Здавалка
Главная | Обратная связь

Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий



Длясубъектов, заинтересованных в достоверной информации относительно финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятий, используется методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки этих параметров, которая включает: а) сбор и аналитическая обработку исходной информации; б) обоснование системы показателей рейтинговой оценки, их классификация и расчет итогового показателя; в) ранжирование предприятий по рейтингу.

Исходные показатели для рейтинговой оценки учитывают все основные направления финансовой и производственной деятельности. Они базируются на данных публичной отчетности предприятия и обычно объединяются в четыре группы:

1. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности (рентабельность всех активов, рентабельность собственного капитала и рентабельность производственных фондов).

2. Показатели оценки эффективности управления (балансовая прибыль на 1 руб. реализованной продукции, прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема реализации).

3. Показатели оценки деловой активности (отдача всех активов – выручка от реализации продукции на 1 руб. активов, отдача собственного капитала, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости оборотных фондов, запасов, дебиторской задолженности и др.).

4. Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости (коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициенты автономии и обеспеченности запасов собственными оборотными средствами).

По каждому показателю этих 4-х групп осуществляется сравнение анализируемого предприятия с условным эталонным, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки выглядит так.

1. Обосновывается система сравниваемых показателей, которые представляются в виде матрицы, где по строкам могут быть записаны номера показателей (i = 1,2, 3…n), а по столбцам номера предприятий (j = 1,2,3…m) или наоборот.

2. По каждому показателю находят максимальное значение, которое принимается за единицу, и заносят его в столбец эталонного предприятия (m + 1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

xij = aij/ max aij

Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

 

Rj =Ö (1 - X1J)2 + (1 - X2J)2 + … + (1 - XnJ)2.

 

Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением Rj. По данному алгоритму можно оценивать динамику комплексной оценки на начало и конец периода, а также по усредненным данным сравниваемых годов.

Алгоритм может быть и другим, если рейтинговую оценку производить не по минимальному отклонению от предприятия – эталона, а по максимальному удалению от начала координат. В этом случае расчеты ведутся по формуле:

Rj = Öa1J2 + a2J2 + … + anJ2 .

 

Обе последние формулы могут быть модифицированы за счет введения весовых коэффициентов значимости каждого показателя, определяемых экспертным путем.

По данным учебника [37] рейтинговая оценка может быть произведена так:

Этап 1. Выбирается система оценочных показателей, формируется матрица исходных данных (табл.28) с указанием их значений и величины весовых коэффициентов.

 

Таблица 28

Номер предприятия Запас безубыточности, % Коэффициент Рентабельность, % Коэф. фин. независим. %% обеспеч. тек. активов СОС
тек. ликв. оборач. ОС продаж капитала
 
1,8 3,2 0,75
2,0 2,5 0,62
1,5 2,8 0,55
1,7 2,2 0,68
1,4 2,7 0,58
1,6 3,5 0,72
Весовой к-т 2,0 1,0 1,5 1,2 1,8 1,3 1,6

 

Этап 2. Формируется матрица стандартизированных коэффициентов (табл.29), в которой по каждому показателю все значения табл. 28 делятся на максимальный (минимальный) элемент эталонного предприятия: xij = aij/ max aij. В качестве эталонного берется значение минимального элемента, если он является лучшим с экономической стороны (себестоимость, за траты на рубль продукции).

Этап 3. Все элементы матрицы возводятся в квадрат, умножаются на значения своих весовых коэффициентов и полученные результаты суммируются по строкам (табл.30).

 

Таблица 29

Номер предприятия Показатели
0,577 0,90 0,914 0,714 0,579 0,457
0,481 0,714 0,857 0,684 0,826 0,743
0,75 0,800 0,658 0,733 0,714
0,769 0,85 0,628 0,943 0,907 0,857
0,423 0,70 0,771 0,686 0,421 0,773
0,577 0,80 0,571 0,553 0,960

На основании рейтинговых значений производится ранжирование предприятий, т.е. определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования (в порядке убывания суммарной величины).

 

Таблица 30

Номер предприятия Показатели
Ri Место
0,668 0,810 1,252 0,612 0,603 1,3 0,334 5,577
0,462 0,765 0,880 0,842 0,887 0,883 5,719
0,562 0,960 1,2 0,779 0,698 0,816 7,015
1,182 0,722 0,591 1,067 1,8 1,068 1,174 7,604
0,356 0,490 0,564 0,319 0,776 3,396
0,666 0,640 1,5 0,391 0,551 1,197 1,6 6,545

 

По данным работы [19, с. 408-412] при рейтинговой оценке на уровне макроэкономики используются абсолютные показатели (объем продаж, прибыль, величина активов, уровень затрат), а на уровне предприятий – относительные. Среди последних - показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и др. Авторы считают, что значения всех весовых коэффициентов должны исчисляться в долях единицы, а сумма их по всем показателям должна быть равна 1 или 100%. Процедуры рейтингования проводится методами суммы мест и/или таксонометрическим.

Пусть имеем следующие исходные показатели (табл. 31):

 

 

Таблица 31

Показатели Предприятия Среднее по строке Среднеквадр.откл
Рентабельность продаж, % 7,07
Оборач-ть запасов, дни 10,4 8,3 8,8 7,4 6,1 6,8 8,0 3,45
Выручка, тыс. руб. 73,4

 

Воспользуемся для ранжирования методом суммы мест.

Таблица 32

Показатели Предприятия
 
Рентабельность продаж,
Оборачиваемость запасов,
Выручка, тыс. руб.
Сумма мест

 

Сумма мест минимальна у предприятия № 4, следовательно, оно по выбранным критериям и является лучшим.

При таксонометрическом методе исходные данные представляются в виде матрицы «Х» (табл.33):

 

Таблица 33

10,4 8,3 8,8 7,4 6,1 6,8

 

Далее эта матрица преобразуется в новую (Z), каждый элемент которой представляет собой разность между соответствующим элементом матрицы «Х» и средним значением по строке, в которой элемент расположен, деленную на величину среднеквадратического отклонения (табл. 34) «Z»:

 

Таблица 34

- 0,71 0,57 0,28 - 0,28 0,14
0,70 0,09 0,23 - 0,17 - 0,55 - 0,35
- 0,57 0,29 0,33 0,53 - 0,15 - 0,42

 

Составляется эталонное предприятие (из лучших значений по каждой строке):

Zэ = (Z1э Z2э Z3э) = (0,57; - 0,55; 0,53).

В данном примере в качестве эталонных выбраны максимальны значения показателей выручки и рентабельности и минимальные – для оборачиваемости в днях.

Определяются квазиорасстояния от любого предприятия до эталона Rj = Σ(Zij – Ziэ )2,

где i – номер показателя, j – номер предприятия.

Предприятие, имеющее минимальное значение Rj, признается лучшим. При использовании весовых коэффициентов «α», их значения добавляются в последнюю формуле, т.е. Σα(Zij – Ziэ )2.

Для нашего случая R1 = (- 0,71 – 0,57)2 + (0,7 + 0,55)2 + (0,57 – 0,53)2 = 4,41; R2 = (0 – 0,57)2 + (0,09 + 0,55)2 + (0,29 –0,53)2 = 0,79; R3 = 0,65; R4 = 0,23; R5 = 1,18; R6 = 1,13. Минимальное значение показателя у 4-го предприятия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.