов и сооружений, на которых проводятся мероприятия, соседними РУВД-РОВД и ОВД на транспорте, прокуратурой, КГБ, командованием внутренних войск МВД, Службой безопасности Президента, другими заинтересованными ведомствами.

В разделе «Организация медицинского и материально-технического обеспечения» определяется порядок их осуществления, места расположения специальных автомобилей (скорая помощь, дежурные транспортные средства, тягачи и т.д.). Назначаются службы и руководители, ответственные за проведение указанных мероприятий.

В разделе «Организация управления»определяется руководитель оперативно-ситуационного штаба. Назначаются лица, осуществляющие общее руководство, контроль за организацией и несением службы (в случаях наличия большого количества секторов и объектов – для каждого из них в отдельности). Раскрываются способы осуществления руководства и управления, и их система.

Обязательными приложениями к плану являются схема территории с нанесенной расстановкой нарядов и групп, схема связи и расчет сил и средств. Также могут быть приложены пояснительные записки, другая дополнительная информация.

Для усиления контроля копии решений (расстановок) должны сдаваться руководителю штаба, а при проведении значительных массовых мероприятий, в целях более оперативного управления, – и в региональные (вышестоящие) штабы.

Для организованной и быстрой ликвидации возникающих экстремальных ситуаций предусматривается создание подразделений, оснащенных специальными техническими средствами, определяются задачи и обязанности руководителей указанных подразделений.

Могут планироваться и другие организационные мероприятия, однако все они должны быть подчинены одной общей цели – организации действенной охраны общественного порядка и безопасности проводимого массового мероприятия.

 

4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий

 

Исполнительный период охватывает деятельность подразделений и нарядов от начала осуществления охранительных мер до рассредоточения граждан по окончании мероприятия (или окончания эвакуации).

Тактика охраны общественного порядка и обеспечения безопасности проявляются в целесообразных и эффективных действиях личного состава. Совокупность форм, методов, способов и приемов работы обусловлена сложностью и многообразием задач, решаемых в ходе массовых мероприятий.

На осложнение оперативной обстановки при проведении массовых мероприятий влияет целый ряд факторов, в первую очередь таких, как:

– прибытие на место проведения массовых мероприятий больших групп агрессивно настроенных болельщиков, в том числе из других населенных пунктов;

– превышение числа собравшихся участников массовых мероприятий над обслуживающей, пропускной способностью объекта, при отсутствии механизма регулирования потоков граждан;

– наличие на массовых мероприятиях противостоящих (конкурирующих, соперничающих, антагонистически настроенных) группировок;

– прибытие в зону массовых мероприятий большого количества лиц, склонных к правонарушениям: молодежных группировок, ранее судимых, лиц без определенного места жительства и т.д.;

– отсутствие воспитательной и организационной работы с группами болельщиков (фанатами), особенно из числа молодежи, мер воздействия на них;

– наличие рядом с местом проведения массовых мероприятий работающих зрелищных объектов, ресторанов, дискотек, клубов и т.д.;

– неблагоустроенность территории, прилегающей к месту массовых мероприятий (ремонтные работы, слабое освещение, плохие подъездные пути, отсутствие связи);

– недостатки технического и противопожарного оборудования мест (объекта) проведения массовых мероприятий, наличие в конструкциях недостатков;

– слабый контроль за пропускным режимом, проникновение на место массовых мероприятий посторонних лиц и проноса запрещенных предметов (спиртные напитки, жидкость в стеклянной таре, петарды и другие пиротехнические изделия);

– недостатки в охране транспортных средств, горюче-смазочных материалов, оружия, взрывчатых веществ, сильно действующих и отравляющих веществ, средств осуществления фейерверков;

– неподготовленность организаторов и устроителей массовых мероприятий к руководству большими массами участников, решению проблемных и критических ситуаций;

– неточное распределение времени на уход и приход разных групп участников, не исключающий встречные потоки и пробки;

– отсутствие громкоговорящих средств оповещения участников, указателей, ограждений, туалетов, стоянок автомобилей и др.;

– нарушение правил торговли алкогольными напитками;

– недостаточно быстрая и активная реакция администрации и милиции на появление лиц в пьяном виде в месте проведения массовых мероприятий и удаление их;

– пассивное несение службы нарядами милиции и войсковыми нарядами. Неготовность сотрудников к действиям в конфликтных ситуациях, несоответствие дислокации и оснащенности сил и средств органов внутренних дел особенностям данного массового мероприятия и оперативной обстановки;

– малочисленность сил и средств для обеспечения общественного порядка;

– недостаточная готовность средств управления и связи органов внутренних дел к организации деятельности личного состава при чрезвычайных ситуациях.

