Здавалка
Главная | Обратная связь

Поставка для государственных нужд.



Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных или муниципальных нужд.Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения по­требностей государства, Российская Федерация и ее субъекты действуют как участники гражданско-правовых отношений (ст. 124 ГК).

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно при­меняются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30). Но эти отношения в приоритетном перед нормами ГК о договоре поставки и общими по­ложениями о купле-продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (1) осуществляется на основе го­сударственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров по­ставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК).

Государственный контракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа). Причем в не­которых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта бу­дет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено предусмотренное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату по­ставленных товаров (ст. 526 ГК).

Сторонами государственного контракта (2) на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель).

В качестве государственных заказчиков (3) в соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» могут выступать феде­ральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государ­ственное учреждение. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществ­ляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на по­ставку материальных ценностей в мобилизационный резерв признаются также и иные фе­деральные органы исполнительной власти. В качестве государственного заказчика по оборонному заказу выступает орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.

Поставщиками (исполнителями) (4) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и опре­деления его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным. Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа. В некоторых случаях принятие доведенного до по­ставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказать­ся от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, дейст­вующие в иных организационно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на по­ставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчи­ком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого за­каз на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рас­смотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный срок со дня его полу­чения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:

во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предло­женных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписы­вает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государствен­ному заказчику;

во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (испол­нитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государст­венного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (ис­полнитель) должен уведомить государственного заказчика в гот же тридцатидневный срок

Государственному заказчику предоставляется тридцать дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (ис­полнителем). Здесь возможны следующие варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении тридцатидневного срока разногласия по госу­дарственному контракту, заключение которого является обязательным для государствен­ного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понужде­нии к заключению государственного контракта.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикре­пляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между по­ставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государствен­ных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в тридца­тидневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он дол­жен принять меры к их согласованию и в тридцатидневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рас­смотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе укло­няться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) за­ключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

 

72.Договор контрактации: понятие и особенности правового регулирования.

Договор контрактации, являющийся отдельным видом договора купли-продажи, призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных органи­заций и крестьянских (фермерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Договором контрактации (1) признается такой вид договора купли-продажи, по кото­рому продавец - производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию покупателю-заготовителю, в качестве которого выступает лицо, осуществляющее закупки такой про­дукции для переработки и продажи, а заготовитель обязуется оплатить полученную сель­скохозяйственную продукцию (п. 1 ст. 535 ГК).

Этот договор — возмездный, консенсуальный, взаимный (двусторонний).

В качестве продавца (2) по такому договору выступает производитель сельскохозяйст­венной продукции. Таковыми признаются сельскохозяйственные коммерческие организа­ции: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.

Для договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующе­го сельскохозяйственную продукцию. Главное заключается в том, что такое лицо реализу­ет сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных препятствий для того, чтобы относить к договорам контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной про­дукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

В качестве покупателя (3)по договору контрактации выступает заготовитель, т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйствен­ной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие комбинаты, молоко­заводы, фабрики по переработке шерсти и т. п., а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

Объектом договора контрактации (4) является сельскохозяйственная продукция, про­изведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Речь идет о такой продукции, ко­торая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.) в сельскохозяйственном производстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой про­дукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, на­пример масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких то­варов должна осуществляться по договорам поставки.

В отношениях по контрактации правовое значение имеют также цели приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции (для ее переработки или продажи). Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления или для иных целей, не связанных с ее переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулиро­ванным специальными правилами об этом договоре (§ 5 гл. 30 ГК), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§ 3 гл. 30), и только при отсутствии таковых -общие положения о купле-продаже (п. 2 ст. 535 ГК). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассор­тименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче за­готовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутст­вии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности произ­водителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанно­стям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки.

Договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохо­зяйственной продукции сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей пе­реработки или реализации потребителям; под поставкой разумеются договорные отноше­ния между товаропроизводителями (поставщиками) и покупателями (потребителями) го­товой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать условия: об объеме (количестве) закупаемой продукции, ее ассорти­менте и качестве, о ценах, сроках закупки и порядке расчетов. Особые правила преду­смотрены в отношении цены и порядка расчетов за закупаемую продукцию. Договор счи­тается действующим по тем ценам, которые на момент его заключения были определены в договоре, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сторон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность порядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена форма расчетов за закупаемую сельскохозяйст­венную продукцию, стороны должны использовать инкассовую форму расчетов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.