Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятия общения и коммуникации



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня не вызывает сомнений и возражений утверждение: современный специалист должен владеть коммуникативной компетенцией. Ее формирование начинается в школе и продолжается в учреждениях среднего специального и высшего образования в рамках дисциплины «Русский язык».

Настоящее издание представляет собой курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей. Пособие предназначено для студентов очной, заочной и дистанционной формы обучения.

Курс лекций имеет целью дать слушателям представление о наиболее значимых в курсе «Русский язык и культура речи» темах (согласно учебным стандартам 2000 года).

Учитывая специфику жанра лекции, необходимо отметить, что данный курс не является оригинальным научным исследованием: мы опирались на уже существующие монографии, статьи, учебники, пособия, не содержит исчерпывающей информации по культуре речи, он предназначен для ознакомления студентов с основами данной дисциплины.

Вузовский курс «Русский язык и культура речи» своеобразен: его изучают студенты разного уровня общекультурной и языковой подготовки, получающие образование по разным специальностям. Учебник построен с учетом различных запросов и возможностей студентов. Принципиально важно, что во всех разделах учебника содержатся материалы, интересные и полезные как для студентов высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и для тех, кто испытывает трудности в следовании нормам устной и письменной речи или в осуществлении эффективного общения в разных сферах.

Студенту заочного и дистанционного обучения, начинающему изучать данный курс, предстоит самостоятельно освоить достаточно большой объем информации. Знакомиться с материалом следует с соблюдением предлагаемой последовательности; в противном случае неизбежно столкновение с терминами, которые не сопровождаются определениями, комментариями, пояснениями с учетом их предъявления в предыдущих лекциях. План, предваряющий каждую лекцию, поможет сориентироваться в основных вопросах и понятиях, освещаемых в лекции, и соотнести их со списком вопросов экзаменационных билетов. Деление лекций на разделы соответствует пунктам плана. В конце каждой лекции помещен список контрольных вопросов, по которым необходимо проверить себя: ответить на вопрос наиболее полно; вспомнить определения базовых понятий; примеры, приведенные в лекции, соотнести с известными фактами и в итоге придумать собственные примеры ситуаций или правил, о которых шла речь. Список литературы в конце лекции указывает на источники изложенного лекционного материала, поможет более глубоко изучить тот или иной вопрос. В конце учебного пособия помещен полный список рекомендуемой литературы по вопросам культуры русской речи.

Лекции 7—10 направлены на овладение коммуникативными нормами современного русского языка, требуют от студентов более внимательного прочтения и обязательного заучивания некоторых правил.

Учебный комплекс может быть полезен не только студентам, изучающим культуру русской речи как необходимый предмет вузовской программы, но всем, кто интересуется современным состоянием русского языка и хочет активно совершенствовать качество своей речи.

 

 

Лекция 1

ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ

 

 

План

1. Понятия общения и коммуникации.

2. Функции общения.

3. Виды общения.

4. Единицы общения.

4.1. Текст.

4.2. Дискурс.

4.3. Речевой акт.

4.4. Речевая ситуация.

4.5. Речевое событие.

4.6. Речевое взаимодействие.

5. Невербальные средства общения.

6. Эффективность общения

Понятия общения и коммуникации

 

Общениеесть способ существования человека в обществе. Без взаимодействия с окружающими невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Человек на протяжении многих столетий находится в различных ситуациях общения, делает выводы, обобщает. Народ в пословицах, поговорках, песнях, сказках, былинах выразил свое понимание значения общения в жизни человека, определил его положительные и отрицательные качества, требования к участникам общения:

В чужой беседе всяк ума наберется; Красно поле пшеном, а беседа умом; Слово не зря молвится; Говорит день до вечера, а послушать нечего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано; Наговорили, что наварили, а глянь – ан и нет ничего; Я ему про Фому, а он мне про Ерему; Наш разговор — разговор глухих; Петь хорошо вместе, а говорить порознь; Лучше ногою запнуться, чем языком; С ним натощак не сговоришься; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь; Не спеши языком, торопись делом; Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесенной словом, врач бессилен; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился; Спорить спорь, а браниться грех; С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает и др.

На первый взгляд, содержание понятия «общение» не требует особых разъяснений, а между тем речь идет о сложном процессе взаимодействия людей. Как отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке существует огромное количество несовпадающих определений данного термина. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Они рассматривают общение с позиции своей науки, выделяют специфические аспекты его изучения и формулируют определение соответственно им. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Кроме того, и среди ученых, работающих в рамках одной науки, существуют разные взгляды на общение.

