Здавалка
Главная | Обратная связь

Порядок проведения АВС-анализа



1. Определяем цель анализа (а зачем, собственно, нужен вам этот анализ?).

2. Определяем действия по итогам анализа (что будем делать с полученными результатами?).

3. Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т. д.

4. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.

5. Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров.

6. Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам.

Методов выделения групп существует порядка десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы и метод касательных. Это рассматривается в учебном пособии авторов для практических занятий.

XYZ - анализ.В отличие от АВС-анализа XYZ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

v = (S / R ср) * 100%,(7.18)

где S – стандартное (среднее квадратическое) отклонение объемов реализации за наблюдаемый период;

R ср – средний объем реализации за этот же период.

Стандартное отклонение определяется

S = , (7.19)

где n – число наблюдений.

Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильны продажи товаров. В соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на три группы: X, Y и Z. В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%. В группу Y – товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%. В группу Z – товары с коэффициентом вариации более 25%.

Для проведения XYZ-анализа необходимо:

- установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания;

- рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции;

- расположить материалы по мере возрастания коэффициентов вариации;

- суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему;

- разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.

Результатом XYZ-анализа является построение кривой Лоренца.

Совместный ABC и XYZ- анализ.В логистике наиболее существенными факторами, предопределяющими выбор той или иной системы планирования ресурсов (запасов) или метода расчета потребности в материалах, являются их объемы, стоимость и регулярность потребления. В связи с этим можно классифицировать материальные ресурсы по критериям, которые учитывают перечисленные факторы. Результаты рассмотренных ABC-анализа и XYZ-анализа имеет смысл комбинировать. При объединении данных о соотношении стоимости и количества ABC-анализа с данными о соотношении структуры и количества потребления XYZ-анализа, мы получим важные инструменты управления, контроля и планирования для всей системы обеспечения материальными ресурсами предприятия (табл. 7.2).

Таблица 7.12







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.