Здавалка
Главная | Обратная связь

Измеритель мощности дозы (рентгенметр) ДП-5В.



Прибор предназначен для измерения уровней гамма-радиации и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению. (Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения определяется в миллирентгенах в час (мР/ч) или рентгенах в час (Р/ч) для той точки пространства, в которой помещен при измерениях блок детектирования прибора). Кроме того, имеется возможность обнаружения бета-излучения.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации, а также принципиальная схема прилагаются к каждому прибору.

Устройство приборов ДП-5А (Б) и ДП-5В.

В комплект прибора входят: футляр с ремнями; удлинительная штанга; делитель напряжения к ДП-5В; комплект эксплуатационной документации и запасного имущества; телефон, укладочный ящик.

Прибор состоит из измерительного пульта; блока детектирования в ДП-5В, соединенных с пультами гибкими кабелями; контрольного источника бета-излучения для проверки работоспособности приборов (на блоке детектирования у ДП-5В).

Измерительный пульт состоит из панели и кожуха. На панели из­мерительного пульта размещены: микроамперметр с двумя измерительными шкалами; переключатель поддиапазонов; ручка «Режим» (потенциометр регулировки режима); кнопка сброса показаний («Сброс»); тумблер подсвета шкалы; винт установки нуля; гнездо включения телефона. Панель крепится к кожуху двумя невыпадающими винтами. Элементы схемы прибора смонтированы на шасси, соединенном с панелью.

Приборы имеют звуковую индикацию на всех поддиапазонах, кроме первого. Звуковая индикация прослушивается с помощью головных телефонов.

Питание приборов осуществляется от трех сухих элементов типа КБ-1 (один из них для подсвета шкалы), которые обеспечивают непрерыв­ность работы в нормальных условиях не менее 40ч – ДП-5А и 55ч – ДП-5В. Приборы могут подключаться к внешним источникам постоянного тока напряжением 3,6 и 12В - ДП-5А и 12 или 24В - ДП-5В, имея для этой цели колодку питания и делитель напряжения с кабелем длиной 10м соответственно.

 

8.6. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

Средства индивидуальной защиты предназначены для предохранения человека от радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. По своему назначению они делятся на:

средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);

средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК).

По принципу защитного средства индивидуальной защиты действия подразделяют на фильтрующие и изолирующие.

По назначению средства индивидуальной защиты подразделяют на военные, гражданские и промышленные.

Фильтрующие противогазы (общевойсковые, гражданские и промышленные) являются основным средством защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. Принцип их защитного действия основан на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных примесей. Противогазы не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, поэтому их можно использовать в атмосфере, содержащей не менее 17 процентов кислорода (по объему).

Общевойсковые противогазы, которые могут применяться и для защиты гражданского населения, имеют лицевую часть в виде шлема-маски и фильтрующе-поглащающую коробку с соединительной трубкой (противогаз РШ-4) или шлем-маску и фильтрующе-поглощающую коробку без соединительной трубки (противогазы ПМГ и ПМГ-2, ПБФ).

В комплект противогаза входят сумка и незапотевающие пленки, а также в зависимости от типа противогаза, могут входить мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный чехол, накладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фляги с клапаном и бирка.

В системе ГО для защиты органов дыхания взрослого населения применяются гражданские фильтрующие противогазы ГП-4у, ГП-5, ГП-5м, ГП-7. Противогаз ГП-7 малогабаритный, более совершенный и обладает лучшими эксплуатационными свойствами. Для защиты органов дыхания детей в возрасте старше 1,5 года используются детские противогазы ДП-6, ДП-бм, ПДФ-7, ПДФ-ш, а для защиты детей 1,5 года – детская защитная камера КЗД-б (КЗД-4).

На предприятиях народного хозяйства, использующих в технологии сильнодействующие ядовитые вещества (аммиак, сероводород, хлор и др.), для защиты органов дыхания и зрения персонала в процессе производства и при авариях применяются промышленные противогазы. Коробки (марки А, Б, В, Г, Е, КД, СО, БКФ) таких противогазов узкоспециализированы, т.е. предназначены для защиты от определенных ядовитых веществ.

