Невербальные средства общения
Эффективность общения определяется также умением правильно оценить невербальное поведение участников общения. К невербальным средствам общения относят: — визуальные,т.е. воспринимаемые при помощи зрения,средства. В устном общении человек визуально оценивает физический облик собеседника; его одежду как способ оформления внешности; мимику, жесты, позу, движения, направленность взгляда; важно взаиморасположение коммуникантов в пространстве. В письменной речи имеет значение применение графических материалов, выделений, шрифтов, значков. Все это сигнализирует о намерениях собеседника, помогает скорректировать получаемую при помощи слов информацию, поэтому надо учиться понимать этот язык; — акустические средства, т.е. воспринимаемые на слух: голосовые параметры (темп, тембр, ритм, мелодика, интонация и др.). — тактильные, т.е. воспринимаемые осязанием, средства. Речь идет о прикосновениях: некоторые жесты, рукопожатия, объятия, поцелуи. Невербальные средства обеспечивают эффективность общения. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, важно не только ч т о говорится, но и к а к это делается. Учиться пользоваться невербальными средствами общения необходимо. Например, знаменитый адвокат А.Ф. Кони отмечал, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Следует отказаться от резких, суетливых и однообразных движений. Существует несколько видов жестов, а именно: — ритмические жесты — движения в такт речи; подчеркивают логическое ударение, ускорение и замедление речи, место пауз; — эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств; некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь; — указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным или большим), ногой, поворотом тела. Какими, например, жестами вы сопроводите фразы: Открой то окно, Эту книгу не бери, возьми вон ту, Он стоит далеко позади меня, вон там? Бывают случаи, когда один и тот же жест расшифровывается по-разному в зависимости от ситуации. Например: (1) Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Ясно, что он хочет узнать, который час. (2) Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло, пора заканчивать лекцию». Наконец, некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, если говорящий касается своей груди слева, говоря: «У него тут ничего нет», то понятно, что речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке; — изобразительные жесты — это очевидно по названию – изображают предмет. На вопрос, что такое винтовая лестница, ожидаем увидеть вращательное движение правой рукой по вертикали. Что такое рябь на воде? Ожидаем увидеть волнообразное движение рукой по горизонтали. Иизобразите предметы, указанные в списке, сказав перед этим: Дай мне…(ножницы, петля, молоток, пила, телефон, губная помада, карандаш, стакан, скрипка); — символические жесты — это условные жесты: приветствия и прощания (помахать рукой, поклониться); категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки): Никогда не соглашусь, Никто не знал, Нигде не найдете, Совершенно ясно, Абсолютно не об этом; интенсивности (рука сжимается в кулак): Он такой упорный, В ней чувствуется такая собранность, активность, Честолюбив он страшно; отказа, отрицания (отталкивающие движения вперед или двумя руками ладонями вперед): Нет, нет! Не надо, прошу вас!; противопоставления (кисть руки выполняет движение в воздухе «там» и «здесь»): Пришли и молодые и старые, Одно окно на север, другое на юг, Годятся скамейки и большие и маленькие, разъединения (ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны): Это совершенно разные приемы, Это надо различать, Братья разъехались; объединения (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук): Они хорошо сработались, А если вместе это положить?, Давайте соединим усилия, Только объединившись, можно победить. Не следует забывать о том, что жесты отличаются национальным своеобразием. Классический пример: русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары — влево-вправо. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «Иди ты подальше». Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, в какую сторону повернута ладонь, как знак победы. Кроме того, во многих странах Европы этот жест означает цифру 2.
Список использованной литературы
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001. Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/Под ред. В.Д. Черняк. М.; СПб., 2002. Еремина С. А., Дзюба Е. В., Попова Э. Ю., Руженцева Н. Б. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для неязыковых факультетов. Екатеринбург, 2001. Ипполитова Н.А. Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2006. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. М., 1999. Культура русской речи: Учебник для вузов/Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Л. Ширяева. М., 1993. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник/Под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. Радугин А.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. М., 2004. Филиппова Л. С., Филиппов В. А. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. комплекс для дистанционного обучения. Тюмень, 2002. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования; Учеб. пособие для сред. проф. образования. М., 2002. Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся понятия «коммуникация»и «общение»? 2. Назовите основные функции общения. 3. Назовите основные виды общения. 4. Объясните значение термина дискурс. 5. Какие признаки характеризуют речевую ситуацию? 6. Приведите примеры косвенных высказывания и объясните их значение. 7. Как называются типы речи (дискурса), которые являются продуктом таких речевых актов, как похвала, поиски смысла, игра? 8. Перечислите условия успешного общения. 9. Какими невербальными средствами общения вы владеете? Лекция 2 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|