Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы проведения занятия



1 этап. Осознанное воспроизведение знаний о методах обучения, их существенных и отличительных признаках, которые в дальнейшем помогут студентам различать их в практике обучения. Освоение общепринятых методов и приёмов обучения.

Вопросы для обсуждения:

· Раскрыть понятие метода и приёма в обучении.

· Представить различные классификации методов обучения.

· Рассмотреть традиционные (общепринятые) методы обучения

· Перечислить приёмы активизации мыслительной деятельности школьников при устном изложении материала.

· Назвать методы закрепления изучаемого материала и представить содержательные характеристики.

· Охарактеризовать методы самостоятельной работы учащихся, сущность самостоятельной работы.

· Перечислить методы учебной работы по выработке умений и навыков школьников.

· Рассмотреть порядок учебной работы по закреплению учебного материала.

 

2 этап. Решение педагогических ситуаций .

Педагогические задачи для самостоятельного анализа в микрогруппах.

 

Задача для 1 микрогруппы:

В четвертом классе учительница предложила учащимся написать характеристику своего друга.

Предварительно на уроках чтения учащиеся вспоминают, в каких произведениях они встречали описание портрета действующего лица и как он изображен. Учительница дает определение, что такое портрет, и в качестве примера предлагает учащимся устно описать портрет своей мамы.

Коллективно выясняют, что может включать в себя портрет: описание волос, глаз, цвета лица, очертания носа, подбородка. Попутно учащиеся выясняют, что можно сказать о волосах, их цвете, об улыбке, глазах. Глаза мамы бывают и ласковые, и добрые, и грустные, и внимательные, и строгие, определяют дети, а руки – ласковые, заботливые, трудолюбивые, нежные.

До написания характеристики учительница сказала: «В человеке важна не внешность, а его внутреннее содержание. Внешность может быть и не особенно привлекательная, но поведение человека, поступки его заслуживают похвалы, одобрения, уважения. Поэтому о человеке судят по его делам. Когда будете писать о своем товарище, отметьте, за что вы его любите, что цените в нем».

Затем дается примерный план характеристики: кто мой друг, его внешность, мое отношение к другу, что я ценю в своем друге.

На уроке учительница читает две характеристики, написанные на одного и того же человека, и предлагает учащимся указать, какую черту мальчика отмечают оба товарища:

«У меня есть товарищ. Его зовут Юра, мы с ним учимся в одном классе. Юра среднего роста. У него темные волосы, проницательные серые глаза с веселыми искорками. Нос у Юры курносый, походка быстрая. Я люблю своего товарища. В трудную минуту он всегда за меня заступится». (Сережа Х.).

«Моего товарища зовут Юра. Подружились мы во втором классе. Юра среднего роста. Волосы у него темные, глаза серые, веселые, курносый нос, легкая походка. Я очень люблю Юру. С ним всегда весело, некогда скучать. Он – мастер на все руки. Юра никогда не бросит товарища в беде». ( Володя Б.).

Назовите метод обучения и представьте методику организации данного метода в последовательности действий учителя на уроке.

 

Задача для 2 микрогруппы:

На уроке географии в шестом классе по теме «Вулканы и гейзеры» учительница рассказала о наличии в районах некоторых действующих вулканов большого количества подземных источников и спросила:

- Какие изменения происходят с водой?

- Вода нагревается, если находится близко к вулкану.

- А что происходит потом?

- Образуется пар.

- Что случится после парообразования?

Задумались. Кто – то вспомнил: когда чайник кипит, из него выходит пар. Другой ученик высказал предположение, что из земли тоже должен выходить пар. Догадка осенила сразу многих: конечно, горячая вода, смешиваясь с паром, выбрасывается с силой наружу. Учительница подтвердила правильность вывода и показала картину « Гейзеры»…

1. Назовите метод обучения и группу, к которой он относится.

2. Каким еще методом мог изучаться этот материал?

Измените условия задачи так, чтобы в ней применялся другой метод обучения. Сравните по эффективности ваш метод с примененным в предложенной ситуации.

 

Задача для 3 микрогруппы:

Урок географии в пятом классе. Тема урока «От чего зависит погода. Воздушные массы».

Учитель обращается к ученикам:

- Как вы помните, несколько дней назад у нас стояла солнечная, теплая, настоящая весенняя погода. Бежали ручьи… Хорошо было! А вчера после полудня вдруг подул слабый, но неприятный, холодный ветер с севера. Ночью и утром сегодня был туман, а сейчас – видите? – мелкий, холодный дождь моросит и с севера тянет все тот же противный ветер. Интересно: почему так переменилась погода? И еще: какую погоду мы можем ожидать на завтра?

После этого учитель ставил перед учениками ряд вопросов, ученики отвечали на них; затем следовали другие вопросы.

- Какая, мы сказали, была погода на днях? А почему не такая, как, скажем, зимой? Да, тогда солнце стояло низко и день был короткий. А какое значение имеет высота солнца и продолжительность дня? Так почему же несколько дней назад, в апреле, у нас была такая прекрасная погода?

- Хорошо. А теперь решим еще вопрос: как изменилась влажность воздуха за эти теплые дни? Да, воздух стал немного влажнее. Значит, он был теплым и влажным.

- А потом что случилось? Подул ветер. С какой стороны? А что там, на севере? Взгляните на карту. Значит, подул ветер с Северного Ледовитого океана. И принес какой воздух? Да, холодный и сухой…

Урок продолжается.

1. Какой метод изучения нового учебного материала избрал учитель и почему?

2. В чем эффективность этого метода?

Задача для 4 микрогруппы:

Известный русский педагог П. Ф. Каптерев приводит пример использования на уроке метода беседы.

Желая объяснить правописание приставки ПРО- с глаголами, учитель заранее приготовил слова «протекать» и «протыкать». Теперь, организуя на уроке беседу, учитель стремится к тому, чтобы дети сами назвали эти слова. Для этого он обращается к ученикам с вопросами:

«Что сказали бы вы, если бы во время дождя сюда сверху лилась вода?». Ответ: «Сказали бы, что здесь скверно, мокро, сыро, потолок плох». Учитель: «Погодите, что сказали бы вы о самой воде, которая лилась бы сюда?». Ответ: «Она дождевая». Учитель, волнуясь, импровизирует: «Нет, что сказали бы вы о воде – то, какое сказуемое приписали бы этому слову? Ну, что она делает?». Ученики: «Капает, льется, течет…»

Учитель злобно спрашивает: «Сквозь потолок она что делает?». Ученики, недоумевая и еще более боясь рассердить учителя, вполголоса говорят: «Что делает – льется». – «Ну, льется, - подхватывает учитель, - ну, а еще как можно сказать?» Ученики: «Течет…» - «Ну, а еще как? Течет; ну, а если сквозь что – нибудь течет, как говорят, какой слог прибавлять?» Учитель на доске пишет глагол «протекает». А затем, в убеждении, что он добъется другого глагола скорее, берет лоскут бумаги и говорит ученикам: «Наблюдайте, что я буду делать». Протыкает бумажку и спрашивает, надеясь получить сразу правильный ответ: «Что я сделал?» Ученики: «Дыру». И только через десять минут учитель добился правильного ответа, жалуясь потом на учеников, что они тупицы и прочее.

1. Как вы относитесь к такой беседе?

2. Почему она не получилась?

 

3 этап.Формирование творческого подхода к усвоенным знаниям о методах обучения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.