Правильно подобранная шлем-маска должна плотно прилегать к лицу и исключать возможность проникновения наружного воздуха в органы дыхания, минуя противогазовую коробку. Для предохранения стекол от запотевания используются незапотевающие пленки или специальный «карандаш», от замерзания при температуре воздуха ниже – 10 С – утеплительные манжеты в сочетании с незапотевающими пленками.

При получении противогаза в пользование необходимо произвести его внешний осмотр и проверить на герметичность. Для этого, собрав его, надевают шлем-маску, вынимают коробку из сумки, закрывают отверстие в дне коробки резиновой пробкой или ладонью и делают глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под лицевую часть, то противогаз исправен. Более надежную проверку герметичности можно осуществить в газовой камере с веществом, обладающим малой токсичностью и сильным раздражающим действием.

Для определения требуемого размера шлема-маски противогаза ГП-5 производится измерение головы человека по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок и в соответствии с этим выбирается размер согласно таблице 1.

 

 

Величина измерения (см) Размер шлема-маски
До 63 0-й
От 63,5 до 65,5 1-й
От 66 до 68 2-й
От 68,5 до 70,5 3-й
71 и более 4-й

Таблица 1.

 

Подбор маски противогаза ГП-4у осуществляется путем измерения высоты лица человека – прямолинейного расстояния между точкой наибольшего углубления переносья и самой нижней точкой подбородка. Размер маски затем определяют по таблице 2:

 

Высота лица (мм) Размер маски
От 99 до 109 1-й
От 110 до 119 2-й
От 120 и выше 3-й

Таблица 2.

 

Изолирующие противогазы в отличие от фильтрующих обладают универсальными защитными свойствами. Они надежно защищают органы дыхания от всех отравляющих веществ и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей, находящихся в воздухе в любой концентрации, так как полностью изолируют их. По принципу обеспечения кислородом изолирующие противогазы делятся на две группы – содержащие химический наполнитель, способный генерировать кислород взамен поглощаемого углекислого газа, (ИП-4, ИП-5, ИП-6, ИП-46М) и имеющие баллоны со сжатым кислородом (КИП-8). Изолирующие противогазы обычно используются личным составом формирований ГО при ведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения в условиях, когда в воздухе имеются токсичные вещества, плохо задерживаемые фильтрующими противогазами, а также при недостатке кислорода в окружающей атмосфере и при проведении работ под водой.

Изолирующий противогаз ИП-46М отличается от изолирующего противогаза ИП-46 наличием в нем двух приспособлений для дополнительной подачи кислорода, утеплительного чехла и более короткой соединительной трубки.

Кислородный изолирующий противогаз КИП-8 – регенеративный аппарат с замкнутым циклом дыхания: вдыхаемый воздух не удаляется из аппарата наружу, а очищается от углекислого газа в регенеративном патроне, насыщается в мешке кислородом, подаваемым из баллона, и после этого через шланг вдоха поступает для дыхания. Продолжительность работы противогаза КИП-8 при средней нагрузке – 120 мин.

Изолирующий подводно-сухопутный аппарат (ИПСА) предназначен для работ под водой на глубине до 20 м и на суше при недостатке кислорода в воздухе, в помещениях, наполненных парами какого-либо вещества при отсутствии кислорода. При выполнении человеком тяжелой работы на суше продолжительность защитного действия аппарата до 1,5 ч при умеренной работе – до 2-3 ч, при пользовании аппаратом в спокойном состоянии – до 4 ч. Продолжительность работы под водой – не более 1,5 ч. Устройство ИПСА основано на той же системе обеспечения кислородом и регенерации воздуха, что и в кислородном изолирующем противогазе КИП-8.

Аппарат АСВ-2 предназначен для защиты органов дыхания человека при работе его в атмосфере, не пригодной для дыхания, а также под водой на глубине до 20 м. Это резервуарный аппарат с запасом сжатого воздуха и открытой системой дыхания. Он используется газоспасительной службой, пожарными частями при тушении пожаров в задымленных помещениях, применяется на флоте при выполнении судовых подводных работ. Преимуществами такого аппарата по сравнению с кислородными дыхательными являются: невозможность скопления в аппарате углекислоты, отсутствие опасности возникновения гипоксии (кислородного голодания), возможность применения аппарата под водой, низкая стоимость эксплуатации.

