Здавалка
Главная | Обратная связь

Технология «Клиент-сервер». Три модели реализации этой технологии



Многообразие компьютерных сетей и форм взаимодействия ПК порождает насущную проблему их интеграции или по крайней мере соединения на уровне обмена сообщениями.

В распределенных системах используются три интегрированные технологии.

1. Технология «клиент-сервер».

2. Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.

3. Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.

Основная форма взаимодействия ПК в сети - это «клиент - сервер».

Технология «клиент-сервер» получает все большее распространение. Но реализация технологии в конкретных программных ресурсах существенно различается. ПК в сети, управляющий тем или иным ресурсом, называют сервером этого ресурса, а ПК, который желает воспользоваться этим ресурсом - клиентом. Если ресурсом является БД - то это сервер БД . Его назначение – обслуживать запросы клиентов , связанные с обработкой данных. Если ресурс – файловая система, то это файл-сервер. Он выполняет операции чтения-записи данных из файлов. Сервер приложений выполняет прикладные операции по обработке данных.

Одним из важнейших качеств сетевых технологий является распределенная обработка данных. Она может быть основана на:

· централизованном,

· децентрализованном

· смешанном распределении данных.

 

Транзакция

Транзакция - это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. Либо транзакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует (COMMIT) изменения БД, произведенные этой транзакцией, во внешней памяти, либо ни одно из этих изменений никак не отражается на состоянии БД.

Под транзакцией понимается неделимая с точки зрения воздействия на БД последовательность операторов манипулирования данными (чтения, удаления, вставки, модификации) такая, что либо результаты всех операторов, входящих в транзакцию, отображаются в БД, либо воздействие всех этих операторов полностью отсутствует. Лозунг транзакции - "Все или ничего": при завершении транзакции оператором COMMIT результаты гарантированно фиксируются во внешней памяти (смысл слова commit - "зафиксировать" результаты транзакции); при завершении транзакции оператором ROLLBACK результаты гарантированно отсутствуют во внешней памяти (смысл слова rollback - ликвидировать результаты транзакции).

Понятие транзакции необходимо для поддержания логической целостности БД. Таким образом, поддержание механизма транзакций является обязательным условием даже однопользовательских СУБД (если, конечно, такая система заслуживает названия СУБД). Но понятие транзакции гораздо более важно в многопользовательских СУБД.

То свойство, что каждая транзакция начинается при целостном состоянии БД и оставляет это состояние целостным после своего завершения, делает очень удобным использование понятия транзакции как единицы активности пользователя по отношению к БД. При соответствующем управлении параллельно выполняющимися транзакциями со стороны СУБД каждый из пользователей может в принципе ощущать себя единственным пользователем СУБД (на самом деле, это несколько идеализированное представление, поскольку в некоторых случаях пользователи многопользовательских СУБД могут ощутить присутствие своих коллег).

С управлением транзакциями в многопользовательской СУБД связаны важные понятия сериализации транзакций и сериального плана выполнения смеси транзакций. Под сериализаций параллельно выполняющихся транзакций понимается такой порядок планирования их работы, при котором суммарный эффект смеси транзакций эквивалентен эффекту их некоторого последовательного выполнения. Сериальный план выполнения смеси транзакций - это такой план, который приводит к сериализации транзакций. Понятно, что если удается добиться действительно сериального выполнения смеси транзакций, то для каждого пользователя, по инициативе которого образована транзакция, присутствие других транзакций будет незаметно (если не считать некоторого замедления работы по сравнению с однопользовательским режимом).

Существует несколько базовых алгоритмов сериализации транзакций. В централизованных СУБД наиболее распространены алгоритмы, основанные на синхронизационных захватах объектов БД. При использовании любого алгоритма сериализации возможны ситуации конфликтов между двумя или более транзакциями по доступу к объектам БД. В этом случае для поддержания сериализации необходимо выполнить откат (ликвидировать все изменения, произведенные в БД) одной или более транзакций. Это один из случаев, когда пользователь многопользовательской СУБД может реально (и достаточно неприятно) ощутить присутствие в системе транзакций других пользователей.

