Здавалка
Главная | Обратная связь

Полномочия, состав и структура областного (Минского городского) суда



Областные суды и Минский городской суд образуют второе звено белорусской судебной системы и являются судами, находящимися по иерархии между районными (городскими) судами и Верховным Судом Республики Беларусь. Поэтому их еще называют судами среднего звена системы судов общей юрисдикции. Областные суды действуют во всех областях Республики Беларусь. В г. Минске функционируют соответственно областной суд, Минский городской суд. Все суды второго звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую структуру и одинаковые полномочия.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей компетенцию областного (Минского городского) судов определил следующим образом. В соответствии со ст. 36 суды второго звена рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях; могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.

В качестве суда первой инстанции областные (Минский городской) суды рассматривают по общим правилам судопроизводства:

1) уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступления против государства, а также дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение;

2) гражданские дела, которые подсудны им в силу актов законодательства: по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума и др. (ч.2 ст.44 ГПК); по заявлениям о признании забастовки незаконной (ст. 395 Трудового кодекса); дела об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь (ст. 121 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется по кассационным жалобам сторон или протесту прокурора на решения, приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, не вступившие в законную силу.

В качестве суда надзорной инстанции президиум областного (Минского городского) суда проверяет по протестам уполномоченных должностных лиц законность и обоснованность судебных актов, вступивших в законную силу. Протест в порядке надзора вправе приносить Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители, председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, г. Минска и приравненные к ним прокуроры.

Суды второго звена вправе проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Областной суд и Минский городской суд могут изъять любое дело из районного (городского) суда, находящегося на территории соответствующего суда, и принять его к своему производству по первой инстанции или решить вопрос о передаче для рассмотрения дела из одного районного (городского) суда в другой. Это может иметь место при отмене решения или приговора районного (городского) суда, в виду особой сложности дела, а также после вторичной отмены приговора или решения районного (городского) суда в кассационном или надзорном порядке.

Кроме этого, суды второго звена уполномочены осуществлять надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывать им помощь в применении законодательства, а также изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику.

Надзор за деятельностью областных и Минского городского суда в форме кассационного или надзорного производства осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь, который, кроме того, может изъять любое дело из этих судов и принять его к своему рассмотрению по существу.

Состав областного (Минского городского) суда

Количественный состав областных, Минского городского судов зависит от объема и характера судебной работы по рассмотрению дел, размеров территории соответствующей области, количества проживающего населения, количества районных (городских) судов, объема их работы. Он определяется Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Областной (Минский городской) суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. В этих судах имеются: 1) судебная коллегия по уголовным делам; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) президиум суда.

При этом, ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предусматривает возможность образования Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском) судах кассационной судебной коллегии, апелляционной судебной коллегии и иных судебных коллегий для специализированного рассмотрения дел.

Состав и структура областного (Минского городского) суда представлены на схеме 8.

Судебные коллегии областного (Минского городского) суда

Состав судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам формируется из судей областного (Минского городского) суда и утверждается президиумом данного суда по представлению председателя суда. В судебную коллегию входят: председатель коллегии, который одновременно является заместителем председателя соответствующего суда, судьи и народные заседатели.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела; могут рассматривать в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке (ст. 43 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Схема 8

 
 

 

 


Приговоры и решения, вынесенные судебной коллегией, действующей как суд первой инстанции, могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь до вступления их в законную силу. После вступления в законную силу эти судебные акты могут быть опротестованы в порядке надзора в Верховный Суд Республики Беларусь.

В качестве суда второй инстанции судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на приговоры, решения, определения районных (городских) судов и постановления судей этих судов, не вступившие в законную силу.

Определения судебных коллегий, вынесенные в результате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в силу немедленно после вынесения и могут быть опротестованы только в порядке надзора в президиум областного (Минского городского) суда.

Согласно ст. 43 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судебные коллегии областных судов и Минского городского суда под руководством их председателей изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику.

Президиум областного (Минского городского) суда

Согласно ст. 39 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Президиум областного (Минского городского) суда образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Состав президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Заседания президиума созываются председателем соответствующего суда и проводятся по мере необходимости (на практике это происходит не реже двух раз в месяц). Заседания считаются правомочными при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и подписываются председательствующим на его заседании.

Полномочия президиума можно разделить на две группы:

1. Полномочия, связанные с рассмотрением уголовных и гражданских дел (процессуальные полномочия).

Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда. Кроме того, разрешает вопросы о пересмотре уголовных и гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиумы областных судов и Минского городского суда рассматривают уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению прокурора, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке. Рассмотрение гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам происходит в тех случаях, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда, и решение было изменено. В этом случае рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе заинтересованной стороны.

2. Полномочия организационного характера:

· утверждение по представлению председателя областного (Минского городского) суда составов судебных коллегий и судебных составов данного суда;

· рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

· заслушивание председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

· оказание помощи районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей[70].

Председатель областного (Минского городского) суда

Председатель областного (Минского городского) суда как судья осуществляет процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он может:

ü председательствовать в судебных заседаниях;

ü приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления по делам;

ü приостанавливать исполнение решений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом;

ü истребовать судебные дела из районных (городских) судов для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

ü передавать дела для рассмотрения по первой инстанции при наличии предусмотренных законом оснований из одного районного (городского) суда в другой в пределах данной области (г. Минска).

В обязанности председателя входит участие в заседаниях Пленума Верховного Суда.

Как руководитель органа судебной власти среднего звена, председатель областного (Минского городского) суда наделен полномочиями по организационному руководству деятельностью суда: распределяет обязанности между своими заместителями; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями; вносит в президиум суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов и др.

Кроме этого, председатель областного (Минского городского) суда выполняет также функции по планированию работы суда, контролирует своевременность обращения приговора к исполнению и исполнение судебных решений по гражданским делам, подготовку отчетов о работе суда.

В каждом областном суде, а также в Минском городском суде имеется не менее двух заместителей председателя суда.

Аппарат областного (Минского городского) суда

Аппарат областного (Минского городского) суда обеспечивает деятельность суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной статистики, содействует созданию условий для осуществления председателем суда и его заместителями функций, направленных на организацию деятельности суда. Аппарат областного, Минского городского суда подчиняется председателю соответствующего суда.

Помощник председателя осуществляет контроль за соблюдением Инструкции по делопроизводству в областных, Минском городском судах Республики Беларусь, участвует в приеме граждан, оказывает помощь председателю суда в осуществлении контроля за выполнением работниками должностных обязанностей, совместно с председателем суда организует проведение занятий с работниками аппарата суда по повышению квалификации, выполняет другие поручения председателя суда.

Секретарь судебного заседания областного (Минского городского) суда регистрирует поступающие для рассмотрения по первой инстанции уголовные и гражданские дела; выписывает и направляет судебные повестки по делам первой инстанции; ведет протокол судебного заседания; направляет копии приговоров; выписывает исполнительные листы; оформляет и сдает дела в архив; обязан своевременно сдавать дела в канцелярию после состоявшегося судебного заседания; в случае отсутствия секретаря судебной коллегии исполняет обязанности отсутствующего.

Секретарь судебной коллегии по уголовным (гражданским) делам отвечает за правильное ведение делопроизводства в коллегии, сохранность дел и иных документов; регистрирует поступающие для рассмотрения в кассационном порядке уголовные (гражданские) дела; составляет список назначенных к слушанию дел и вывешивает его на доске объявлений; исполняет определения по кассационным делам; оформляет и готовит к сдаче в архив производства, наряды; составляет статистические отчеты о работе судебной коллегии по рассмотрению уголовных (гражданских) дел и др.

В функции инспектора президиума областного (Минского городского) суда входит:

· регистрировать и вести учет производства по жалобам, поступающим в порядке надзора;

· осуществлять общее руководство за прохождением и исполнением жалоб в порядке надзора;

· участвовать в работе президиума и вести протоколы заседаний;

· составлять справки о количестве рассмотренных жалоб, протестов;

· в случае отсутствия секретаря судебного заседания замещать отсутствующего, а также выполнять иные обязанности, возложенные руководством суда.

Консультант областного (Минского городского) суда рассматривает жалобы на решения по делам; вносит предложения председателю суда об истребовании дел по жалобе в порядке надзора; истребует документы, необходимые для своевременного и правильного разрешения жалоб; участвует в изучении и обобщении работы суда по рассмотрению жалоб; участвует в приеме граждан.

Заведующий архивом областного (Минского городского) суда принимает на хранение наряды и дела; организует отбор документов на постоянное хранение в делопроизводстве и к уничтожению; выдает в установленном порядке справки; снимает копии приговоров, решений, определений или делает выписки из них по делам, производства по которым хранятся в архиве суда; дает ответы на запросы по архивным делам и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.