АСВ-2 состоит из двух баллонов со сжатым воздухом, соединяющихся в одну емкость; запорного вентиля с включателем резерва, фиксатором включения резерва; манометра; зарядного штуцера с заглушкой; редуктора; легочного автомата (тип 1) с воздухоподающим шлангом, загубником, носовым зажимом и гарнитуром или легочного автомата (тип 2) с лицевой частью промышленного противогаза.

Баллоны соединяются двумя хомутами – верхним и нижним. Нижний имеет подвижные кронштейны, к которым крепятся нижние концы натяжных ремней и поясной ремень с быстроразмыкающейся пряжкой. Этот хомут имеет предохранительные дуги, защищающие узлы аппарата от повреждения при работе в тесных помещениях. К верхнему хомуту при помощи подвижной серьги прикреплены верхние концы плечевых ремней.

Легочный автомат (тип 1) позволяет производить работы под водой и в отравленной газообразной среде при положительной температуре, легочный автомат (тип 2) – в токсичной и бескислородной газовой среде при температуре от – 300 С до 500 С.

Срок защитного действия аппарата при работе средней тяжести в воздушной среде 60 мин., при работе под водой этот срок сокращается вдвое на глубине 10 м, втрое – на глубине 20 м.

При подготовке аппарата к работе проверяют давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва. После этого рукоятку включателя резерва устанавливают в положение «Р». Пользоваться аппаратом разрешается только при закрытом заглушкой зарядном штуцере.

Для проверки исправности аппарата на голову надевают лицевую часть (или берут в рот загубник) и при закрытом запорном вентиле делают вдох. Если при этом возникает большое, не дающее сделать дальнейших вдох и не снижающееся в течение 2-3 с. сопротивление, аппарат герметичен. Затем открывают запорный вентиль (махавичок вентиля после этого задвигают обратно) и, сделав вдох и выдох, проверяют исправность легочного автомата и выдыхательного клапана. При этом не должно наблюдаться значительного сопротивления.

Работу в аппарате продолжают до появления сопротивления при вдохе, после чего включают резерв воздуха, ставят рукоятку в положение «V» и быстро выходят на свежий воздух (или поднимаются на поверхность воды). Резервного запаса воздуха хватает на 6-10 мин. После работы аппарат моют, дезинфицируют, заряжают воздухом и проверяют.

В качестве защиты органов дыхания от радиоактивной пыли и различных вредных аэрозолей могут быть использованы респираторы. Они просты в применении, малогабаритны и рассчитаны на массовое применение. Респираторы широко используются при выполнении работ, связанных с пылеобразованием.

Респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую полумаску, снабженную двумя клапанами вдоха, клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных (растягивающихся) и не растягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Работать в нем можно до 12 ч. респираторы Р-2 изготавливаются трех ростов – 1,2 и 3-го, которые обозначаются на внутренней подбородочной части полумаски.

Простейшими средствами защиты органов дыхания человека от радиоактивной пыли и биологических средств (при действиях во вторичном облаке) являются противопыльная тканевая маска ПТМ-1 и ватно-марлевая повязка. От ОВ они не защищают. Их изготавливает преимущественно само население. Маска состоит из корпуса и крепления. Корпус шьется из двух одинаковых по форме тканевых фильтрующих половинок, собранных из 4-5 слоев. На нем имеются смотровые отверстия со вставленными стеклами. Крепится маска на голове при помощи вставленной резинки и двух завязок.

Принято семь размеров маски в зависимости от высоты лица человека (таблица 3):

 

Высота лица (мм) Размер маски
До 80 1-й (детский)
От 81 до 90 2-й (детский)
От 91 до 100 3-й (детский)
От 101 до 110 4-й
От 111 до 120 5-й
От 121 до 130 6-й
От 1341 и выше 7-й

Таблица 3.

 

Ватно-марлевая повязка изготавливается из куса марли размером 100х50 см и ваты. На марлю накладывают слой ваты толщиной 2-3 см, длиной 30 см, шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и накладывают на вату. Концы марли разрезают на 30-35 см с каждой стороны, чтобы образовалось две пары завязок. Марлевые повязки делают из 10-12 слоев марли. Они шьются также в виде маски, закрывающей все лицо или только подбородок, нос и рот. Для защиты глаз используются противопыльные очки.

