Порядок проведения АВС-анализа
1. Определяем цель анализа (а зачем, собственно, нужен вам этот анализ?). 2. Определяем действия по итогам анализа (что будем делать с полученными результатами?). 3. Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т. д. 4. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра. 5. Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров. 6. Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам. Методов выделения групп существует порядка десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы и метод касательных. Это рассматривается в учебном пособии авторов для практических занятий. XYZ - анализ.В отличие от АВС-анализа XYZ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле: v = (S / R ср) * 100%,(7.18) где S – стандартное (среднее квадратическое) отклонение объемов реализации за наблюдаемый период; R ср – средний объем реализации за этот же период. Стандартное отклонение определяется S = , (7.19) где n – число наблюдений. Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильны продажи товаров. В соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на три группы: X, Y и Z. В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%. В группу Y – товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%. В группу Z – товары с коэффициентом вариации более 25%. Для проведения XYZ-анализа необходимо: - установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания; - рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции; - расположить материалы по мере возрастания коэффициентов вариации; - суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему; - разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса. Результатом XYZ-анализа является построение кривой Лоренца. Совместный ABC и XYZ- анализ.В логистике наиболее существенными факторами, предопределяющими выбор той или иной системы планирования ресурсов (запасов) или метода расчета потребности в материалах, являются их объемы, стоимость и регулярность потребления. В связи с этим можно классифицировать материальные ресурсы по критериям, которые учитывают перечисленные факторы. Результаты рассмотренных ABC-анализа и XYZ-анализа имеет смысл комбинировать. При объединении данных о соотношении стоимости и количества ABC-анализа с данными о соотношении структуры и количества потребления XYZ-анализа, мы получим важные инструменты управления, контроля и планирования для всей системы обеспечения материальными ресурсами предприятия (табл. 7.2). Таблица 7.12 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|