Отметим, что наряду с термином «общение»широкое распространение получил термин «коммуникация». Приведем словарную статью из «Лингвистического энциклопедического словаря»: «Коммуникация (лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В последнее время в научной литературе делаются попытки развести термины «общение»и «коммуникация». Различия в объеме этих понятий подробно рассмотрены авторами учебника «Русский язык и культура речи» (под ред. Н.А. Ипполитовой). Понятие коммуникациишире понятия общения. Коммуникацией называют любые линии, пути, формы связи. Ср. выражения: подземные коммуникации, водная коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации и др. Например, в словосочетании теория коммуникации невозможно заменить зависимое слово термином «общение», поскольку в речь идет не о теории о б щ е н и я, а о теории п е р е д а ч и и н ф о р м а ц и и п о к а н а л у с в я з и.

Лингвисты же обычно говорят об одном из видов коммуникации, а именно о речевой коммуникации, и в этом смысле употребляют данное слово как синоним слова общение.

Результаты анализа этих двух понятий, проведенного М.С. Каганом и изложенного в книге его «Мир общения», представлены в таблице.

 

Коммуникация Общение
Это информационный процесс, т.е. передача информации Это двухслойное явление, включающее и практическую составляющую, и духовную
Это связь субъекта с любым объектом, в роли которого может выступать человек, животное, машина и др. Это связь между субъектами (людьми)
Это односторонний монологический процесс: кто-либо адресует информацию кому-/чему-либо: Человек → другой объект Это двусторонний процесс, имеющий характер диалога: человек ↔ человек

 

Общение, или коммуникация, базируется на следующих категориях:

— ситуация общения, или ситуационный контекст речи;

— производство и понимание речевых и невербальных средств общения;

— коммуникативная компетентность участников общения;

— модальность диалога (отрицательная — конфликт, взаимное неприятие; положительная — настрой на творческий продуктивный диалог; нулевая — безразличие к собеседнику и отсутствие установки на восприятие его речи);

— ролевое и функциональное поведение участников общения.

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого (вербального, словесного) общения: именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Контактируя с другими людьми, человек совершает речевые действия. Таким образом, о б щ е н и е е с т ь д е я т е л ь н о с т ь, в рамках которой осуществляется сложная речевая деятельность. Она предшествует другим видам деятельности, сопровождает их, т. е. составляет основу любой другой деятельности человека — производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения посредством речи. Иначе говоря, особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Люди, выполняющие свою профессиональную работу, обязаны что-либо обсуждать, выслушивать, записывать, составлять документы, задавать вопросы и отвечать на них. В книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги подчеркивал, что к каждому акту общения, в особенности должного быть результативным, делового взаимодействия следует тщательно готовиться: «Я предпочту лучше два часа ходить по тротуару перед конторой делового партнера, с которым у меня должна состояться встреча, чем войду в его контору, не имея абсолютно ясного представления о том, что собираюсь сказать ему я и что он, исходя из моего знания его интересов и побуждений, может ответить». Часто обнаруживается неумение говорить по телефону. Правильно говорить умеют лишь немногие, хотя по подсчетам специалистов на телефонные переговоры тратится 35 процентов рабочего времени. Деловой разговор должен длиться не более трех минут, текст инициатора разговора должен быть тщательно подготовлен, информативен, логичен, произнесен в дружелюбном тоне, с соблюдением среднего темпа речи и средней громкости голоса, с намеренно четким произношением, особенно дат, чисел и имен, без повторов и длиннот. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Деловые переговоры будут неэффективны, а личное бытовое общение тягостным, если, нарушая элементарные правила общения, участники коммуникации проявляют нежелание считаться с мнением собеседника, равнодушны к проблемам собеседника, перебивают его, невнимательны к его реакции, многословны и говорят не по существу. В действительности, эти правила не столь элементарны, как может показаться, поскольку общение имеет духовную, этическую составляющую.

Существуют сферы жизнедеятельности «с повышенной речевой ответственностью» (Ю. В. Рождественский), такие как журналистика, юриспруденция, менеджмент, гомилетика (искусство проповеди), преподавание и др.

Что же такое общение? Это, с точки зрения философа М. С. Кагана, «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность». Это, согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «взаимные сношения, деловая или дружеская связь». Это, по мнению Н. А. Ипполитовой, О. Ю. Князева, М. Р. Саввовой, авторов учебника «Русский язык и культура речи», «реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально <…> и протекающая преимущественно в виде речи». Это, по мнению Г. М. Шеламовой, «сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга». В научной литературе можно множество других определений.

При всем многообразии формулировок в их есть нечто общее, замеченное многими. Итак, общение:

— это мотивированное и целенаправленное (т. е. имеющее причину и цель) взаимодействие между двумя и более индивидами;

— это взаимодействие, разворачивающееся, как любой другой процесс, во времени и в пространстве;

— это взаимодействие, осуществляемое преимущественно при помощи речи;

— это взаимодействие, в результате которого осуществляется обмен информацией между его участниками.

