Конституционный Суд Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь – особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия (конституционного правосудия) и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов[60]. Конституционные основы организации и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь закреплены в ст. 116 Основного Закона. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь, порядок его формирования и деятельности, а также компетенция Конституционного Суда определены в главе второй «Конституционный Суд Республики Беларусь» Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также в Законе Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII (ред. от 03 ноября 2005 г.) «О Конституционном суде Республики Беларусь»[61] и Регламенте Конституционного Суда (с изменениями и дополнениями)[62]. Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и её непосредственного действия на территории государства, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»). При осуществлении судопроизводства Конституционный Суд не разрешает уголовное, гражданское, административное или хозяйственное дело по существу. Его задача – определить, соответствует ли Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь проверяемый нормативный правовой акт. Перечень объектов конституционного контроля представлен на схеме 11. Деятельность Конституционного Суда находит свое выражение в принимаемых им решениях, которые обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Количество решений Конституционного Суда из года в год возрастает. Динамика рассмотренных дел Конституционным Судом с момента его создания следующая: 1994 год – 5 дел, 1995 – 17, 1996 – 12, 1997 – 6, 1998 – 11, 1999 – 17, 2000 – 28, 2001 – 48, 2002 – 40, 2003 – 36, 2004 – 45, 2005 – 59, 2006 – 37[63]. Постоянно увеличивается количество обращений граждан, поступающих в Конституционный Суд. Так, в 1997 г. в Конституционный Суд поступило около 600 письменных и устных обращений, в 1998 г. – 860, в 1999 г. – 890, в 2000 г. – 850, в 2001 г. – более 1700[64]. В 2005 г. в Конституционный Суд обратились с личными и коллективными заявлениями около шести тысяч граждан, рассмотрено 29 обращений депутатов. На личном приеме, в том числе во время встреч с трудовыми коллективами, судьями и специалистами Секретариата Конституционного Суда принято около 300 человек[65]. В 2006 году Конституционный Суд вынес более 30 решений, принятых на его пленарных заседаниях, рассмотрел 2148 обращений граждан, 13 обращений депутатов, 77 запросов государственных органов. С учетом коллективных обращений всего в Конституционный Суд обратилось более шести тысяч граждан[66]. Схема 11
Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд: 1) Президент Республики Беларусь; 2) Палата представителей Национального собрания; 3) Совет Республики Национального собрания; 4) Верховный Суд Республики Беларусь; 5) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; 6) Совет Министров Республики Беларусь (ст. 6 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»). Другие государственные органы, а также общественные объединения, иные организации и граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта. Нормативный правовой акт оценивается Конституционным Судом по содержанию норм, форме нормативного акта, разграничению компетенции между государственными органами, порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие. При этом Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определил, что Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и их отдельных положений. При проверке акта имеется в виду, как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из граждан Республики Беларусь, имеющих высшее юридическое образование, являющихся высококвалифицированными специалистами в области права и имеющих, как правило, ученую степень, обладающих высокими моральными качествами. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми членов Конституционного Суда. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь и шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по представлению Председателя Конституционного Суда. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей впервые определил срок полномочий Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителя – 5 лет (ч.1 ст.25, ч.1 ст.26 Кодекса). Срок полномочий судей Конституционного Суда составляет 11 лет, по истечении которого они могут быть избраны или назначены на новый срок. Председатель Конституционного Суда председательствует на заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь; пользуется всеми правами и исполняет обязанности судьи Конституционного Суда; наделен полномочиями по организационному руководству деятельностью суда; представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными. Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей; пользуется всеми правами и исполняет обязанности судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного суда имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений или заключений Конституционного Суда. При решении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами. Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения (ст.116 Конституции Республики Беларусь, ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ст. 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»): · о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; · о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь; · о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; · о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. В соответствии с. ч.8 ст.22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов, другие предложения, вытекающие из его компетенции. Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются: 1. Законность. Разрешая дела, Конституционный Суд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных правовых актов Конституции Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности. 2. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу. 3. Принцип коллегиальности заключается в том, что рассмотрение дел и вопросов и принятие по ним решений производится в Конституционном Суде коллегиально. 4. Принцип гласности предполагает открытое разрешение дел. Основное назначение принципа гласности – обеспечить социальный контроль и ответственность судей во всех видах судопроизводства, включая конституционное. Для обеспечения гласности Регламент Конституционного Суда предусматривает ведение реестра обращений, принятых к рассмотрению, и дел, назначенных к слушанию. Конституционный Суд назначает закрытое заседание, если это необходимо для сохранения государственной тайны. Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. 5. Устность. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. 6. Равноправие и состязательность сторон. При рассмотрении дел стороны пользуются равными правами. Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон. Участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Сторонами являются: 1) должностные лица, подписавшие или издавшие акт, конституционность которого проверяется, или их представители; 2) инициаторы, представившие на рассмотрение Конституционного Суда предложение, или их представители. В качестве представителей сторон могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица, полномочия которых письменно подтверждены сторонами в установленном порядке. Стороны и их представители наделяются равными правами. Они вправе излагать собственную позицию по делу и задавать вопросы противной стороне (ее представителю), свидетелям и экспертам, а также заявлять ходатайства, представлять документы, письменные отзывы, иные материалы, знакомиться с документами, письменными отзывами и иными материалами, предоставленными Конституционному Суду другой стороной (ее представителем). При рассмотрении вопросов Конституционный Суд Республики Беларусь не связан доводами и соображениями сторон. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета, как правило, открыто. В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает повестку дня. После этого он удостоверяется в явке сторон и участников, при необходимости проверяет их полномочия и разъясняет им их права и обязанности. Затем судья – докладчик излагает сущность вопроса, повод и основания для его рассмотрения. После его выступления выслушиваются стороны или их представители, а при необходимости – показания свидетелей, экспертов, специалистов и оглашаются документы, имеющие значение для рассмотрения дела. По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. Оно должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании голосованием путем поименного опроса судей. Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. В соответствии со ст. 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в виде заключения принимаются: 1) решение о соответствии закона, декрета и указа Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, а также иных актов Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; 2) решение по вопросу о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса. Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь, не согласный с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде, которое по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь. Решения и заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Решения Конституционного Суда подлежат обязательному официальному опубликованию и исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены. Конституционный Суд может пересмотреть свое решение, если: 1) изменилась конституционная норма, на основании которой принято решение; 2) открылись новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на его сущность. При Конституционном Суде создается Научно-консультационный советиз числа ученых и иных специалистов в области права. Информационно-справочную, организационно-техническую и иную работу по обеспечению деятельности Конституционного СудаосуществляетСекретариат.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|