Средства защиты кожи предназначены для предохранения открытых участков кожи от попадания на них капельно-жидких отравляющих веществ, возбудителей болезней, радиоактивной пыли, а также частично от воздействия светового излучения. По принципу защитного действия они подразделяются на фильтрующие (воздухопроницаемые) и изолирующие (воздухонепроницаемые).

Фильтрующим средством защиты кожи является комплект защитной фильтрующей одежды (ЗФО). Основное назначение его – защита кожных покровов человека от воздействия ОВ, находящихся в парообразном состоянии, а также радиоактивной пыли и биологических средств, находящихся в аэрозольном состоянии. Он состоит из комбинезона, нательного белья, подшлемника и портянок, пропитанных специальным химическим составом. Средством защиты может быть обычная одежда (белье, спортивные костюмы и т.д.), если ее обработать специальным химическим составом (2,5 л мыльно-масляной эмульсии на комплект).

Изолирующие средства защиты кожи, изготавливаемые из воздухонепроницаемых материалов (в основном из прорезиненной ткани), могут быть герметичными (костюмы, комбинезоны, закрывающие все тело человека и защищающие от капель и паров ОВ) и частично или полностью негерметичными (плащи, накидки, фартуки, которые в основном защищают только от капельно-жидких отравляющих веществ). Все эти средства применяются при длительном нахождении людей на зараженной местности, выполнении ими дезгазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и зонах заражения.

К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм (Л-1), защитный комбинезон или костюм.

Принцип их защитного действия заключается в изоляции кожных покровов, обмундирования и обуви личного состава от воздействия радиоактивной пыли, паров и аэрозолей ОВ и биологических аэрозолей.

Общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК) предназначен для комплексной защиты от светового излучения и радиоактивной пыли, паров и аэрозолей ОВ и биологических аэрозолей. Он состоит из пропитанных специальным составом куртки, брюк, защитного белья, головного убора, подшлемника.

В состав ОЗК входит защитный плащ, защитные чулки и защитные перчатки, чехол для плаща

Защитный плащ может применяться для защиты от светового излучения ядерного взрыва и зажигательных смесей. ОЗК вместе с противогазом может быть использован в виде накидки, надетым в рукава в виде комбинезона.

Легкий защитный костюм(Л-1) предназначен для защиты кожных покровов личного состава и предохранения обмундирования и обуви от заражения радиоактивной пыли, паров и аэрозолей ОВ и биологических аэрозолей. Костюм Л-1 является средством защиты периодического ношения. При заражении радиоактивной пылью, парами и аэрозолями ОВ и биологическими аэрозолями костюм Л-1 подвергают специальной обработке и используют многократно.

Костюм Л-1 имеет маркировку, нанесенную на куртку и брюки с изнаночной стороны: первая строка - шифр предприятия (цифрами), марка материала; вторая строка - месяц и две последние цифры - год изготовления, рост. Маркировку на перчатки наносят на краги – рост перчаток.

Простейшие средства защиты кожи применяются при отсутствии табельных средств. Может быть использована прежде всего производственная одежда (спецовка) – куртка и брюки, комбинезоны, халаты с капюшоном сшитые из брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Они способны не только защищать от попадания на кожу людей радиоактивных веществ и биологических средств, но и не пропускать в течение некоторого времени капельно-жидких отравляющих веществ. Обычная одежда, обработанная специальной пропиткой, может защищать и от паров отравляющих веществ. В качестве пропитки используют моющие средства ОП-7, ОП-10 или мыльно-масляную эмульсию.

Придать повседневной одежде защитные от отравляющих веществ свойства можно, пропитав ее раствором, который может быть приготовлен в домашних условиях. 2,5 – 3 л раствора необходимого для пропитки одного комплекта одежды, можно получить, если растворить 250-300 г измельченного хозяйственного мыла в 2-3 л горячей воды (60-700С), затем в мыльный раствор добавить 0,5 л минерального (машинного) и другого масла и, подогревая, перемешивать раствор до получения однородной мыльно-масляной эмульсии. Одежду помещают в большую емкость (бак, ведро) и заливают раствором. Пропитанная одежда отжимается и просушивается (утюжке не подлежит).

В летнюю жаркую погоду необходимо соблюдать установленные сроки работы в защитной одежде. Зимой для предупреждения обмораживания следует надевать ее на ватник, использовать подшлемник, теплые портянки, в резиновые сапоги подкладывать стельки из соломы, сена или бумаги, защитные перчатки надевать поверх обычных шерстяных или фланелевых.

