Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
Закон Республики Беларусь «О милиции» и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов внутренних дел, определяют также их задачи и функции в условиях чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения безопасности в условиях чрезвычайного положения в Республики Беларусь сформирована система субъектов обеспечения национальной безопасности. На государственном уровне в данную систему входят следующие органы управления указанной деятельностью: Президент Республики Беларусь, которому непосредственно подчинены Совет Безопасности Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь, государственные органы исполнительной власти, которые участвуют в обеспечении общественной безопасности, это – МВД Республики Беларусь, КГБ Республики Беларусь, МЧС Республики Беларусь, МО Республики Беларусь и др. На региональном и местном уровнях систему обеспечения безопасности составляют соответствующие структуры органов власти и управления, действующие в пределах предоставленных им законом прав и полномочий с учетом разделения компетенции республиканских, региональных и местных субъектов управления. Целью функционирования указанной системы являются создание и поддержание необходимого уровня безопасности государства, общественных институтов, защиты прав и свобод, жизни и здоровья граждан, а также защиты собственности. Особое значение имеет правовая норма, обязывающая милицию принимать и регистрировать заявления, реагировать на сообщения и иную поступающую информацию об административных правонарушениях, о преступлениях и событиях, угрожающих личной безопасности граждан или общественной безопасности, и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством. При получении информации обо всех случаях возникновения угрозы (как при явлениях субъективного –преступлений, так и объективного характера – авариях, стихийных бедствиях и др.), рассматриваемым нормативным предписанием, милиция обязана оперативно реагировать и принимать предусмотренные законом меры. В законах и нормативных актах МВД Республики Беларусь содержатся конкретные обязанности и права милиции общественной безопасности, ее служб и подразделений по обеспечению общественного порядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Внутренние войска и органы внутренних дел привлекаются для: проведения неотложных мероприятий по спасению людей; охране имущества, оставшегося без присмотра;обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций за пределами мест их дислокации и обслуживаемых ими территорий, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий. В этих случаях МВД Республики Беларусь осуществляет оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск, организует разработку и осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время. Министр внутренних дел вносит предложения Президенту Республики Беларусь по обеспечению общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности на территории Беларуси или в отдельных ее регионах, где введено чрезвычайное положение, по привлечению дополнительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск. Так выглядит система нормативных актов, регулирующих при наступлении чрезвычайных ситуаций деятельность органов внутренних дел, милиции по обеспечению общественной и личной безопасности граждан. Анализируя задачи и функции, которые выполняют органы внутренних дел при обеспечении правового режима чрезвычайного положения, можно увидеть, что в этом участвуют практически все подразделения, так как деятельность органов внутренних дел в таких условиях весьма широка и многообразна (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, профилактическая и др.). С помощью разнообразных методов каждая служба МВД Республики Беларусь участвует в решении этих задач непосредственно на своих участках работы. Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан и их интересов складывается из усилий всех служб Министерства. Тем не менее, для органов внутренних дел именно административная деятельность является основной при осуществлении режима чрезвычайного положения. Правомерное «ущемление» административно-правового статуса физических лиц, выступая в качестве средства осуществления режима чрезвычайного положения, послужило основанием для выделения особой формы административно-правового регулирования, специфика которой заключается в характере правового воздействия на правоотношения в условиях чрезвычайного положения и выражается в установлении режима административно-правовых ограничений. При расширении компетенции государственных органов они приобретают возможность определенным образом изменить характер принудительного воздействия на физических и юридических лиц. В условиях чрезвычайного положения действие предписаний об ограничении прав и свобод распространяется не на конкретных лиц, а на население всей территории (в данных условиях такой вид регулирования становится преобладающим). Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые ОВД при введении военного положения.
