Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология здоровья»



Здоровье по ВОЗ – физическое, душевное, духовное благополучие. Если хотя бы один из аспектов выпадает, то человека нельзя считать здоровым.

Важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья является адаптированная психическая деятельность, т.е. согласованная работа всех выделяемых П.К.Анохиным (1975) узловых механизмов приспособительных актов (механизмов афферентного синтеза, программирования действия, форм. результатов действия, обратной афферентации). В том случае, когда эти механизмы соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, т.е. «нормальной» психической деятельности человека.

Необходимо указать на недостаточную разработанность показателей «нормы» и «патологии». Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские категории строятся на негативной, зачастую субъективной, основе, подчеркивающей факторы, которых в норме быть не должно. Попытки же позитивной оценки «нормы» психической деятельности крайне редки.

Наиболее удачной можно считать формулировку, данную Ушаковым В.Г.

Он называет следующие критерии, определяющие психическую «норму»:

1) детерминированность психических явлений, их упорядоченность;

2) соответствующая возрасту индивидуума зрелость чувства постоянства места обитания;

3) адекватные реакции на окружающие физические, биологические и психические влияния;

4) гармония взаимоотношений, умение уживаться с иными лицами;

5) критический подход к обстоятельствам жизни;

6) адекватность реакций на социальную среду;

7) способность планировать свой жизненный путь и осуществлять свои планы;

Поэтому понятие о «норме» не может быть однозначным. Это понятие многогранно, т.к. идеальной модели человека вообще и его «нормы» психической деятельности в частности не существует.

Работа психолога в данном случае направлена на:

1) работу с лицами, обращающимися с какими-то проблемами, при выраженном напряжении системы адаптации;

2) работа по психогигиене и психопрофилактике;

 

1.5.Законодательная основа деятельности медицинского психолога

 

1) Государственная программа подготовки по клинической психологии (приказ №2719 Министерства Народного Образования от 30.12.97);

2) Приказ № 294 Министерства Здравоохранения РФ от 30.10.95(регламентирует образование в области мед.психологии; аттестация; должностные обязанности; границы деятельности; вопросы ответственности);

3) Приказ № 255 МЗРФ, от 04.09.95 (освещает вопросы аттестации психологов, работающих в медицинских учреждениях);

4) Приказ №391 от 26.11.96 (образовательные программы; основные принципы подготовки психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь);

5) Приказ № 27 от 13.02.95 (вопросы кадровой работы, штатные нормативы);

6) Приказ № 622/1646 МЗРФ от 14.12.95 (требования к квалификации по разрядам оплаты; практические задачи и функции медицинского психолога;

Клинический психолог –это человек, имеющий базовое высшее образование по психологии и прошедший специализацию по клинической психологии на базе Высшего Учебного Заведения, проводящего обучение по данной специальности (Медицинское Государственное Высшее Образовательное Учреждение - по приказу № 294 МЗРФ).

Возможности медицинского психолога в медицинском учреждении:

- психодиагностика;

- экспертно-консультативная деятельность;

- психопрофилактика;

- реабилитация;

- консультирование;

- культурно-просветительная работа;

Работа клинического психолога включает следующие разделы:

1) Получение данных для диагностики;

· необходимо выявить индивидуальные особенности пациента;

· исследовать отдельные психические процессы;

· получение информации в соответствии с поставленной лечащим врачом задачей;

Принципы:

· подбор методик индивидуален;

· гибкая тактика исследования;

· качественный анализ результатов; результаты должны быть объективными, аргументированными;

· методики должны подбираться с учетом направленности исследования;

2) Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.

На основе многократно проводимых в процессе лечения патопсихологических обследований выявляют объективный показатель влияния терапии на течение болезни, эффективность лечения, особенности наступления ремиссии;

3) Участие в экспертной работе – проведение судебно-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не только предоставляет данные, облегчающие решение диагностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. Психолог дает структурно-динамический анализ личности обследуемого. При отсутствии психического заболевания важно выявить мотивы, ценностные ориентации и т.д.

4) Участие в реабилитационной работе.

5) Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении реабилитационной работы мед.психолог работает под руководством психиатра или психотерапевта.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.