Медицинские средства защиты предназначены для профилактики и оказания помощи населению, пострадавшему от оружия массового поражения. С их помощью можно полностью предупредить или значительно снизить развитие поражений у людей, повысить устойчивость организма человека к поражающему воздействию радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. К медицинским средствам защиты относятся радиозащитные препараты, средства защиты от воздействия отравляющих веществ – антидоты, противобактериальные средства (антибиотики, вакцины, сыворотки и др.).

Радиозащитные препараты предназначаются для профилактики поражений ионизирующими излучениями, ослабления проявлений лучевой болезни. Антидоты – специфические противоядия, которые используются для профилактики поражений людей отравляющими веществами. В качестве средств экстренной профилактики инфекционных заболеваний применяются противобактериальные препараты.

Вышеуказанные медицинские средства защиты имеются в аптечке индивидуальной АИ-2. К средствам медицинской защиты относятся также пакет перевязочный медицинский (ППМ), который применяют при оказании помощи при ранениях и ожогах, и индивидуальный противохимический пакет (ИПП), предназначенный для обеззараживания капельно-жидких отравляющих веществ, попавших на открытые участки тела.

В первую очередь средствами защиты обеспечиваются личный состав формирований, рабочие и служащие объектов, расположенных в категорированных городах, а также население городов и поселков, в которых имеется химически опасное производство, во вторую – остальное население категорированных городов, жители населенных пунктов, расположенных в зонах возможных разрушений, в третью – все остальное население, включая жителей сельской местности.

Защита людей от оружия массового поражения и от последствий производственных аварий должна быть комплексной. Нужно учитывать, что использование средств защиты может дать необходимый эффект лишь в сочетании с другими основными способами защиты, прежде всего с укрытием населения в защитных сооружениях.

Чтобы сберечь средства индивидуальной защиты, необходимо:

– предохранять их от сырости, не допускать попадания воды в коробку противогаза, так как отсыревший поглотитель становиться менее активным в поглощении ОВ;

– не сушить и не хранить противогазы, комплекты защитной одежды у отопительных батарей и натопленных печек;

– бережно обращаться с выдыхательными клапанами противогаза, предохранять их от засорения и замерзания; засоренный клапан нужно осторожно продуть;

– не хранить в противогазной сумке посторонних предметов;

– не использовать комплекты защитной одежды, сумки с противогазами в качестве подушек, сидений.

 

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

9.1. Организация и задачи Гражданской обороны Республики Беларусь

 

На современном этапе снижена потенциальная опасность развязывания прямой крупномасштабной агрессии против Союза России и Беларуси. Вместе с тем возможна опасность развязывания локальных, региональных войн, которые при определенных условиях могут в ряде случаев перерасти в крупномасштабные агрессии.

С другой стороны, за последние годы приняты решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия, что снижает возможности вероятного противника по применению оружия массового поражения.

В ходе предполагаемой вооруженной борьбы следует ожидать, что в целях поражения объектов ПВО, дезорганизации государственного и военного управления, срыва стратегического развертывания вооруженных сил, подрыва жизнеспособности государства будут наноситься, главным образом, массированные ракетные и авиационные удары с использованием различных типов высокоточного обычного оружия по всей территории Беларуси.

Вместе с тем, в связи с тенденцией мирового распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, сегодня еще нельзя полностью исключить их выборочное и ограниченное по времени и масштабам применение (в том числе и несанкционированное).

В ходе военных конфликтов можно прогнозировать поражение, в первую очередь, военных объектов и объектов ведущих отраслей экономики (пунктов управления, узлов связи, транспортных узлов, элементов энергосистем, оборонных предприятий и систем жизнеобеспечения населения).

В результате может возникнуть ситуация, связанная с остановкой производства, нарушением условий жизнеобеспечения населения, прямым поражением людей в зонах применения оружия. Возможен неорганизованный поток беженцев. Указанные тенденции обуславливают стратегию строительства и ведения гражданской обороны страны, необходимость поддержания ее готовности на уровне, адекватном реальным угрозам и экономическим возможностям государства, необходимости ее реорганизации в целях решения этих задач.

