Постоянный тембро-динамический лад.
Всмотримся пристальнее в ресурсы постоянной тембро-динамической гаммы клавесина и органа, гаммы, осуществляющей некий исторически обусловленный процесс изменения тембра и динамики. От чего зависит тембр органной трубы? Во-первых, от мензуры, то есть от соотношения ширины трубы к высоте. Вообще говоря, чем шире мензура, тем чище основной тон и тем слабее развиты обертоны; чем меньше мензура — тем больше выдвигаются обертоны. Во-вторых, тембр зависит в значительной мере от формы выреза. Если вырез выше и отверстие широкое, звук будет беден обертонами; низко поставленный вырез будет давать большее богатство обертонов. Тембр органной трубы зависит также от материала, ибо избранный мастером материал определяет микроформу воздушного столба. Наконец, тембр зависит от силы давления воздуха, вдуваемого в трубу. Остановимся на вопросе о мензурах и представим себе 60 трубочек, соответствующих гамме. Можно было бы предположить, что если эти трубочки составляют один инструмент, то есть один органный регистр, то и мензура этих трубочек должна иметь одну и ту же величину, то есть мензура должна быть постоянной. Однако оказывается, что величайшие мастера органа, особенно в эпоху расцвета органного искусства в XVII— XVIII веках, пользовались не постоянной мензурой, а переменной. Мензура на протяжении гаммы менялась, и именно в этом пункте проявилось величайшее искусство органных мастеров. Когда исследователи начали изучать мензуры Арпа Шнитгера и искать формулы и математические законы, по которым мензуры изменялись, то оказалось, что мензуры этого мастера не укладываются в математическую формулу и что процесс изменения мензур представляет у него весьма сложную и математически неопределимую кривую. Мензуры Арпа Шнитгера не увеличиваются и не уменьшаются от начала до конца, но дают более изысканные и извилистые кривые. Очевидно, этой сложной переменной мензурой Арп Шнитгер преследовал цель дать более сложную характеристику процесса изменения тембра. Но ему, видимо, было недостаточно поставить процесс изменения тембра в зависимость от мензуры переменной, хотя бы и сложной, — он усложняет тембровый лад еще тем, что кривую изменения вырезов не ведет параллельно кривой мензур, но дает {50}самостоятельное движение самóй кривой вырезов. Таким образом, Арп Шнитгер вкладывал в создание тембра динамической гаммы идею некоего сложного процесса. Если мы будем играть эту гамму, то тембро-динамика будет претерпевать очень существенные изменения. Но они, эти изменения, обусловлены не одной переменной величиной—тут наблюдается перекрещивание зависимостей, и тембровая гамма, как процесс, тем самым является функцией, зависящей от нескольких переменных. Я предлагаю тембро-динамическую гамму, которая является не механическим результатом какой-нибудь конструкции или попыткой осуществить внешний принцип ровности (или иную формальную схему), но которая несет в себе более сложную идею тембро-динамического процесса, — такую тембро-динамическую гамму предлагаю называть тембро-динамическим ладом. Я избираю в данном случае слово «лад» потому, что в подобной тембро-динамической гамме заложен принцип организации, имеющий определенный художественный смысл и представляющий собой результат величайшего искусства нескольких поколений мастеров. Если мы возьмем органный регистр и сыграем на нем гамму, то будем иметь заранее заданный, постоянный тембро-динамический лад с заключенной в нем идеей сложного процесса. Но, если соединим два регистра, то есть два тембро-динамических лада, идеи которых различны, — тогда получим лад еще более сложный, в котором будет воедино связана судьба двух «идей». Обратимся к органу в целом. В тембро-динамическом ладе (органное tutti) вслушаемся в две постоянно борющиеся группы регистров — в группу микстур и язычковых регистров.* Микстуры и язычки — антиподы, так как их тембро-динамические лады находятся в постоянном напряженном противопоставлении. Тембро-динамический лад микстуры идет снизу, из тьмы наверх — к свету. Если же играем гамму на группе язычков сверху вниз, мы переходим в области все большей мощности. Если микстура подавляет нас блеском, который рвется наверх, к свету, то язычки подавляют мощностью, которая нарастает, спускаясь вниз. Что же представляет собой тембро-динамический лад органа в целом? Он несет в себе множество весьма сложных и взаимно противоречащих друг другу процессов, и каждое передвижение по такому тембро-динамическому ладу всегда будет связано со множеством изменений во всех участвующих в органе тембро-динамических ладах. И это движение по тембро-динамическому ладу будет постоянным движением за одно и против другого, усилением одних характеристик и одновременно ослаблением других.
{51}
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|