Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания, инфраструктура складского хозяйства
Определение количества и оптимальной дислокации складов обычно требует большого объема исходной информации, как-то: · дислокация основной массы потребителей, точек хранения, источников пополнения склада; · спрос на каждый вид продукции; · транспортные тарифы (или издержки); · длительность доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла; · затраты или тарифы на складирование; · затраты на закупку и себестоимость продукции; · размеры грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры продукции; · уровни хранимых запасов по местам дислокации, способы контроля и пополнения запасов; · затраты, связанные с процедурами заказов, и капитальные издержки; · складское технологическое оборудование; · возможные партнеры по дистрибьюции и разделению складских функций между ними и т.д. Уже сам объем исходной информации говорит о том, что для решения этих задач требуются достаточно сложные экономико-математические методы и модели. Как правило, для этого используются компьютеры, методы оптимального программирования (линейного, нелинейного, динамического). Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную на рис. 7.6. Допустим, что предприятие-поставщик обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории [4]. Количество покупателей и объемы потребляемых ими материальных потоков в рамках данной задачи являются величинами постоянными. На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или четырех складов (соответственно рисунки а, би в). Очевидно, что в случае принятия варианта атранспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант в предполагает наличие четырех распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока.
Рис. 7.6. Варианты организации материальных потоков: а – с одним распределительным центром; б – с двумя распределительными центрами; в – с четырьмя распределительными центрами В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения трех дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому возможно, что предпочтительнее окажется вариант б, согласно которому район обслуживается двумя складами. Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть - снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. В качестве зависимых переменных принимаются следующие виды издержек: • транспортные расходы; • расходы на содержание запасов; • расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства; • расходы, связанные с управлением складской системой; • потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя. Для определения оптимального количества складов необходимо в разрезе всей системы распределения оценить, как в зависимости от изменения количества складов N изменяются те или иные расходы и потери. Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов. 1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения. Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают (функция f1, рис. 7.7). 2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения (функция f2). Увеличение количества складов в системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного склада, а, следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас в распределительной системе возрастает. 3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от количества складов в системе распределения (функция f3). При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются, однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются.
Рис. 7.7. Зависимости затрат на функционирование системы распределения от количества в ней складов: F – совокупные затраты на функционирование системы распределения; f1 – затраты по доставке товаров; f2 – затраты на хранение запасов; f3 – эксплуатационные затраты; f4 – затраты по управлению распределительной системой; f5 – потери от удаления складов от потребителей
4. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в нее складов (функция f4). Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на системы управления, как правило, возрастает, особенно при отсутствии средств автоматизированной обработки информационных потоков. 5. Зависимость потерь продаж, вызванных сокращением числа складов и соответствующим удалением снабжающего склада от потребителя, от количества складов в системе распределения (функция f5). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и выбрать ассортимент. Могут возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более дальнем поставщике. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов (функция F) получают путем сложения всех приведенных на рис. 7.7 графиков. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае — четыре склада). В последние годы в странах Западной Европы наблюдается тенденция сокращения количества складов, особенно в розничной торговле. При этом, несмотря на рост транспортных расходов, в целом по системе распределения наблюдается экономия средств, особенно за счет сокращения страховых запасов. Эффективную складскую деятельность возможно создать только на правильно организованном пространстве. Для этого склады должны иметь соответствующую инфраструктуру, в состав которой входят: - удобная подъездная автомобильная дорога и сеть автотранспортных проездов с твердым покрытием; - подъездные, отстойные и маневровые железнодорожные пути; - складское хозяйство, состоящее из необходимых оборудованных площадей с соответствующим оборудованием; - контейнерная площадка для переработки контейнеров; - стационарное крановое хозяйство и современная подъемно-транспортная техника с различными грузозахватными механизмами; - офисные и подсобные помещения, гаражи, теплосети, водоснабжение, современные технические средства противопожарной безопасности, объекты вспомогательного назначения; - круглосуточная охрана объектов, оснащенная системами видеонаблюдения и сигнализации; - средства автоматизации и компьютеризации; - системы связи и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|