Спиритуалистическое пространство
Итак, Швейцер и Пирро, с одной стороны, и Курт — с другой, говорят о неких процессах движения в музыке. Советский исследователь И. И. Иоффе с иных позиций подходит к этой проблеме.* Он говорит, что художникам эпохи барокко (то есть XVII и первой половины XVIII века) свойственно определенное мировоззрение, которое именуется «спиритуалистическим». Иоффе указывает, что в различных искусствах и в различных слоях общества (я имею в виду баховскую эпоху) культивировались образы, соответствующие «ярусам спиритуалистического пространства». Придворное искусство, изнеженное и стремящееся уйти от образов реальной борьбы, стремится замкнуться в верхней сфере спиритуалистического пространства; оно становится пасторальным, замкнутым в себе миром. Народное искусство, по мысли исследователя, выражает насмешку, иронию и протест в гротесковых образах «низкой» сферы. Центральное же, «большое» искусство бюргерства, вдохновленное современными передовыми идеями, разрабатывает образы среднего яруса спиритуалистического пространства. И в этом «большом» искусстве средний ярус является центральным полем в борьбе за жизненные идеалы. «Спиритуалистическое пространство», — говорит Иоффе, — является прежде всего некой неизменяемой и заранее данной системой. Мир создан, мир уже существует, структура этого мира дана в спиритуалистической системе с тремя ярусами (небо, земля, подземный мир). И второе: внутри этой системы мы имеем процесс борьбы. Больше того — можно сказать, что весь жизненный смысл этой системы состоит в борьбе, что ведется в среднем ярусе человеком, колеблющимся между верхом и низом. Но при всей сложности этой борьбы процесс всегда происходит внутри системы, никогда за ее пределы выйти не может. Борьба происходит за достижение света внутри системы, но не за изменение самой системы.» Следовательно, наиболее остро борьба протекала в среднем ярусе спиритуалистической системы. Но само наличие борьбы опасно для системы, претендующей на незыблемость. И передовые художники, устанавливая новую образность, обретая новую технику, разрабатывая методы диалектики борьбы, именно благодаря этой диалектике преодолевали, в конечном счете, рамки спиритуалистической системы и открывали путь к новому, жизненно оправданному гуманизму.
Реприза
Теперь можно попытаться объединить соображения, высказанные в первом и в этом разделе. Если сопоставить формулировку постоянного тембро-динамического лада, данную в конце предыдущего раздела, и приведенную выше характеристику спиритуалистического {60}пространства, то станет очевидной существующая между ними глубокая связь. Станет также понятным, что, например, Арп Шнитгер в своих сложных постоянных тембро-динамических ладах, в интонировке регистров органа выражал идеи спиритуалистического пространства. Не покажется тогда странным, почему Бах мог «бросить» на, казалось бы, лишенные динамики клавиатуры органа и клавесина грандиозные динамические построения и почему он, связанный со спиритуалистическим мировоззрением, мог выражать всю динамику своих мыслей на инструментах с постоянным тембро-динамическим ладом — на клавесине и органе, — якобы лишенных динамики.
«Факты» и закономерности
Третий раздел я начинаю с введения нового образа — современного фортепиано. Обратимся к тем «бехштейнам», «блютнерам» и «стейнвеям», которые стоят в наших концертных залах, в классах консерваторий, на которых учимся играть, игру на которых слушаем. Вопрос, нас интересующий, заключается в следующем: как исполнять на современном фортепиано музыку, написанную более 200 лет назад композиторами, которые не имели понятия о возможностях фортепиано, и созданную для клавесина, о котором не имеют или почти не имеют понятия исполнители наших дней. Ответу на этот вопрос посвящено немало усилий исследовательских и исполнительских. Интерес к нему не ослабевает— наоборот, за последние десятилетия все возрастает. И, несмотря на расцвет исследовательской и исполнительской работы в этой области, мы еще до сих пор не имеем четко сформулированных положений, в которых определялись бы основные принципы. Разберем наиболее простые ответы на поставленный нами вопрос. Нередко полагают, что при исполнении клавесинной музыки на фортепиано следует стремиться не к использованию ресурсов, предлагаемых современным инструментом, но к передаче характера клавесинной игры, клавесинной звучности. Это мнение распространено не только среди широких кругов учащихся и любителей, но и среди некоторых музыковедов: например, Фридрих Блюме* так писал в 1926 году: «Нельзя извлечь серебристое, яркое звучание клавесина из современного рояля. Более всего можно добиться подражания ему путем острого и точного пальцевого удара. Игра при участии руки или предплечья делает тон мягче». Наряду с этим мнением, широко распространено и другое, которое гласит: дело не в тембре клавесинных струн, не в разности клавесинной клавиатуры, не в отрывистом звоне клавесинного пассажа. Представители этого второго мнения говорят: {61}люди сегодняшнего дня не могут слушать так, как слушали в XVIII веке; современные музыканты должны выражать музыку прошлого согласно велению своего сердца, согласно требованиям своего слуха; откинем же догмы архива и музея, используем при исполнении старинной музыки все средства современных инструментов, — композиторы прошлого поблагодарили бы нас за такое