Гражданская оборона Республики Беларусь является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение комплекса специальных мероприятий по защите населения и хозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного военного времени..

Она представляет собой совокупность специально созданных органов управления, служб и сил, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности населения Республики Беларусь при возникновении ЧС, а так же заблаговременную подготовку к действиям в военное время.

Гражданская оборона — важный фактор обеспечения обороноспособности страны

Государственная политика в области гражданской обороны Республики Беларусь направлена на защиту населения и территорий страны от угроз и опасностей, возникающих при ведении военных действий и их последствий.

Она формируется на основе Конституции Республики Беларусь, актов законодательства Республики Беларусь, общепризнанных принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности Правительства Республики Беларусь, министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и функциями в этой области.

Обеспечивая защиту и выживание населения, устойчивость экономики в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы, гражданская оборона является не только неотъемлемой частью военной безопасности Республики Беларусь, но и одним из важных стратегических факторов ее обороноспособности, составной частью оборонного потенциала. Ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства и достигается проведением единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, системой мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, соответствующих реальным угрозам и экономическим возможностям государства по их предотвращению.

Мероприятия гражданской обороны должны соответствовать изменениям стратегической обстановки, быть эффективными при различных вариантах ведения вооруженной борьбы.

В связи с этим главными целями государственной политики в области гражданской обороны являются:

– создание необходимых условий для предотвращения или максимального снижения возможности поражения населения страны от воздействия современных средств поражения и вторичных факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных объектов;

– обеспечение устойчивого функционирования экономики страны в военное время;

– своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание помощи пострадавшему населению;

– жизнеобеспечение пострадавшего населения, а также населения, оказавшегося в зонах поражения по установленным нормативам военного времени.

На гражданскую оборону Республики Беларусь возлагаются следующие задачи:

1. защита населения от последствий стихийных и экологических бедствий, крупных аварий и катастроф, применения противником современных средств поражения в военное время;

2. координация деятельности органов управления республики по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф;

3. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения;

4. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;

5. специальная подготовка руководящих кадров и сил гражданской обороны, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

6. участие в осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в экстремальных условиях мирного и военного времени.

Гражданская оборона организуется по всей территории Республики Беларусь по территориально-производственному принципу с учетом особенностей областей, городов, районов, предприятий, организаций, учреждений.

Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Республики Беларусь.

Начальником Гражданской обороны Республики Беларусь является Премьер-министр Республики Беларусь.

Руководителем штаба ГО является Министр по чрезвычайным ситуациям.

В министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях руководство гражданской обороной осуществляют руководители.

Руководство ГО на территориях, подведомственных органам государственной власти и управления, органам местного управления осуществляет начальник ГО, которым являются соответственно главы исполнительных органов власти и органов местного управления.

Для обеспечения мероприятий ГО создаются следующие службы:

– гидрометеорологическая;

– экологическая;

– медицинская;

– противопожарная;

– надзора за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетики;

– оповещения и связи;

– охраны общественного порядка;

– защиты сельскохозяйственных животных и растений;

Ответственность за готовность органов и управления сил и средств, включенных в состав служб гражданской обороны, возлагается на руководителей министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, на базе которых они созданы.

Управление, координацию и непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет специально уполномоченный республиканский орган государственного управления гражданской обороной – Министерство по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии с другими республиканскими органами государственного управления, а так же местными исполнительными и распорядительными органами, организациями и общественными объединениями.

Основные направления государственной политики в области гражданской обороны реализуются через государственные, областные, города Минска и отраслевые целевые программы, планы оперативного оборудования территорий в интересах обороны, ежегодное планирование мероприятий гражданской обороны в объемах, определяемых республиканским и местными бюджетами с выделением этих объемов в отдельные статьи, а также через систему государственного мобилизационного планирования.

Оперативное и перспективное планирование мероприятий гражданской обороны и контроль за их реализацией осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Для осуществления дифференцированного подхода к объемам и характеру планируемых и реализуемых мероприятий гражданской обороны производится категорирование городов, объектов и предприятий по степеням риска, опасностей и возможных угроз.

Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны осуществляется целенаправленно за счет средств республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска, средств местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (независимо от форм собственности), а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Для оценки готовности по гражданской обороне используется система оценочных показателей, проводятся учения, тренировки, инспектирование на всех уровнях гражданской обороны.