Наличие более трех-пяти негативных факторов при отсутствии мер и механизмов по их устранению (нейтрализации) должны служить основой для составления самого неблагоприятного прогноза и поводом к отмене проведения массового мероприятия, как планирующегося к проведению в неподготовленных условиях.

Сущность тактики охраны общественного порядка заключается в выборе из всего арсенала тактических действий наиболее эффективных, которые в данных условиях с учетом характера деятельности и решаемой задачи дадут наилучший результат.

Применение тактических действий, в основном, осуществляется на плановой основе. Руководитель ОВД на основе прогнозов возможного развития событий создает для себя мысленную модель будущей ситуации и определяет наиболее подходящие для данного случая тактические действия. Но тактика не дает готовых рецептов для действий личного состава во всех ситуациях, которые могут возникнуть. Одни и те же формы и методы, эффективные в одних случаях, оказываются неприемлемыми в других. Не стоит исключать такое изменение оперативной обстановки при котором придется применять нестандартные, оригинальные приемы.

Основная сложность в деятельности ОВД по охране общественного порядка наступает, как правило, непосредственно перед проведением и по окончании массового мероприятия. В зависимости от его характера и значения с задействованными оперативными силами не позже чем за сутки проводится инструктаж. В ходе него все сотрудники, привлекаемые к охране общественного порядка, знакомятся с особенностями намечаемого мероприятия, оперативной обстановкой и способами действий при ее изменении. Устанавливаются примерные начало и окончание времени работы каждой группы, способы связи между взаимодействующими сторонами, дежурной частью и руководством, определяется их материально-техническое обеспечение, уточняются старшие групп и лица, осуществляющие контроль.

Примерно за 1–2 часа (иногда за 4–5) до начала массового мероприятия в течение 10–15 минут могут проводиться повторные инструктажи, на которых лицам, принимающим участие в охране порядка, в сжатой форме сообщаются сведения об изменениях в оперативной обстановке, расстановке сил и средств.

Чтобы профессионально и грамотно действовать, сотрудникам ОВД необходимо знать следующие основные принципы тактики охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

Соответствие тактики действий нормативным актам. Этот принцип подразумевает применение тактических действий как закрепленных в нормативных документах, так и выработанных практикой в порядке и пределах, строго определенных действующим законодательством.

Массированное использование сил. Данный принцип заключается в сосредоточении значительного количества личного состава на главных направлениях предстоящей деятельности.

Комплексное использование сил. Этот принцип состоит: в согласованном выполнении задач охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности; сочетании применяемых работниками оперативных служб административно-правовых, оперативно-розыск­ных форм, гласных и негласных способов, приемов работы и режимных мероприятий; едином руководстве личным составом различных служб со стороны оперативного штаба.

Активность в применении сил. Принцип выражается в инициативном осуществлении постоянного наблюдения за состоянием оперативной обстановки и принятии соответствующих мер при ее изменении.

Внезапность применения силпредставляет собой неожиданное по времени, месту, способам и приемам применение оперативных сил и средств.

Профилактическая направленность мероприятий заключается в упреждении действий возможных правонарушителей, имеющем целью сразу же после выявления неблагоприятных тенденций пресечь их нежелательное развитие.

Маневр силами и средствамипредставляет собой организацию последовательного усиления нарядов милиции в наиболее важных местах, где проходят главные события массовых мероприятий. Он обеспечивается высокой мобильностью подразделений и нарядов, перераспределением сил и средств с учетом появления новых задач, созданием подвижных резервов.

Скрытность осуществляемых мер.Принципзаключается в незаметной, не привлекающей внимания граждан деятельности милиции по охране общественного порядка и безопасности.

Целесообразность, соразмерность использования тактического приема определяется необходимостью экономии сил и средств, установлением соответствующих режимных ограничений.

Оперативность и непрерывность управления.Этот принцип включает в себя непрерывное наблюдение за ходом мероприятия, состоянием оперативной обстановки, качеством работы подразделений и нарядов; регулирование их деятельности; поддержание взаимодействия с организаторами мероприятия, общественными организациями и другими государственными органами.

Предвидение и прогностическая оценка ситуации представляет собой оперативный анализ информации о проводимом мероприятии, позволяющий выявить факторы, которые могут отрицательно повлиять на состояние оперативной обстановки. Их прогностическая оценка дает возможность определить тенденции в развитии событий, учесть возможные последствия и своевременно принять необходимые меры.