 

 

Функции общения

Есть несколько классификаций функции общения. Приведем некоторые из них.

Согласно словарю-справочнику «Педагогическое речеведение» (1998), различают три вида функций общения:

— информационно-коммуникативные, т. е. связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга;

— регуляционно-коммуникативные, т. е. обеспечивающие регуляцию людьми поведения друг друга, организацию совместной деятельности;

— аффективно-коммуникативные: связанные с выражением эмоций, настроений, состояний.

В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Психолог А.А. Брудный выделяет четыре функции общения:

— инструментальная: общение — вспомогательный компонент совместной предметной деятельности,

— синдикативная (объединения): общение — средство создания единства вступивших в него участников,

— самовыражения: общение — средство установления контакта и взаимопонимания,

— трансляционная: общение — средство передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (обучение).

Виды общения

 

Особенности поведения людей в процессе общения, выбор различных методов, приемов, речевых средств определяются видом общения. Существуют различные основания классификации разновидностей общения. Этот вопрос разработан Н. И. Формановской. Различаются следующиевиды общения:

— по положению коммуникантов в пространстве и времени — контактное / дистантное;

— по наличию или отсутствию опосредующего передающего объекта (телефона, телеграфа, записки, письма, книги, Интернет-связи и др.) — непосредственное / опосредованное;

— с точки зрения формы существования языка — устное / письменное;

—) с точки зрения письменной и постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего — диалогическое / монологическое;

— с точки зрения количества участников — межличностное (минимальное количество участников) /групповое(или публичное) / массовое(более 100 человек);

— с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся — частное / официальное;

— с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия кооперативное / конфликтное;

— по характеру передаваемого содержания — информационное (нацеленное на обмен информацией, на узнавание нового, неизвестного)/ фатическое(нацеленное на поддержание контакта, урегулирование взаимоотношений, удовлетворение потребности в общении);

— по использованию или неиспользованию универсальной знаковой системы, т. е. языка, — вербальное (словесное) /невербальное;

— по соблюдению / несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста — свободное / стереотипное.

 

Единицы общения

 

К ним можно отнести текст, дискурс, речевой акт, речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. При этом к основным единицам общенияотносят речевое взаимодействие, речевое событие и речевую ситуацию.

4.1. Текст.Общение основано на обмене текстами. Именно текст является единицей общения. К такому выводу пришли исследователи Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Н. И. Жинкин. «Человек не говорит отдельно придуманными предложениями, а одним задуманным текстом», — писал Н. И. Жинкин. Читатель, вероятно, имеет общее представление о том, что такое текст, подробнее же он узнает об этом в одной из последующих лекций.

4.2. Дискурс(от франц. discours — речь) — это связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает и паралингвистическое сопровождение речи — мимику, жесты.

Остановимся подробнее на понятии прагматикона. Дело в том, что высказывание наряду с собственно семантикой, т. е. значением, прямым смыслом, обладает прагматическим значением, обусловленным ситуацией общения. Например, фраза Скоро увидимся,сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «не расстраивайся, все будет хорошо», «не беспокойся обо мне», «скоро все узнаешь» и т. п.

Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Приведем примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:

Здесь жарко

— просьба открыть окно или дверь в комнате;

— предложение снять верхнюю одежду, пиджак, кофту, свитер;

— констатация того, что обстановка в зале накалилась.

Мне неловко

— я не буду делать этого, так как это сейчас некстати;

— в данной ситуации меня охватывает чувство стыда;

— я прошу прощения за поведение другого человека;

— мне неудобно вас / его беспокоить;

— я не могу принять предложение.

Я приду завтра

– объявление/утверждение;

– обещание;

– угроза.

Это немыслимо!

– как можно было так поступить?

– как красиво!

– это безобразно!

– это невозможно осуществить.

Косвенные высказывания широко используются в речи, делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

4.3. Речевой акт, или речевое действие. Говоря, человек совершает поступок, т. е. производит речевое действие. А. К. Михальская классифицирует типы речевых поступков исходя из целей говорящего.

 

Цель говорящего (речевое намерение) Тип речевого акта (речевое действие) Тип речи (дискурс)
Сообщить, информировать Сообщение информации Информирующий
Высказать и доказать свое мнение Убеждение Аргументирующий
Побудить к действию Побуждение Агитирующий
Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину Поиски смысла Эврический (от греч. eurisko — нахожу)
Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический
Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым Игровые речевые акты Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диатрибический (от греч. diatribo — провожу время
Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную картину» мира Эмоция Поэтический Художественный

 

Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выделены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т. д.). Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

 

4.4. Речевая ситуация— 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события и влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевая ситуация имеет следующие признаки:

— участники (адресант, адресат, аудитория);

— предмет речи;

— обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и др.;

— код (язык, диалект, стиль);

— речевой жанр (например, проповедь);

— событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди);

— оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца);

—) цель — то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (см. словарь-справочник «Педагогическое речеведение»).

