Здавалка
Главная | Обратная связь

Полномочия хозяйственных судов



Первичное звено системы судов хозяйственной юрисдикции – хозяйственные суды областей и г. Минска – согласно ст. ст. 48 и 268 ХПК рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда апелляционной инстанции. Наряду с этими функциями ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определяет, что хозяйственный суд области (города Минска) рассматривает дела и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с установленной Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами компетенцией, хозяйственные суды Республики Беларусь осуществляют правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе и с участием международных организаций, иностранных лиц, и граждан.

К юрисдикции хозяйственных судов Республики Беларусь относятся следующие споры с участием иностранных инвесторов:

· о возмещении понесенных убытков;

· об обжаловании действий (бездействия) и ненормативных актов должностных лиц государственных (контролирующих, налоговых, таможенных) и иных органов, ущемляющих права и законные интересы иностранных инвесторов;

· о применении экономических санкций;

· споры между учредителями (участниками) созданных иностранными инвесторами юридических лиц;

· об отказе в регистрации организаций с иностранными инвестициями, о защите деловой репутации;

· об экономической несостоятельности (банкротстве) и иные споры, отнесенные к их компетенции международными договорами и законодательством Республики Беларусь.

В компетенцию хозяйственного суда входит также рассмотрение и разрешение иных, помимо экономических, дел:

· об отмене постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

· об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

· по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

· о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

· б обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа;

· об экономической несостоятельности (банкротстве), о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, иные дела специальной подведомственности, установленной ст. 47 ХПК.

Законодательными актами к подведомственности хозяйственного суда могут быть отнесены и другие дела.

Председатель хозяйственного суда области (г. Минска) председательствует в судебных заседаниях коллегий и обладает организационными полномочиями, в том числе формирует судебные составы; организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; осуществляет общее руководство аппаратом суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов и другие функции организационного руководства соответствующим судом (ст. 63 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Заместители председателя хозяйственного суда области (г. Минска), являясь судьями этого суда, возглавляют судебные коллегии и составы, организуют деятельность структурных подразделений аппаратов этих судов, в случае отсутствия председателя хозяйственного суда осуществляют его полномочия.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь выполняет следующие судебные функции:

1) рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;

2) рассматривает в кассационном порядке жалобы на вступившее в законную силу постановление хозяйственного суда первой инстанции и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции;

3) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

4) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В качестве суда первой инстанции Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает:

ü дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

ü хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

ü дела, связанные с государственными секретами;

ü иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Наряду с этим, Высший Хозяйственный Суд:

ü обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений;

ü изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

ü разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

ü проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей;

ü решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

ü осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией и другими законодательными актами.

Перечисленные выше полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отражены в ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законодательными актами.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда. Он состоит из Председателя Высшего Хозяйственного Суда, его первого заместителя и заместителей, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председателей хозяйственных судов областей и г. Минска, специализированных хозяйственных судов.

Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей данного суда избирает секретаря Пленума; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслушивает отчеты о деятельности этой коллегии.

Пленум созывается по мере необходимости Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие – первым заместителем, но не реже одного раза в четыре месяца.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим и секретарем.

В соответствии со ст. 302 ХПК, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Кроме этого, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривает в пределах своей компетенции дела по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия в соответствии со ст. 74 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь согласно ст. 302 ХПК является хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия в соответствии со ст. 77 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии со ст. 283 ХПК является хозяйственным судом кассационной инстанции. Она проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой и апелляционной инстанций.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Ст. 80 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, определяя компетенцию судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда, устанавливает, что они рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда назначается из числа судей этого суда Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом ч.1 ст. 70 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определила срок, на который назначается ПредседательВысшего Хозяйственного Суда, первый заместитель, заместители Председателя, – пять лет.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда осуществляет полномочия Председателя суда в его отсутствие либо в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению, вправе председательствовать в заседаниях Пленума, Президиума и судебных коллегий, руководит работой структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда (ст. 71 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его первого заместителя полномочия председателя этого суда осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам формирования практики применения законодательства и разработки предложений по его совершенствованию при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создан Научно-консультативный Совет.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.