Деятельность работников милиции во время проведения массовых мероприятий происходит в присутствии большого количества зрителей, поэтому к ней предъявляются особые требования. При несении службы личный состав нарядов должен проявлять высокую бдительность, выявлять обстоятельства, причины и условия, которые могут способствовать совершению правонарушений. Тактические действия подразделений и нарядов призваны предупреждать правонарушения на ранней стадии, что достигается широким использованием оперативно-поисковых способов и приемов работы.

Наблюдение является одним из основных тактических приемов, позволяющих выявить нарушения общественного порядка. Наряды размещаются в местах, откуда можно хорошо контролировать поведение зрителей.

Большой объем функций осуществляется посредством организационно-распорядительных способов и приемов, для которых характерно прямое воздействие на посетителей мероприятий. Присутствие в местах нахождения граждан работников милиции, их активные действия по поддержанию общественного порядка оказывают профилактическое воздействие на посетителей массового мероприятия, стимулируют их правомерное поведение, оказывают сдерживающее влияние. При выявлении правонарушения, не представляющего большой общественной опасности, следует использовать возможность убеждения. В случае, если меры убеждения оказываются не достаточными для восстановления порядка, работники милиции должны использовать административно-предупредительные меры, определенные Уставом ППСМ. Работникам милиции предоставлено право задерживать правонарушителей, применять приемы активной обороны и иные меры.

При выявлении правонарушителей работники милиции должны действовать решительно и твердо, добиваясь предотвращения обострения обстановки. Принимая решение о задержании правонарушителя следует оценить обстановку и возможную реакцию граждан. Действия работников милиции должны быть обоснованными и вызывать одобрение и поддержку у других участников мероприятия.

В случае применения физической силы необходимо вызвать соседний наряд. Внешний осмотр, личный досмотр и проверку документов следует проводить в специальном помещении.

В тактике охраны общественного порядка при проведении массового мероприятия имеются некоторые особенности.

Перед началом мероприятия усилия нарядов направлены на предотвращение распития спиртных напитков на прилегающей территории и недопущение на мероприятие лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также оказание содействия контролерам того или иного сооружения в пресечении прохода без билета, выявляются предметы и вещества, пронос которых запрещен. Названные меры способствуют оздоровлению обстановки во время проведения мероприятия.

Во время проведения мероприятия в закрытом помещении наряды на трибунах не допускают нахождения граждан в проходах; использование предметов, создающих шумовой или световой эффект; пресекают выкрики, унижающие общественное достоинство участников и зрителей. Лица, не соблюдающие данные требования, удаляются из сооружения, а в случае нарушения общественного порядка - привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Важным периодом работы ситуационно-оперативного штаба является организация выхода зрителей после окончания массового мероприятия.

Наряды милиции следят за тем, чтобы до окончания мероприятия все выходы с объекта проведения массового мероприятия оставались открытыми. За 5-10 минут до окончания мероприятия по маршрутам рассредоточения зрителей расставляются наряды милиции в форме и штатской одежде. Усиление нарядов в этих местах производится за счет маневров силами с других участков службы. Используя мегафоны и другие усилители речи, работники милиции обеспечивают общественный порядок среди зрителей, покидающих сооружение: совместно с контролерами регулируют темп движения зрителей, добиваясь их равномерного ухода. Особое внимание обращается на лестничные марши, узкие проходы, где возможно скопление людей, их падение и паника. На путях рассредоточения зрителей наряды предотвращают давку при посадке в общественный транспорт.

После окончания массового мероприятия задействованные силы собираются для подведения итогов и их короткой оценки. Обстоятельная оценка осуществляется после анализа всего комплекса мер, проведенных ОВД.

Подведение итогов работы оформляются составлением справки. Итоги несения службы могут быть подведены на совещаниях руководителей органов, подразделений, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении безопасности.

Организационную основу функционирования любого территориального горрайоргана составляет его боевая готовность к обеспечению охраны порядка при проведении массовых мероприятий, которая достигается путем формирования, поддержания и совершенствования профессиональной подготовки личного состава. В этой связи каждый работник органов внутренних дел, выполняя задачи по охране общественного порядка и общественной безопасности, должен четко представлять поставленную перед ним задачу, уметь выполнять ее на высоком профессиональном уровне, располагая при этом целым арсеналом знаний, умений и навыков.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.