З. А. Смелкова разработала «модель» ситуации общения, определив ее состав, структуру.

 

Ситуация общения
  КТО Я: говорящий, адресант   КОМУ: тебе — слушающему адресату   ГДЕ: место действия   КОГДА: время   ПОЧЕМУ: мотив речевого действия   ЗАЧЕМ: цель (коммуникативное намерение)
  Коммуниканты Партнеры Собеседники       Внешние обстоятельства   Внутренние обстоятельства

 

Главными элементами речевой ситуации являются участники и отношения между ними. Партнеры по речевому общению (коммуниканты) — это люди, выполняющие в данной речевой ситуации определенную роль (социальную и соответствующую ей речевую), находящиеся в определенных отношениях с речевыми партнерами и реализующие свои речевые цели (намерения).

Количество коммуникантов может быть различным (1:1 и 1: много); оно определяет речевое взаимодействие.

Каждый участник общения играет определенную роль. Различают следующие роли:

— симметричные и асимметричные — это роли, указывающие на равенство или неравенство партнеров по социальному положению и возрасту. Симметричными парами являются ролевые пары «ученик — ученик», «коллега — коллега». К асимметричным ролям можно отнести пары «ученик — учитель», «подчиненный — руководитель»;

— постоянные и непостоянные роли различаются по временному параметру: а) постоянные свойственны человеку на протяжении всей жизни или длительное время (пол, возраст, родственные связи, профессия, уровень культуры); б) переменные — это социальные роли, действительные только в момент общения (пациент — врач, пассажир — кондуктор).

В н е ш н и м и обстоятельствами общенияявляются пространственно-временные условия, согласно которым, как уже говорилось, различают контактное общение (устное визуальное) и дистантное общение (письмо, разговор по телефону).

Такой классификации общения соответствует различение канонических и неканонических речевых ситуаций.

К а н о н и ч е с к и м исчитаются ситуации, (1) когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; (2) когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); (3) когда адресат — конкретное лицо и т. д.

Н е к а н о н и ч е с к и е ситуации характеризуются тем, что (1) время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия, например, ситуация письма); (2) высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления). Указательные слова в таких ситуациях употребляют особым образом. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, a не время адресата.

В н у т р е н н и м и обстоятельствами общения являются мотивы и цели.

Глобальные цели говорящего называют также к о м м у н и к а т и в н ы м и намерениями, илистратегиями,типология которых выглядит следующим образом:

— проинформировать(описать, рассказать, отчитаться) — дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

— убедить — склонить к своему мнению, используя нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

— внушить— обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), используя логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

— побудить к действию — призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи (см. выше о понятии речевого акта).

4.5. Речевое событие. Слово событие, по данным «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, означает «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни».

Подречевым событиемпонимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

— дискурс: речь и то, что ее сопровождает;

— речевую ситуацию: условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «дискурсплюс речевая ситуация».

4.6. Понятие речевого взаимодействия. Взаимодействие общающихся — это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками, т. е. выделяется речевое и неречевое взаимодействие (например, расчет у кассы, общение членов семьи за обедом). К компонентам межличностного взаимодействия относят:

— поведенческий компонент включает р е з у л ь т а т ы деятельности (успешность или неуспешность), речевые д е й с т в и я и неречевые п о с т у п к и каждого из участников общения, а также мимику и жестикуляцию, т. е. все, что можно наблюдать в собеседнике;

— аффективный компонент включает все, что связано с выражением эмоционального состояния собеседников,

— информационный компонент – осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом.

Речевое взаимодействиесвязано с понятием речевой деятельности, которая обычно преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект и адресат, первый порождает речь, второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его п о р о ж д е н и я , но и в перцептивном, с точки зрения его в о с п р и я т и я.

Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. Например, служащего (1) вызывает начальник, (2) приглашают на лекцию по маркетингу, (3) оповещают о производственном совещании, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем будет говорить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае адресат намечает круг вопросов, на которые желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение приглашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если сотрудник не входит в число организаторов собрания или выступающих, то он дает себе установку уяснить, что из услышанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.

Таким образом, у адресата на первом этапе речевой деятельности, этапе прогнозирования, рождается в н у т р е н н и й п л а нвысказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).

На втором этапе адресат воспринимает речь. В о с п р и я т и е р е ч исостоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.

Третий этап — р е а г и р о в а н и е. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывается о своем понимании. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат меняются ролями).

Реагирование может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головы в знак согласия, при несогласии качание головой влево, вправо; пожимание плечами как выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением адресата/адресатов (аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как неодобрение, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь – очень важный компонент любого вида общения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.