Приказом МВД от 23.10.2003 года № М-002 «О боевой и мобилизационной готовности органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь» для боевой готовности ОВД устанавливаются 3 степени готовности: постоянная, повышенная полная. При боевой готовности «ПОСТОЯННАЯ» органы, подразделения и учреждения МВД, занимаясь повседневной плановой деятельностью, находятся в готовности к выполнению служебно-боевых и оперативно-служебных задач. При этой степени боевой готовности обеспечивается управление подчиненными органами и подразделениями в повседневном режиме работы. Система связи находится в готовности для приема и передачи сигналов боевого оповещения и оперативной информации. Автоматизированная система оповещения работает в дежурном режиме. Вооружение, военная техника, материальные средства содержатся в соответствии с нормами и порядком, установленными приказами. Хранение материальных средств осуществляется на базах и складах. При боевой готовности«ПОВЫШЕННАЯ»органы, подразделения и учреждения МВД Республики Беларусь оставаясь в пунктах постоянной дислокации скрытно проводят мероприятия, в результате которых повышается их готовность к выполнению боевых задач. Оповещение производится без объявления боевой тревоги, в распорядительном порядке (путем отдачи команд, распоряжений). Личный состав приводится в повышенную боевуюготовностьпутем отдачи распоряжений (постановки задач) начальникам органов и подразделений. Органы внутренних дел и внутренние войска переводятся на усиленный режим несения службы, усиливают охрану общественного порядка на объектах жизнеобеспечения государства, в населенных пунктах, местах сосредоточения людей и транспорта, а также на маршрутах их движения. Проводятся подготовительные мероприятия по переводу оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности на работу в условиях военного времени. Учитываются расчеты по организации досрочных выпусков курсантов и мероприятия по переводу учебных заведений на сокращенные сроки обучения и ряд других мероприятий. На выполнение повышенной боевой готовности отводится не более 2-х суток. При боевой готовности,«ПОЛНАЯ» органы, подразделения и учреждения МВД Республики Беларусь поднимаются по боевой тревоге и приводятся в готовность к выполнению боевых и оперативно-служебных задач в соответствии с оперативным предназначением. С введением полной боевой готовности: на пунктах управления осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов; части внутренних войск доводятся до штатов военного времени, осуществляется их боевое слаживание и приведение в боевую готовность к выполнению задач по предназначению;полностью заканчивается подготовка к эвакуации членов семей сотрудников; осужденные перемещаются по особым планам. Приведение органов, подразделений, учреждений МВД Республики Беларусь в установленные степени боевой готовности, в зависимости от обстановки может осуществляться последовательно, либо сразу в высшее. Оповещение о введении степеней готовности осуществляется дежурной частью МВД Республики Беларусь. В целях реализации Замысла Министра внутренних дел на выполнение государственных задач в условиях военного времени основными задачами Министерства внутренних дел Республики Беларусь по переводу органов внутренних дел и внутренних войск МВД с мирного на военное время, их оперативно-служебного и служебно-боевого применения в период возникновения военной угрозы и в военное время следует считать организованную и своевременную подготовку органов управления, органов и подразделений внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск МВД, формируемых частей и подразделений к выполнению задач по предназначению. Органы внутренних дел и внутренние войска МВД при переводе их с мирного на военное время, в период возникновения военной угрозы и военное время могут выполнять различные задачи, вытекающие из общественно-политической и оперативной обстановки, которая может сложиться на обслуживаемой территории, особенно в приграничных районах республики. План перевода органов внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Беларусь с мирного на военное время состоит из текстуальной части, графической части и приложений к Плану. План перевода составляется с учетом возможностей органов внутренних дел и внутренних войск МВД, специфики решаемых ими задач и должен согласовываться с Планом применения. Текстуальная часть Плана перевода состоит из разделов: общие положения; порядок оповещения; порядок перевода с мирного на военное время; организация оперативного (боевого) обеспечения; организация морально-психологического обеспечения; организация технического и тылового обеспечения; организация финансового обеспечения; организация подготовки и проведения эвакуационных мероприятий; организация взаимодействия; организация управления; проверка боевой и мобилизационной готовности. Графическая часть Плана перевода разрабатывается на карте обслуживаемой территории или плане (схеме) города (населенного пункта). Масштаб и размеры карты (плана или схемы) должны обеспечивать размещение всех требуемых элементов, предусмотренных Планом перевода. В качестве приложений к Плану перевода разрабатываются: график выполнения основных мероприятий при приведении органов внутренних дел и внутренних войск МВД в степени боевой готовности «ПОВЫШЕННАЯ» и «ПОЛНАЯ»; план управления; план отмобилизования (план доукомплектования или расчеты на доукомплектование личным составом и транспортными средствами); план боевого слаживания (для органов управления - план слаживания) и другие документы. Содержание разделов текстуальной части Плана перевода составляют: 1. Общие положения: цель и задачи перевода органов внутренних дел и внутренних войск МВД с мирного на военное время; мобилизационное задание, наличие и порядок использования мобилизационных ресурсов, резерв мобилизационных ресурсов; степени боевой готовности, их определение, состояние органов внутренних дел и внутренних войск МВД при каждой степени и т.