обогащение их музыки, если бы они могли эту благодарность высказать. В противопоставлении этих двух мнений слышны отголоски спора «о ровности», о которых шла речь в первом разделе. Подобно спору о ровности, мы имеем здесь, с одной стороны, исторический «факт в себе», некую историческую «правду», как закон, принуждающий нас к подчинению подразумеваемому историческому прошлому и не разрешающий нам допытываться о смысле самих фактов. С другой стороны, наблюдается стремление к полной ликвидации исторической правды во имя свободы непосредственного художественного творчества, свободы, граничащей в данном случае с произволом. Но в какой мере сформулированные только что две точки зрения открывают путь к подлинному познанию художественного наследия? Казалось бы, первая точка зрения обеспечивает какое-то историческое правдоподобие, но в то же время она минует существо вопроса и ведет по пути внешнего подражания прошлому, игнорируя в процессе исполнения факторы художественного творчества. Исполнительскому же творчеству дает полный простор вторая точка зрения. Но, к сожалению, на этот раз простор оказывается безграничным, а цель исполнения неясной, так как уводит от подлинного постижения наследия далеких прошлых времен. Из критики изложенных двух точек зрения само собой возникает новое положение, которое можно так сформулировать: при исполнении клавесинной музыки на современном фортепиано следует передавать не физическое свойство звука и клавишных возможностей, но закономерности, лежащие в основе клавесинного искусства. И если закономерности постоянного тембро-динамического лада являются действительно существенными в клавесинной и органной игре, то их осуществление на современном фортепиано можно считать опорным принципом исполнения старинной музыки в целом Решение этой задачи— при всей ее сложности и технической трудности — должно с лихвой оправдать себя. Любые условия, любой хитроумный анализ или оригинальные приемы, любая искусная тренировка, имеющая целью воспроизведение закономерностей тембро-динамического лада,—все они приближают нас не только к исторически правдивому инструментальному принципу, не только к воспроизведению звуковой идеи старинного инструмента, но и к образному миру музыкального искусства отдаленных эпох. {62}
Вписанный клавесин
Но как приступить к осуществлению закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано? Здесь более чем существенным представляется одно соображение, которое, при всей своей простоте, к сожалению, часто игнорируется. Его можно сформулировать так. Если бы речь шла об извлечении из фортепиано каких-нибудь звучностей или тембров, то можно было говорить о попытках максимально использовать все возможности фортепиано. Но если речь идет, в первую очередь, не об извлечении мощностей и тембров, а об осуществлении закономерностей, то тогда, конечно, наиболее очевидным путем будет не максимальное использование звучности фортепиано, а, наоборот, мудрое и по определенному принципу проводимое ограничение звуковых средств. Фортепиано, в отличие от клавесина и органа, не является инструментом с постоянным тембро-динамическим ладом. Более того, фортепиано является антиподом клавесина и органа в том смысле, что в зависимости от воли исполнителя дает возможность из одной клавиши извлекать звуки огромного динамического разнообразия. Фортепиано принадлежит к инструментам, с наибольшей силой реагирующим на всякое изменение физического усилия, проявленного исполнителем, и потому чуткость фортепианной клавиатуры представляет злейшую опасность, подстерегающую исполнителя. Фортепианную клавиатуру можно сравнить с хаотическим морем возможностей. Поведение исполнителя по отношению к этому морю хаоса должно быть весьма различным в разных случаях. Если говорить о педагогических принципах, то в одних случаях следует развивать у ученика доверчивость к этому потоку неожиданных возможностей, стараться научить его больше доверять своим бессознательным порывам. Такой толчок часто научает пианиста плавать в колеблющемся море фортепианных возможностей, или, как в таких случаях говорят, — петь на инструменте с той свободой, с какой поет человек. Иной же раз — наоборот — нужно всеми силами пытаться пробудить у ученика боязнь звукового коварства клавиатуры, необходимо пытаться научить его самоконтролю путем тренировки. Осуществление закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано требует, прежде всего, умения путем ограничения вырезать из необъятного поля фортепианных звучностей нужную в данном случае звуковую закономерность. Итак, клавесин не нужно создавать на фортепиано. Клавесин (подразумевается: «закономерности клавесина») заключен внутри мира фортепианной звучности. Современное фортепиано дает расширение динамических возможностей клавишных инструментов — его предшественников. Образ клавесина остался заключенным внутри многообразия фортепианных возможностей. Точно также образ постоянного тембро-динамического лада оказался лишь одной из бесчисленных скрытых в фортепианной {63}клавиатуре возможностей, причем возможностью основательно забытой. И это понятно: среди бесконечного количества возможностей не так легко, оказывается, найти нужную нам закономерность этого лада. Или — скажем еще конкретнее — оказывается не так легко отыскать в «бехштейне» лад Зильбермана. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|