Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовые основы, порядок введения и мер по обеспечению на территории Республики Беларусь режима военного положения



Военное положение -особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы Республике Беларусь или нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы Республике Беларусь или отражения нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей (Ст. 1. Закона Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 185-З «О военном положении»)

Военная угроза Республике Беларусь (далее - военная угроза) - действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

Нападение на Республику Беларусь (акт вооруженной агрессии) (далее - нападение) - применение другим государством (другими государствами) вооруженной силы против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.

Правовыми основами военного положения являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь в данной области. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Целью введения военного положения является создание необходимых условий для устранения военной угрозы или отражения нападения.

Основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь являются военная угроза или нападение.

Военной угрозой признаются любые из следующих действий: объявление войны Республике Беларусь со стороны другого государства (других государств); концентрация вооруженных сил другого государства (других государств) вдоль Государственной границы Республики Беларусь, указывающая на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; возникновение очагов вооруженных конфликтов, направленных против Республики Беларусь; проведение в другом государстве (других государствах) мобилизации с целью нападения на Республику Беларусь; активизация международного терроризма, направленного против Республики Беларусь и угрожающего ее суверенитету, независимости и территориальной целостности; иные действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), включая заявления и демонстрацию силы, осуществляемые в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и реально указывающие на подготовку к нападению на Республику Беларусь.

Военное положение на территории Республики Беларусь вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - Совет Республики).

Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.

После обнародования указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения члены Совета Республики обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета Республики в возможно короткие сроки без специального вызова.

Совет Республики рассматривает указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения и не позднее чем в трехдневный срок после его внесения принимает соответствующее решение. Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения, не утвержденный большинством голосов от полного состава Совета Республики, утрачивает силу сразу же после принятия соответствующего решения Советом Республики, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Военное положение, введенное на территории Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом, отменяется указом Президента Республики Беларусь после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены военного положения нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые (изданные) для обеспечения режима военного положения, не применяются и подлежат отмене государственными органами (должностными лицами), их принявшими (издавшими), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

С момента отмены военного положения государственные органы и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения режима военного положения.

Режим военного положения определяется настоящим Законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для устранения военной угрозы или отражения нападения.

Обеспечение режима военного положения осуществляется Президентом Республики Беларусь, государственными органами, органами военного управления и местными советами обороны в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, путем применения мер, предусмотренных настоящим Законом и определенных указом Президента Республики Беларусь о введении военного положения.

Органы местного самоуправления, иные организации и граждане оказывают государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны содействие в обеспечении режима военного положения.

На основании указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения в период действия военного положения применяются следующие меры: установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; привлечение государственного, а также мобилизационного резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой продукции и иные необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности и др.

Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, могут быть привлечены Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к решению задач по осуществлению режима военного положения принимается Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Безопасности Республики Беларусь и доводится до органов военного управления.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования: охраняют общественный порядок, объекты, подлежащие государственной охране, и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объекты, представляющие повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; обеспечивают соблюдение установленных ограничений на свободу передвижения по территории Республики Беларусь, а также введенного особого режима въезда на территорию Республики Беларусь и выезда с нее, включая установленные ограничения на въезд на территорию Республики Беларусь и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; участвуют в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями; осуществляют ограничение движения транспортных средств, их досмотр, а при необходимости – задержание; осуществляют мероприятия комендантского часа, а также проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, осмотр жилых и других помещений; задерживают граждан при нарушении ими режима военного положения на срок не более трех суток; обеспечивают введение в органах военного управления дополнительных мер, направленных на усиление защиты государственных секретов; осуществляют военную цензуру за почтовыми отправлениями и сообщениями, контроль за телефонными переговорами; пресекают деятельность незаконных вооруженных формирований, террористическую и диверсионную деятельность; участвуют в иных мероприятиях по обеспечению режима военного положения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

На территории, на которой ведутся военные действия, применение мер, на основании указа Президента Республики Беларусь может быть возложено на органы военного управления. Границы указанной территории и полномочия органов военного управления по применению мер определяются указом Президента Республики Беларусь.

В ходе реализации мер по обеспечению режима военного положения в зонах ответственности органы военного управления издают приказы, обязательные для выполнения всеми организациями и гражданами.

С введением военного положения в областях, районах, городах на основании указа Президента Республики Беларусь создаются местные советы обороны.

Местные советы обороны являются составной частью системы обороны Республики Беларусь и подчинены Совету Безопасности Республики Беларусь.

Непосредственное руководство местными советами обороны возлагается на руководителей соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа и его заместители, командиры (начальники) местных органов военного управления, органов внутренних дел, государственной безопасности, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям являются членами местного совета обороны по должности. Иные члены местного совета обороны назначаются руководителем местного исполнительного и распорядительного органа.

Местные советы обороны в соответствии с указом Президента Республики Беларусь о введении военного положения реализуют меры по обеспечению режима военного положения: принимают меры по усилению охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; организуют осуществление особого режима работы объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; организуют осуществление запретов или ограничений на проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий; организуют выполнение работ оборонного характера, ликвидацию последствий применения оружия, восстановление поврежденных (разрушенных) объектов, систем жизнеобеспечения и военных объектов, борьбу с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями и т.д.

Правосудие в период действия военного положения осуществляется только судом в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент введения военного положения. Образование чрезвычайных судов запрещается. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь в период действия военного положения осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент введения военного положения.

В период действия военного положения не допускаются роспуск Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, проведение выборов и референдумов. В случае истечения в период действия военного положения срока полномочий выборных государственных органов и должностных лиц срок их полномочий продлевается до прекращения периода действия военного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Законом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.