Верховный Суд Республики Беларусь
Верховный Суд Республики Беларусь является высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь. Роль и место Верховного Суда Республики Беларусь в судебной системе определяется следующими положениями: · Верховный Суд рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, в качестве суда кассационной инстанции, а также в качестве суда первой инстанции – наиболее сложные уголовные и гражданские дела. Отличительным признаком, характеризующим компетенцию Верховного Суда Республики Беларусь согласно Кодексу Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, является наделение его правом рассматривать в порядке надзора дела об административных правонарушениях, а также гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке. Это положение впервые устанавливает ст. 46 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей; · он вправе осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции; · является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции; · осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за деятельностью всех общих судов; · направляет судебную практику, давая в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства; · вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; · разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства. Состав Верховного Суда представлен на схеме 9. Схема 9
В Верховном Суде Республики Беларусь дела рассматриваются в следующем составе: 1) в качестве суда первой инстанции гражданские дела – судьей единолично, уголовные дела – коллегией в составе председательствующего и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В остальных случаях уголовное дело слушается судьей единолично; 2) в кассационном порядке при рассмотрении в судебных коллегиях – в составе трех профессиональных судей, на одного из которых возлагается обязанность председательствовать в судебном заседании; 3) в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам при рассмотрении в судебных коллегиях – в составе трех профессиональных судей, а в Президиуме – при участии большинства его полного состава; 4) Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности, действующей как суд первой инстанции, и по вновь открывшимся обстоятельствам – в составе трех судей. Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет его Председатель. Он обладает процессуальными и организационными полномочиями, перечень которых дан в ст. 47 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Выполняя процессуальные полномочия, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь вправе: ü председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда; ü истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора; ü приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений, постановлений любого суда общей юрисдикции и приносить протесты на указанные судебные решения; В порядке руководства работой Верховного Суда Председатель Верховного Суда: ü организует деятельность Верховного Суда и иных общих судов; ü созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда, председательствует на их заседаниях; ü организует работу по осуществлению контроля за исполнением разъяснений Пленума, работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; ü вносит на рассмотрение Пленума представления о несоответствии разъяснений Пленума законодательству Республики Беларусь; ü вносит представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь. В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих полномочий, либо по его поручению функции председателя Верховного Суда исполняет его первый заместитель, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей, – заместитель Председателя Верховного Суда. Полномочия Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда определены в ст.ст. 48, 49 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Срок полномочий Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Первого заместителя и заместителей Председателя, а также судей Верховного Суда составляет пять лет (ч.1 ст.47, ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 Кодекса). Судьи могут быть назначены на новый срок или бессрочно (ст. 99 Кодекса). Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе, который согласно ст. 41 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»[72] составляет 65 лет. Структура Верховного Суда Республики Беларусь может быть проиллюстрирована схемой 10. Схема 10
Судебные коллегии Верховного Суда Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь формируются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются его Пленумом по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (ст. 56 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам включает 19 судей, по гражданским делам – 10 судей, военная коллегия – 5, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности – 3 судей. Судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает в пределах своих полномочий гражданские дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Ст. 57 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закрепляет также правомочие судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь рассматривать гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке. По первой инстанции судебная коллегия по уголовным делам рассматривает дела: · о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, членами Совета Республики, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и судьями; · уголовные дела, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства. Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела: ü по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан, по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений; ü по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума; ü по жалобам на отказ в регистрации политических партий, а также по заявлениям о прекращении их деятельности; ü по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства; ü по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь; ü по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, Верховный Суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное и гражданское дело (ст. 269 УПК, ст. 45 ГПК). Рассмотрение дел по первой инстанции в Верховном Суде Республики Беларусь производится по общим правилам гражданского и уголовного судопроизводства. Постановленные при этом приговоры и решения вступают в законную силу немедленно после их вынесения и кассационному обжалованию и опротестованию не подлежат. Они могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь. Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь рассматривают дела в кассационном порядке по кассационным жалобам и протестам на приговоры и решения областных судов и Минского городского суда, не вступившие в законную силу. В порядке надзора коллегии рассматривают дела по протестам Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь или их заместителей на постановления президиумов областных, Минского городского судов, или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, а также на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения, постановления областных, Минского городского судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде (ч. 2 ст.407 УПК, ч. 2 ст.440 ГПК). Судебная коллегия по гражданским делам осуществляет пересмотр решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, если они были предметом ее рассмотрения по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке (ст. 453 ГПК). Разрешение же вопроса о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам производится судебной коллегией Верховного Суда в отношении приговоров, определений и постановлений областных и Минского городского судов (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК). Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет следующие полномочия: 1) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности, подсудные военным судам, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерала либо занимающих должности от командира соединения, равные им и выше; 2) рассматривает кассационные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления и определения Белорусского военного суда; 3) в порядке надзора рассматривает уголовные и гражданские дела по протестам на постановления президиума Белорусского военного суда или при отсутствии кворума в президиуме указанного суда по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления межгарнизонных военных судов, а также приговоры, решения, определения Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь (ч. 3 ст. 407 УПК, ч. 3 ст. 440 ГПК); 4) разрешает вопросы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений Белорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК). Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (до введения в действие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей – судебная коллегия по патентным делам) начала свою работу в 2000 г. Она рассматривает дела: 1) по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности (ст. 45 ГПК); 2) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе (ст. 359 ГПК). Кроме рассмотрения и разрешения дел судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику общих судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства. Руководство работой коллегий осуществляют их председатели, которые одновременно являются заместителями Председателя Верховного Суда. Президиум Верховного Суда Президиум Верховного Суда Республики Беларусь состоит из Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Заседания Президиума проводятся по мере необходимости (на практике – не реже двух раз в месяц). По приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в заседании Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, а также иные лица. Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Президиума и подписываются председательствующим на его заседании. Члены Президиума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений (ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные. К процессуальным относятся рассмотрение гражданских и уголовных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум Верховного Суда рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда Республики Беларусь в качестве суда первой инстанции; дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке или в порядке надзора. Протест в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь вправе принести Генеральный прокурор, Председатель Верховного Суда или их заместители. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь решает вопрос о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и постановлений, вынесенных Верховным Судом по первой инстанции (п. 3 ч. 1 ст. 422 УПК). Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам Президиум Верховного Суда не пересматривает. Они могут пересматриваться только судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда. Пересмотр гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховном Суде может относиться только к тем делам, которые рассмотрены по первой инстанции. Организационная деятельность Президиума Верховного Суда осуществляется в двух направлениях: 1) рассмотрение вопросов, связанных с организацией работы в самом Верховном Суде, его аппарате. Так, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности коллегий; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства. Согласно ст. 54 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; рассматривает вопросы организации работы председателей и судей нижестоящих общих судов, заслушивает председателей нижестоящих общих судов о деятельности судов. Кроме того, в компетенцию Президиума Верховного Суда Республики Беларусь входит полномочие рассматривать ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений. Пленум Верховного Суда Пленум Верховного Суда Республики Беларусь действует в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда, а также председателей областных судов, Минского городского суда и Белорусского военного суда, входящих в состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по должности. В заседаниях Пленума вправе принимать участие Президент Республики Беларусь и его представители, председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь и их заместители, а по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений (ст. 50 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума и лица, имеющие право принимать участие в заседаниях Пленума. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Пленума. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Члены Пленума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума. Главное в деятельности Пленума – давать в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения даются в форме постановления. Аппарат Верховного Суда Аппарат Верховного Суда Республики Беларусь предназначен для обеспечения работы судей по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по выполнению иных функций. Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда устанавливаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Аппарат Верховного Суда включает начальников отделов, заместителей начальников, консультантов, инспекторов, секретарей и других работников, выполняющих вспомогательную работу. В аппарате Верховного Суда имеются структурные подразделения: - Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда осуществляет организационное и правовое обеспечение работы Пленума и Президиума (подготовка вопросов для обсуждения на Пленуме и Президиуме, а после – на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде; ведение протоколов заседаний Пленума, Президиума и Научно-консультативного совета; обращение к исполнению постановлений Президиума по судебным делам; составление повесток заседания Пленума и Президиума (по распоряжению Председателя Верховного Суда и др.). - Управление жалоб и приема граждан в Верховном Суде Республики Беларусь предназначено для организации и осуществления работы по своевременному и качественному рассмотрению поступающих в Верховный Суд жалоб на решения, приговоры, определения, постановления по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях. - Управление работы с законодательством осуществляет учет и систематизацию действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, подготовку заключений на законопроекты. - Управление обобщения судебной практики предназначено для своевременной и качественной подготовки обобщений судебной практики и проектов постановлений Пленума Верховного Суда, разъясняющих вопросы применения законодательства. - Организационное управление Верховного Суда осуществляет организационное, справочное и информационно-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда. В управлении функционируют секретариаты всех четырех судебных коллегий, архив. Архив Верховного Суда предназначен для хранения законченных делопроизводством документов, дел, образовавшихся в процессе деятельности структурных подразделений Верховного Суда; личных фондов ведущих работников Верховного Суда; справочного материала к документам архива (описи дел, картотеки, указатели). - Сектор кадровой работы и Сектор спецработы и судебной статистики Верховного Суда осуществляют государственную кадровую политику, направленную на комплектование Верховного Суда. - Финансово-хозяйственное управление Верховного Суда ведет бухгалтерский учет,обеспечивает контроль за использованием денежных средств, имущества, служебных помещений, осуществляет хозяйственное и техническое обслуживание здания Верховного Суда, компьютерной техники и других технических средств. - Научно-консультативный совет – совещательный орган, предназначенный для оказания консультативной помощи Верховному Суду при разработке им рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики: 1) по вопросам разъяснений Пленума Верховного Суда, связанным с применением законодательства, на основе материалов обобщений судебной практики и анализа судебной статистики; 2) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов; 3) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом; 4) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике. Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда сроком на пять лет и включает: председателя, секретаря, членов совета из числа ученых-юристов, судей и других работников правоохранительных органов. Из состава лиц, входящих в Научно-консультативный совет, сформированы две секции: по гражданско-правовым вопросам; по уголовно-правовым вопросам. Редакционная коллегия журнала «Судовы веснік». Журнал «Судовы веснік» издается с 1992 г. В журнале публикуются постановления Пленума Верховного Суда, постановления Президиума Верховного Суда, определения судебных коллегий, а также материалы о деятельности Верховного Суда, областных судов, Минского городского суда, районных (городских) судов, имеющие значение для совершенствования судебной практики.
Хозяйственные суды Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами в пределах своей компетенции правосудие в области отношений, возникающих в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Система хозяйственных судов, их состав и компетенция определены в главе 4 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Являясь в первую очередь правоприменительными органами, хозяйственные суды, согласно положениям Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, вместе с тем участвуют в процессе нормотворчества. Так, хозяйственные суды изучают и обобщают практику рассмотрения дел, ведут и анализируют судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь, который на основе изучения и обобщения практики рассмотрения споров хозяйственными судами разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь предоставлено также право обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|