Основы государственной политики в области гражданской обороны Республики Беларусь могут дополняться и уточняться в соответствии с изменениями военно-политических и социально-экономических факторов.

Основные мероприятия ГО можно разделить на действия в мирное и в военное время.

В мирное время. Система гражданской обороны Республики Беларусь обеспечивает готовность органов управления, сил и средств гражданской обороны на уровне, гарантирующем выполнение возложенных на нее задач в военное время. При этом, силы и средства гражданской обороны в мирное время привлекаются в объеме задач, определенных законодательством, для ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или вызванных актами терроризма.

Кроме того, силы гражданской обороны по решению Правительства Республики Беларусь могут принимать участие в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, для решения следующих задач: обеспечение доставки гуманитарных грузов, оказание медицинской помощи и эвакуация гражданского населения из зон конфликтов, создание условий для его жизнеобеспечения.

В целях обеспечения постоянной готовности гражданской обороны заблаговременно осуществляются следующие мероприятия:

– разработка соответствующих разделов мобилизационного плана государства, накопление резерва материально-технических средств гражданской обороны;

– создание и поддержание в постоянной готовности единой информационно-управляющей системы;

– строительство защитных сооружений на объектах повышенной опасности, являющихся наиболее вероятными целями, и находящихся в зонах возможного поражения (перечень объектов повышенной опасности утверждается Правительством Республики Беларусь);

– подготовка эвакомероприятий из районов возможных боевых действий и из местностей вблизи объектов повышенной опасности;

– создание мобильного резерва средств индивидуальной защиты в объемах, необходимых для обеспечения сил гражданской обороны и населения, проживающего в зонах возможного заражения (загрязнения) при разрушении химических и радиационно опасных объектов;

– разработка научно-методологических основ по повышению устойчивости работы объектов экономики страны в условиях военного времени;

– разработка комплекса мероприятий по созданию организационных, технических и нормативных основ по жизнеобеспечению пострадавшего населения, накопление в этих целях необходимых ресурсов (воды, продовольствия, одежды, медпрепаратов, источников энергоснабжения и др.) и обеспечение их защиты и сохранности;

– строительство и реконструкция городских и запасных пунктов управления гражданской обороны в районах, находящихся в зонах возможного поражения от обычного высокоточного оружия (решение о строительстве загородных запасных пунктов управления гражданской обороны принимается Правительством Республики Беларусь в каждом конкретном случае);

– оснащение, подготовка и поддержание в готовности учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности, входящих в систему наблюдения и лабораторного контроля;

– организация обучения населения, подготовка сил и органов управления для действий в условиях военного времени;

– накопление резервов медицинского имущества, создание специальных медицинских формирований гражданской обороны;

– создание республиканских, областных, городских, районных и объектовых служб гражданской обороны в соответствии с рекомендацией специально уполномоченного республиканского органа государственного управления гражданской обороной.

В угрожаемый период и с началом войны (вооруженных конфликтов). Система гражданской обороны переводится с мирного на военное положение в соответствии с оперативными планами в целом на территории страны или в отдельных ее местностях.

В этот период осуществляется выполнение следующих мероприятий:

– приведение в готовность сил, органов и систем управления гражданской обороны;

– развертывание сил гражданской обороны по штатам военного времени;

– реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с планом мобилизационного задания (расчетного года) экономики страны (в случае его задействования);

– массовое строительство и приспособление защитных сооружений;

– эвакуация населения из районов боевых действий, из местностей вблизи объектов повышенной опасности в районах, где развертываются военные конфликты;

– организация выдачи средств индивидуальной защиты населению в соответствии с планами гражданской обороны;

– приведение в готовность системы жизнеобеспечения пострадавшего населения, задействования ее в районах, подвергшихся нападению;

– организация и проведение своевременных аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

– доведение до населения, проживающего в потенциально-опасных районах, информации об обстановке и порядке действий по сигналам гражданской обороны;

– проведение на предприятиях экономики и объектах жизнеобеспечения населения комплекса практических мероприятий, направленных на повышение устойчивости их работы в условиях военного времени;

– реализация мер по комплексной маскировке неактивными средствами объектов экономики повышенной опасности;

– восстановление необходимых коммунальных служб и объектов коммунально-энергетического хозяйства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.