 

Представления

Представление — это виртуальная таблица, обычно содержащая набор колонок одной или нескольких таблиц. В действительности представление содержит не данные, а лишь SQL-запрос типа SELECT, указывающий, какие именно данные и из каких таблиц нужно взять при обращении к этому представлению. С этой точки зрения представление — это хранимый запрос.

В большинстве случаев представления используются для обеспечения безопасности данных. Например, некоторые категории пользователей могут иметь доступ к представлению, но не к таблицам, данные которых его формируют; кроме того, SQL-запрос может содержать параметр USER (имя, под которым зарегистрировался пользователь), и в этом случае данные, доступные при обращении к представлению, будут зависеть от имени пользователя.

Ниже перечислены основные характеристики представлений:

  • представления ведут себя подобно таблицам;
  • представления не содержат данных;
  • представления могут использовать данные более чем из одной таблицы.

Для создания представления мы можем использовать SQL-предложение CREATE VIEW, для его модификации — предложение ALTER VIEW, а для удаления его — предложение DROP VIEW.

 

Хранимые процедуры

Хранимая процедура — это скомпилированный набор SQL-предложений, сохраненный в базе данных как именованный объект и выполняющийся как единый фрагмент кода. Хранимые процедуры могут принимать и возвращать параметры. Когда пользователь создает хранимую процедуру, сервер компилирует ее и помещает в разделяемый кэш, после чего скомпилированный код может быть применен несколькими пользователями. Когда приложение использует хранимую процедуру, оно передает ей параметры, если таковые требуются, и сервер выполняет процедуру без перекомпиляции.

Хранимые процедуры позволяют повысить производительность приложений. Во-первых, по сравнению с обычными SQL-запросами, посылаемыми из клиентского приложения, они требуют меньше времени для подготовки к выполнению, поскольку они уже скомпилированы и сохранены. Во-вторых, сетевой трафик в этом случае также меньше, чем в случае передачи SQL-запроса, так как по сети передается меньшее количество данных.

Хранимые процедуры автоматически перекомпилируются, если с объектами, на которые они влияют, произведены какие-либо изменения; иными словами, они всегда актуальны. Как уже было сказано выше, хранимые процедуры могут принимать параметры, что позволяет разным приложениям использовать одну и ту же процедуру, применяя различные наборы входных данных.

Хранимые процедуры обычно используются для поддержки ссылочной целостности данных и реализации бизнес-правил. В последнем случае достигается дополнительная гибкость, поскольку, если бизнес-правила изменяются, можно изменить только текст процедуры, не изменяя клиентских приложений.

Для создания, изменения и удаления процедур существуют специальные SQL-предложения — CREATE PROCEDURE, ALTER PROCEDURE и DROP PROCEDURE

Триггеры

Tриггер — это специальный тип хранимой процедуры, которая автоматически вызывается, когда данные в определенной таблице добавляются, удаляются или изменяются с помощью SQL-предложений INSERT, DELETE или UPDATE. В зависимости от того, какое из событий, связанных с изменением данных, инициирует запуск триггера, он называется insert trigger, delete trigger или update trigger.

Некоторые базы данных позволяют создавать разные триггеры для выполнения до и после вставки, удаления или изменения записей. Обратите также внимание на то, что большинство СУБД позволяют создавать несколько триггеров для одного и того же события. В этом случае слеует определить порядок, в котором они будут выполняться.

Триггеры часто используются для подержки ссылочной целостности, каскадного изменения или удаления данных (то есть изменения или удаления всех дочерних записей вместе с родительской), архивирования удаленных или измененных данных, отслеживания изменений или вызова пользователских или системных хранимых процедур.

Поскольку триггер вызывается автоматически самой СУБД его нельзя вызвать из клиентского приложения.

Триггеры могут опосредованно вызывать другие триггеры. Например, если триггер, выполняющийся в данный момент, содержит код, модифицирующий другую таблицу, имеющую собственный триггер, последний будет запущен. В свою очредь, он может вызвать следующий триггер и так далее. Такая последовательность тригеров называется термином nested triggers. Microsoft SQL Server поддерживает до 32 уровней вложения таких триггеров.

Как и многие другие объекты баз данных, триггеры создаются с помощью предложения CREATE. Чтобы изменить триггер, мы используем предложение ALTER, а для удаления триггера — предложение DROP.