д. 2. Порядок оповещения: порядок доведения распоряжений (приказов) вышестоящего органа управления на приведение в степени боевой готовности «ПОВЫШЕННАЯ» и «ПОЛНАЯ» подчиненных органов и подразделений внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск МВД; сигналы (команды), установленные для оповещения личного состава органов внутренних дел и внутренних войск МВД при приведении в высшие степени боевой готовности, и требования по экипировке и т. д. 3. Порядок перевода с мирного на военное время: общий порядок перевода на военное время с указанием районов (пунктов), в которых будут проводиться запланированные мероприятия; варианты (способы) перевода с мирного на военное время: по порядку выполнения мероприятий (последовательное приведение в высшие степени боевой готовности, приведение в высшую степень боевой готовности, минуя промежуточную), по месту проведения мероприятий (в пунктах постоянной дислокации, в районах сосредоточения, в районах учений и т.д.), по составу привлекаемых сил (в полном составе, часть сил) и т. д. 4. Организация оперативного (боевого) обеспечения (по видам обеспечения: разведка (в т.ч. организация оперативно-розыскных мероприятий; маскировка; охранение; инженерное обеспечение; РХБ защита; инженерно-техническое обеспечение; комендантская служба): цель, основные задачи и направления сосредоточения основных усилий вида обеспечения; состав сил и средств вида обеспечения и т. д. 5. Организация морально-психологического обеспечения: цель, основные задачи и направления сосредоточения основных усилий морально-психологического обеспечения и т. д. 6. Организация технического и тылового обеспечения: цель, основные задачи и направления сосредоточения основных усилий вида обеспечения; состав сил и средств вида обеспечения и др. 7. Организация финансового обеспечения: цель, основные задачи финансового обеспечения; состав сил и средств финансового обеспечения; основные мероприятия финансового обеспечения с указанием степеней боевой готовности и сроков их проведения и др. 8. Организация подготовки и проведения эвакуационных мероприятий: цель, основные задачи и порядок выполнения эвакуационных мероприятий; силы и средства, выделяемые для обеспечения эвакуации, охраны и сопровождения эвакуируемых. 9. Организация взаимодействия: цель взаимодействия; основные задачи перевода на военное время, по которым организуется взаимодействиеи др. 10. Организация управления: имеющиеся и создаваемые органы и пункты управления, иихзадачи; оперативные группы, СОШ, создаваемые на пунктах управления, организация их работы; задачи по обеспечению скрытого управления и др. 11. Проверка боевой и мобилизационной готовности: общий порядок проведения проверок; права должностных лиц по проверке боевой готовности; установленные ограничения; порядок оповещения личного состава структурных подразделений при проведении проверок боевой и мобилизационной готовности. План перевода также содержит ряд приложений: график выполнения основных мероприятий при приведении органов внутренних дел и внутренних войск МВД в степени боевой готовности «ПОВЫШЕННАЯ» и «ПОЛНАЯ» оформляется в табличной форме; План оперативно-служебного применения органов внутренних дел и служебно-боевого применения внутренних войск МВД Республики Беларусь в период возникновения военной угрозы и военное время состоит из текстуальной части, графической части и приложений к Плану. Текстуальная часть Плана применения состоит из разделов: общие положения; порядок оперативно-служебного применения органов внутренних дел и служебно-боевого применения внутренних войск МВД; организация всестороннего обеспечения; организация взаимодействия; организация управления. Графическая часть Плана применения разрабатывается на карте обслуживаемой территории или плане (схеме) города (населенного пункта). Масштаб и размеры карты (плана или схемы) должны обеспечивать размещение всех требуемых элементов предусмотренных Планом применения: В качестве приложений к Плану применения разрабатываются: план управления применением сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД; план действий органов внутренних дел и внутренних войск МВД по реализации мер военного положения; расчеты сил и средств, необходимых для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач (в том числе для проведения специальных операций); расчеты на перевозку (передислокацию) сил и средств различными видами транспорта в районы вероятных действий (оперативно-служебного и служебно-боевого применения); расчеты по видам оперативного (боевого) обеспечения; план морально-психологического обеспечения; расчеты по техническому и тыловому обеспечению и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|