Этап. Решение педагогических задач по данной теме.
Проанализируйте ситуацию учебного процесса с точки зрения дидактических принципов. Задача 1. В 8-м классе начинается изучение темы «Начало французской революции». Учитель говорит: «Запишите признаки революционной ситуации». Затем он диктует их и предупреждает: «Эти признаки нужно запомнить». Задача 2. «История Франции, – рассказывает учитель, – одна из интереснейших страниц истории. Сегодня на уроке мы познакомимся с Францией 17-18 веков. Наша задача – доказать, что пережитки феодального строя тормозили развитие Франции. Прошу записать это задание и по ходу моего рассказа отмечать те факты, которые служили бы этому доказательством».
Педагогические задачи для самостоятельного анализа в микрогруппах. 1 микрогруппа На уроке литературы в 5 классе изучается тема «Русские народные сказки». – Ребята! Кто из вас любит сказки? – спрашивает учительница. Поднимается лес рук. – О, вы все любите сказки. Назовите ваши любимые сказки. Дети называют сказки. Некоторые готовы пересказать их. – Теперь, ребята, я буду показывать вам картины, а вы попробуйте узнать, события каких сказок на них отображены. Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова «Иван – царевич на сером волке», «Ковёр – самолёт», «витязь на распутье» и др. – Ребята, как вы думаете, давно появились сказки? Кто их создавал? А почему мы говорим «создавали сказку», а не «написали сказку»? Ученики высказывают свои суждения. Учительница обобщает высказывания детей, подводит их к определению устного народного творчества.
1. Какие принципы обучения были реализованы на этом уроке? 2. Какова роль вопросов учительницы в ходе изучения нового материала?
2 микрогруппа Учительница математики к каждой теме готовила систему заданий на карточках для самостоятельной работы учащихся. Как правило, они были трёх категорий: повышенной, средней и заниженной трудности. Она раздавала задания ученикам с учётом их умственных возможностей. Иногда отдельные ученики жаловались: «Вы некоторым ребятам даёте лёгкие задания, а нам все трудные…» Для проведения контрольных работ всем ученикам предлагались задания одного уровня сложности.
1.Требования каких дидактических принципов находили реализацию в работе учительницы? 2.Согласны ли вы с тем, что для контрольной работы необходимо всем ученикам предлагать задания одного уровня сложности? Если нет, то почему?
3 микрогруппа Урок русского языка в 5 классе. Тема «Правописание падежных окончаний существительных». Учительница быстро и чётко объяснила материал и предложила ребятам самостоятельную работу над упражнением. Поднимается несколько рук. – Что там у вас? – спрашивает учительница. –Я не понимаю, как делать. – Не знаю, какую букву писать – е или и. и так у целой группы учеников. Это раздражает учительницу. – Слушать надо внимательно, когда объясняю. А то развесили уши.
1. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения требований принципов дидактики. 2. Дайте педагогический совет, исходя из требований дидактических принципов.
4 микрогруппа Урок литературы в 7 классе. Тема «Жизнь и деятельность Тараса Шевченко». Учительница на перемене развесила плакаты – иллюстрации о жизни поэта, прикрепила ряд репродукций с картин Т.Г. Шевченко. Ещё до звонка на урок ученики рассматривали этот материал. На уроке глаза ребят блуждали с одного плаката на другой, внимание переключалось на репродукции картин. Рассказ учительницы о жизни поэта разбивался о какой – то психологический барьер, созданный учениками.
1.Объясните данную ситуацию с точки зрения требований некоторых дидактических принципов. 2.Дайте учителю педагогический совет.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|