Следует отметить, что триггеры и хранимые процедуры обычно пишутся на языках программирования, представляющих собой процедурные расширения языка SQL. Эти расширения содержат операторы, позволяющие описывать алгоритмы, например do…while, if…then…else, отсутствующие в самом языке SQL (если вы помните, SQL — непроцедурный язык, и на нем можно сформулировать задание, но нельзя описывать алгоритмы его выполнения). В отличие от языка SQL, подчиняющегося стандарту, его процедурные расширения никак не стандартизованы, и разные СУБД используют разные синтаксические конструкции для реализации одних и тех же алгоритмических конструкций,

 

Архитектура "клиент-сервер"

Применительно к системам баз данных архитектура "клиент-сервер" интересна и актуальна главным образом потому, что обеспечивает простое и относительно дешевое решение проблемы коллективного доступа к базам данных в локальной сети. В некотором роде системы баз данных, основанные на архитектуре "клиент-сервер", являются приближением к распределенным системам баз данных, конечно, существенно упрощенным приближением, но зато не требующим решения основного набора проблем действительно распределенных баз данных.

Реальное распространение архитектуры "клиент-сервер" стало возможным благодаря развитию и широкому внедрению в практику концепции открытых систем. Поэтому мы начнем с краткого введения в открытые системы.

Основным смыслом подхода открытых систем является упрощение комплексирования вычислительных систем за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов. Главной побудительной причиной развития концепции открытых систем явились повсеместный переход к использованию локальных компьютерных сетей и те проблемы комплексирования аппаратно-программных средств, которые вызвал этот переход. В связи с бурным развитием технологий глобальных коммуникаций открытые системы приобретают еще большее значение и масштабность.

Ключевой фразой открытых систем, направленной в сторону пользователей, является независимость от конкретного поставщика. Ориентируясь на продукцию компаний, придерживающихся стандартов открытых систем, потребитель, который приобретает любой продукт такой компании, не попадает к ней в рабство. Он может продолжить наращивание мощности своей системы путем приобретения продуктов любой другой компании, соблюдающей стандарты. Причем это касается как аппаратных, так и программных средств и не является необоснованной декларацией. Реальная возможность независимости от поставщика проверена в отечественных условиях.

Практической опорой системных и прикладных программных средств открытых систем является стандартизованная операционная система. В настоящее время такой системой является UNIX. Фирмам-поставщикам различных вариантов ОС UNIX в результате длительной работы удалось придти к соглашению об основных стандартах этой операционной системы. Сейчас все распространенные версии UNIX в основном совместимы по части интерфейсов, предоставляемых прикладным (а в большинстве случаев и системным) программистам. Как кажется, несмотря на появление претендующей на стандарт системы Windows NT, именно UNIX останется основой открытых систем в ближайшие годы.

Технологии и стандарты открытых систем обеспечивают реальную и проверенную практикой возможность производства системных и прикладных программных средств со свойствами мобильности (portability) и интероперабельности (interoperability). Свойство мобильности означает сравнительную простоту переноса программной системы в широком спектре аппаратно-программных средств, соответствующих стандартам. Интероперабельность означает упрощения комплексирования новых программных систем на основе использования готовых компонентов со стандартными интерфейсами.

Использование подхода открытых систем выгодно и производителям, и пользователям. Прежде всего открытые системы обеспечивают естественное решение проблемы поколений аппаратных и программных средств. Производители таких средств не вынуждаются решать все проблемы заново; они могут по крайней мере временно продолжать комплексировать системы, используя существующие компоненты.

Заметим, что при этом возникает новый уровень конкуренции. Все производители обязаны обеспечить некоторую стандартную среду, но вынуждены добиваться ее как можно лучшей реализации. Конечно, через какое-то время существующие стандарты начнут играть роль сдерживания прогресса, и тогда их придется пересматривать.

Преимуществом для пользователей является то, что они могут постепенно заменять компоненты системы на более совершенные, не утрачивая работоспособности системы. В частности, в этом кроется решение проблемы постепенного наращивания вычислительных, информационных и других мощностей компьютерной системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.